Оценка финансового менеджмента в казенных учреждениях
В данной статье рассматривается методика оценки финансового менеджмента в казенных учреждениях. Потребность в наличии данной методики есть как у главных распорядителей бюджетных средств, так и у руководителей казенных учреждений.
С. Г. ХАБАЕВ, профессор кафедры «Государственные и муниципальные финансы» Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор экономических наук
С принятием приказа Минфина РФ от 13 апреля 2009 г. № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главным администраторами средств федерального бюджета» финансовое ведомство осуществляет оценку финансового менеджмента министерств и ведомств. Однако следует отметить необходимость в оценке финансового менеджмента не только на уровне главного распорядителя бюджетных средств, но и на уровне получателей бюджетных средств.
В основу рассматриваемой методики оценки финансового менеджмента казенных учреждений положены показатели оценки качества бюджетного процесса в казенных учреждениях. В рамках методики следует рассмотреть бюджетный процесс в казенном учреждении с учетом этапов цикла его управления.
Всего можно выделить семь основных этапов управленческого цикла, начиная с постановки целей бюджетного процесса в казенном учреждении и заканчивая анализом информации, позволяющим выявить отклонения от плановых заданий. На этом основании формируются новые цели управленческого воздействия, и весь цикл управления вновь повторяется.
Цикл управления бюджетным процессом
Цикл управления бюджетным процессом в казенных учреждениях состоит из 7 этапов:
- постановка целей бюджетного процесса;
- планирование;
- санкционирование расходов бюджета;
- учет и контроль над исполнением;
- анализ;
- формирование управленческого воздействия;
- корректировка.
Логическая последовательность выполнения этапов управленческого цикла, бюджетного процесса в казенном учреждении, представлена на рисунке 1.
Итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенных учреждениях производится по следующей формуле:
E =∑ si ∑ sij e (pij ),
i j
где Е — итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении;
Si — коэффициент
Sij — коэффициент j-ого показателя качества бюджетного процесса в
e(pij) — оценка по j-му показателю качества бюджетного процесса в
Рассмотрим первый этап цикла управления бюджетным процессом казенного учреждения — постановка целей бюджетного процесса. Цель бюджетного процесса казенного учреждения можно сформулировать следующим образом: эффективное распределение бюджетных средств, направляемых на содержание казенного учреждения. Для достижения поставленной цели следует сформулировать следующие задачи:
- повышение качества планирования расходов казенным учреждением;
- формирование системы показателей учета контроля и анализа, позволяющих своевременно принимать управленческие решения, направленные на повышение эффективности использования бюджетных средств.
Система оценки качества
Система оценки качества бюджетного процесса в казенных учреждениях будет сформирована на основе показателей, характеризующих тот или иной этап цикла управления бюджетным процессом.
Показатели, характеризующие этапы цикла управления бюджетным процессом, представлены в таблице 1. На основании данных показателей устанавливается итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении.
Таблица 1. Показатели оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении
Этап цикла управления бюджетным процессом |
Наименование показателя |
Расчет показателя |
Оценка E(Pij) |
Sij — повышающий коэффициент j-ого показателя оценки качества бюджетного процесса в |
Si — повышающий коэффициент |
Планирование |
1,4 | ||||
Доля бюджетных средств, планирование которых осуществлялось с использованием нормативного метода планирования |
P = Sр/S, где Sр — объем бюджетных средств, планирование которых осуществлялось с использованием нормативного метода планирования; S — общий объем бюджетных средств, выделяемых казенному учреждению |
От 1 до 0,6 — 10 баллов; от 0,6 до 0,40 — 5 баллов; от 0,4 до 0 — 0 баллов |
1,2 | ||
Доля статей КОСГУ, при планировании которых применяется нормативный метод планирования |
P = Ср/С, где Ср — количество статей КОСГУ, при планировании расходов по которым применяется нормативный метод планирования; С — общее количество статей КОСГУ, по которым выделяются средства казенному учреждению |
От 1 до 0,5 — 10 баллов; от 0,5 до 0,30 — 5 баллов; от 0,30 до 0 — 0 баллов |
1,2 | ||
Доля используемых региональных индексов при планировании бюджетных средств с использованием метода индексации |
P = I р/I I р — количество региональных индексов, используемых при планировании бюджетных средств; I — общее количество индексов, используемых при планировании бюджетных средств |
От 1 до 0,5 — 10 баллов; от 0,5 до 0,30 — 5 баллов; от 0,30 до 0 — 0 баллов |
1,0 | ||
Санкционирование расходов бюджета |
1,0 | ||||
