День и ночь — сутки прочь
Историки отсчитывают время столетиями, геологи — миллионами лет. Но для повседневной жизни это слишком большие величины. Одной из единиц измерения жизни человека считается чередование дня и ночи, их совокупность называется сутками. Для человека сутки стали единицей времени, включающей в себя работу, отдых, ночной сон. Сутки — это базовый элемент любого календаря, основа более крупных величин — недели, месяца, года.
Днесь и заутро
Для древнего человека день и ночь были двумя разными, не подлежащими объединению понятиями. В Ригведе — древнейшем памятнике индийской литературы, относящемся ко II тысячелетию до н. э., есть указание, что у индусов год равнялся 720 дням и ночам. В древности так же считали кельты и германцы.
Некоторые народы сохранили подобное исчисление до наших дней. Так, современные тунгусские народности счет суток ведут по числу ночей, или, точнее, ночевок. Причем у тунгусского племени негидальцев различно обозначают время, проведенное в гостях, и время, проведенное на охоте. В первом случае скажут: пробыл столько-то дней, во втором — столько-то ночевок. Счет по ночам существует у некоторых народов Австралии, Океании, Северной Азии и Северной Америки.
В России до XIII века не было понятия суток как единицы счета времени. Летописцы считали время днями. Ночь делила днесь и заутро и относилась к днесь, которое прошло.
Самое раннее упоминание суток, соединенных вместе дня и ночи, встречается у легендарного древнегреческого поэта Гомера, жившего в VIII веке до н. э. При этом сутки в его произведениях начинались с рассвета. Но в древности такого представления больше никто не придерживался — всяк судил по-своему.
Знаменитый ученый Востока X века Бируни Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни составил специальный трактат «Речь о том, что такое день и ночь, их совокупность и их начало». В нем сказано, что арабы приняли за начало суток момент захода Солнца за горизонт. Таким образом, сутки продолжаются от одного заката Солнца до другого. К этому побудило арабов то, что месяцы у них связаны с изменением фаз Луны, причем начало месяца определяется не вычислением, а появлением новой Луны.
Те, кто согласен с арабами, доказывали, что «тьма предшествует свету по ступени существования и что свет появился внезапно, после тьмы, а начинать лучше с того, что предшествует». Поэтому они ставили неподвижность выше движения, так как с неподвижностью связаны отдых и покой. Движение же вызывается надобностью и необходимостью, а за необходимостью следует утомление, поэтому утомление есть следствие движения.
Бируни отмечал также, что некоторые народы — румы, персы договорились, что сутки продолжаются от восхода Солнца с восточного горизонта до восхода над ним на следующий день. День оказывается раньше ночи, и в оправдание этого они доказывали, что «свет есть бытие, а тьма — небытие; те, кто ставит свет впереди тьмы, утверждают, что движение имеет преимущество перед неподвижностью, так как движение есть жизнь».
В наше время практически во всех странах мира принято считать границей суток момент полночи, а также что продолжительность одного дня составляет 24 часа.
Интересно
В Древнем Вавилоне не было понятия «сутки». День (время от восхода до заката) делился на 12 частей, и ночь (время от заката до восхода) тоже делилась на 12. Это число не было случайным. Ученые Вавилона выделяли его как наиболее удобное для счета. Число 12 делится без остатка на два, три, четыре и шесть, в то время как число десять делится только на два и пять. |
Песочные, солнечные и другие
Александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II веке н. э., официально ввел деление суток на 24 часа. После него подобная традиция распространилась по всему миру. Но при расчете двенадцати дневных и двенадцати ночных часов люди столкнулись с тем фактом, что день равен ночи только четыре раза в году. Летом же дневные часы оказывались длиннее ночных, а зимой – наоборот.
В древности первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат — двенадцатым. На полпути между восходом и полуднем отмечался третий час, между полуднем и закатом — девятый.
Таким образом, мерка была трехчасовая, но сами трехчасья были не равны между собой в разное время года. Точно так же и ночью шел счет на трехчасовые интервалы — стражи. Такое деление пошло еще от древних евреев, у которых раз в три часа сменялась стража у ворот Иерусалима. Христианская церковь переняла этот счет и звоном колоколов возвещала часы разной длительности зимой и летом. Хотя такая система была очень неудобной, заменить ее было нечем. Требовались приборы, позволяющие измерять время.
