Цены,  обязанности, контроль

Закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — Закон № 227-ФЗ) ввел в Налоговый кодекс ряд изменений. В статье рассмотрены методы определения цены сделки, новые обязанности налогоплательщиков, виды налогового контроля, соглашений о ценообразовании. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.3 Налогового кодекса для налогообложения учитываются доходы, которые могли бы быть получены одним из взаимозависимых лиц при заключении сделки, но не были им получены вследствие отличия коммерческих или финансовых условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми.Такое правило действует в случае, если сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, не уменьшится. Законодатель устанавливает только одно исключение — случаи, когда налогоплательщик применяет симметричную корректировку в соответствии с новыми положениями Налогового кодекса. Положения о симметричных корректировках введены Законом № 227-ФЗ. Их определение дано в статье 105.18 Налогового кодекса. В соответствии с ним симметричными корректировками признаются такие корректировки, которые применяются российскими организациями-налогоплательщиками, являющимися стороной по сделке между взаимозависимыми лицами, и которые применяют цены, используемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при корректировке налоговой базы и суммы налога (в случае доначисления налога по итогам проверки) между взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику, который является другой стороной указанной сделки.

 

 Цена сделки

Если лица не признаны взаимозависимыми, то цена, применяемая в сделке, и доход (прибыль, выручка) сторон по такой сделке считаются рыночными.

В силу положения пункта 4 статьи 105.3 Налогового кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов ФНС России осуществляется с соблюдением положений главы 14.5 Налогового кодекса и проводится по следующим видам налогов:

1) налогу на прибыль организаций; 

2) налогу на доходы физических лиц, уплачиваемому в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса;

3) налогу на добычу полезных ископаемых (в случае если одна из сторон сделки является плательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) налогу на добавленную стоимость (в случае если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) плательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Данный перечень является исчерпывающим. И если налогоплательщиком занижена сумма налога, подлежащая уплате, то ФНС России самостоятельно производит корректировку соответствующей налоговой базы. Это положение закреплено в пункте 5 новой статьи 105.3 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 105.4 Налогового кодекса при совершении налогоплательщиками сделок, в отношении которых предусмотрено регулирование цен посредством установления цены или согласования с уполномоченным органом исполнительной власти формулы цены, установления максимальных и (или) минимальных предельных цен, надбавок к цене или скидок с цены либо посредством иных ограничений на рентабельность или прибыль в указанных сделках, цены таких сделок признаются рыночными для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанные особенности учитываются, если регулирование цен осуществляется в соответствии с законодательством актами правительства, законодательством субъектов, муниципальными правовыми актами, нормативными правовыми актами уполномоченных органов, нормативными правовыми актами иностранных государств, а также международными договорами Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 105.4 Налогового кодекса минимальная предельная цена не учитывается при определении цены в следующем случае: если минимальное значение интервала рыночных цен без учета такой минимальной предельной цены превышает эту минимальную предельную цену. Если минимальная предельная цена равна или превышает минимальное значение интервала рыночных цен, то интервалом рыночных цен признается интервал, минимальное значение которого равно установленной минимальной предельной цене, а максимальное значение принимается равным его максимальному значению.

Максимальная предельная цена не учитывается при определении рыночной цены в случае, если максимальная предельная цена превышает максимальное значение интервала рыночных цен без учета такой максимальной предельной цены. Если максимальная предельная цена равна или меньше максимального значения интервала рыночных цен, то  интервалом рыночных цен признается интервал, максимальное значение которого равно этой максимальной предельной цене, а минимальное значение принимается равным его минимальному значению, определенному в соответствии с главой 14.3 Налогового кодекса.

Если для сделки установлены одновременно и минимальная и предельная цены, то в соответствии с пунктом 3 статьи 105.4 Налогового кодекса такие цены не учитываются при определении рыночной цены при наличии двух условий: 

  • если минимальное значение интервала рыночных цен (без учета указанных минимальной и максимальной предельных цен) больше такой минимальной предельной цены;
  • если максимальное значение этого интервала рыночных цен (без учета указанных минимальной и максимальной предельных цен) меньше установленной максимальной предельной цены. 

