От денежного чека — к банковской карте
В последние годы ведомства, обеспечивающие жизнедеятельность государства, постепенно переходят от бумажной загруженности и очередей к работе в условиях электронного взаимодействия с заявителями. В повседневную жизнь прочно входят банковские карты и электронные расчеты, которые создают более качественные и эффективные стандарты обслуживания.
О. В. СУБОЧЕВА, начальник операционного отдела УФК по Камчатскому краю
О. В. СУКОЛИН, начальник отдела № 34 УФК по Камчатскому краю
Одним из приоритетных направлений совершенствования системы бюджетных платежей и укрепления банковской системы является применение современных платежных технологий в секторе государственного управления, минимизация объемов обращения наличной денежной массы и сокращение операций на счетах по учету средств для выплаты наличных денег путем применения банковских карт вместо чековых книжек. Клиенты органов Федерального казначейства все еще получают наличные средства по денежным чекам, для чего им приходится неоднократно посещать территориальный орган, а затем кредитную организацию. Этот путь приходится повторять снова, если по какой-либо причине неправильно оформлен бумажный носитель — чек. А как быть, если организация-получатель находится на значительном расстоянии от территориального органа Федерального казначейства и кредитной организации? Выход — банковская карта. За последний квартал 2011 года сумма выплат наличных средств по чекам клиентов в УФК по Камчатскому краю (далее — Управление) достигла 3 млрд руб., что составляет около 4 % от общей суммы расходов за тот же период. Остальные платежи давно осуществляются на электронной основе.
Этой статьей мы стремимся заинтересовать в новом порядке обеспечения наличными деньгами с использованием банковских карт не только клиентов казначейства, но и кредитные организации, руководители которых в планах на будущее рассматривают перспективу сотрудничества с бюджетными организациями и готовы участвовать в реализации задач государства по оптимизации процессов налично-денежного обращения в стране и развитию рынка финансовых услуг. Здесь же мы покажем взаимодействие с кредитными организациями и клиентами на первом этапе внедрения новой технологии, расскажем, какие трудности возникли у УФК по Камчатскому краю и как удалось с этими трудностями справиться. Возможно, материал статьи окажется полезным для других управлений, столкнувшихся с решением вопросов, возникающих на начальном этапе работы с банковскими картами. Отметим, что целью первого шага внедрения дебетовых карт было приобретение всеми участниками процесса практических навыков работы с ними, выявление проблемных вопросов, которые могут возникнуть при новых условиях обслуживания.
Законодательная основа
Действующий порядок обеспечения наличными денежными средствами клиентов установлен приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н «Об утверждении Правил обеспечения наличными деньгами организаций, которым открыты лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства» (далее — Приказ № 199н). В апреле 2011 года Федеральным казначейством было направлено письмо о необходимости в возможно короткие сроки обеспечить выполнение мероприятий по открытию банковских счетов в кредитных организациях с целью реализации положений Приказа № 199н в части обеспечения наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) карт.
В соответствии со статьей 156 Бюджетного кодекса кредитные организации выполняют функции по обслуживанию счетов бюджета в случае отсутствия учреждений Центрального банка РФ на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. В июне 2011 года УФК по Камчатскому краю получило официальное подтверждение Главного управления Центрального банка РФ по Камчатскому краю о том, что учреждения Банка России не осуществляют проведение и учет операций с использованием расчетных (дебетовых) карт. Одновременно Управлением проводился мониторинг наличия кредитных организаций в районах Камчатского края и выяснялись возможности открытия в кредитных организациях счетов № 40116 для УФК по Камчатскому краю.
Особенности Камчатки
Экономико-географическое положение Камчатского края характеризуется сложными климатическими условиями, неразвитостью коммуникаций, отдаленностью от основных транспортных магистралей, отсутствием развитой инфраструктуры. Эти трудности характерны практически для всех районов края. В некоторые из них добраться можно только на самолете. В связи с неблагоприятными погодными условиями аэропорты края часто закрыты, нарушаются расписания регулярных рейсов, вылета ждут неделями.
Банковская система Камчатки — это лишь часть экономического механизма края, и поэтому трудности, присущие экономике, находят отражение в банковской деятельности. Доставка денежной наличности в труднодоступные районы зачастую осуществляется нерегулярно, сопутствующим транспортом — санавиацией, вертолетами. Банки несут значительные расходы по доставке и хранению денежной наличности. Следствием такой ситуации является незначительное количество коммерческих банков на территории Камчатского края, а в некоторых отдаленных районах — их полное отсутствие.
