Переходы с комментариями

Основой для этой статьи послужил рассказ бухгалтера учреждения, которое сначала из казенного было переведено в бюджетное, а затем обратно. После рассказа бухгалтера приведен анализ описанных ситуаций с точки зрения норм законодательства.

Я работаю главным (и единственным) бухгалтером в селе — районном центре, на стадионе. В 2011 году наше учреждение было просто муниципальным учреждением (МУ), с 1 января 2012 года изменили его тип и сделали муниципальным бюджетным учреждением (МБУ), а с 14 января 2013 года мы стали муниципальным казенным учреждением (МКУ). Но обо всем по порядку.

Как все начиналось

Все говорят, что мне «больше всех надо». На самом деле я просто хочу выполнять свою работу хорошо и правильно, поэтому стараюсь во всем разобраться сама. Когда в 2011 году мне в финансовом управлении района сказали, что наш стадион собираются переводить на бюджетный тип, я спросила: «Зачем?». — «А вы что, не понимаете?» Я человек простой, без амбиций. Когда не понимаю, не стесняюсь спрашивать. Так и сказала: «не понимаю». В ответ услышала: «Вы не имеете права внебюджетной деятельностью заниматься, если будете казенными. Нам указание из области пришло. Все образование, культуру, физкультуру на бюджетные переводить».

Наверное, подумала я, в этом всем есть какой-то глубокий экономический смысл. Потом разберемся. Может быть, я такой консерватор, боюсь всего нового?

Первое, что меня пугало, это переход на новый учет в компьютерной программе. Очень не хотелось остатки вручную заново забивать. Но все прошло на удивление гладко. Программисты из фирмы, с которой мы давно сотрудничаем, списали все остатки с вида финансового обеспечения «1» — деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы (далее —"1«) на финансовый результат, потом обратно отразили, уже на «4» — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — «4») (1). И начала я работать. Даже вроде проще стало.

Когда перевод учреждения на бюджетный тип только планировался, я постаралась изучить весь доступный материал. Особенно понравилось, что для бюджетных учреждений нет такого строгого контроля со стороны казначейства. Но... Как раньше заворачивали каждую платежку за не ту букву в «назначении платежа», так все и осталось. Не говоря уже о вечных битвах по поводу КОСГУ. Я им о порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений напомнила (2). Они мне: «У нас есть внутренние документы. С нас так область требует». Хотела бы я видеть те внутренние документы, что в них на самом деле написано.

Первый отчет

На первые подводные камни я наскочила сразу же в первом квартале 2012 года. Правда, почувствовала это только в апреле, когда квартальный отчет понесла сдавать.

В начале января срочно понадобилось купить инвентарь для секции бокса. Это наш директор начал деньги зарабатывать, нашел тренера, решил платную секцию бокса открыть. Тренер первым делом потребовал инвентарь купить. А у нас денег еще ни копейки. Директор ему говорит, как обычно это бывало: «Ты за свои купи, мы тебе потом все возместим». Тренер — человек новый, к такой постановке вопроса непривычный, ответил, что еще зарплату не получил, чтобы на свои покупать. В общем, пошел на принцип — или завтра будет инвентарь, или послезавтра увольняюсь. Тут поступили наличные средства по другим платным секциям.

Я подумала, что пока сдам в казначейство, пока сниму обратно, время уйдет. А тут каждый день на счету. Почитала в законодательстве все, что смогла найти. Нигде не нашла, что бюджетные учреждения выручку в банк обязаны сдавать (3). И выдала тренеру под отчет на спортинвентарь прямо из выручки 10 000 рублей.

Подошел конец марта. Тут вдруг ЧП — сильным ветром на стадионе сорвало навес над «правительственной» трибуной. У нас все имущество на «4», поэтому в плане ФХД расходы на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества» КОСГУ запланированы только по «4». Субсидию на муниципальное задание на первый квартал уже всю потратили. Но к тому моменту пришли деньги по платным услугам за аренду. Я подумала — счет один, деньги на нем никак не отличаются. Заплачу из этих средств, а потом, когда субсидия придет, как-нибудь перекину. Так и сделала. Ничего особенного перекидывать не пришлось. Нашла статью, где указаны все проводки, как у самих себя с «2» — приносящая доход деятельность (далее — «2») на «4» деньги занимать. В марте одну проводку сделала через 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами», в апреле — обратную (4). И подумала тогда, как хорошо быть бюджетным учреждением, в казенном такие фокусы не прошли бы.

