Списание безнадежной задолженности
Состав неналоговых доходов бюджетов установлен статьями 20, 41 Бюджетного кодекса.
В силу статьи 264.1 Бюджетного кодекса обобщенная информация в денежном выражении о состоянии финансовых активов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, включая задолженность по неналоговым доходам, является объектом учета и отражается в бюджетном учете и в бюджетной отчетности.
Задолженность по неналоговым доходам, признанная безнадежной к взысканию, оформляется бухгалтерскими записями согласно пункту 78 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, и может быть списана в бюджетном учете с отражением по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 205 00 000 «Расчеты по доходам», с одновременным отражением на забалансовом учете счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Согласно пункту 200 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), аналитический учет расчетов по доходам (поступлениям) ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов. При этом используется Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) либо Карточка учета средств и расчетов (ф. 0504051).
Согласно пункту 340 Инструкции № 157н аналитический учет по счету 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, в разрезе дебиторов (должников), с указанием их полных наименований, а также иных реквизитов, необходимых для возможного взыскания задолженности.
Внимание
Обратите внимание, что отражение на забалансовом учете счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» не является основанием для прекращения права требования с должника по уплате задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений, осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета.
Согласно пункту 167 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности казенного учреждения в разрезе видов расчетов приводятся по ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности». Указанная форма включена в раздел 4 «Анализ показателей финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности» Пояснительной записки (ф. 0503160) и составляется раздельно по бюджетной и по приносящей доход деятельности, а также раздельно в том числе по дебиторской задолженности. При этом информация о просроченной дебиторской задолженности (задолженности, признанной безнадежной к взысканию), сформированной за отчетный период, отражается в ф. 0503169 обособленно.
Информация, отраженная на забалансовом учете счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», о размере нереальной к взысканию задолженности раскрывается в бюджетной отчетности в составе Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 05013130) (в Справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах).
Учитывая положения статьи 31 Бюджетного кодекса, устанавливающей принцип самостоятельности бюджетов, по нашему мнению, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (органы местного самоуправления) своими правовыми актами вправе устанавливать основания для признания безнадежной к взысканию задолженности в отношении неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации (бюджеты муниципальных образований), а также определять порядок принятия решения о списании указанной задолженности.
Кроме того следует обратить внимание на установленную бюджетным законодательством Российской Федерации обязанность администраторов доходов бюджетов по осуществлению контроля за полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет в отношении администрируемых ими доходов бюджетов (ст. 160.1 БК РФ), исполнение которой должно обеспечивать минимизацию объема просроченной (признанной безнадежной к взысканию) задолженности по доходам бюджета, в том числе по неналоговым доходам.
В силу действия вышеназванной статьи Бюджетного кодекса порядок осуществления администратором доходов бюджета указанных бюджетных полномочий устанавливается правовым актом главного администратора доходов бюджета, в ведении которого находится данный администратор доходов.
При этом порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации, местными администрациями.