Осуществление операций со средствами по переданным полномочиям получателя бюджетных средств
Об исполнении публичных обязательств перед физическим лицом по переданным полномочиям рассказывает Ю. В. КАМАРДИНА, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства
В соответствии с положениями статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и статьи 3.12 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» бюджетное (автономное) учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.
К числу таких полномочий могут быть отнесены, например, стипендии Президента Российской Федерации членам спортивных сборных команд Российской Федерации и их тренерам, ежемесячные стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области создания вооружения, государственные научные стипендии для выдающихся ученых и талантливых молодых ученых России.
Финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных данному органу власти в сводной бюджетной росписи бюджета на соответствующий финансовый год на указанные цели.
Порядок передачи полномочий
Порядок передачи федеральным бюджетным и федеральным автономным учреждениям полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и их финансового обеспечения установлен постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. № 590.
В соответствии с положениями данного постановления основанием для передачи органом государственной власти (органом местного самоуправления) учреждению соответствующих бюджетных полномочий является правовой акт (например, приказ) об осуществлении учреждением полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств.
В правовом акте указываются:
- публичные обязательства, полномочия по осуществлению которых передаются органом государственной власти (органом местного самоуправления) учреждению;
- права и обязанности учреждения по исполнению переданных ему полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления), в том числе по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности;
- ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение учреждением переданных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления);
- порядок проведения органом государственной власти (органом местного самоуправления) контроля за осуществлением учреждением переданных полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления);
- реквизиты территориального органа Федерального казначейства (финансового органа), в котором будет обслуживаться лицевой счет, предназначенный для отражения операций по переданным полномочиям, открытый органу государственной власти (органу местного самоуправления) как получателю бюджетных средств.
Копия правового акта (выписка из правового акта) направляется органом государственной власти (органом местного самоуправления) учреждению в установленные сроки. На федеральном уровне данный срок составляет два рабочих дня со дня подписания правового акта.
Операции по исполнению учреждением1 публичных обязательств перед физическими лицами учитываются на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.
Открытие и ведение лицевых счетов
Рассмотрим механизм открытия и ведения лицевых счетов для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств и осуществления операций с указанными средствами.
Порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства соответствующих лицевых счетов установлен положениями приказа Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Приказ № 7н). Обратите внимание, что лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств открывается федеральному органу государственной власти в территориальном ОФК, а операции по указанному лицевому счету будет осуществлять учреждение.
В соответствии с положениями пунктов 2.12 и 2.17 Приказа № 7н для открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания следующие документы:
заявление на открытие лицевого счета;
- карточку образцов подписей к лицевым счетам (далее — Карточка образцов подписей);
- копию документа о передаче бюджетных полномочий, заверенную нотариально либо получателем средств федерального бюджета, передающим свои бюджетные полномочия;
- копию учредительного документа получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенную нотариально либо учредителем;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации получателя средств федерального бюджета, передающего бюджетные полномочия, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом.
При этом согласно пункту 2.18 Приказа № 7н для открытия соответствующих лицевых счетов участникам бюджетного процесса, являющимся федеральными органами государственной власти или их территориальными органами, не имеющими собственного положения (устава) и действующими на основании общего положения (устава), утвержденного в установленном порядке, представление копий учредительных документов и копий документов о государственной регистрации не требуется.
Таким образом, органы Федерального казначейства открывают лицевые счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств без представления учреждением копии учредительного документа федеральных органов государственной власти (государственных органов), передающих бюджетные полномочия.
Заявление на открытие лицевого счета и карточка образцов подписей заполняются с учетом следующих особенностей:
- в графе «Наименование клиента» в заголовочной части документа указывается наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия, которое должно соответствовать его наименованию, указанному в соответствующей реестровой записи Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- в графах «ИНН» и «КПП» в кодовой зоне документа указываются соответственно ИНН и КПП федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия;
- в разделе «Образцы подписей должностных лиц клиента, имеющих право подписи платежных и иных документов при совершении операции по лицевому счету» карточки образцов подписей указываются наименование должностей, фамилии, имена и отчества должностных лиц учреждения.
Заявление на открытие лицевого счета и карточка образцов подписей подписываются руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) учреждения, принимающего бюджетные полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа).
Заверение карточки образцов подписей осуществляется с учетом положений абзаца 12 пункта 2.20 Приказа № 7н.
Органы Федерального казначейства при открытии лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств осуществляют проверку представленных учреждением Заявления на открытие лицевого счета и Карточки образцов подписей с учетом положений пункта 2.31 Приказа № 7н, при этом органы Федерального казначейства не вправе устанавливать требования по оформлению документа о передаче бюджетных полномочий.
Кроме того, в соответствии с положениями пункта 2.2 Приказа № 7н при формировании номера лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учетный номер клиента в структуре номера лицевого счета присваивается органом Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в рамках кода органа Федерального казначейства, вида лицевого счета и типа бюджета.
Операции по лицевому счету
Для осуществления операций по лицевому счету для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств учреждение представляет в орган Федерального казначейства платежные документы, предусмотренные пунктом 2.1.1 приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — Приказ № 8н).
Заполнение платежных документов учреждением осуществляется в соответствии с положениями пунктов 9.2–9.4, 9.31 Приказа № 8н. При этом, поскольку лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств открыт федеральному органу государственной власти (государственному органу), передающему бюджетные полномочия, в заголовочной части форм платежных документов указываются реквизиты соответствующего федерального органа государственной власти (государственного органа).
Платежные документы подписываются руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) учреждения, включенными в карточку образцов подписей.
Орган Федерального казначейства представляет учреждению соответственно выписку, приложение к выписке и отчет о состоянии лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в порядке, установленном положениями Приказа № 7н.
В заголовочной части отчетных документов указываются реквизиты федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия.
Санкционирование кассовых выплат
Санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств учреждением от имени федерального органа государственной власти осуществляется в порядке, установленном приказом Минфина России в отношении получателей средств федерального бюджета. В настоящее время действует Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.
Обеспечение наличными деньгами
Обеспечение наличными деньгами учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 199н «Об утверждении правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства».
Для получения денежной чековой книжки учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания заявление на получение денежных чековых книжек. При этом в графе «Наименование клиента» в заголовочной части Заявления на получение денежных чековых книжек указывается наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передающего бюджетные полномочия, которое должно соответствовать его наименованию, указанному в соответствующей реестровой записи сводного реестра.
Орган Федерального казначейства перед выдачей денежной чековой книжки учреждению проставляет на оборотной стороне каждого денежного чека полное (при наличии сокращенного — сокращенное) наименование федерального органа государственной власти (государственного органа), передавшего соответствующие бюджетные полномочия учреждению. При этом в графах 9 и 10 Журнала регистрации бланков денежных чековых книжек (код формы по КФД 0531713) указываются фамилия, инициалы и подпись работника учреждения, уполномоченного руководителем учреждения на получение денежных чековых книжек.
Отчетность
Учреждение составляет и представляет в федеральный орган государственной власти бюджетную отчетность в порядке, установленном Минфином России для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, то есть в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.
Информация об осуществлении учреждением полномочий федерального органа государственной власти по исполнению публичных обязательств отражается в отчете о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества, представляемом учреждением в порядке и по форме, которые установлены федеральным органом государственной власти.
1 Бюджетное (автономное) учреждение.