Отчетность органов Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета

Одной из основных функций Федерального казначейства является формирование бюджетной отчетности — Отчета об исполнении федерального бюджета. Если говорить о составлении Отчета об исполнении федерального бюджета, нельзя не сказать и о важности бюджетной отчетности, формируемой территориальными органами Федерального казначейства.

Именно бюджетная отчетность, формируемая территориальными органами Федерального казначейства, является основным источником формирования Отчета об исполнении федерального бюджета (рис. 1).

Бюджетная отчетность по:

  • кассовому исполнению федерального бюджета;
  • кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций составляется территориальными органами Федерального казначейства в соответствии с приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и с приказом Федерального казначейства от 27 декабря 2012 г. № 487 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства».

Бюджетная и оперативная отчетность составляется в разрезе кодов бюджетной классификации согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н.

Рисунок 1

 

 

Прием бюджетной и оперативной отчетности от территориальных органов Федерального казначейства возложен на Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МОУ ФК).

Отчетность по кассовому исполнению федерального бюджета можно разделить на два потока:

  • оперативная отчетность (периодичность ее представления — ежедневно);
  • бюджетная отчетность (периодичность ее представления — ежемесячно).

Оперативная отчетность

Федеральное казначейство приказом от 27 декабря 2012 г. № 487 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства» установило следующие формы ежедневной оперативной отчетности по: 

  • поступлениям в федеральный бюджет (ф. 0521432);
  • кассовым выбытиям средств из федерального бюджета и кассовым операциям по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0521469);
  • остаткам средств на счетах, открытых органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России и кредитных организациях (ф. 0521458);
  • перечислению сумм страховых взносов и задолженности по единому социальному налогу в доход федерального бюджета и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ф. 0521436);
  • перечислению средств из федерального бюджета по коду КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» субъектам Российской Федерации (ф. 0521462).

Оперативные отчеты, за исключением Отчета по форме 0521469, представляются ежедневно, в первый рабочий день, следующий за отчетной датой, до 16 часов по московскому времени. Отчет по форме 0521469 представляется ежедневно, на второй рабочий день, следующий за отчетной датой, до 16 часов по московскому времени.

Структура оперативных отчетов по формам 0521432 и 0521436 отражена на рисунке 2. В Отчете по форме 0521432 отражаются поступления в федеральный бюджет в разрезе кодов доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Рисунок 2

 

 

В Отчете по форме 0521436 отражаются поступления в доход федерального бюджета и в бюджеты государственных внебюджетных фондов в разрезе кодов доходов по страховым взносам и задолженности по единому социальному налогу.

Подробнее хотелось бы остановиться на форме 0521469 «Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета и кассовых операциях по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета». В данной форме отражаются все выбытия средств федерального бюджета, произведенные с балансового счета 40105, открытого органу Федерального казначейства.

Отчет по форме 0521469 состоит из пяти разделов:

  • раздел 1 «Кассовые выбытия средств федерального бюджета в разрезе функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации»;
  • раздел 2 «Кассовые выбытия федерального бюджета в разрезе классификации операций сектора государственного управления»;
  • раздел 3 «Кассовые операции по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета»;
  • раздел 4 «Кассовые выбытия средств федерального бюджета в разрезе ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации»;
  • раздел 5 «Кассовые выбытия средств федерального бюджета в разрезе видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации». Данный раздел введен в 2013 году в связи с возникшей потребностью владения оперативной информацией о кассовых выбытиях в разрезе видов расходов. 

Итоговые данные по разделам 1, 2, 4 и 5 должны быть равны между собой.

Ошибки при сдаче отчетности

Основная ошибка, которую допускают органы Федерального казначейства, — ошибочное отнесение показателей по кодам источников финансирования дефицита федерального бюджета в отчетности по формам 0521469 и 0521432. В формах 0521469 и 0521432 могут быть отражены только определенные коды источников финансирования дефицита федерального бюджета (табл.).

                                                                                                                                                           
 

Код источника финансирования дефицита федерального бюджета


ф. 0521432


ф. 0521469 

 

01 01 00 00 01 0000 710

 

01 01 00 00 01 0000 810 

 

01 02 00 00 01 0000 710

 

01 02 00 00 01 0000 810 

 

01 03 00 00 01 0000 710

 

01 03 00 00 01 0000 810

 

01 04 00 00 01 0000 710

 

01 04 00 00 01 0000 810 

 

01 05 01 02 01 0001 620

 

01 05 01 02 01 0001 520

 

01 05 01 02 01 0002 620

 

01 05 01 02 01 0002 520

 

01 05 02 02 01 0000 620

 

01 05 02 02 01 0000 520

 

01 06 01 00 01 0000 630

 

01 06 02 00 01 0000 310

 

