Инвестиции в объекты капитального строительства
Государственные контракты
Данная норма является временной. К сожалению, тема бюджетных инвестиций в Российской Федерации подтверждает старую истину, что нет ничего более постоянного, чем временные нормы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1202 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1202 и от 31 декабря 2010 г. № 1204» (далее — Постановление № 1202) продлено на 2012 год действие установленного Правительством Российской Федерации порядка предоставления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также федеральных государственных унитарных предприятий (далее — организации) в порядке, определенном для получателей средств федерального бюджета.
Временность данной нормы подтверждается положением пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1204 «О Порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений», согласно которому федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям, выполняющим функции государственного заказчика, в заключенных после 1 января 2011 года государственных контрактах на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов государственной собственности Российской Федерации необходимо обеспечить условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 года стороны контракта — Российской Федерации на федеральное бюджетное или автономное учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции, государственного контракта на договор, а также замену реквизитов счетов, с которых будет осуществляться оплата вытекающих из указанного договора денежных обязательств федеральных бюджетных и автономных учреждений.
В соответствии с положениями пункта 5 Правил осуществления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением № 1202, в государственных контрактах на выполнение работ (оказание услуг) в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, строительство которых началось после 1 января 2008 года и которые закреплены на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении предприятий, являющихся застройщиками, также должны предусматриваться положения о переходе права заказчика от Российской Федерации к предприятию-застройщику с соответствующим изменением вида контракта.
В целях соблюдения установленных Правительством Российской Федерации вышеуказанных положений федеральным органам государственной власти необходимо до 1 января 2013 года обеспечить внесение изменений в ранее заключенные находящимися в их ведении организациями государственные контракты в части изменения заказчика в контракте, а также его банковских реквизитов.
Трехсторонние контракты
Обратите внимание! Если при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации были заключены трехсторонние государственные контракты, в которых федеральные органы государственной власти выступают в качестве государственных заказчиков, а организации — в качестве застройщиков, то оплату денежных обязательств по таким контрактам необходимо осуществлять с учетом следующих особенностей.
Согласно положениям статьи 72 Бюджетного кодекса государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Заключение государственными заказчиками (федеральными органами государственной власти) государственных контрактов, предусматривающих условие, что оплата денежных обязательств осуществляется застройщиками (организациями), вступает в прямое противоречие с указанными нормами Бюджетного кодекса, поскольку организации не могут принимать бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.
В целях соблюдения положений бюджетного законодательства Российской Федерации федеральным органам государственной власти необходимо обеспечить внесение изменений в указанные государственные контракты, предусмотрев, что застройщикам (организациям) можно только поручить, например, организацию и управление работами на стройках и объектах, осуществление в установленном порядке строительного контроля, проверку обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты. При этом застройщикам (организациям) не может быть поручена оплата денежных обязательств по заключаемым в 2012 году государственным контрактам, согласование справок о стоимости выполненных работ (услуг), подписание актов приемки выполненных работ (услуг) и иной первичной документации по учету работ в капитальном строительстве по формам, утвержденным Федеральной службой государственной статистики.
Оплата денежных обязательств
Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства организаций на основании заключенных ими государственных контрактов (договоров) осуществляется в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, с лицевых счетов, открытых им в установленном порядке в органах Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей.
1. При наличии у организаций открытых в установленном порядке лицевых счетов получателя бюджетных средств в органах Федерального казначейства оплата денежных обязательств при осуществлении ими бюджетных инвестиций осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на указанные лицевые счета, на основании представленных организациями в орган Федерального казначейства платежных документов. При этом если в 2011 и 2012 годах в установленном порядке была представлена Заявка на исключение реквизитов участников бюджетного процесса из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531668) (далее — Заявка на исключение), то до момента исключения реквизитов организации из сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Сводный реестр) Заявка на исключение может быть аннулирована соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с положениями пункта 4.9 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 15 августа 2008 г. № 80н (далее — Порядок № 80н).
Отзыв Заявки на исключение осуществляется путем представления в Федеральное казначейство Уведомления об аннулировании заявки на включение (изменение), исключение реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (код формы по КФД 0531666) (далее — Уведомление об аннулировании) с указанием в графе «Основание для аннулирования заявки» причины аннулирования — бюджетные инвестиции.
2. При отсутствии у организации лицевого счета получателя бюджетных средств в органе Федерального казначейства его открытие осуществляется в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н (далее — Приказ № 7н).
В указанном случае необходимо обеспечить включение реквизитов организации в Сводный реестр в соответствии с пунктами 3.2.1 и 3.13.1 Порядка № 80н. При этом если организации открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, то в соответствии с положениями пункта 2.33 Приказа № 7н повторное представление документов для открытия соответствующего лицевого счета организации, за исключением Заявления на открытие лицевого счета (ф. 0531752), в случае если они ранее уже были представлены в орган Федерального казначейства для открытия ему другого вида лицевого счета, не требуется.
Кроме того, если состав должностных лиц, имеющих право подписи документов при совершении операций по ранее открытым лицевым счетам организации и открываемому ей лицевому счету получателя бюджетных средств совпадает, то организация вправе не представлять Карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753).
В этом случае при открытии лицевого счета получателя бюджетных средств Федеральное казначейство считает возможным использование имеющейся в органе Федерального казначейства Карточки образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 531833) с последующим внесением в нее номера лицевого счета получателя бюджетных средств, открытого организации.
Данное изменение в карточке образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса подтверждается подписью главного бухгалтера органа Федерального казначейства.
Классификация, учет и отчетность
Расходы, осуществляемые организациями в рамках бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации согласно приказу Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» с указанием:
- целевых статей классификации расходов бюджетов, предназначенных для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;
- видов расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов (соответственно по элементам 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа», 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям») и подгруппы 420 в разрезе элементов (соответственно по элементам 421 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности государственным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления», 422 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения»);
- статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления в следующем порядке:
- расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
- расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи) исходя из их экономического содержания.
Организации обязаны обеспечить ведение бюджетного учета, составление и представление бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» и от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Обратите внимание! О новых поправках в Бюджетный кодекс, устанавливающих порядок осуществления капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности, читайте в следующем номере.