Если минимальное значение интервала рыночных цен будет меньше минимальной предельной цены, а максимальное значение рыночного интервала будет превышать максимальную предельную цену, то рыночные цены должны быть скорректированы.

В силу положений пункта 4 статьи 105.4 Налогового кодекса, если для сделки установлены минимальные и (или) максимальные надбавки к ценам или скидки с цен либо установлены иные ограничения на размеры рентабельности или прибыли, то интервалы рыночных цен (интервалы рентабельности), определенные в соответствии с главой 14.3 данного кодекса, подлежат корректировке по аналогии с порядком, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 105.4.

Статья 105.5 Налогового кодекса регулирует сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ.

Сопоставимыми сделками являются сделки или совокупность сделок между взаимозависимыми лицами, для определения доходов которых ФНС России сопоставляет их со сделками между невзаимозависимыми лицами. Ранее в кодексе содержалось понятие сопоставимых условий сделок. Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 40 Налогового кодекса условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

Определение сопоставимости и корректировки коммерческих и (или) финансовых условий сделок осуществляется посредством анализа характеристик анализируемых и сопоставляемых сделок. При этом необходимо проводить анализ таких характеристик, которые оказывают существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых являются невзаимозависимые лица, а именно:

1) товаров, работ, услуг, которые являются предметом сделки;

2) функций, которые выполняют стороны сделки в соответствии с обычаями делового оборота, включая характеристики активов, используемых сторонами сделки, принимаемых ими рисков, а также распределение ответственности между сторонами сделки, и прочие условия сделки;

3) условий договоров, которые оказывают влияние на цены товаров, работ, услуг;

4) экономических условий деятельности сторон сделки. В частности, к ним относятся характеристики соответствующих рынков товаров, работ, услуг, которые оказывают влияние на цены товаров, работ, услуг; 

5) рыночных (коммерческих) стратегий сторон сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).

В Налоговый кодекс вводится понятие активов и ресурсов: активы — это ресурсы, которыми лицо владеет, пользуется или распоряжается в целях получения дохода; ресурсы — имущество, в том числе денежные средства, имущественные права, в том числе интеллектуальные права.  

Методы определения цены 

В пункте 1 статьи 105.7 Налогового кодекса перечисляются методы, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;2) метод цены последующей реализации;3) затратный метод;4) метод сопоставимой рентабельности;5) метод распределения прибыли.Данный перечень является исчерпывающим и новым в законодательстве. Глава 14.3 Налогового кодекса содержит подробное описание каждого из приведенных методов. Они должны быть использованы при сопоставлении коммерческих и (или) финансовых условий анализируемой сделки и ее результатов с коммерческими и (или) финансовыми условиями сопоставимых сделок и их результатами.Пунктом 2 статьи 105.7 Налогового кодекса разрешено использовать каждый из перечисленных в пункте 1 методов как в отдельности, так и в совокупности.В соответствии с пунктом 3 статьи 105.7 Налогового кодекса использование методов, указанных в подпунктах 2–5 пункта 1 статьи 105.7 этого документа, допускается, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо его применение не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии примененных в сделках цен рыночным ценам для целей налогообложения. Таким образом устанавливается приоритет метода сопоставления рыночных цен перед другими методами, приведенными выше, и указывается, когда применение такого метода является обязательным:


  • для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги);
  • при наличии достаточной информации о контролируемой сделке. В данном случае не ясно, что законодатель подразумевает под понятием «достаточная информация», но, судя по содержанию статьи, имеется в виду, что метод сопоставления рыночных цен должен использоваться при отсутствии необходимости затрагивать другие методы, предусмотренные Законом № 227-ФЗ.

Кроме того, для применения метода сопоставимых рыночных цен в целях определения соответствия цены, используемой налогоплательщиком в контролируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможна сделка, совершенная указанным налогоплательщиком с лицами, не являющимися взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой.

В пункте 4 статьи 105.7 Налогового кодекса содержатся условия применения методов, указанных в подпункте 2–5 пункта 1 данной статьи. Такие методы должны применяться только в случае отсутствия общедоступной информации о ценах в сопоставимых сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) для цен.

Но контролирующий орган должен иметь в виду, что при проведении налогового контроля сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, необходимо использовать метод, с помощью которого можно наиболее полно и обоснованно сделать вывод о том, соответствует ли цена в анализируемой сделке рыночной.

