НДС и прибыль
В письме Минфина России от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040 дана информация об уплате НДС и налога на прибыль организаций государственными (муниципальными) учреждениями
В нем указывается, что выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются субсидии, предоставленные бюджетным и автономным учреждениям, доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
В соответствии с Кодексом оказание казенным учреждением услуг в виде передачи государственного (муниципального) недвижимого имущества в аренду не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (п. 2 письма от 2 августа 2012 г. № 02-03-09/3040). Реализация государственного (муниципального) имущества признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а доходы, полученные в результате осуществления данной операции, включаются в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Для уплаты указанных налогов получателю бюджетных средств должны быть доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов и иных платежей», коду 290 «Прочие расходы» классификации операций сектора государственного управления.
Уплата налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций бюджетными и автономными учреждениями учитывается со знаком «минус» по коду классификации операций сектора государственного управления 130 «Доходы от оказания платных услуг» или 180 «Прочие доходы», установленному в рамках формирования учетной политики учреждения.
При этом отмечено, что при принятии решения о высвобождении государственного (муниципального) имущества в случаях, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами РФ, операции по реализации такого имущества учитываются в порядке, установленном для реализации (передачи) имущества, составляющего соответственно государственную казну Российской Федерации (казну субъекта РФ, муниципальную казну). В этом случае при реализации высвобождаемого имущества налоговая база по НДС в соответствии с НК РФ определяется налоговым агентом, а налог на прибыль организаций не уплачивается, поскольку публично-правовые образования не являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
Сообщается также о целесообразности внесения отдельных изменений в бюджетное и налоговое законодательство РФ с целью совершенствования механизма налогообложения налогом на прибыль организаций и НДС государственных (муниципальных) учреждений (в т.ч. предлагается исключить из объекта налогообложения по налогу на прибыль доходы учреждений, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, в виде взносов родителей за содержание детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения).