Энциклопедия заблуждений

#?85642?#В настоящей статье будут рассмотрены некоторые распространенные заблуждения и проведено их краткое опровержение на основании норм действующего законодательства. Как писал классик: «Сеанс магии с полным ее разоблачением». 

Д. В. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета

 

Заблуждение Если для объекта существует код в перечне группировок (разделов-подклассов) Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), значит, его следует считать основным средством. Если кода в справочнике ОКОФ нет, то объект нельзя считать основным средством.

 

Опровержение Ни один действующий нормативный акт федерального уровня не содержит такой нормы.

Более того, в обозримом прошлом (с 2000 года — в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н) таких норм не было. С 2005 года (Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н) по 2008 год (Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее — Инструкция № 25н)) упоминание о классификаторе основных фондов в вопросе различия между материальными запасами и основными средствами действительно было. Но прочтем это упоминание дословно: (пункт 48 Инструкции № 25н):

 

К материальным запасам относятся:


предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ.

 

Обратим внимание, что о наличии или отсутствии кода ОКОФ здесь речи нет. О чем же на самом деле говорит эта не действующая с 1 января 2009 года норма? Ряд участников бюджетного процесса не принимают во внимание (а часто и не знают), что кроме перечня кодов классификатор ОКОФ имеет значительную по объему вступительную часть, которая содержит основополагающие нормы учета основных средств, на основании которых, в частности, разработаны нормы учета основных средств в государственных (муниципальных) учреждениях. ОКОФ кроме прочего содержит перечень объектов, которые не относятся к основным средствам, независимо от срока их полезного использования (бензомоторные пилы, спецодежда, посадочный материал многолетних растений и др.). Именно об этом перечне и шла речь в упомянутом пункте 48 Инструкции № 25н. Именно этот список с 2009 года и был перенесен из ОКОФ непосредственно в текст Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. (далее — Инструкция № 148н). Сохранен он и в действующей Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

 

Заблуждение Отопительные котлы — самостоятельные объекты основных средств.

 

Опровержение В соответствии с нормами Инструкции № 157н (п. 99, 118), отопительные котлы и радиаторы относятся к материальным запасам (строительные материалы — оборудование к установке). Аналогичные требования содержались и во всех ранее действовавших инструкциях начиная с 2000 года.

В соответствии с положениями пункта 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ. Согласно нормам Постановления № 359 

«в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления». Также, в соответствии с пунктом 41 Инструкции № 157н, после монтажа отопительный котел составляет со всем зданием единый конструктивно-сочлененный предмет и не может учитываться самостоятельно.

Таким образом, согласно действующему законодательству (как минимум с 2000 года) отопительные котлы следует приобретать как материальные запасы, а после монтажа — включать в состав соответствующего здания. Никаких оснований для учета отопительных котлов в качестве самостоятельных объектов основных средств нет. Даже несмотря на наличие кодов ОКОФ.

 

Заблуждение Газовые, водяные, электрические, тепловые счетчики для коммунальных систем в зданиях — самостоятельные объекты основных средств.

 

Опровержение В соответствии с нормами пункта 118 Инструкции № 157н к строительным материалам (оборудование к установке) относятся в том числе «контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования». В соответствии с пунктом 41 Инструкции № 157н после монтажа счетчики составляют единый конструктивно-сочлененный предмет с соответствующей коммунальной системой здания. Коммунальные системы здания как самостоятельные инвентарные объекты не классифицируются (в соответствии с положениями Постановления № 359) и включаются в состав здания.

Порядок принятия к учету счетчиков в соответствии с приведенными выше критериями отражается в учетной политике учреждения. Решение о постановке на учет основного средства согласно Инструкции № 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

 

Заблуждение Пожарная сигнализация, система видеонаблюдения и т. д. — самостоятельные объекты основных средств.

Опровержение В соответствии с нормами пункта 41 Инструкции № 157н после монтажа компоненты пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения и других единых функционирующих систем составляют общий конструктивно-сочлененный предмет со зданием.

В соответствии с положениями Постановления № 359 «внутренние телефонные и сигнализационные сети включают в состав зданий».

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н (далее — Указания № 180н), расходы на модернизацию, расширение пожарной сигнализации, системы видеонаблюдения и иных единых функционирующих систем следует относить к подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, в то время как модернизация и дооборудование основных средств относятся к статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, что также свидетельствует о том, что указанные системы основными средствами не являются.