Введение банковских карт
УФК по Камчатскому краю в 2011 году приняло решение о переводе клиентов, территориально расположенных в районах края, на обслуживание с применением дебетовых банковских карт. Объявленный в конце июня электронный аукцион на право заключения контракта по открытию и ведению счетов № 40116 Управления в трех районах Камчатского края не состоялся из-за отсутствия заявок со стороны кредитных организаций. Многие кредитные учреждения Камчатки, в том числе имеющие разветвленную филиальную сеть, не заинтересовались перспективами сотрудничества с Управлением в части открытия и ведения счетов № 40116 по экономическим соображениям. Ситуация осложнялась тем, что из-за проводимой Центральным банком РФ политики сокращения сети расчетно-кассовых центров подлежали ликвидации РКЦ в двух из трех районов края, по которым был объявлен аукцион.
В связи с этим Управлением было инициировано проведение совещания, на котором присутствовали представители 12 основных коммерческих банков Камчатского края. Со стороны Управления были даны подробные консультации по порядку применения указаний Федерального казначейства для работы со счетами № 40116 органов казначейства. В свою очередь кредитные организации внесли свои предложения исходя из специфики деятельности банков. Таким образом совместное обсуждение проекта работы с дебетовыми банковскими картами привело к решению о необходимости корректировки документов, подготовленных для проведения электронного аукциона. Победителем повторно объявленных в августе прошлого года аукционов был признан ЗАО «Солид Банк» (единственный участник). К моменту ликвидации расчетно-кассовых центров Управление обеспечило плавный перевод клиентов Управления в районах из РКЦ на полное расчетно-кассовое обслуживание.
Процесс подписания государственного контракта, согласование и подписание договоров банковского счета, договора об обмене электронными документами прошли в установленные сроки. Следует отметить, что Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю в вопросах электронного взаимодействия сразу заняло принципиальную позицию — обязательное наличие в работе унифицированных форматов электронных банковских сообщений для безналичных расчетов, определенных Центральным банком РФ, о чем было заявлено в документах государственного контракта.
УФК по Камчатскому краю в вопросах электронного взаимодействия сразу заняло принципиальную позицию — обязательное наличие в работе унифицированных форматов электронных банковских сообщений для безналичных расчетов, определенных Центральным банком РФ.
Уже на первых сеансах связи были выявлены недостающие служебные сообщения, необходимые для загрузки в прикладное программное обеспечение автоматизированной системы Федерального казначейства (ППО АСФК). Совместными усилиями специалистов банка и Управления приведены в соответствие форматы файлов, что исключило ситуации некорректного отображения выписок по причине ручного формирования нужных файлов на первом этапе. Эта работа продолжается и сейчас. Одновременно выявляются недостатки программного продукта, используемого Управлением. Однако стабильный обмен пакетами электронных документов с Банком России может теперь осложниться только в случае предоставления некачественной связи интернет-оператором, но этот фактор является особенностью территориального расположения Управления.
С точки зрения заинтересованности УФК по Камчатскому краю как органа государственной власти в стабильном налично-денежном обращении в районах, где не развита банковская сеть и отсутствуют расчетно-кассовые центры Центрального банка РФ, для предотвращения ситуаций возникновения социального напряжения проблема на текущий момент решена. В настоящее время ведется работа по заключению контрактов с ЗАО «Солид Банк» по итогам проведенных аукционов на обслуживание счетов № 40116 Управления еще в нескольких районах Камчатского края.
Интернет-банкинг — система обмена сообщениями через Интернет, которая активно используется сейчас многими кредитными структурами, была установлена в операционном отделе УФК по Камчатскому краю. Исключительно с ее помощью происходит электронная связь с банком. Такого рода централизация позволяет равномерно осуществлять отправку пакетов электронных документов для оплаты и одновременный прием окончательных выписок по всем счетам № 40116 Управления, которые открыты в банке. Со стороны работников Управления осуществляется дополнительный контроль за своевременной обработкой выписок по счетам для осуществляемой на уровне территориальных отделов выплаты наличных денег организациям.
Практическое взаимодействие
Начало совместной деятельности УФК по Камчатскому краю, а точнее его территориального отдела № 34 по Елизовскому району, с ЗАО «Солид Банк» по внедрению в рабочий процесс расчетных (дебетовых) банковских карт началось сразу после открытия отдельных счетов № 40116 для каждого уровня бюджета в филиале банка, находящегося на территории Елизовского района. Первым «экспериментальным» клиентом, получившим банковскую карту, стало Управление культуры, спорта и молодежной политики администрации Елизовского муниципального района. Прежде всего клиент определил необходимое ему количество банковских карт и их держателей — уполномоченных на получение карт работников организации и представил в территориальный отдел № 34 Управления пакет следующих документов:
- заявление на получение карт;
- правила выпуска, обслуживания и использования банковских карт, подписанные держателем карты;
- дополнительные сведения о держателе банковской карты;
- копию паспорта держателя банковской карты.