01 06 02 01 01 0000 410

 

01 06 03 00 01 0001 171 (отрицательные значения)

 

01 06 02 02 01 0000 410

 

01 06 03 00 01 0002 171 (отрицательные значения)

 

01 06 03 00 01 0001 171 (положительные значения)

 

01 06 03 00 01 0003 171 (отрицательные значения)

 

01 06 03 00 01 0002 171 (положительные значения)

 

01 06 03 00 01 0005 171 (отрицательные значения)

 

01 06 03 00 01 0003 171 (положительные значения)

 

01 06 04 00 01 0000 810

 

01 06 03 00 01 0005 171 (положительные значения)

 

01 06 05 01 01 0000 540

 

01 06 05 01 01 0000 640

 

01 06 05 02 01 0000 540

 

01 06 05 02 01 0000 640

 

01 06 06 01 01 0000 550

 

01 06 06 01 01 0000 650

 

01 06 06 02 01 0000 550

 

01 06 06 02 01 0000 650

 

01 06 06 03 01 0000 550

 

01 06 06 03 01 0000 650

 

01 06 06 00 01 0001 810

 

01 06 06 00 01 0000 710

 

01 06 06 00 01 0002 810

 

01 06 07 00 01 0000 640

 

01 06 07 00 01 0000 540

 

01 06 08 00 01 0000 640

 

01 06 08 00 01 0000 540

 

01 06 09 00 01 0000 710

 

01 06 09 00 01 0000 810

 

01 06 10 03 01 0000 640

 

01 06 10 02 01 0001 550 (отрицательные суммы)

 

01 06 10 02 01 0001 550 (положительные суммы)

 

01 06 10 02 01 0003 550 (отрицательные суммы)

 

01 06 10 02 01 0003 550 (положительные суммы)

 

01 06 10 02 01 0004 550 (отрицательные суммы)

 

01 06 10 02 01 0004 550 (положительные суммы)

 

01 06 10 03 01 0000 540

 

02 01 00 00 01 0000 720

 

02 01 00 00 01 0000 820

 

02 02 00 00 01 0000 720

 

02 02 00 00 01 0000 820

 

02 03 00 00 01 0000 720

 

02 03 00 00 01 0000 820

 

02 04 02 00 01 0000 640

 

02 04 01 00 01 0000 820

 

02 04 03 00 01 0000 720

 

02 04 02 00 01 0000 540

 

02 04 04 00 01 0000 640

 

02 04 03 00 01 0000 820

   

02 04 04 00 01 0000 540

Структура оперативных отчетов по формам 0521462 и 0521458 приведена на рисунке 3.

Рисунок 3

 

 

Значимость оперативной отчетности

Своевременность поступления оперативной отчетности органов Федерального казначейства в МОУ ФК, а также ее качество являются важным моментом, поскольку показатели оперативной отчетности весьма востребованы — на основании оперативной отчетности органов Федерального казначейства по поступлениям и выбытиям средств федерального бюджета еженедельно формируется и направляется в Минфин России оперативная информация по исполнению федерального бюджета (в разрезе доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета), также показатели оперативной отчетности органов Федерального казначейства используются Федеральным казначейством в целях осуществления кассового планирования.

Кроме этого информация из оперативной отчетности направляется главным администраторам средств федерального бюджета с целью оперативного управления ими системами подведомственных учреждений.

Учитывая тот факт, что показатели оперативной отчетности не являются бухгалтерскими и формируются на основании показателей лицевых счетов администраторов доходов бюджета, лицевых счетов получателей бюджетных средств, структурным подразделениям органов Федерального казначейства, ответственным за проведение операций на лицевых счетах, необходимо с должным вниманием относиться к исполнению технологического регламента и руководства пользователя при обработке первичных документов в ППО «Автоматизированная система Федерального казначейства». Именно соблюдение сотрудниками положений технологического регламента и руководства пользователя может способствовать качественному формированию и своевременному представлению оперативной отчетности отделом бюджетного учета и отчетности территориального органа Федерального казначейства в МОУ ФК.

Перед направлением оперативной отчетности в МОУ ФК необходимо показатели оперативной отчетности сверять с показателями данной Главной книги (ф. 0504072). Это связано с тем, что при обработке первичных документов в ППО АС ФК (программное обеспечение, которое используется в органах Федерального казначейства) одновременно формируются проводки операционного учета и бюджетного учета, и нередко данные проводки не равны между собой.

Кроме этого с 1 января 2013 года в МОУ ФК осуществляется прием Отчетов об операциях по данным Главной книги (ф. 0531981) и Сведений о входящих остатках по счетам Главной книги (ф. 0531982), на основании которых в МОУ ФК осуществляется формирование Главной книги (ф. 0504072) территориального органа Федерального казначейства и Главной книги (ф. 0504072) Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета.

