Обзор изменений законодательства
День итогов
7 июня состоялись юбилейное собрание, посвященное десятилетию образования НП «Сообщество финансистов России», и торжественная церемония награждения победителей VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления финансами».
Программный бюджет
Съехавшимся со всей страны представителям субъектов РФ и муниципальных образований было что обсудить, несмотря на общий праздничный характер мероприятия: весенняя сессия работы Государственной думы оказалась беспрецедентной по значимости состоявшихся и готовящихся решений. Было принято сразу четыре комплексных закона, вносящих изменения в Бюджетный кодекс. Самый крупный из них — закон, обеспечивающий переход на программный бюджет.
Как отметил заместитель министра финансов России А. М. Лавров, программный бюджет не может быть лучше, чем положенные в его основу программы. Поэтому плохо проработанные, недостаточно комплексные программы, программы с несколькими вариантами финансирования будут ограничивать эффективность программного подхода. Однако важен первый шаг, и на федеральном уровне его готовы сделать уже в 2014 году, несмотря даже на то, что две крупнейшие госпрограммы — по пенсионному обеспечению и оборонному комплексу — не сформированы и пока остаются в непрограммном формате, а большинство других программ требует существенной доработки. Что касается регионального и муниципального уровней, то здесь, по мнению Лаврова, важно хорошо подготовиться и, в частности, проработать законодательную базу для такого перехода. Замминистра напомнил, что на федеральном уровне вся подготовительная работа заняла три года. Он также отметил, что во многих регионах создана солидная основа в виде региональных целевых программ, которые являются аналогом госпрограмм и легко в них трансформируются.
В планах Правительства РФ — увеличить горизонт бюджетного планирования. Трехлетний горизонт уже недостаточен, в том числе потому, что госпрограммы выходят за него. «Нужно определять хотя бы примерные индикативные параметры госпрограмм на более длительный срок», — сказал А. М. Лавров.
В Думе активно обсуждаются поправки к законопроекту о государственном и муниципальном финансовом контроле. В ближайшие несколько лет данной теме будет уделяться повышенное внимание на всех уровнях: слишком долго сфера финконтроля оставалась не охваченной комплексными реформами. «Сужено понимание государственного и муниципального контроля до сферы именно бюджетных правоотношений. Четко определены юридические лица, которые можно контролировать „по умолчанию“, а которые — только в рамках гражданско-правовых отношений. Произойдет увязка всех бюджетных правонарушений с санкциями не столько бюджетного (поскольку они неэффективны), сколько административного характера», — пояснил Лавров.
Минфин России намерен поддержать комплексные поправки в законодательство, продолжающие реформу системы оказания государственных и муниципальных услуг. Несмотря на то что первый этап реформы пройден, в большинстве случаев государственные задания, субсидии, нормативы работают формально. «Министерствам, субъектам Федерации и муниципалитетам на первом этапе была дана самостоятельность в формировании своих собственных систем предоставления услуг. Но на данном этапе пришла пора начать работать на единой методологической основе», — сказал А. М. Лавров. Он пояснил, что федеральным органам власти предстоит утвердить базовые перечни государственных услуг в соответствующих их профилю сферах (здравоохранение, образование, культура), которые будут обязательны не только для федерального уровня, как сейчас, но также для регионов и муниципалитетов. Разумеется, с правом детализации и адаптации к региональным и местным условиям.
Налоги
Заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина России С. В. Разгулин рассказал о поправках в законодательство о налогах и сборах, которые ожидаются в 2013 и 2014 годах. Уже принят в первом чтении законопроект, который увеличивает размеры стандартных налоговых вычетов по НДФЛ для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. Вычет на второго ребенка будет составлять с 2014 года 2 тыс. руб., на третьего — 4 тыс. руб., а на каждого ребенка-инвалида — 12 тыс. руб. (увеличение по сравнению с действующим налоговым периодом на 9 тыс. руб.).
