«Все будет хорошо — я узнавала…»

Жизненная философия — способ видения себя, мира  и окружающих людей. Планку своей жизни каждый человек определяет себе сам, принимая те или иные жизненные убеждения, формируя себя под ту или иную философию жизни. Тот, кто верит: «Мир принадлежит мне!» — замахивается на многое и ставит себе великие задачи. Живущий с убеждением: «Я человек маленький» — прячется в ближайшую норку.

Жизненная философия — это основные взгляды человека, которые определяют его эмоциональное состояние и его поведение. Уже начиная с работ немецкого философа И. Г. Фихте принято считать, что физическое и психическое здоровье человека зависит от того, какую философию он исповедует.

Сообразно видению жизни, жизненным ценностям и стратегиям, в связи с выбранной или привычной жизненной позицией у каждого есть своя философия жизни: система убеждений, что правильно, а что нет, как к чему следует относиться и стремиться. «Никто никому ничего не должен», «побеждает сильнейший», «все зависит от меня» или «верить никому нельзя» — вариантов жизненной философии множество. В зависимости от продуманности философия жизни бывает эффективной или нет, способствующей развитию или тормозящей его.

Если вы почему-то думаете, что ваши проблемы должен решать за вас кто-то другой, а не вы сами, — у вас плохая жизненная философия, с которой трудно идти по жизни уверенно. Приучайте себя к позиции: «Я задумал — я и сделаю!», после этого, кстати, вам гораздо проще будет с людьми дружить и сотрудничать.

Только выработав ту или иную жизненную философию, личность, самовыражаясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность.

Эмоции

В достижении более полного согласия человека с окружающей средой большая роль отводится эмоциям. Они призваны обеспечить социальное выживание человека. Однако став длительными и навязчивыми, эмоции превращаются в источник конфликтов и болезней. Обиженный человек оказывается во власти обиды, все видит и оценивает через обиду. Он глупеет, становится злым. Когда функция эмоции становится чрезмерной, она перестает выполнять свое назначение и становится дисфункцией.

Иногда бывает так, что человек выглядит всегда спокойным, как будто не испытывает негативных эмоций, но это только внешне.

А внутри чувства бушуют, просто человек научился их не показывать. Но эмоции никуда не делись, они есть и вызывают физиологические реакции. Этот процесс австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд назвал конверсией — обращением эмоции в телесные действия. Но именно это действие ослабляет переживание. Бывает так, что человек еще не успел ощутить свою обиду, а она уже конвертировалась в сжатие сосуда или активизировала какую-нибудь железу. И если у человека при обиде сжимается желчный сфинктер, то вместо обиды он жалуется на неприятную тяжесть в боку. У него развивается желчнокаменная болезнь. Если вина или обида сжимают желчный сфинктер, то никакие лекарства не помогут. Они дадут лишь временное облегчение. А лучшее здесь лекарство — это изживание чувства вины или обиды. Если конверсия всякий раз происходит эффективно, человек не чувствует себя обиженным, но ощущает неполадки со здоровьем.

То есть эмоции выполняют приспособительные функции. Исследования показали, что для того, чтобы принять решение, как ему вести себя в различных ситуациях, человеку достаточно испытать стыд в течение 10–15 секунд. После этого он уже может понять, что вел себя не так, как считает нужным, и принять адекватное решение. Но в повсе-дневной жизни мы испытываем негативные эмоции намного дольше, чем это нам нужно для корректировки своего поведения, реагирования на изменяющиеся обстоятельства. И от этого нервная система истощается. Люди способны обижаться годами. Нашей нервной системе все равно, находимся мы реально в ситуации, вызывающей у нас негативные эмоции, или прокручиваем ее в воображении еще раз, когда кто-нибудь напомнит об этом. Мы будем испытывать обиду, вину или гнев столько, сколько будем вспоминать об этом.

Ни одна затянувшаяся эмоция не проходит бесследно для организма. При гневе организм готовится к драке, и если драка произошла — организм возвращается к спокойному состоянию. Агрессия у человека может продолжаться и в умственном поведении. Организму все равно — агрессия реальная или в мыслях — он готовится к драке. А если драки не происходит, то вещества, выделившиеся в кровь, чтобы подготовить организм к драке, не выводятся нормальным образом. Человек два часа в уме наказывает обидчика, истощая свой организм. Кроме того, повторяющиеся эмоции закрепляют умственное поведение, которое они сопровождают, делают его привычным.

Таким образом, явно выражено разногласие: с одной стороны, нам необходимо испытывать эмоции, в том числе и неприятные, для быстрого приспособления к обстоятельствам, но с другой стороны, подавляющее большинство людей испытывает их гораздо дольше, чаще, острее, чем им это нужно.

Профессор Орлов пояснял: «Эмоцию можно размыслить. Можно отделить эмоцию от себя, своего Я и сделать ее объектом восприятия. Если я отожествляю себя с некоторым ходом мысли, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют мое поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по исполнению этой программы другому. Получается, что чувствует и мыслит кто-то другой. Если я это делаю, то чувства и мысли теряют энергию. Это нетрудно проверить. Стоит начать говорить о себе в третьем лице, как эмоциональное состояние меняется». Можно и по-другому размыслить эмоцию обиды. Задайте себе вопрос: «Как он(а) должен(а) был вести себя, чтобы я не обиделся?».

С помощью этого вопроса открываются двери в бессознательное. Ответьте себе честно. Для этого придется обнажить вашу привычку присваивать этому человеку некоторую программу поведения. Далее подумайте: «Реалистичны ли мои ожидания? Будет ли обидчик вести себя когда-нибудь так, как я ожидаю? Почему он ведет себя таким образом?». Убедившись в том, что ожидания нереалистичны, уместно спросить себя: «Откуда эти ожидания произошли? Что мешает мне принять его таким, как он есть?». Ответ на этот вопрос приведет к признанию реальности другого человека. Такого рода интеллектуальная работа полностью уничтожает эмоцию обиды.

Ю. М. Орлов установил, что когда человек начинает понимать, как его ум работает, он обретает способность проследить, как возникают его чувства и эмоции. Осознание всегда связано с контролем, с возможностью управлять.

Орлов Юрий Михайлович (1928—2000) — кандидат философских наук, доктор психологических наук. Разработал концепцию эффективности учения, вопросники для измерения потребностей в достижениях, в аффилиации и в доминировании, а также измерения тревожности в экзаменационной ситуации. Разработал когнитивно-эмотивный ТЕСТ КЭТ для измерения определенных видов рефлексии. Ввел понятие мотивационного синдрома потребности. Разработал теорию и практику саногенного мышления (СГМ) как метода оздоровления человека и технологию обучения рефлексии. СГМ согласуется со всеми видами психотерапии и находит применение в системе психогигиены и оздоровления.

Орлов в течение трех лет читал курс философии в Челябинском мединституте, затем курс психологии в Борисоглебском пединституте. С 1965 года заведовал кафедрой педагогики и психологии в Балашовском педагогическом институте. С 1971 по 1973 год — доцент Института повышения квалификации АПН СССР. С 1973 года — заведующий кафедрой Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова. Защитил докторскую диссертацию по теме «Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза». Под его руководством защищено более пятнадцати докторских и кандидатских диссертаций. 

Ю. М. Орлов — автор более 30 книг по психологии личности, воспитанию и оздоровлению человека и автор более 100 статей в научных и популярных журналах. Занимался исследованием в области философии познания и психологии потребностно-мотивационной деятельности. Создатель поведенческого подхода в познании. Автор теории и практики саногенного мышления как метода оздоровления человека.).

Полезное мышление

СаноГенное Мышление (СГМ) — это новая философия XXI века. Санос (греч.) — здоровье. Название говорит само за себя — это оздоравливающее мышление. Его цель — избавиться от плохих последствий эмоционального стресса. Изучающий СГМ узнает структуру эмоции, а значит, получает возможность управлять собой и не испытывать эмоциональный стресс дольше, чем это нужно для разрешения текущей жизненной ситуации. Когда человек обучается СГМ, он испытывает эмоции столько, сколько это нужно, то есть СГМ не устраняет эмоцию, а делает ее кратковременной.

