Оценка финансового менеджмента в казенных учреждениях

В данной статье рассматривается методика оценки финансового менеджмента в казенных учреждениях. Потребность в наличии данной методики есть как у главных распорядителей бюджетных средств, так и у руководителей казенных учреждений.

С. Г. ХАБАЕВ, профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук

С принятием приказа Минфина РФ от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администраторами средств федерального бюджета» финансовое ведомство осуществляет оценку финансового менеджмента министерств и ведомств. Однако следует отметить необходимость в оценке финансового менеджмента не только на уровне главного распорядителя бюджетных средств, но и на уровне получателей бюджетных средств.

В основу рассматриваемой методики оценки финансового менеджмента казенных учреждений положены показатели оценки качества бюджетного процесса в казенных учреждениях. В рамках методики следует рассмотреть бюджетный процесс в казенном учреждении с учетом этапов цикла его управления.

Всего можно выделить семь основных этапов управленческого цикла, начиная с постановки целей бюджетного процесса в казенном учреждении и заканчивая анализом информации, позволяющим выявить отклонения от плановых заданий. На этом основании формируются новые цели управленческого воздействия, и весь цикл управления вновь повторяется.

Цикл управления бюджетным процессом

Цикл управления бюджетным процессом в казенных учреждениях состоит из 7 этапов:

  • постановка целей бюджетного процесса;
  • планирование;
  • санкционирование расходов бюджета;
  • учет и контроль над исполнением;
  • анализ;
  • формирование управленческого воздействия;
  • корректировка.

Логическая последовательность выполнения этапов управленческого цикла, бюджетного процесса в казенном учреждении, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

Итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенных учреждениях производится по следующей формуле:

E = si sij  e (pij ),

       i            j

где Е — итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении;

Si — коэффициент i-ой группы показателей качества бюджетного процесса;

Sij — коэффициент j-ого показателя качества бюджетного процесса в i-ой группе показателей качества бюджетного процесса;

e(pij) — оценка по j-му показателю качества бюджетного процесса в i-ой группе показателей качества бюджетного процесса.

Рассмотрим первый этап цикла управления бюджетным процессом казенного учреждения — постановка целей бюджетного процесса. Цель бюджетного процесса казенного учреждения можно сформулировать следующим образом: эффективное распределение бюджетных средств, направляемых на содержание казенного учреждения. Для достижения поставленной цели следует сформулировать следующие задачи:

  • повышение качества планирования расходов казенным учреждением;
  • формирование системы показателей учета контроля и анализа, позволяющих своевременно принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств.

Система оценки качества

Система оценки качества бюджетного процесса в казенных учреждениях будет сформирована на основе показателей, характеризующих тот или иной этап цикла управления бюджетным процессом.

Показатели, характеризующие этапы цикла управления бюджетным процессом, представлены в таблице 1. На основании данных показателей устанавливается итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении.

Таблица 1. Показатели оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении


Этап цикла управления бюджетным процессом

Наименование показателя

Расчет показателя

Оценка E(Pij)

Sij — повышающий коэффициент j-ого показателя оценки качества бюджетного процесса в i-ой группе показателей качества бюджетного процесса

Si — повышающий коэффициент i-ой группы показателей оценки качества бюджетного процесса

Планирование

1,4

Доля бюджетных средств, планирование которых осуществлялось с использованием нормативного метода планирования

P = Sр/S, где

Sр — объем бюджетных средств, планирование которых осуществлялось с использованием нормативного метода планирования;

S — общий объем бюджетных средств, выделяемых казенному учреждению

От 1 до 0,6 — 10 баллов;

от 0,6 до 0,40 — 5 баллов;

от 0,4 до 0 — 0 баллов

1,2

Доля статей КОСГУ, при планировании которых применяется нормативный метод планирования

P = Ср/С, где

Ср — количество статей КОСГУ, при планировании расходов по которым применяется нормативный метод планирования;

С — общее количество статей КОСГУ, по которым выделяются средства казенному учреждению

От 1 до 0,5 — 10 баллов;

от 0,5 до 0,30 — 5 баллов;

от 0,30 до 0 — 0 баллов

1,2

Доля используемых региональных индексов при планировании бюджетных средств с использованием метода индексации

P = I р/I

I р — количество региональных индексов, используемых при планировании бюджетных средств;

I — общее количество индексов, используемых при планировании бюджетных средств

От 1 до 0,5 — 10 баллов;

от 0,5 до 0,30 — 5 баллов;

от 0,30 до 0 — 0 баллов

1,0

Санкционирование расходов бюджета

1,0

Наличие поквартального плана по принятию бюджетных обязательств (план по заключению договоров на оказание работ (услуг) и предоставлению имущества в пользование и т. д.)