В пункте 5 статьи 105.7 Налогового кодекса содержится определение однородных сделок, которое ново для законодательства. Однородными являются сделки, предметы которых являются идентичными или однородными товарами (работами, услугами) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. При определении доходов, прибыли или выручки по таким сделкам также могут быть использованы методы, указанные в подпунктах 2–5 пункта 1 данной статьи, если сторонами в таких сделках являются взаимозависимые лица.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105.7 Налогового кодекса контролирующий орган, а именно ФНС России и ее территориальные органы, при определении дохода в сделках между взаимозависимыми сделками должен учитывать полноту и достоверность исходных данных. Кроме того, корректировки, осуществляемые в целях обеспечения сопоставимости анализируемой и сопоставляемых сделок, должны быть обоснованными.

Пункт 7 статьи 105.7 Налогового кодекса дает право на использование дополнительных источников информации при применении методов, указанных в пункте 1 этой статьи, а именно:

 

  • общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках;
  • данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг).

При использовании вышеуказанных источников информации важно иметь в виду, что они могут быть использованы, если сделки, информация о которых содержится в таких источниках, являются сопоставимыми с анализируемой сделкой.

Пункт 8 статьи 105.7 Налогового кодекса указывает, какие именно методы, прописанные в пункте 1 данной статьи, и когда должны быть применены при использовании данных бухгалтерской отчетности.

В соответствии с пунктом 9 статьи 105.7 Налогового кодекса метод цены последующей реализации и затратный метод могут быть использованы, если данные бухгалтерской отчетности, на основании которых осуществляется расчет интервала рентабельности, приведены в сопоставимый вид, обеспечивающий несущественность влияния отклонений в порядке учета расходов на показатели рентабельности и интервал рентабельности, рассчитываемые в соответствии с указанными методами.

Метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли подлежат применению, если невозможно обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица.

В пункте 9 статьи 105.7 Налогового кодекса дается определение разовой сделки. До введения в действие Закона № 227-ФЗ законодательство не содержало определения подобного вида сделок. Как указано в пункте 9 статьи 105.7 Налогового кодекса, разовой сделкой признается сделка, экономическая суть которой отличается от основной деятельности организации и которая осуществляется на разовой основе. Если методы, указанные в пункте 1 данной статьи, не позволяют определить, соответствует ли цена товара (работы, услуги), примененная в разовой сделке, рыночной цене, то такое соответствие может быть определено исходя из рыночной стоимости предмета сделки, устанавливаемой в результате независимой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности.

Следует отметить, что суды нередко признавали определение рыночной стоимости предмета сделки независимым оценщиком не соответствующим действительности и отменяли решение налогового органа по результатам такой экспертизы. Так, ФАС Уральского округа в постановлении от 15 сентября 2010 г. по делу № Ф09-7455/10-С3 указал, что налоговый орган имеет право привлечь специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Однако это не означает, что заключение специалиста может быть принято за аксиому при осуществлении контрольных функций, связанных с перерасчетом налоговых обязательств. Суд пришел к выводу о недоказанности инспекцией отклонения цен, применяемых налогоплательщиком, от рыночных и об отсутствии оснований для перерасчета налоговых обязательств. В результате исследования отчета о проведении независимой оценки суды установили, что в целях определения рыночной стоимости были использованы исключительно документы налогоплательщика. Поэтому установить, какая именно информация, кроме документов самого налогоплательщика, была использована при определении инспекторами рыночной стоимости, невозможно. Кроме того, суд отметил, что отчет неполон, а именно не учтен факт экспортной реализации.

 

Новые обязанности 

Статья 105.14 Налогового кодекса вводит понятие контролируемых сделок, которое ранее не существовало. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, которые в соответствии с данным пунктом приравниваются к таковым:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми. Указанная совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, при этом не принимается во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:


  • не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;
  • не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого является государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса.

Статьей 105.15 Налогового кодекса вводится понятие документации относительно конкретной сделки, которое раньше не содержалось ни в одном нормативном акте. Данное понятие необходимо для конкретизации объема документов, которые представляет налогоплательщик по требованию ФНС России и ее территориальных органов относительно конкретной сделки (группы однородных сделок).