А потом я пошла сдавать Отчет об исполнении учреждением плана его финансово—хозяйственной деятельности по форме 0503737 за первый квартал. Наш учредитель — администрация района. Бухгалтер администрации взяла мою форму 0503737, мою выписку по счету из казначейства и повела пальчиком по колонке «исполнено через органы казначейства». А не тут-то было. В выписке и «2», и «4» вместе, а в форме 0503737 отдельно. Бухгалтер администрации поворчала и начала складывать. «Сумма кассовых расходов не идет». — «Как не идет? У меня отчет бухгалтерская программа автоматически формирует. Я проверяла».

Но я уже сама разобралась, что у бюджетных не так, как у казенных, а отдельно наличные средства, отдельно безналичные (5). Бухгалтер администрации спрашивает: «Не понимаю. Как я это все проверять должна?». Я ничего, конечно, не сказала. Потому что «как проверять» — не ко мне вопрос. Объяснила на пальцах, показала, где в форме 0503737 наличные средства показаны. Пришлось вернуться к себе на стадион, Главную книгу распечатывать. Проверили вместе обороты по счету 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам». Вроде бы все сошлось. И тут вылезли мои 10 000 рублей, которые я под отчет из выручки выдавала. Что тут было! «Какое ты имела право из выручки выдавать?» — «А где написано, что нельзя?» — «Переделывай, как хочешь, у меня финансовое управление такой отчет не примет». — «Не буду. У меня уже все по кассе прошло». — «Ладно, попробуем сдать так. Но если что — в финуправление вдвоем пойдем, сама краснеть будешь».

Конечно же, в финуправлении тот же самый разговор про расходы из выручки повторился. Они мне: «Не имеешь права!». Я им: «Где написано?». Они мне: «А где написано, что можно?». Я им: «Зачем тогда отдельная графа в форме 0503737 „исполнено через кассу“?». В общем, поняли они, что меня не переспорить. Поэтому я потом спокойно принимала в кассу возврат подотчетных сумм и тут же выдавала их снова под отчет другому сотруднику, не сдавая в банк. И из наличной выручки под отчет выдавала.

Самое интересное началось, когда бухгалтер финуправления увидела строку «730» в форме 0503737 (6). «Это что такое?». Объясняю: «Это внутреннее привлечение средств между источниками финансового обеспечения». Не поняла. Объясняю по-простому: «Сами у себя временно заняли деньги с »2″ на «4»«. — «Это надо убрать!» — «Почему?». Оказывается, Минфин области провел совещание с финуправлениями про то, как работать с бюджетными и автономными учреждениями, и там им сказали, что так делать нельзя «потому что потом отчеты не пойдут». Конечно, я начала спорить — вот проводки в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н) записаны, вот специальные строки в форме 0503737. Все нормально ложится, если инструкцию читать и делать, как написано (7). Но бухгалтер финуправления была категоричной:

— Убирай как хочешь.
— Как хочу, я уже сделала. Объясните, куда я это уберу?
— Вообще эту строку убирай, чтобы пустая была.
— Тогда у меня по «4» расход будет больше, чем приход.
— Ты с «2» платила? Вот и показывай по «2» расход.
— Не могу.
— Почему?
— У меня в Плане ФХД нет расходов 225 «Услуги по содержанию имущества» КОСГУ по «2».
— Передвижку надо было сделать.
— У бюджетных «передвижек» не бывает. Можно только План ФХД изменять.
— Ну так надо было поменять.
— Не имею права. Изменения Плана ФХД может только учредитель делать (8). Вы сами нам так определили. Вон в соседнем районе, я спрашивала в районной больнице, у меня там главбух знакомая, им самим учредитель разрешил План ФХД менять в течение года со статьи на статью как угодно. А нам вы не разрешили.

В общем, приняли у меня отчет как есть. Но каких нервов мне это стоило!

