Реорганизация, ликвидация или изменение типа учреждений

О порядке отражения на лицевых счетах федеральных бюджетных и автономных учреждений операций, связанных с ликвидацией, реорганизацией или изменением типа учреждений, а также о применении документов, принятых в соответствии с требованиями Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ), рассказывает Т. В. СААКЯН, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса

Лицевые счета

В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н (далее — Порядок № 7н), ранее открытые лицевые счета необходимо закрыть (исключением из этого правила является случай изменения только подведомственности учреждения, в том числе по результатам реорганизации учредителя, когда закрывать и переоформлять соответствующие лицевые счета, а также открывать новые лицевые счета учреждений органам Федерального казначейства не нужно).

Вместо них там же открываются новые лицевые счета (при условии представления необходимых документов, определенных Порядком № 7н).

Показатели со старых счетов на новые передаются по Акту приемки-передачи показателей лицевого счета бюджетного учреждения (лицевого счета автономного учреждения) (код формы по ОКУД 0509018), Акту приемки-передачи показателей отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (отдельного лицевого счета автономного учреждения) (код формы по ОКУД 0509019) (далее — Акты) с начала года. Приведем особенности их составления.

По строке «Наименование бюджетного учреждения (автономного учреждения)» заголовочной части Актов указывается наименование учреждения, передающего показатели.

В оформляющей части:

группа строк «Передающая сторона» в Актах заполняется и подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными лицами) передающего показатели учреждения;

группа строк «Принимающая сторона» в Актах заполняется и подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными лицами) принимающего показатели учреждения (далее — принимающее учреждение);

группа строк «Указанные в данном Акте показатели подтверждаю» в Актах не заполняется.

Неиспользованные остатки средств перечисляются на вновь открываемые счета либо на лицевой счет принимающего учреждения на основании платежного (расчетного) документа, представленного учреждением в орган Федерального казначейства. Если эта операция совершается в рамках одного и того же счета по учету средств учреждений, направлять платежные документы в учреждение Банка России по месту открытия счета региональному управлению Федерального казначейства не требуется.

Перечисление остатка средств, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные учреждением в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (далее — остаток целевых субсидий), осуществляется с учетом следующих особенностей.

На вновь открытом счете (лицевом счете принимающего учреждения) их учитывают без права расходования. Это становится возможным только после представления учреждением в орган Федерального казначейства Сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД 0501016) (далее — Сведения), утвержденных учредителем. Сведения составляются в соответствии с Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н.

Если изменился лишь тип учреждения, а учредитель остался прежним, можно подать ранее утвержденные Сведения. При этом ответственность за их достоверность несет руководитель учреждения.

Реорганизуемое учреждение составляет: 

  • промежуточную бухгалтерскую отчетность на начало проведения реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России для отчетности при реорганизации или ликвидации бюджетных и автономных учреждений, и представляет ее главному распорядителю средств федерального бюджета — учредителю по прежней ведомственной подчиненности;
  • Акт приемки-передачи передаваемых финансовых, нефинансовых активов и обязательств;
  • окончательную бухгалтерскую отчетность на дату реорганизации в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России для отчетности при реорганизации или ликвидации бюджетных и автономных учреждений, и представляет ее главному распорядителю средств федерального бюджета — учредителю по прежней ведомственной подчиненности и главному распорядителю средств федерального бюджета — учредителю по новой ведомственной подчиненности.

 

Изменение подведомственности

В случае изменения только подведомственности учреждения, в том числе по результатам реорганизации учредителя, закрывать и переоформлять соответствующие лицевые счета, а также открывать новые лицевые счета учреждений органам Федерального казначейства не нужно. При этом в связи с изменением учредителя учреждение дополнительно к имеющимся в деле клиента документам представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:

  • карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса, заверенную учредителем, в ведение которого передано учреждение, либо нотариально;
  • копию учредительного документа, заверенную учредителем, в ведение которого передано учреждение, либо нотариально;
  • копию документа о государственной регистрации юридического лица (в случае заверения учредителем, в ведение которого передано учреждение).

Кроме того, для осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, учреждение представляет в орган Федерального казначейства Сведения, утвержденные учредителем учреждения по новой ведомственной подчиненности (далее — Новый учредитель).

Указанное учреждение на дату реорганизации (изменения подведомственности) составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России для отчетности при реорганизации бюджетных и автономных учреждений, и представляет ее как главному распорядителю средств федерального бюджета — учредителю по прежней ведомственной подчиненности (далее — Прежний учредитель), так и Новому учредителю.

Перенос показателей активов и обязательств, отраженных на счетах бухгалтерского учета, а также данных по их изменению с начала года до даты реорганизации (изменения подведомственности) учреждения осуществляется на основании Справки (ф. 0504833) без формирования Актов приема-передачи активов и обязательств.

При изменении подведомственности учреждения Прежний учредитель осуществляет мероприятия, связанные со сменой его подведомственности, с учетом следующих особенностей.

После внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств Прежний учредитель реорганизуемого учреждения представляет в орган Федерального казначейства по месту открытия ему лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств:

  • «отрицательное» расходное расписание на отзываемую сумму годовых лимитов бюджетных обязательств;
  • «положительное» расходное расписание на доведение до главного распорядителя как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета как получатель средств федерального бюджета формирует Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728) для передачи произведенных кассовых расходов по предоставлению субсидий учреждению до его реорганизации на лицевой счет Нового учредителя учреждения по новой ведомственной подчиненности.

Кроме того, Прежний учредитель реорганизуемого учреждения на основании отчетности, представленной реорганизуемым учреждением, производит передачу согласно Извещению (ф. 0504805) показателей вложений в особо ценное и недвижимое имущество учреждения (входящих остатков на 1 января текущего года — межотчетным периодом; оборотов с начала года до даты реорганизации — методом «красное сторно»), отраженных на счете 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» Новому учредителю реорганизуемого учреждения, а также формирует Акт приема-передачи активов и обязательств передаваемых подведомственных учреждений в структуре передаваемого сводного баланса.

Годовая бюджетная (бухгалтерская) отчетность главными распорядителями бюджетных средств — учредителями составляется с учетом результатов проведенных реорганизационных мероприятий.

Изменение типа учреждения на казенное

При изменении типа учреждения на казенное учреждение показатели, отраженные на закрываемых лицевых счетах учреждений, не передаются на вновь открытые лицевые счета.

Неиспользованные остатки средств учреждения перечисляются в доход федерального бюджета. При этом учреждение производит передачу финансовых, нефинансовых активов и обязательств казенному учреждению, сложившихся на дату изменения типа, и формирование отчетности с учетом положений письма Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236.

Соблюдение сроков

Особого внимания требуют вопросы, связанные с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

При осуществлении реорганизационных мероприятий, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. № 865-р учредителям учреждений, необходимо обеспечить соблюдение сроков их завершения, установленных Правительством Российской Федерации.

Чтобы не допустить срыва финансового обеспечения деятельности учреждений, Минфин России и Федеральное казначейство считают возможным применять ранее действовавшие документы, принятые учредителями учреждений в соответствии с требованиями Закона № 83-ФЗ, до приведения их в соответствие с внесенными в учредительные документы учреждений изменениями, но не позднее 1 января 2013 года, если учредителями не принято иное решение.

Приведенный порядок ликвидации, реорганизации и изменения типа применяется также в отношении региональных и муниципальных учреждений (с учетом особенностей, установленных нормативно-правовыми актами субъектов Федерации и муниципальных образований).

 


Реклама