За много тысячелетий до изобретения современных часов люди пытались измерять время. Они заметили, что равномерно горящее пламя за равное время потребляет всегда одно и то же количество масла или воска. Тогда и стали использовать для измерения времени свечи, масляные лампы или фитили. В Древнем Китае существовали часы, сделанные из пропитанных маслом веревок, на которых были завязаны узлы. Такой шнурок поджигали, и пламя проходило от узла до узла за определенный промежуток времени. Позднее стали использовать свечи с делениями, по которым можно было узнать время, от начала горения свечи. Всякий раз, когда верхний край свечи доходил до одной из отметок, проходил определенный период времени. Такие маркированные свечи продаются и по сей день.
В качестве часов использовались масляные лампы. Прозрачный сосуд имел вертикальную шкалу, по которой можно было отсчитывать уровень масла. Поскольку в час всегда расходовалось одинаковое количество масла, уровень его в сосуде был мерой времени, прошедшего с момента, когда лампа была зажжена.
Для измерения времени использовали не только равномерное сгорание свечи или масляной лампы, но также истечение из сосуда воды или песка. Песочные часы используются и сегодня. Они состоят из двух грушевидных емкостей, соединенных между собой узкими концами. Песок перетекает из верхней части сосуда в нижнюю за определенное время. Если после перетекания песка в нижнюю часть часы перевернуть, снова начнется отсчет времени. Для измерения времени использовали медленное истечение воды из сосуда. Так же как и в масляных часах, измерялся уровень воды. Поскольку вода вытекала с постоянной скоростью, по уровню воды можно было измерять время.
Но такие приборы могли измерять только относительное время. То есть время, прошедшее с момента зажжения свечи или поворота сосуда. Задачу определения абсолютного времени они не решали.
Наряду с медленно горящей свечой и сосудами, из которых вытекает вода или высыпается песок, в течение многих тысячелетий в качестве измерителя времени использовали Солнце. Принцип солнечных часов очень прост. Наше дневное светило восходит утром на востоке, затем, как нам кажется, начинает перемещаться по небу, достигает днем на юге максимально высокой точки и вечером заходит на западе. Поскольку Солнце медленно меняет свое положение, то меняется и направление тени стержня. Утром она довольно длинная и указывает на запад, днем — короткая и указывает на север. Когда Солнце в 12 часов истинного местного времени достигает самого высокого положения, тень короче всего. Потом она снова удлиняется. По положению тени можно судить о времени дня. Если вокруг точки с вертикально вкопанным стержнем нарисовать циферблат, то перемещающаяся тень каждый час будет падать на соответствующее деление циферблата, так что по нему можно узнавать время, как по наручным часам. На солнечных часах стержень устанавливается наклонно, так, чтобы он был параллельным земной оси, то есть указывал на Полярную звезду. Солнечные часы, которые при самом высоком положении Солнца на юге и при самой короткой тени показывают 12 часов, градуированы на истинное солнечное время.
Солнечные часы были известны в Древнем Вавилоне. Существовали и маленькие карманные солнечные часы, и подлинные монстры, как, например, огромные часы в Джайпуре (Индия) с диаметром циферблата 30 метров. Из многочисленных вариантов солнечных часов упомянем лишь часы с линзой, сделанные в XVIII веке.
Ровно в полдень лучи солнца, сфокусированные линзой, падали на пороховой заряд небольшой пушки —
и раздавался выстрел.
Солнечные часы дошли до наших дней. Правда, по ним сейчас уже не определяют время, они сегодня лишь романтическая деталь в парках или на стенах церквей.
Пожалуй, самым значительным шагом вперед в истории измерения времени стало изобретение механических часов, упоминание о которых впервые встречается в византийских источниках в 578 году. С XII века механические часы начали устанавливать на башнях церквей и ратушах.
В качестве приводного механизма в них использовались грузы, укрепленные на металлической цепи. При опускании груза цепь сматывалась и вращала цилиндр, соединенный с системой колес и стрелкой. В XIV веке механические башенные часы использовались повсеместно, а в 1657 году голландец Христиан Гюйгенс построил первые маятниковые часы.
Еще в 1583 году великий итальянский физик Галилей открыл, что полное качание маятника всегда происходит за одно и то же время, то есть маятник идеально задает такт для часов.
Главными недостатками были громоздкость и неточность хода, но тем не менее механические часы сделали продолжительность часа постоянной и независимой от соотношения дневной и ночной частей суток величиной.
Первый образец механических часов в России был установлен великим князем Василием I в 1404 году на своем дворе за церковью святого Благовещенья. В 1436 году появились часы в Новгороде, в 1477 году — в Пскове. Знаменитые часы на Спасской башне установил в 1624 году при царе Михаиле Федоровиче механик Галловей.
Несмотря на распространение механических часов, в России еще очень долго об окончании дня и ночи возвещали колокольным звоном, барабанным боем, звуками рожка — так называемая отдача дневных и ночных часов. Только в 1700 году Петр I постановил проводить часобитье в полночь и полдень.
Интересно
Число 60 в античном мире было особо почитаемым. Ученые античности создали на основе этого числа систему географических координат. Круг поделили на 360 градусов (60 x 6), каждый градус на 60 «первых мелких частей» (на латыни partes minutae primae), а каждую «первую мелкую» еще на 60 «вторых мелких частей» (partes minutae secundae). Слово «минута» происходит от латинского слова «мелкий», а секунда — от латинского слова «второй». Столетиями самой маленькой единицей времени оставался час. И лишь когда появились часы, с помощью которых можно было отмерять более мелкие градации времени, из географии и геометрии позаимствовали минуты и секунды. |
Неделя
В деятельности человека требовались различные величины измерения времени. Одной из них стала неделя. Она больше, чем сутки, но меньше, чем месяц.
В большинстве календарных систем мира неделя состоит из семи дней. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением фаз Луны. Между первым появлением Луны после новолуния и первой четвертью прибывающей Луны проходит ровно семь дней.
Интересно
Неделя — это не только период времени, который равен семи дням, начинается в понедельник, а заканчивается в воскресенье.Также неделя — это период времени, который равен семи дням и считается от определенного дня (через неделю я уеду отдыхать).Рабочей неделей называют количество дней, в которые вы работаете. Неделей какого-либо события называют семь дней, посвященных ему (Неделя классической музыки). |
То же касается и времени между четвертью и полной Луной. От полной Луны до последней четверти также проходит ровно неделя. Еще семь дней проходит от момента последней четверти Луны до ее полного исчезновения (новолуния).
Наблюдения древневавилонских астрономов за звездным небом дали еще одно подтверждение священного значения числа семь. Они обнаружили, что кроме неподвижных звезд на небе видны и семь подвижных светил, которые позже были названы планетами. Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.
В поиске истины возникло предположение, что это совпадение не случайно и каждый день недели связан с определенной планетой.
Так, шумеры Междуречья1 и вавилоняне пользовались семидневной неделей, дни которой именовались названиями планет. Позднее это было заимствовано и другими культурами, включая современные.
Научные исследования показали, что в какой-то мере продолжительность недельного цикла в семь дней определена природой и особенностями организма человека: по тем или иным причинам более высокоорганизованные формы жизни на Земле, у которых в клетках имеются ядра, обладают околонедельными ритмами. Более низкоорганизованные формы жизни, где в клетках еще нет ядер, обладают ритмом с периодом в три с половиной дня, то есть примерно полунедельным циклом. У здорового человека наблюдаются околонедельные колебания силы и выносливости мышц, поэтому недельный цикл рабочей и социальной активности является для него естественным.
Интересно
В славянских языках, а также в венгерском счет дней недели, отраженный в их названиях, ведется не от субботы, а от воскресенья. В языке — прародителе нынешних славянских воскресенье называлось неделей. Это название сохранилось в современных языках. Только в русском языке после принятия Русью христианства первый день празднования Пасхи стал называться воскресеньем. В православном календаре праздничный день так и называется неделей, а русская неделя — седмицей.Само название «неделя» означает «день, в который ничего не делают» (не занимаются делами), а понедельник — это «день после недели». Вторник — это «второй день после недели», а так как «неделя» когда-то была первым днем седмицы (по Ветхому Завету суббота является последним, седьмым днем недели), среда была действительно средним днем. В старославянском языке встречается и более древнее название среды — третийник.
|
Две традиции
Существует две традиции именования дней недели. Первая — по названиям планет и вторая — по их порядковым номерам.