Семинар

В мае у меня случилось шоковое потрясение. Организация, которая сопровождает бухгалтерскую программу, пригласила на семинар по учету в бюджетных и автономных учреждениях. Много рассказывали про учет себестоимости на счете 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг». Это для меня не совсем новое было. Еще в 2008 году, до того как в нашей области не начали все внебюджетные доходы в бюджет отправлять, я все внебюджетные расходы не на 401 01 000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения», а на 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» собирала (9). А вот информация про налог на прибыль для меня стала просто потрясающей новостью. Признаться честно, все прошлые годы, когда у нас на стадионе были внебюджетные доходы, я налог на прибыль не платила. Думала так: «Я все внебюджетные деньги потратила, значит, никакой прибыли у меня нет» (10). И никто же мне на это не указал — ни финуправление, ни ревизоры. Оказалось, что все совсем не так.

Приехала с семинара и, вооружившись полученными материалами, приступила к работе. Открыла в программе все свои расходы за счет приносящей доход деятельности. Как говорится: подсчитали — прослезились. На диске с записями семинара прочла: у бюджетных и автономных не может быть амортизируемого имущества для целей налога на прибыль, потому что, согласно Налоговому кодексу, амортизируемое может быть только в собственности, а у бюджетных собственности нет (11). Ладно, это не про нас. Мы пока никакого имущества дороже 40 000 рублей за счет платных услуг покупать не собираемся. Читаю материалы семинара дальше. Не уменьшают налог на прибыль премии, материальная помощь (12). Ага. Только что по распоряжению директора выплатили за счет средств, полученных за платные услуги, премии тренерам. Исключаем из расходов. Уплата штрафов, пеней (13). Заплатила за счет платных пеню по налогу на имущество. Исключаем сумму пени из расходов для налога на прибыль. Помнится, что-то еще очень важное на семинаре было. Нашла. «Только те расходы, которые связаны с получением прибыли» (14). И вот еще. «Расходы, которые нельзя прямо отнести к одному виду деятельности, распределяются между видами деятельности пропорционально выручке» (15). Значит, если я за счет платных услуг начислила зарплату сторожу, на уменьшение прибыли можно отнести только часть. Потому что сторож все охраняет. И часть-то больно маленькая получается. У меня по Плану ФХД выручка от платных услуг в десять раз меньше, чем субсидия. Что же получается? Согласно Налоговому кодексу субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отвлекают от приносящей доход деятельности изрядный кусок расходов (16). У меня из расходов за счет «2», того, что относится только к обеспечению платной деятельности и никаким образом не касается иной деятельности, только зарплата тренеров и инвентарь. Да и то часть спортинвентаря используется в муниципальном задании. У меня доход от платных услуг пополам — спортивные секции и аренда. В аренду сдается сам стадион (поле, беговые дорожки). То же самое, что и в муниципальном задании используется. Значит, если я за счет выручки от аренды покупаю семена травы на стадион, я эту сумму всю не могу на уменьшение прибыли пустить? По Налоговому кодексу получается, что так. Только долю, пропорциональную выручке. Если у меня по Плану ФХД субсидия на год 3 000 000 рублей, а платные услуги 300 000 рублей, а я потратила на семена 20 000 рублей, значит, на затраты для налога могу только 2000 рублей учесть? Ничего себе арифметика получается. Стоп, а если наоборот? Я же фактически за счет субсидии тоже частично платные услуги обеспечиваю. Что-то про это на семинаре тоже было. Нашла. Субсидия на муниципальное задание — это целевые средства (17). Если эту субсидию я потрачу на обеспечение платных услуг, значит нецелевое расходование целевых средств, всю такую сумму надо к налогооблагаемой прибыли прибавлять (18). Выходит, что с платных на субсидию деньги пускать — налог на прибыль вылезает. Голова кругом пошла.

Тут я еще одну ситуацию вспомнила. Точнее сказать, не ситуацию, а повседневную реальность нашей жизни. Есть у нас в учреждении автомобиль, пассажирская «Газель». Так вот, его и раньше районная администрация использовала, как свою. И потом, когда мы стали бюджетным учреждением, все так же и продолжается. Одно хорошо — когда администрация берет у нас машину, то заправляет ее за свой счет. А как же зарплата водителя? Я ведь ему за этот день сама плачу, причем за счет субсидии. А он в этот день никакого муниципального задания не выполняет. Получается нецелевое расходование целевых средств субсидии. Внереализационные доходы для налога на прибыль (19).

