Администрируем доходы
В статье рассматриваются вопросы администрирования органами полиции в 2012 году доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и возврата плательщикам излишне уплаченных платежей за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, а также администрирования поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ от денежных взысканий (штрафов) за нарушение Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).
А. А. КОМЛЕВА, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Администрирование платежей за техосмотр
С января 2012 года технический осмотр транспортных средств производится в соответствии с Законом от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 170-ФЗ).
В соответствии со статьей 7 Закона № 170-ФЗ было издано постановление Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» (далее — Постановление № 1008).
Правилами проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденными Постановлением № 1088, взимание органами МВД России платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств не предусмотрено.
В соответствии с бюджетным законодательством доходы от платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств относились к неналоговым доходам и учитывались при их поступлении в доходах бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществлявших финансовое обеспечение деятельности органов МВД России (по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов), как прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса, положениями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Постановление № 995) органами МВД России осуществлялись полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации в отношении указанных доходов.
МВД России может в своем правовом акте закрепить за подведомственными территориальными органами полномочия по администрированию указанных выше доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов.
Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 266 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995» (далее — Постановление № 266), вступившим в силу 17 апреля 2012 года, внесены изменения в Перечень закрепляемых за федеральными органами государственной власти (государственными органами) источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов (далее — Перечень), предусматривающие его приведение в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в области технического осмотра транспортных средств, и положениями Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в соответствии с которым финансовое обеспечение деятельности полиции, в том числе связанной с осуществлением государственного технического осмотра транспортных средств и прицепов к ним, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Указанные изменения не предусматривают осуществление МВД России полномочий по администрированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств.
Вместе с тем в соответствии со статьей 218 Бюджетного кодекса исполнение бюджетов по доходам предусматривает в том числе возврат плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, перечисленных в бюджет публично-правового образования, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В случае утверждения законом о бюджете субъекта Российской Федерации (до 17 апреля 2012 года) МВД России (его территориального органа) главным администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации и закрепления за ним соответствующего источника доходов бюджета субъекта Российской Федерации — прочих доходов от оказания платных услуг получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации и компенсации затрат бюджетов субъектов Российской Федерации, то возврат в 2012 году плательщикам излишне уплаченных платежей, ранее поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, осуществляет соответствующий орган МВД России, наделенный правовым актом МВД России полномочиями главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
В ином случае возврат плательщикам излишне уплаченных платежей за проведение государственного технического осмотра, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляется администратором доходов бюджета субъекта Российской Федерации — органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наделенным в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации полномочиями главного администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации, или казенное учреждение, находящиеся в его ведении (в случае закрепления за ним соответствующих полномочий). При этом органу государственной власти субъекта Российской Федерации (казенному учреждению) — администратору доходов бюджета субъекта Российской Федерации в целях принятия обоснованного решения о возврате плательщикам излишне уплаченных платежей за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации, необходимо определить порядок его взаимодействия с органами МВД России, ранее осуществлявшими администрирование указанных доходов.
Согласно положениям пункта 2 статьи 154 и статьи 215.1 Бюджетного кодекса организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации возлагается на соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации и является его бюджетным полномочием.
Принимая во внимание, что финансовый орган субъекта Российской Федерации обладает информацией, в том числе о фактическом поступлении в доход бюджета субъекта Российской Федерации денежных средств, перечисленных плательщиками за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, а также обеспечивает взаимодействие субъекта Российской Федерации с органами МВД России по вопросам, связанным с администрированием соответствующих доходов бюджета субъекта Российской Федерации, полномочия администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств целесообразно закрепить за финансовым органом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 5 сентября 2008 г. № 92н (далее — Порядок № 92н), возврат плательщикам излишне уплаченных платежей, в том числе за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, осуществляется органами Федерального казначейства на основании оформленной соответствующим администратором доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации заявки на возврат (ф. 0531803). Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н, возврат указанных выше поступлений осуществляется по коду классификации доходов бюджетов 1 13 01992 02 0000 130 «Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации».
Администрирование штрафов
В соответствии с пунктом 14 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ денежные средства, внесенные участником открытого аукциона в электронной форме (далее — участник аукциона) в счет обеспечения участия в открытом аукционе в электронной форме, признаются штрафом, взимаемым за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, перечисляемым оператором электронной площадки за участника аукциона в соответствующий бюджет публично-правового образования.
В соответствии со статьей 40 Бюджетного кодекса и Порядком № 92н налоги, сборы, страховые взносы, штрафы и иные платежи, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежат зачислению на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», открытый органу Федерального казначейства, для их распределения этим органом в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 46 Бюджетного кодекса штрафы за нарушение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований подлежат зачислению в соответствующий бюджет публично-правового образования, разместившего заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в полном объеме.
В соответствии с Указаниями № 180н перечисление оператором электронной площадки в бюджет публично-правового образования, разместившего заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, штрафа, предусмотренного пунктом 14 статьи 41.11 Закона № 94-ФЗ, отражается по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов статьи 000 1 16 33000 00 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг».
Учитывая, что в силу действия Закона № 94-ФЗ в качестве заказчиков на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг могут выступать также и органы местного самоуправления, в целях обеспечения поступления вышеназванных денежных взысканий (штрафов) в муниципальные бюджеты Указаниями № 180н предусмотрены следующие КБК:
- 1 16 33030 03 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга»;
- 1 16 33040 04 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд городских округов»;
- 1 16 33050 05 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальных районов»;
- 1 16 33050 10 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд поселений».
При этом осуществление полномочий по администрированию указанных поступлений должны осуществлять органы местного самоуправления.
Обратите внимание, что Минфином России подготовлены изменения в Приложение 6 к Указаниям № 180н в части применения к вышеуказанным КБК взамен сноски 3 «Администрирование данных поступлений осуществляется как органами государственной власти Российской Федерации (органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации), так и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» сноски 4 «Администрирование данных поступлений осуществляется как органами государственной власти Российской Федерации (органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления».
Указанные положения также предусмотрены в проекте указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, вступающих в силу с 1 января 2013 года.