Пакет документов после проставления на заявлении клиента акцепта на получение карт в отделе № 34 был передан в банк. По картам, выпущенным в рамках договора с УФК по Камчатскому краю, возможно осуществление следующих операций:
- получение наличных денежных средств в банкоматах;
- получение наличных денежных средств в специальных пунктах выдачи;
- внесение наличных денег на банковскую карту в банкоматах и в пунктах выдачи наличных.
Следует отметить, что территориальный отдел № 34 Управления обрабатывает документы в прикладном программном продукте Федерального казначейства «АС ФК» в режиме онлайн и весь цикл работ осуществляет самостоятельно, за исключением стандартных функций Управления по формированию и отправке в банк сводных платежных поручений для последующего подкрепления счетов № 40116 Управления, открытых для территориального отдела № 34.
Зачисление средств на банковскую карту клиента осуществляется банком не позднее дня, следующего за днем поступления заявок на получение наличных денежных средств в отдел № 34. Получение наличных средств осуществляется держателем карты в пункте выдачи наличных с 9.00 до 17.00 либо в банкоматах круглосуточно в рабочие и выходные дни. Наличные деньги по банковской карте могут сниматься держателем полностью или частично. Операции совершаются в пределах учитываемого банком остатка денежных средств на карте. Внесение наличных денежных средств на банковскую карту осуществляется с обязательным предоставлением расшифровки в отдел № 34. При проведении любой операции с банковской картой составляются документы на бумажном носителе, которые служат подтверждением совершенной операции и являются основанием для отражения их в бухгалтерском учете клиента.
Преимущества
Процесс внедрения новых для казначейства технологий обеспечения наличными денежными средствами с использованием банковских карт проводился УФК по Камчатскому краю с участием пяти организаций одного из муниципальных районов. При использовании банковской карты отпадает необходимость представления клиентом в орган Федерального казначейства денежной чековой книжки, что, несомненно, экономит рабочее время и снижает риск возникновения ошибок при заполнении денежного чека. Особенно это актуально для централизованных бухгалтерий, которые ведут учет по нескольким учреждениям и для обеспечения их наличными деньгами выписывают на каждого клиента отдельно денежный чек.
В условиях работы по новому порядку все что нужно от клиента для получения наличных — это представить в орган Федерального казначейства заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту. И для этого совсем необязательно приезжать в казначейство — достаточно воспользоваться системой электронного документооборота. Расширяются временные рамки обслуживания клиентов в части обеспечения наличными деньгами, появляется возможность снимать и вносить наличные денежные средства в ближайшем пункте выдачи наличных или банкомате, а не через единственную кассу, расположенную в банке.
Расширяются временные рамки обслуживания клиентов в части обеспечения наличными деньгами, появляется возможность снимать и вносить наличные денежные средства в ближайшем пункте выдачи наличных или банкомате, а не через единственную кассу, расположенную в банке.
Выдача банковских карт клиентам осуществляется в необходимом количестве, поэтому руководитель учреждения имеет возможность оформить банковские карты не только на бухгалтерского работника, наделенного полномочиями по ведению кассовых операций и работе с наличными денежными средствами, но и на других наделенных соответствующими полномочиями лиц, с которыми заключен договор о материальной ответственности. Использование карт непосредственно подотчетными лицами дает возможность руководителю учреждения оптимизировать выполняемые работниками функции, рациональнее использовать рабочее время и применять новейшие возможности банковских технологий:
- ускорить производственные процессы, сократив количество кассовых операций;
- оптимизировать время на действиях кассира с получением наличности в банке и последующей выдачей денежных средств подотчетному лицу;
- экономить время на процессе оприходования наличных денег в кассу учреждения и составления сопутствующих документов.
Клиенты УФК по Камчатскому краю готовы и хотят уйти от чеков к дебетовой банковской карте, видя преимущества альтернативного метода обеспечения наличными деньгами. В настоящее время применение банковских карт в соответствии с Приказом № 199н допускается исключительно в целях обеспечения организаций наличными деньгами. Область их применения для оплаты товаров (работ, услуг) остается неохваченной. Федеральное казначейство считает использование денежных чеков нецелесообразным при наличии возможности перевода клиентов на банковские карты. Внедрение новых технологий позволит кроме повышения эффективности использования финансовых ресурсов государства поднять уровень доверия клиентов к органам казначейства за счет обеспечения надежности и оперативности проведения платежей.