Спрашиваю в администрации: «Что с зарплатой нашего водителя будем делать за те дни, когда он ваших сотрудников возит?». — «В чем проблема?». — «В налоге на прибыль». На меня посмотрели, не понимая: «Какой налог на прибыль? Ты все деньги от платных услуг потратила — никакого налога не должно быть». Начинаю объяснять все то, что я из Налогового кодекса узнала. Бухгалтер администрации берет трубку и звонит в финуправление. Я, конечно, разговора не слышу, но понимаю, что ей там все то же самое говорят: все деньги потратили — никакой прибыли нет, нечего умничать. Положила трубку. Говорит: «У нас в районе полтора десятка бюджетных учреждений. Никто прибыль не платит, одной тебе больше всех нужно. За субсидию все равно проверять тебя никто кроме нас не будет, можешь не беспокоиться». Я молчу, а про себя думаю: «От налоговой инспекции вы тоже меня отбивать будете?». В общем, решила, все буду делать, как Налоговым кодексом установлено, и зарплату водителя за те дни, когда он сотрудников администрации возил, и все начисления включила во внереализационные доходы.

В сентябре очередное приключение. Мы квартальную часть субсидии к концу квартала потратить не успели. Меня вызывают в фин-управление и начинают сильно хвалить: «В бюджете района денег не хватает, а вы на денежном мешке сидите». — «У нас в октябре мероприятия ко Дню района, все потратим». — «Ничего уже не потратите, мы у вас субсидию заберем». — «На каком основании? По закону о некоммерческих можно уменьшать, только если уменьшается муниципальное задание» (20).

А что тут скажешь? Я потом краем уха услышала, что не с нами одними такая проблема. Сам начальник районного финуправления возмущался, что на счетах бюджетных учреждений лежат неосвоенные средства, а забрать их невозможно.

Итоги года

Наконец, завершился 2012 год. Наш стадион решили перевести обратно на казенный тип. Думаю, на решение как раз повлияла ситуация с неосвоенными деньгами. Опять став казенным учреждением, я забыла налог на прибыль как страшный сон. Может быть, это я просто такая впечатлительная не в меру. Или слишком много законодательство читаю. Став казенным учреждением, с платных секций я налог не плачу на полных законных основаниях (21), а аренду у нас комитет имущества забрал, пусть теперь у них голова болит (22).

Но последнюю порцию потраченных нервов я на прощание получила. Сдала все отчеты в администрацию района, особо не беспокоилась. В учете я за собой ошибок не числила. Все отчеты из программы сделала. Тут звонок из администрации: «Забирай свои отчеты и переделывай. У тебя Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года по форме 0503710 и Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения по форме 0503721 не идут (23). Что-то знакомое. Когда-то мы уже это проходили. Беру с собой распечатки Главной книги, Инструкции № 174н и Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н), и еду в финуправление.

Начинаем разговор. Начали сверять суммы по КОСГУ по счету 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» в форме 0503710 и данные по КОСГУ в форме 0503721. «Не идет тут у тебя. Почти по всем статьям не идет». Спрашиваю: «А почему оно, собственно, должно идти?».

— Потому что и там расходы, и там расходы. Должно совпадать по контрольным соотношениям.
— Покажите мне эти контрольные соотношения. В Инструкции № 33н никаких контрольных соотношений нет.
— Ну и нет. А мы вот так проверяем. У всех бюджетных идет, у образования идет, у больницы идет, у тебя у одной не идет.

Показываю им свою Главную книгу.