Пунктом 3 статьи 105.15 Налогового кодекса установлен срок, в течение которого контролирующий орган имеет право запрашивать соответствующую документацию. Так, документация может быть истребована не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Статья 105.16 Налогового кодекса вводит обязанность уведомлять налоговые органы о контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 кодекса, совершенных налогоплательщиком в календарном году.

Срок подачи уведомления определяется следующим образом: не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. 

Новый вид контроля

До введения в действие Закона № 227-ФЗ Налоговый кодекс не выделял в качестве самостоятельного вида проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Теперь кодекс содержит главу 14.5, посвященную этому виду проверок. Это обусловлено тем, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами имеет свою специфику. Она связана с представлением дополнительных документов для ее проведения, наличием самостоятельных оснований, отличных от других, и с прочими причинами.

Ранее правильность применения цен в сделках между взаимозависимыми лицами проверялась в рамках камеральных и выездных проверок. 

В случае обнаружения налогового правонарушения контролирующий орган в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса оформлял результаты проверок и привлекал к налоговой ответственности, требовал доначисления налога и т. д. Теперь в связи с введением главы 14.5 проверки применения цены в сделках между взаимозависимыми лицами происходят в особом порядке. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится налоговым органом по месту нахождения.

Основанием проверки являются уведомления о контролируемых сделках, направляемые налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Кроме того, если контролируемая сделка будет выявлена в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, это будет правомерно.

Пунктом 2 статьи 105.17 Налогового кодекса предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не вправе проводить две и более проверок в отношении одной сделки (группы однородных сделок) за один и тот же календарный год.

Если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой сделки (группы однородных сделок), в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) за календарный год была осуществлена проверка и по ее результатам установлено соответствие условий контролируемой сделки (группы однородных сделок) условиям сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то ФНС России не вправе проводить проверки в отношении указанной сделки (группы однородных сделок) у налогоплательщиков, являющихся другими сторонами указанной сделки (группы однородных сделок). При этом разрешено проведение выездных и камеральных проверок в том же налоговом периоде, в котором проводилась проверка в отношении сделки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 105.17 Налогового кодекса в рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Кроме того, контролирующий орган обязан использовать те же методы, указанные в пункте 1 статьи 105.7 Налогового кодекса, или их комбинации при осуществлении налогового контроля в связи с осуществлением сделок между взаимозависимыми лицами, что и налогоплательщик, для определения сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий контролируемых сделок с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Возможность применения контролирующим органом иного метода (комбинации методов) предоставляется, если ФНС России докажет, что метод (комбинация методов), примененный (примененная) налогоплательщиком исходя из условий совершения контролируемой сделки, не позволяет определить сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий контролируемой сделки с условиями сопоставляемых сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Методы, которые не предусмотрены данным разделом, ФНС России и ее территориальным органам запрещено применять в ходе налогового контроля в связи с совершением сделок.

Пункт 7 статьи 105.17 Налогового кодекса предоставляет право должностному лицу налогового органа, проводящего проверку, требовать от участников проверяемых сделок представить документы либо информацию, касающиеся этих сделок. Однако пока остается неясным, каким образом налоговый орган узнает, располагают участники сделок определенной информацией или нет.

Истребование таких документов производится в порядке, аналогичном установленному статьей 93.1 Налогового кодекса. 