 

Заблуждение Огнетушитель — всегда объект основных средств.

Опровержение В соответствии с нормами пункта 38 Инструкции № 157н к основным средствам относятся материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования. Время использования обычных ручных огнетушителей составляет в среднем от 5 до 20 секунд, но никак не 12 месяцев. Исходя из этого к основным средствам могли бы быть отнесены только перезаправляемые огнетушители. Заблуждение вызвано непониманием разницы между сроком использования и сроком хранения.

Решение о постановке на учет основного средства согласно Инструкции № 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

 

Заблуждение Костюмы биологической, химической защиты, противогазы, респираторы и т. д. — объекты основных средств.

Опровержение Согласно нормам пункта 118 Инструкции № 157н в состав специальной одежды входят предохранительные приспособления: комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы и т. д. Также в соответствии с положениями Указаний № 180н к статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ относятся расходы на приобретение «имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону (специальной одежды, специальной обуви и предохранительных приспособлений (комбинезонов, костюмов, курток, брюк, халатов, полушубков, тулупов, различной обуви, рукавиц, очков, шлемов, противогазов, респираторов, других видов специальной одежды))». Аналогичные разъяснения в отношении средств индивидуальной защиты были приведены в указаниях о порядке применения бюджетной классификации с 2009 по 2011 год.

 

Заблуждение Основные средства могут быть списаны по причине «морального устаревания». Результатом такого заблуждения является часто встречающаяся в актах списания основных средств (чаще всего вычислительной техники) формулировка: «оборудование морально устарело».

Опровержение Согласно нормам пункта 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления. До завершения мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.) списать основное средство нельзя.

В пункте 51 Инструкции № 157н говорится не о «моральном устаревании», а о «моральном износе». Несмотря на кажущееся сходство, эти два термина имеют существенное различие.

Согласно принятой экономической терминологии сущность морального износа состоит в том, что средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ проявляется в двух формах.

Первая форма морального износа заключается в том, что происходит обесценивание машин такой же конструкции, что выпускались и раньше, вследствие удешевления их воспроизводства в современных условиях. В отношении вычислительной и другой офисной техники моральный износ первого типа заключается в том, что ноутбук, который два года назад был приобретен за 25 000 рублей, сегодня можно приобрести за 17 000 рублей. Понятно, что такие обстоятельства не могут служить основанием для списания ноутбука.

Вторая форма морального износа состоит в том, что происходит обесценивание старых машин, физически еще годных, вследствие появления новых, технически более совершенных и производительных, которые вытесняют старые. В отношении вычислительной и другой офисной техники моральный износ второго типа заключается в том, что по сравнению с ноутбуком, который два года назад был приобретен за 25 000 рублей, сегодня можно приобрести за те же 25 000 рублей более производительный. Понятно, что такие обстоятельства не могут служить основанием для списания ноутбука.

Таким образом, на самом деле «моральный износ» ведет к снижению ликвидной стоимости основных средств (что не может служить основанием для их списания) либо к снижению экономической эффективности их использования (что относится в основном к оборудованию для производства, а не к офисной технике).

 

Заблуждение Квитанции (ф. 0504510) подлежат учету на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности».

Опровержение Согласно определению, приведенному в пункте 118 Инструкции № 157н, бланки строгой отчетности, не учитываемые на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы», должны обладать следующими признаками:

 

  • быть изготовленными типографским способом по форме, утвержденной правовым актом органа власти;
  • содержать номер, серию;
  • иметь степень защиты;
  • храниться, выдаваться и уничтожаться в соответствии с установленными специальными требованиями.

 

Порядок применения квитанций регламентирован Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В данном Положении содержатся требования к изготовлению, хранению и выдаче бланков строгой отчетности, применяемых для приема наличных денег при отсутствии ККТ.

В соответствии с пунктом 48 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, пунктом 84 Инструкции от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» прием в кассу наличных денежных средств от физических лиц производится по квитанциям (ф. 0504510). Форма квитанции приведена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н). Хотя в этих нормативных документах квитанция и названа «бланком строгой отчетности», ни в одном из них не предъявляется каких-либо требований к классу ее защиты.

Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции установлены приказом Минфина России от 7 февраля 2003 г. № 14н. Нормы этого приказа регламентируют три уровня защиты бланков «А», «Б» и «В».