Таким образом, мыслить саногенно — значит извлекать максимальную пользу из негативных эмоций и уметь быстро гасить их после того, как они перестали быть для нас полезными. Саногенно мыслящий человек не «застревает» в своих эмоциях — они беспокоят его не очень сильно, редко и коротко.

Саногенное мышление было создано психологом Юрием Михайловичем Орловым для обучения людей испытывать эмоции уместно, редко и коротко — ровно столько, сколько нужно для решения проблем.

Большим плюсом СГМ является гибкость. С одной стороны, можно отстраниться от неприятного переживания, лишить его притока энергии. С другой стороны, есть возможность сосредоточить все свое внимание на своем занятии, быстро войти во вдохновенное настроение. То есть человек, обладающий СГМ, может беспристрастно вести дискуссии, отстраняясь от своих убеждений, ради достижения истины, а не ради того, чтобы победить в споре.

Саногенное мышление направлено на то, чтобы сократить воздействие стресса от эмоции до минимума и закалить человека. Надо понимать, что это не разновидность позитивного мышления. Проще понять это, представив следующую ситуацию: человек падает с высоты. Он может мыслить позитивно: «какой свежий воздух», «я лечу». Может строить всякие розовые фантастические замки, но как бы он ни думал, ему не избежать встречи с землей. Саногенщик же будет смотреть вниз и искать сугроб или что-то, за что можно ухватиться в полете, чтобы смягчить приземление, то есть будет искать решение проблемы, реагировать на нее здесь и сейчас.

Результат СГМ можно проиллюстрировать следующей притчей.

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: «Как же его оттуда вытащить?». И тогда хозяин ослика рассудил так: «Осел мой — старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. Да и колодец уже почти высох. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас?».

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал страшно визжать.

И вдруг, к всеобщему удивлению, затих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу. Изумлению его не было предела — каждый комок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро ослик показался наверху — и выпрыгнул из колодца.

То есть ослик, попав в тяжелую ситуацию, не стал долго предаваться отрицательным эмоциям, не ждал помощи, а нашел сам и реализовал правильное решение, спасшее ему жизнь.

Черты саногенного мышления по Ю. М. Орлову

1. Рефлексия и интроспекция, отделяющие Я от ситуаций и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием, субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их как бы со стороны.

2. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются.

3. Проигрывание ситуаций стресса осуществляется на фоне релаксации, что приводит к угасанию негативных эмоций.

4. Овладение саногенным мышлением предполагает обучение навыкам погружения в состояние умиротворенности и расслабления. Подобная аутогенная релаксация потенцирует успех самовоспитания.

5. Процесс интроспекции невозможен без сосредоточения, поэтому обучение саногенному мышлению обеспечивает и концентрацию внимания.

Патогенное мышление

У каждой медали всегда две стороны, как и у палки — два конца.

И если существует «полезное» мышление, то должно быть и «вредное». Наряду с саногенным мышлением существует патогенное. Патогенное мышление не тождественно патологическому, которое присуще психически нездоровым людям. Оно вполне нормально, но содержит яркие черты, способствующие напряжению психики, формированию реакций и стереотипов поведения, вовлекающих человека в конфликты. Следствием этого может быть ухудшение психического и соматического здоровья.

Если человек считает, что мир изначально плох, несправедлив, и окружающие только и думают о том, как причинить ему зло (обмануть, посмеяться над ним), а все, что говорится хорошего о человеческих отношениях, — обман, то такая философия жизни стимулирует настороженность, постоянную готовность к встрече с опасностью. Подобное состояние человека порождает сверхактивность иммунитета, который в результате истощается. И тогда оказывается, что сил для противостояния инфекции или опухолям у человека уже нет — он их бездумно израсходовал в борьбе с ожидаемыми неприятностями. Также к чертам патогенного мышления относятся мечтательность; отсутствие рефлексии своего умственного поведения, то есть неумение отделять себя от переживаний, рассматривать их со стороны; привычка лелеять в себе негативные эмоции.