Наличие поквартального плана по принятию бюджетных обязательств (план по заключению договоров на оказание работ (услуг) и предоставлению имущества в пользование и т. д.) |
Наличие плана — 10 баллов; отсутствие плана — 0 баллов |
1,0 | |||
Доля бюджетных средств, включенных в план по принятию бюджетных обязательств |
P = Sр/S, где Sр — объем бюджетных средств, включенных в план по принятию бюджетных обязательств; S — общий объем бюджетных средств, выделяемых казенному учреждению |
От 1 до 0,80 — 10 баллов; от 0,80 до 0,70 — 5 баллов; от 0,70 — 0 баллов |
1,0 | ||
Учет и контроль |
1,0 | ||||
Доля бюджетных средств, признанных контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств |
P = N/S, где N — объем бюджетных средств, признанных контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств; S — общий объем бюджетных средств, выделяемых казенному учреждению |
0 — 10 баллов; свыше 0 — 0 баллов |
1,4 | ||
Соотношение фактически принятых бюджетных обязательств к запланированным |
P = Sр/S, где Sр — объем фактически принятых бюджетных обязательств в отчетном периоде; S — объем бюджетных средств, включенных в план по принятию бюджетных обязательств |
От 1 до 0,80 — 10 баллов; от 0,80 до 0,70 — 5 баллов; от 0,70 — 0 баллов |
1,2 | ||
Принятие управленческого решения |
1,0 | ||||
Доля документально обоснованных изменений в бюджетную смету |
P = Df/D Df — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, по которым существует документальное обоснование; D — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету |
От 1 до 0,95 — 10 баллов; от 0,95 до 0,90 — 5 баллов; от 0,90 — 0 баллов |
1,0 | ||
Корректировка |
1,2 | ||||
Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету, направленных на увеличение бюджетных средств |
P = Ij/I Ij — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, направленных на увеличение бюджетных средств; I — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету |
От 0,05 до 0,10 — 10 баллов; от 0,10 до 0,20 — 5 баллов; от 0,20 — 0 баллов |
1,2 | ||
Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между статьями КОСГУ |
P = Ij/I Ij — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между статьями КОСГУ; I — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету |
От 0,05 до 0,10 — 10 баллов; от 0,10 до 0,20 — 5 баллов; от 0,20 — 0 баллов |
1,4 | ||
Количество внесенных изменений в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между подстатьями КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ |
P = Ij/I Ij — количество изменений, внесенных в бюджетную смету, направленных на перемещение средств между подстатьями КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ I — общее количество изменений, внесенных в бюджетную смету |
От 0,10 до 0,20 — 10 баллов; от 0,20 до 0,30 — 5 баллов; от 0,30 — 0 баллов |
1,4 | ||
Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету в стоимостном выражении, направленных на увеличение бюджетных средств |
P = Ij/I Ij — объем бюджетных средств, направленных на увеличение бюджетной сметы (дополнительно выделенные средства в течение отчетного периода); I — общий объем средств, выделенных на конец периода |
От 0,05 до 0,10 — 10 баллов; от 0,10 до 0,20 — 5 баллов; от 0,20 — 0 баллов |
1,2 | ||
Удельный вес внесенных изменений в бюджетную смету в стоимостном выражении, направленных на перемещение средств между статьями КОСГУ |
P = Ij/I Ij — объем средств, перемещенных между статьями КОСГУ в течение отчетного периода; I — общий объем средств, выделенных на конец периода |
От 0,05 до 0,10 — 10 баллов; от 0,10 до 0,20 — 5 баллов; от 0,20 — 0 баллов |
1,4 | ||
Количество внесенных изменений в бюджетную смету в стоимостном выражении, направленных на перемещение средств между подстатьями КОСГУ в рамках одной статьи КОСГУ |
P = Ij/I Ij — объем средств, перемещенных между подстатьями КОСГУ в течение отчетного периода в рамках одной статьи КОСГУ; I — общий объем средств, выделенных на конец периода |
От 0,10 до 0,20 — 10 баллов; от 0,20 до 0,30 — 5 баллов; от 0,30 — 0 баллов |
1,4 |
E =∑ si ∑ sij e (pij ),
i j
где Е — итоговая оценка качества бюджетного процесса в казенном учреждении;
Si — коэффициент
Sij — коэффициент j-ого показателя качества бюджетного процесса в
e(pij) — оценка по j-му показателю качества бюджетного процесса в
В зависимости от показателя итоговой оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении учреждения классифицируются по группам (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатель итоговой оценки качества бюджетного процесса в казенном учреждении |
Группа |
|
Казенные учреждения с высоким уровнем управления бюджетным процессом |
|
Казенные учреждения с хорошим уровнем управления бюджетным процессом |
|
Казенные учреждения с удовлетворительным уровнем управления бюджетным процессом |
Менее 50 баллов |
Казенные учреждения с неудовлетворительным уровнем управления бюджетным процессом |