— Вот у меня тут расходы по «2» на счете 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» собираются. А потом 109 60 на 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» закрываются. Вот видите, в Главной книге сумма по 401 10, и вот она в форме 0503710. Вот все суммы по 109 60 по КОСГУ, и вот они все в форме 0503721.
— У тебя расходы по форме 0503721 есть, а почему в форме 0503710 нет?
— Потому что в форме 0503710 только те расходы, которые на 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» попадают. А в форме 0503721 и те, что на 401 20 000, и те, что на 109 60 000. Вот в Инструкции № 33н написано.
— А куда ты 109 60 000 закрыла?
— На 401 10.
— Почему не на 401 20? Тогда бы все пошло.
— Потому что так в Инструкции № 174н указано.
— А почему тогда у всех остальных идет, а у тебя не идет?
— Может быть, они 109 60 не используют, все затраты на 401 20 отражают.
— А ты зачем используешь?
— У меня так в учетной политике написано.
— У других что, не написано?
— Не знаю, не читала.
— В общем, переделывай, чтобы все как у всех было. А то нам проверять невозможно.

Тут меня просто зло взяло. Сначала сами стадион на бюджетный тип перевели, а теперь сами толком с инструкциями разобраться не могут. Я еще почему 2008 год вспомнила. Тогда то же самое со счетом 106 04 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)» было. Я все затраты по внебюджетной деятельности на него собирала, потом на счет 401 01 000 «Финансовый результат текущей деятельности учреждения» закрывала, как по инструкции (24). И потом отчет годовой сдать не могла. У них в финуправлении в какую-то программу программисты такие контрольные соотношения ввели, чтоб обязательно показатели Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года по форме 0503110 совпадали с показателями Отчета о финансовых результатах по форме 0503121 по КОСГУ. Тогда мне пришлось отчеты переделывать. Но теперь я решила стоять до конца. Тем более что им-то на самом деле все равно. Отчетность бюджетных учреждений все равно дальше финуправления никуда не идет.

— Хорошо, переделаю. Только вы мне на вот этом моем экземплярчике дату сдачи отметьте (25). Я его сохраню. Потом, если что, покажу при проверке, что я все по инструкциям делала. А для вас переделаю.
— Ладно, оставляй как есть. Будем смотреть.

До сих пор смотрят.

Эпилог

Перевод на бюджетный тип происходил в межотчетный период, все проводки по переносу остатков делали 31 декабря 2011 года через счет 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». В программе все прошло без проблем. А вот обратно, с бюджетного типа на казенный, переходили с 14 января 2013 года. Оказалось, что разработчики программы просто не предусмотрели, что изменение типа учреждения может быть в середине месяца. Все в программе рассчитано на первый/последний день месяца. Еще было бы полбеды, если бы в середине февраля дело было или любого другого месяца. Провели бы просто первым числом и все. А тут же январь. На первое января нельзя — это уже получится в меж-отчетный период, проводки по 401 30. А нам надо по 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». И на первое февраля тоже нельзя — тогда январские проводки по казенному плану счетов не получится сделать, журналов за январь не будет. Хорошо программист справился. Правда, изрядно намучился, но сделал.

Теперь мы опять казенные. Опять КБК в 17 знаков. Да еще и эти новые виды расходов. Но оно все как-то привычнее. Хотя, если честно, я особой разницы не заметила. И никто у нас в учреждении не заметил. Разве что самую малость с наличкой в бытность бюджетным учреждением свободы побольше было. Зато налоговый учет у бюджетных учреждений — как у коммерческих организаций, без поблажек. И стоило ли ради этого огород городить?

Комментарии

(1) Согласно указаниям, приведенным в письме Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 20-06-07/1546, перенос остатков по счетам учета при изменении типа учреждения в межотчетный период отражается в корреспонденции со счетом 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».

(2) Имеется в виду приказ Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 16н. Согласно пункту 6 этого приказа орган казначейства вправе производить только одну проверку при осуществлении платежей бюджетного учреждения: чтобы указанные в платежном документе коды КОСГУ соответствовали текстовому назначению платежа. Это гораздо меньше, чем орган казначейства должен проверять при санкционировании расходов казенного учреждения в соответствии с приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н.

(3) Действительно, в отличие от казенных учреждений, которые могут исполнять свои обязательства только за счет бюджетных ассигнований, для бюджетных учреждений нет никаких запретов на осуществление расходов непосредственно из выручки (с учетом положений законодательства о госзакупках и порядке расчетов наличными).

(4) Порядок временного привлечения средств между источниками финансового обеспечения и отражения таких операций с использованием счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» описан в пунктах 146 и 147 Инструкции № 174н.