Следовательно, в соответствии с положениями пункта 118 Инструкции № 157н незащищенные бланки следует учитывать в составе материальных запасов на балансовом счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

 

Заблуждение На забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» могут учитываться только в условной оценке 1 рубль за 1 штуку.

Опровержение С 2011 года в соответствии с положениями пункта 337 Инструкции № 157н допускается в случаях, установленных учреждением в рамках формирования учетной политики, вести учет бланков строгой отчетности на забалансовом счете 03 «Бланки строгой отчетности» по стоимости приобретения бланков.

Заблуждение На забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» могут учитываться только по фактической стоимости.

Опровержение В соответствии с нормами пункта 337 Инструкции № 157н принятие к учету на забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» объектов основных средств осуществляется на основании первичного документа, подтверждающего ввод объекта в эксплуатацию в условной оценке: один объект, один рубль. Иной способ (по балансовой стоимости) должен быть прямо указан в учетной политике учреждения.

 

Заблуждение На лицевой стороне авансового отчета (ф. 0504049) в графах 1–3 заполняются итоговые обороты по суммам утвержденных расходов, произведенных подотчетным лицом.

Опровержение Согласно указаниям по порядку заполнения авансового отчета (ф. 0504049), приведенным в Приказе № 173н:

 

  • суммы полученного аванса приводятся с указанием даты получения и кодов соответствующих аналитических счетов бухгалтерского учета;
  • в бухгалтерии заполняются графы 7–10 оборотной стороны авансового отчета, содержащие сведения о расходах, принимаемых бухгалтерией к учету.

 

 

Таким образом, в авансовом отчете необходимо указывать коды счетов аналитического учета счета 

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» в зависимости от целей, на которые были выданы наличные денежные средства (денежные документы). При этом записи, отражающие произведенные расходы, заполняются на оборотной стороне (графы 9, 10).

 

Указания о порядке заполнения авансового отчета впервые приведены в 2005 году. С этого времени прямо предписано указывать не только даты и суммы, выданные под отчет, но и коды аналитических счетов, и определено, что для данных о произведенных подотчетным лицом расходах предназначен оборот авансового отчета.

 

Заблуждение Списание автомобильных шин допускается только по достижении нормативного пробега. Учреждение обязано вести учет пробега автошин.

Опровержение На сегодня ни один нормативный документ федерального уровня не указывает, что учреждения обязаны вести учет пробегов автомобильных шин. Правила эксплуатации шин, утвержденные распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р, где было такое требование, действовали только до 31 января 2007 года. «Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств. РД 3112199-1085-02», утвержденные Минтрансом России от 4 апреля 2002 г. (далее — РД 3112199-1085-02), требования об учете учреждением пробега автомобильных шин не содержат.

В настоящее время ни один нормативный документ федерального уровня не увязывает право учреждения списывать автомобильные шины с их пробегом, не содержит положений о том, что:

 

  • недопустимо списывать автошины ранее достижения нормативного пробега в случае их износа;
  • можно списывать шины, достигшие нормативного пробега, несмотря на исправное состояние.

 

РД 3112199-1085-02 в соответствии с положениями его вводной части предназначен «в целях планирования потребности в шинах, определения уровня тарифов», но не для оправдания или запрета списания автомобильных шин.

Очевидно, что автошины, учтенные на забалансовом счете 09 в соответствии с нормами Инструкции № 157н, могут быть списаны только в случае их непригодности в соответствии с требованиями к техническому состоянию автотранспортных средств. В приложении «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (далее — Перечень) к постановлению Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») указано, что запрещается эксплуатация автомобилей, на которых:

 

  • шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм (п. 5.1);
  • шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины (п. 5.2);
  • на одну ось транспортных средств установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные (п. 5.5).

 

Если автомобильная шина износилась или получила повреждения, не допускающие ее дальнейшего использования, ее следует снять с автомобиля и списать. Но при этом согласно требованиям пункта 5.5 Перечня неисправностей учреждение вынуждено заменить также и вторую шину на той же оси, ведь даже если удастся приобрести автомобильную шину той же марки и модели, степень износа и фактический размер шин будут разными. При этом оснований для списания второй шины нет, и ее можно использовать как запаску или передать для этих же целей в другое учреждение.

 


Реклама