Воображение патогенно мыслящего человека бесконтрольно. Он мечтателен, склонен подолгу зацикливаться на какой-то ситуации, причем не важно, хорошая она или плохая. Ум такого человека быстро подхватывает и развивает в воображении подвернувшуюся ситуацию. Например, думал человек об учебе, но потом совершенно случайно, по ассоциации, вспомнил о неприятном инциденте с однокурсником и тут же переключился на размышления об этом происшествии. Причем остановить неприятный ход мыслей не получается — все отрицательные эмоции, сопровождавшие припомнившийся случай, охватывают его снова и долго не отпускают.

Правда, гораздо чаще человек представляет все-таки приятные образы, мысленно удовлетворяя те потребности, которые он не может удовлетворить реально. Например, человек фантазирует о том, как он скажет что-то остроумное или сделает какой-то красивый жест в присутствии других; или может мечтать о том, как он хвастается своей новой спортивной машиной и получает удовольствие от чувства гордости и превосходства. Бесконтрольное воображение имеет ассоциативную природу: человек думал об одном, потом вдруг что-то случайно увидел или представил — это напомнило ему о чем-то другом, и его мысли тут же изменили направление.

От неприятных переживаний, независимо от того, реальные они или воображаемые, наш организм хочет избавиться. Включаются механизмы защиты. Самыми проверенными, отработанными миллионами лет эволюции являются бегство или нападение с соответствующими им эмоциями страха или гнева. Убежать от обиды мы не можем. Остаются гнев и вызываемое им чувство агрессии. Когда человек испытывает гнев и проявляет агрессию по отношению к обидчику, ему становится легче. Таким образом обида или любая другая «тонкая» эмоция превращаются в примитивную эмоцию гнева. Поскольку человек живет в двух мирах — реальном и воображаемом, — агрессия также может осуществляться реально или в воображении. Не имея возможности реально выразить агрессию, человек выражает ее в мыслях. Таким способом он получает облегчение — чувство обиды ослабевает, а подобное поведение становится привычным.

Проблема еще и в том, что нашему организму безразлично, происходит агрессия реально, или мы ее просто представляем — он в любом случае готовится к драке: повышается сворачиваемость крови, выбрасываются в кровь гормоны, повышается артериальное давление. Эта система приспособлена для кратковременной работы. Человек же, благодаря способности к абстрактному мышлению, может конструировать ситуацию, вызывающую агрессию, очень долгое время. К такой работе наш организм не приспособлен, и, соответственно, с возрастом он начинает болеть. Отсюда и название: патогенное мышление — мышление, создающее болезнь.

Черты патогенного мышления по Ю. М. Орлову

1. Полная свобода воображения, мечтательность, отрыв от реальности (например, обдумывая обиду, человек невольно начинает предвосхищать наказание обидчиков, разрабатывая планы мести).

2. Образы в такой ситуации приобретают большую энергию чувств, поскольку каждый акт такого воображения сочетается с отрицательными переживаниями, и это способствует накоплению отрицательного опыта и фиксируется в последующем в чертах характера (например, обиженный становится обидчивым, ревнивый превращается в параноика и т. д.).

3. Патогенное мышление исключает способность рассматривать себя и свое состояние со стороны. Ему присуща полная включенность в ситуацию, обрастающую комплексами отрицательных образов.

4. Для патогенного мышления характерна тенденция лелеять и сохранять в себе эти отрицательные образования: обиду, ревность и др. Нет стремления отделаться от них, наблюдается неприятие принципов психогигиены и психической саморегуляции.

Итак, философия, которую выбрал себе человек, определяет все его мышление. Если мы думаем неправильно, то самые обычные обстоятельства жизни создают стресс. А хронический стресс, ведущий к истощению иммунитета, является источником многих расстройств, которые почти неизлечимы в рамках традиционной лекарственной медицины.

Саногенное мышление, наоборот, способствует оздоровлению психики, снятию внутренней напряженности, устранению застарелых обид, комплексов и т. п. Оно гасит отрицательные заряды, включение в воспоминания и ситуации человеческого страдания, освобождает образы от этого заряда и тем самым снижает возможность возникновения нервно-психических новообразований.


Реклама