Сроки представления:

  • Сведения о входящих остатках по счетам Главной книги (ф. 0531982) представляются в МОУ ФК в сроки, установленные для сдачи годовой бюджетной отчетности;
  • Отчет об операциях по данным Главной книги (ф. 0531981) представляется в МОУ ФК ежедневно до 16:00 московского времени, на второй рабочий день, следующий за отчетной датой, в порядке, установленном для работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.

В ближайшей перспективе, когда будет отлажен функционал по приему и формированию Главных книг (ф. 0504072) от органов Федерального казначейства и формированию консолидированной Главной книги (ф. 0504072) Федерального казначейства, формирование и представление органами Федерального казначейства оперативной отчетности по исполнению Федерального казначейства не будут актуальными, поскольку Федеральное казначейство, формируя консолидированную Главную книгу Федерального казначейства, будет являться основным источником информации об исполнении федерального бюджета для всех заинтересованных пользователей.

Месячная отчетность

Состав месячной отчетности по исполнению федерального бюджета:

  • Отчет о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124);
  • Баланс по поступлениям и выбытиям бюджетных средств (ф. 0503140);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета (ф. 0521413);
  • Справка о перечислении средств из федерального бюджета по коду КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (ф. 0521462);
  • Справка по внутренним расчетам (ф. 0521463).

Сроки представления месячной отчетности — 7-е число месяца, следующего за отчетным.

Месячная отчетность формируется на основании показателей Главной книги (ф. 0504072) территориального органа Федерального казначейства.

На основании месячной отчетности по формам 0503124 и 0503125, представленной территориальными органами Федерального казначейства, и отчетности по формам 0503127 и 0503125, представленной главными администраторами средств федерального бюджета, МОУ ФК формирует Отчет об исполнении федерального бюджета (ф. 0503117) для дальнейшего направления в Федеральное казначейство и Минфин России, Счетную палату Российской Федерации.

Поэтому все показатели отчетности, поступающей от органов Федерального казначейства, должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждого отчета, а также должны быть соблюдены логические и арифметические увязки показателей отчетов между различными формами отчетности.

Кроме этого должно быть обеспечено представление достоверной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета. Для обеспечения достоверности отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, представляемой в МОУ ФК ежеквартально,

МОУ ФК осуществляется сверка показателей отчетности главных администраторов средств федерального бюджета с показателями отчетности органов Федерального казначейства (см. рис. 4).

В процессе приема квартальной отчетности главных распорядителей средств бюджета и органов Федерального казначейства возникают разного рода разногласия, в основе которых существуют проблемы, вытекающие из некорректного подтверждения органами Федерального казначейства показателей, отраженных в Отчетах получателей средств федерального бюджета по форме 0503127. То есть бывают случаи, когда показатели Отчета по форме 0503127, заверенного органами Федерального казначейства, не соответствуют данным Отчета о кассовом поступлении и выбытии средств бюджета по форме 0503124, представленного органом Федерального казначейства в МОУ ФК.

Для исключения несоответствий показателей между отчетностью органов Федерального казначейства и отчетностью главных распорядителей средств бюджета ежеквартально МОУ ФК представляет главным администраторам средств федерального бюджета полную информацию по кассовым поступлениям и выбытиям средств федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации и получателей бюджетных средств. Данная информация представляется из форм 0503124 и 0521413 органов Федерального казначейства.

Рисунок 4

 

 

Проведение реорганизационных мероприятий

Передача кассовых выплат и поступлений, отраженных на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом реорганизуемому получателю средств федерального бюджета, осуществляется на основании подписанного им и принимающим получателем средств федерального бюджета Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728).

Акт (ф. 0531728) представляется реорганизуемым получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту обслуживания его лицевого счета и принимающим получателем средств федерального бюджета — в орган Федерального казначейства по месту обслуживания его лицевого счета.

Акт (ф. 0531728) должен приниматься к учету органом Федерального казначейства — передающим и органом Федерального казначейства — принимающим в одном отчетном периоде.

Кроме того, органу Федерального казначейства, в который представлен Акт (ф. 0531728), следует свое-временно уведомить соответствующий орган Федерального казначейства о данном факте.

Однако прошедшая в конце 2012 года реорганизация по Мин-здраву России показала: Акты (ф. 0531728) органами Федерального казначейства — принимающим и передающим — проводятся несогласованно, на разные отчетные даты, а также не направляются или направляются несвоевременно. Поэтому некоторым территориальным органам Федерального казначейства приходилось вносить изменения в оперативную и месячную отчетность задним числом, что влекло за собой ухудшение качества и нарушение сроков сдачи отчетности органами Федерального казначейства.


Реклама