Соглашения о ценообразовании 

Законом № 227-ФЗ в Налоговый кодекс также вводится глава 14.6, посвященная соглашениям о ценообразовании. Это еще одно новшество в законодательстве, поскольку соглашения между налоговыми органами и налогоплательщиками ранее никогда не заключались. Были известны случаи заключения соглашений-обязательств между юридическими лицами и налоговыми органами по платежам в федеральный бюджет, в соответствии с которыми налогоплательщик-организация обязуется обеспечить поступления налогов в федеральный бюджет в сумме не меньшей, чем указано в данном соглашении. Но такие договоры в дальнейшем были признаны не соответствующими законодательству РФ.Так, в письме ФНС России от 25 мая 2011 г. № ЗН-4-1/8319 указано, что в соответствии со статьей 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Кроме того, в обязанности налогоплательщика, определенные статьей 23 Налогового кодекса, не входит подписание каких-либо соглашений с налоговыми органами, обязующих обеспечить поступления в бюджет конкретных сумм налогов. В связи с тем, что заключение указанных соглашений противоречит Налоговому кодексу, ФНС России обращает внимание на недопустимость подобных действий со стороны налоговых органов.Как указано в пояснительной записке к Закону № 227-ФЗ, институт соглашений о ценообразовании широко используется в международной практике и позволяет лицам до совершения контролируемых сделок заключить с налоговыми органами соглашения, в которых фиксируется порядок определения цен для целей налого-обложения. Выполнение условия соответствующего соглашения не должно повлечь последующего доначисления налоговыми органами налогов по результатам контролируемых сделок. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 105.19 Налогового кодекса российская организация — налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей 83 кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков (далее в данной главе — налогоплательщик), вправе обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее — соглашение о ценообразовании). 

Пункт 2 статьи 105.19 Налогового кодекса содержит определение соглашения о ценообразовании, в соответствии с которым оно представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 Налогового кодекса. 

Пункт 1 статьи 105.22 Налогового кодекса устанавливает перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о заключении соглашения о ценообразовании при его подаче в ФНС России. Такими документами являются:

1) проект соглашения о ценообразовании;

2) документы о деятельности налогоплательщика, связанной с контролируемыми сделками, а также о контролируемых сделках, в отношении которых налогоплательщиком предлагается заключить соглашение о цено-образовании;

3) копии учредительных документов налогоплательщика;

4) копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика;

5) копия свидетельства о постановке на учет налогоплательщика в налоговом органе по месту его нахождения на территории Российской Федерации;

6) бухгалтерская отчетность налогоплательщика за последний отчетный период;

7) документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за рассмотрение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, заявления о заключении соглашения о ценообразовании; 

8) иные документы, содержащие информацию, имеющую значение при заключении соглашения о ценообразовании.

Этот перечень не является исчерпывающим. Пункт 3 статьи 105.22 Налогового кодекса предоставляет ФНС России право запрашивать документы, не предусмотреные пунктом 1 этой статьи, но необходимые для целей соглашения о ценообразовании.

Согласно пункту 1 статьи 105.23 Налогового кодекса проверка исполнения налогоплательщиком соглашения о ценообразовании должна осуществляться контролирующим органом в соответствии с порядком, предусмотренным главой 14.5 кодекса, а именно в рамках проведения налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Пункт 2 статьи 105.23 Налогового кодекса указывает, что налоговый орган не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, по которым цены или методы их определения были согласованы в соглашении о ценообразовании. Исключением из данного правила может служить только факт нарушения налогоплательщиком условий соглашения о ценообразовании. 

Статья 105.24 Налогового кодекса предусматривает особый порядок прекращения соглашения о ценообразовании. 

Новые налоговые правонарушения 

Закон № 227-ФЗ дополнил Налоговый кодекс статьями 129.3 и 129.4. Они устанавливают новые составы налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. Речь идет о неуплате или неполной уплате сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, несопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, неправомерном непредставлении уведомления о контролируемых сделках, представлении недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

До вступления в силу Закона № 227-ФЗ контролирующий орган вправе был привлекать к ответственности налогоплательщиков ввиду неуплаты или неполной уплаты сумм налога в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в рамках статьи 122 Налогового кодекса. В соответствии с ней неуплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекла ответственность в виде штрафа и максимально достигала 40 процентов от неуплаченной суммы налога. Для нового вида налогового правонарушения законодатель устанавливает минимальную сумму штрафа в размере 30 000 рублей. 

До вступления в силу Закона № 227-ФЗ контролирующий орган вправе был привлекать налогоплательщиков к ответственности только в рамках статьи 126 Налогового кодекса. В соответствии с ней непредставление налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотренных кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влекло взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Ответственность за данное правонарушение была установлена в виде штрафа, максимальный размер которого составлял 10 000 рублей. Очевидно, что выделение законодателем специальных составов налоговых правонарушений в отдельные статьи свидетельствует об особом внимании государства к контролю за ценой сделок. 

 

 

 


Реклама