Наличие плана — 10 баллов;

отсутствие плана — 0 баллов

1,0

Доля бюджетных средств, включенных в план по принятию бюджетных обязательств

P = Sр/S, где

Sр — объем бюджетных средств, включенных в план по принятию бюджетных обязательств;

S — общий объем бюджетных средств, выделяемых казенному учреждению

От 1 до 0,80 — 10 баллов;

от 0,80 до 0,70 — 5 баллов;

от 0,70 — 0 баллов

1,0

Учет и контроль

1,0

Доля бюджетных средств, признанных контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств

P = N/S, где

N — объем бюджетных средств, признанных контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств;

S — общий объем бюджетных средств, выделяемых казенному учреждению

0 — 10 баллов;

свыше 0 — 0 баллов

1,4

Соотношение фактически принятых бюджетных обязательств к запланированным

P = Sр/S, где

Sр — объем фактически принятых бюджетных обязательств в отчетном периоде;

S — объем бюджетных средств, включенных в план по принятию бюджетных обязательств

От 1 до 0,80 — 10 баллов;

от 0,80 до 0,70 — 5 баллов;

от 0,70 — 0 баллов

1,2

Принятие управленческого решения

1,0

Доля документально обоснованных изменений в бюджетную смету

P = Df/D

D— количество изменений, внесенных в бюджетную смету, по которым существует документальное обоснование;

D — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету

От 1 до 0,95 — 10 баллов;

от 0,95 до 0,90 — 5 баллов;

от 0,90 — 0 баллов

1,0

Корректировка

1,2

Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету, направленных на увеличение бюджетных средств

P = Ij/I

Ij — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, направленных на увеличение бюджетных средств;

I — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету

От 0,05 до 0,10 — 10 баллов;

от 0,10 до 0,20 — 5 баллов;

от 0,20 — 0 баллов

1,2

Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между статьями КОСГУ

P = Ij/I

Ij — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между статьями КОСГУ;

I — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету

От 0,05 до 0,10 — 10 баллов;

от 0,10 до 0,20 — 5 баллов;

от 0,20 — 0 баллов

1,4

Количество внесенных изменений в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между подстатьями КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ

P = Ij/I

Ij — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между подстатьями КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ

I — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету

От 0,10 до 0,20 — 10 баллов;

от 0,20 до 0,30 — 5 баллов;

от 0,30 — 0 баллов

1,4

Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету в стоимостном выражении, направленных на увеличение бюджетных средств

P = Ij/I

Ij — объем бюджетных средств, направленных на увеличение бюджетной сметы (дополнительно выделенные средства в течение отчетного периода);

I — общий объем средств, выделенных на конец периода

От 0,05 до 0,10 — 10 баллов;

от 0,10 до 0,20 — 5 баллов;

от 0,20 — 0 баллов

1,2

Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету в стоимостном выражении, направленных на перемещение средств между статьями КОСГУ

P = Ij/I

Ij — объем средств, перемещенных между статьями КОСГУ в течение отчетного периода;

I — общий объем средств, выделенных на конец периода

От 0,05 до 0,10 — 10 баллов;

от 0,10 до 0,20 — 5 баллов;

от 0,20 — 0 баллов

1,4

Количество внесенных изменений в бюджетную смету в стоимостном выражении, направленных на перемещение средств между подстатьями КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ

P = Ij/I

Ij — объем средств, перемещенных между подстатьями КОСГУ в течение отчетного периода в рамках одной статьи КОСГУ;

I — общий объем средств, выделенных на конец периода

От 0,10 до 0,20 — 10 баллов;

от 0,20 до 0,30 — 5 баллов;

от 0,30 — 0 баллов

1,4

E = si  sij  e (pij ),

       i            j


где Е — итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении;

Si — коэффициент i-ой группы показателей качества бюджетного процесса;

Sij — коэффициент j-ого показателя качества бюджетного процесса в i-ой группе показателей качества бюджетного процесса;

e(pij) — оценка по j-му показателю качества бюджетного процесса в i-ой группе показателей качества бюджетного процесса.

В зависимости от показателя итоговой оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении учреждения классифицируются по группам (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатель итоговой оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении

Группа

200–150 баллов

Казенные учреждения с высоким уровнем управления бюджетным процессом

150–100 баллов

Казенные учреждения с хорошим уровнем управления бюджетным процессом

100–50 баллов

Казенные учреждения с удовлетворительным уровнем управления бюджетным процессом

Менее 50 баллов

Казенные учреждения с неудовлетворительным уровнем управления бюджетным процессом


Реклама