(5) В Отчете (ф. 0503737) не только выделены в отдельные графы показатели исполнения через счета в органе казначейства (графа 5) и наличными (графа 7), но и в отдельные строки вынесен показатель оборота между кассой и лицевым счетом через счет 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» (строки 731 и 732).

(6) В Отчете (ф. 0503737) строки 831 и 832 отражают оборот по внутреннему привлечению средств между источниками финансового обеспечения. Порядок заполнения этих строк описан в пунктах 43 и 44 Инструкции № 33н.

(7) В учете и отчетности бухгалтер отразил описанную ситуацию следующим образом (табл.):

№ 

Содержание операции

Бухгалтерская запись

В Отчете (ф. 0503737)

дебет счета

кредит счета

 

1

Принят счет за услуги от поставщика, оплата которого предполагается за счет средств субсидий

4 401 20 225

4 302 25 730

 

2

Средства субсидии еще не поступили, оплата производится за счет остатков средств от приносящей доход деятельности

2 304 06 830

2 201 11 610

В строке 720
В строке 832

3

Отражение привлечения средств иного источника (на основании Справки (ф. 0504833) без отражения в выписке с лицевого счета)

4 201 11 510

4 304 06 730

В строке 710
В строке 831

4

Погашение задолженности по обязательствам за счет привлечения средств иного источника (на основании Справки (ф. 0504833) 
без отражения в выписке с лицевого счета)

4 302 25 830

4 201 11 610

В строке 176
В строке 720

5

Поступили средства субсидий

4 201 11 510

4 205 81 660

В строке 101
В строке 710

6

Исполнено (уменьшено) обязательство по восстановлению иного источника финансового обеспечения (операции отражаются в учете на основании Справки (ф. 0504833) без отражения в выписке с лицевого счета)

     

— уменьшение остатка средств субсидий

4 304 06 830

4 201 11 610

В строке 720
В строке 832

— увеличение остатка средств от приносящей доход деятельности

2 201 11 510

2 304 06 730

В строке 710
В строке 831

(8) Действительно, согласно пункту 22 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н внесение изменений в План ФХД должен утверждать учредитель. Этот же пункт дает учредителю право разрешить руководителю бюджетного учреждения вносить изменения в План ФХД самостоятельно.

(9) В субъекте, в котором находится учреждение, с 2009 года все доходы от приносящей доход деятельности зачислялись в доход бюджета. В результате в части расходов код источника «2» не применялся, не использовался для учета себестоимости платных услуг и счет 106 04 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Поэтому бухгалтер и вспоминает здесь 2008 год, когда в субъекте счет 2 106 04 еще мог использоваться.

(10) Это заблуждение до сих пор широко распространено. И не только среди бухгалтеров учреждений, но и в среде работников финансовых органов (которые принимают отчетность бюджетных учреждений), и экономистов учреждений, являющихся учредителями бюджетных учреждений (которые разрабатывают Планы ФХД).

(11) Действительно, согласно статье 256 пункт 1 Налогового кодекса «амортизируемое имущество» это то имущество, которое находится у налогоплательщика в собственности. Согласно пункту 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) у бюджетных учреждений никакого имущества в собственности быть не может. Следовательно, не может быть и амортизируемого имущества в понятиях 25 главы Налогового кодекса. По крайней мере до тех пор, пока не будут внесены изменения в статью 256 Налогового кодекса.

(12) Пункты 21, 23 статьи 270 Налогового кодекса.

(13) Пункт 2 статьи 270 Налогового кодекса.

(14) Пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса. Основополагающая норма в отношении налога на прибыль.

Те виды расходов, которые не упомянуты прямо в соответствующих статьях главы 25 Налогового кодекса, рассматриваются именно с точки зрения того, направлены они на обеспечение получения прибыли или нет.

(15) Пункт 1 статьи 272 Налогового кодекса. Еще один основополагающий принцип, применяемый во всех ситуациях, когда налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности с разными режимами налогообложения налогом на прибыль.

