Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений  для целей бухгалтерского учета

С.Г. Хабаев
Формирование единых принципов организации бухгалтерского учета является неотъемлемым условием деятельности любого учреждения.

Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных государственных (муниципальных) учреждений. О правилах формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета пойдет речь в данной статье.

С. Г. Хабаев, доктор экономических наук, доцент, консультант ООО «ЦентрАудит М»

В связи с вступлением в силу в 2011 году ряда документов, регламентирующих бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях, к настоящему времени сформировалась пятиуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в данных организациях (см. рисунок 1).

Нормативными документами, которыми в первую очередь будут руководствоваться в государственных (муниципальных) учреждениях при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета, будут Закон № 129-ФЗ и Инструкция № 157н.

Согласно пункту 6 Инструкции № 157н государственные (муниципальные) учреждения в целях организации бухгалтерского учета руководствуются законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией № 157н и формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и полномочий, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из Закона № 129-ФЗ вытекают следующие правила формирования учетной политики:

1) принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6);

2) принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п. 4 ст. 6);

3) изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п. 4 ст. 6);

4) в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п. 4 ст. 6);

5) в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п. 4 ст. 13).

Кроме вышеперечисленных норм при формировании учетной политики следует руководствоваться еще несколькими правилами:

  • в учетной политике рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами многовариантно или не определено в нормативных документах;
  • дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года, необходимость дополнений может быть связана с изменениями, произошедшими в организации (например, появление филиала в учреждении приводит к необходимости внесения дополнений в график документооборота);
  • учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, то есть филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от той, что принята в головном учреждении.
  • В пункте 6 Инструкции № 157н определен перечень вопросов, необходимых для изложения в учетной политике государственных (муниципальных) учреждений. В учетной политике данных учреждений утверждаются:
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией № 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Содержание данного пункта Инструкции № 157н свидетельствует о том, что перечень вопросов, отражаемых в учетной политике, не является закрытым.

Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений состоит из двух разделов:

  • организационного;
  • методического.

Организационный раздел

Рассмотрим содержание организационного раздела учетной политики государственных (муниципальных) учреждений. В данном разделе следует раскрыть следующую информацию.

Перечень документов, регламентирующих отраслевую специфику бухгалтерского учета в государственном (муниципальном) учреждении

Например, для учреждений здравоохранения такими документами могут быть:

  • Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденные Минздравсоцразвития России 9 июня 2007 года;
  • приказ Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. № 530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР».

Организацию бухгалтерской службы в учреждении

В соответствии со статьей 6 Закона № 129-ФЗ существуют следующие варианты организации бухгалтерской службы в организациях:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) руководитель ведет бухгалтерский учет лично.

Рабочий план счетов

В рабочем плане счетов должен быть указан перечень синтетических и аналитических счетов, используемых в государственном (муниципальном) учреждении. Эту информацию следует представить в виде приложения к учетной политике. Рабочий план счетов зависит от специфики деятельности государственного (муниципального) учреждения. При этом у государственных (муниципальных) учреждений есть возможность вводить:

  • дополнительные коды вида аналитического счета. Например, согласно пункту 199 Инструкции № 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете) устанавливать в составе рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) — дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета;
  • дополнительные коды вида синтетического счета. Например, согласно пункту 300 Инструкции № 157н учреждение вправе в рамках формирования учетной политики устанавливать дополнительные коды вида синтетического счета к счету 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» в целях осуществления аналитического учета финансовых результатов, например по годам их формирования.

График документооборота

Порядок организации документооборота определен в Положении «О документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Минфином СССР от 29 июля 1983 г. № 105 (далее — Положение № 105). Согласно данному Положению движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив) регламентируется графиком.

В Положении № 105 определены следующие правила формирования графика документооборота:

  • работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер;
  • график документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения;
  • график документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ;
  • каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы;
  • контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.

В Положении № 105 приведен пример графика документооборота, который представлен на рисунке 2.

Формы первичных учетных документов

Согласно постановлению Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 «Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации» учреждения могут добавлять в первичные учетные документы дополнительные реквизиты. Кроме того, формы бланков являются рекомендуемыми и могут быть изменены, но при этом вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации. Таким образом, информацию об изменениях, которые будут внесены в унифицированные формы первичных учетных документов, необходимо отразить в учетной политике.

Если же государственное (муниципальное) учреждение использует не­унифицированные формы первичных документов, необходимо, чтобы эти документы содержали обязательные реквизиты. Перечень обязательных реквизитов представлен в статье 9 Закона № 129-ФЗ и в пункте 7 Инструкции № 157н. К обязательным реквизитам относятся:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Кроме этого в том же пункте Инструкции № 157н определено, что в случае отсутствия утвержденных форм сводных учетных документов Минфином России государственные (муниципальные) учреждения вправе в рамках формирования своей учетной политики утверждать формы сводных учетных документов с учетом требований к составу обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 Инструкции № 157н.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии декабрьского номера журнала «Бюджетный учет»


Реклама