В Римской империи первый христианский император Константин ввел в 321 году н. э. семидневную неделю и назначил воскресенье (день Солнца) первым днем. В соответствии с христианством это был день отдыха и соблюдения культа. Поскольку планеты были названы в честь римских богов, их имена распространились и на названия дней недели. Затем, несколько видоизменившись, римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы — французов, итальянцев, испанцев и др. «Планетарные» названия дней недели присутствуют также в английском и скандинавском языках, только названия в них происходят от имен языческих богов германо-скандинавской мифологии.
Подтверждением являются французский, немецкий и английский календари:
Планета |
Английский |
Французский |
Немецкий |
Солнце |
Sunday |
Dimanche |
Sonntag |
Луна |
Monday |
Lundi |
Montag |
Марс |
Tuesday |
Mardi |
Dienstag |
Меркурий |
Wednesday |
Mercredi |
Mittwoch |
Юпитер |
Thursday |
Jeudi |
Donnerstag |
Венера |
Friday |
Vendredi |
Freitag |
Во французском языке связь утеряна только для воскресенья. В английском же названия планет сохранились только для Saturday (пятница), Sunday (воскресенье) и Monday (понедельник). Оставшиеся четыре дня названы именами англосаксонских божеств, соответствующих римским, которые дали названия планетам:
Tuesday — Tiw или Tiu (бог войны, сын Одина);
Wednesday — Woden (Один);
Thursday — Thor (бог грома);
Friday — Freya (Frija в немецком), жена Одина, богиня плодородия.
В немецком языке Tag — день, Mittwoch — середина недели, Donner — гром (Юпитер — бог грома). Остальные названия дней недели эквивалентны английским.
Во многих языках Азии также прослеживается связь между днями недели и планетами (хинди, японский, корейский).
Имеет распространение и другая традиция — обозначение дней недели их порядковыми номерами.
Португальский |
Значение |
Русский |
Польский |
Значение |
Segundafeira |
Второй |
Понедельник |
Poniedzialek | |
Terca-feira |
Третий |
Вторник |
Wtorek |
Второй |
Quarta-feira |
Четвертый |
Среда |
Sroda |
Середина |
Quinta-feira |
Пятый |
Четверг |
Czwartek |
Четвертый |
Sexta-feira |
Шестой |
Пятница |
Piatek |
Пятый |
Sabado |
Суббота |
Sobota | ||
Domingo |
Воскресенье |
Niedziela |
Не только семь
Но в истории встречаются примеры, когда неделя состояла из иного числа дней. Египетский и французский календари использовали декады (десятидневки). Так, календарь Великой французской революции состоял из декад, а «лишние» пять или шесть (в високосный год) дней считались праздничными и отмечались в конце года.
В календаре майя использовались недели, состоявшие из 13 и 20 дней.
В Советском Союзе после Октябрьской революции существовали некоторое время пятидневка, а потом шестидневка. В период с 1929 по 1940 год правительственными распоряжения-ми дважды проводились частичные календарные реформы. В октябре 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР вынес решение о введении укороченной пятидневной недели. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха.
В результате этого календарь подвергся некоторым изменениям. Год был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых содержалось одинаковое число дней — 30. Месяцы делились на шесть пятидневных недель с выходными днями 5, 10, 15, 20, 25 и 30-го числа каждого месяца. Таким образом в году получалось 72 пятидневки, то есть 360 дней. Остальные пять дней было решено считать «сверхгодичными» и приурочить к советским революционным праздникам: 22 января — начало революции 1905 года; 1 и 2 мая — дни Интернационала; 7 и 8 ноября — дни Октябрьской революции. Также «сверхгодичным» стал високосный 366-й день года.
Однако этот календарь просуществовал недолго. В ноябре 1931 года Совнарком СССР вынес постановление о прерывной производственной неделе и переходе на шестидневную неделю с постоянными выходными днями 6, 12, 18, 24 и 30-го числа каждого месяца. Вместо выходного дня в конце февраля предоставлялся выходной день 1 марта.
Переход на прерывную шестидневную неделю начался с 1 декабря 1931 года. Этому календарю было отмерено около девяти лет. Только 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ о переходе с шестидневки на семи-дневную неделю, в которой седьмой день (воскресенье) опять стал днем отдыха. Все вернулось на круги своя.