(16) Так и получается. С этой ситуацией хорошо знакомы бухгалтеры коммерческих организаций, которые ведут деятельность и в рамках ОСН, и в рамках ЕНВД. Поэтому коммерческие организации стараются не совмещать в одном юридическом лице деятельность, облагаемую налогом на прибыль, и не облагаемую, поскольку это ведет к увеличению налоговой базы.

(17) Подпункт 14 пункта 1 статьи 251

Налогового кодекса.

(18) Пункт 14 статьи 250 Налогового кодекса.

(19) Если развить эту ситуацию с «одалживанием» автомобиля до конца, то получится, что и в бытность казенным учреждением стадион совершал нецелевое расходование бюджетных средств. Заработная плата водителю за тот день, когда автомобиль работал «на сторону», выплачивалась по разделу бюджетной классификации 11002 «Массовый спорт», а фактически он работал на администрацию муниципального района, то есть для обеспечения деятельности в рамках кодов раздела-подраздела 0104 «Функционирование местных администраций» или 0113 «Другие общегосударственные вопросы».

(20) Пункт 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ.

(21) Подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.

(22) Казенные учреждения также обязаны уплачивать налог на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества. Смотри письмо Минфина России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15432.

(23) Имеются в виду Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года по форме 0503710 и Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения по форме 0503721. Бухгалтер описал весьма распространенную ситуацию, когда учредители бюджетных и автономных учреждений и финансовые органы придумывают свои правила увязки отчетных форм, не до конца понимая требования законодательства. Отчет по форме 0503710 показывает накопленную за год сумму затрат только на счетах 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта». При ведении учета себестоимости выполняемых работ, оказываемых услуг на счете 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» согласно положениям Инструкции № 174н на счет 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта» суммы затрат, вошедшие в себестоимость, не попадают. Счет 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» следует закрывать в дебет счета 0 401 10 000 «Доходы текущего финансового года» в соответствии с положениями пункта 152 Инструкции № 174н. Таким образом, в соответствии с требованиями инструкций не все затраты будут отражены в форме 0503710 в разрезе статей КОСГУ. Отчет по форме 0503721 показывает суммы затрат, не только собранные на счетах 0 401 20 200 «Расходы хозяйствующего субъекта», но и на счетах 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», согласно положениям пункта 54 Инструкции № 33н. Таким образом, если учреждение в соответствии со своей учетной политикой отражает на счетах 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» себестоимость работ, услуг, при правильном ведении учета показатели форм 0503710 и 0503721 в разрезе статей КОСГУ совпадать не могут. Наоборот, если в учреждении, использующем счет 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» для учета себестоимости вдруг совпадут цифры в указанных формах, значит, учет велся с нарушением требований законодательства. Конечно, если учреждение не использует счет 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», указанная увязка показателей отчетных форм будет иметь место. Этот факт серьезно осложняет положение тех бухгалтеров, которые ведут учет себестоимости. Стремление выдумать свои формулы увязки отчетных форм происходит из вполне понятного желания проверить предоставленную отчетность. Но при этом работники, принимающие отчетность, очень редко используют самый важный источник данных для проверки представленной отчетности — Главную книгу. Конечно, работать с Главной книгой сложно. Для этого надо как минимум уметь ее читать и знать правила ведения учета, а не просто механически складывать-вычитать строки отчетов. Зато если требовать у учреждений предоставлять вместе с годовой отчетностью Главную книгу, будет гарантия, что отчетность сформирована на основании учетных данных, а не нарисована «на коленке».

(24) Речь идет о 2008 годе. Приведены номера счетов в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

(25) Согласно пункту 6 Инструкции № 33н учредитель, иной пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать учреждению в принятии его бухгалтерской отчетности и по просьбе представителя учреждения на сопроводительном письме, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта, а также в левом верхнем углу титульного листа Баланса государственного (муниципального) учреждения (Разделительного (ликвидационного) баланса государственного (муниципального) учреждения) проставляет отметку о поступлении бухгалтерской отчетности учреждения, содержащую дату поступления, должность, подпись (с расшифровкой) ответственного исполнителя учредителя.

Таким образом, если бухгалтер не согласен с требованиями, которые ему предъявляются при сдаче отчетности, он имеет законную возможность сохранить у себя тот экземпляр отчетности, который считает правильным.


Реклама