Для всех налогоплательщиков, имеющих на обеспечении детей, предельный размер доходов, которые позволяют применять стандартный налоговый вычет, будет увеличен с нынешних 280 до 350 тыс. руб. Разумеется, все это выпадающие доходы субъектов РФ.
Предполагается также модернизация порядка предоставления имущественного налогового вычета, который не будет зависеть от количества приобретаемых объектов. Изменения ожидают и вычет на проценты, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, израсходованным на приобретение жилья, а также вычет при продаже жилья. Помимо этого ожидается введение нового инвестиционного налогового вычета, который направлен на привлечение денежных средств на фондовый рынок.
С. В. Разгулин напомнил, что в конце мая 2013 года, спустя девять лет после принятия в первом чтении законопроекта о налоге на недвижимое имущество, Правительство РФ внесло поправки к нему в Государственную думу. Переходный период для введения налога на местах, как и предполагалось ранее, продлится до 2018 года. До этого для расчета налога будет применяться инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января 2012 года.
Совершенствование межбюджетных отношений
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Д. С. Хворостухина полагает, что одна из главных задач во взаимоотношениях Федерации и ее субъектов в 2013 году — обеспечение выполнения майских указов Президента РФ. Она напомнила, что в 2013 году при распределении 6 млрд руб. в качестве дотаций на сбалансированность субъекты РФ взяли на себя обязательство принять «дорожные карты» в различных сферах и согласовать их с соответствующими федеральными органами власти. От этого зависит предоставление второго транша дотаций на сбалансированность. По данным федеральных органов, согласования «дорожных карт» по переселению граждан из аварийного жилья и инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, идут крайне медленно (за обе «дорожные карты» отвечает Минрегион России). Субъектам РФ важно ускорить данную работу, чтобы не лишиться этих средств.
Д. С. Хворостухина также сообщила, что Трехсторонней рабочей группой по совершенствованию межбюджетных отношений были отработаны подходы к распределению субсидий на модернизацию дошкольного образования в объеме 50 млрд руб. Поставлена задача в максимально короткие сроки утвердить эту методику, чтобы регионы получили деньги уже в сентябре.
Еще одна тема, которая будет актуальной для регионов в текущем году, связана с принятием 4 июня Правительством РФ постановления об изменении порядка предоставления субсидий на региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов. Конкурс будет проводиться по новым правилам. Появится несколько новых условий — в частности, теперь программы, участвующие в отборе, должны быть приняты не менее чем на три года. Кроме того, в обязательном порядке они должны содержать мероприятия по повышению квалификации госслужащих субъектов РФ и муниципальных служащих.
На федеральном уровне уделяется значительное внимание вопросам совершенствования системы предоставления субсидий субъектам РФ. В частности, это касается подходов к определению уровней регионального софинансирования. Сейчас эти уровни устанавливаются по предложению федеральных органов власти. В результате их дифференциация по различным федеральным субсидиям существенна. Чтобы упорядочить данный процесс, уже в текущем году будет разработан перечень приоритетных направлений, в соответствии с которым должны определяться расходные обязательства, софинансируемые Федерацией. Указанный перечень будет увязан с федеральными государственными программами.
Ведется серьезная работа и по консолидации субсидий. На этапе формирования бюджета 2014–2016 годов определяется перечень укрупненных субсидий. Пока стоит задача снизить количество субсидий с 93 до 76. Сильнее всего раздроблены субсидии, предоставляемые Минсельхозом (26 субсидий), которые планируется сгруппировать по отдельным подотраслям (растениеводство, животноводство и т. д.).
Еще одно направление работы — обеспечение максимального распределения субсидий Законом о бюджете. В 2013 году этот показатель составил только 10 %, сейчас поставлена задача довести его до 25 %. К июлю-августу 2013 года планируется определить перечень субсидий, обязательных к распределению федеральным законом. Хворостухина добавила, что Правительством РФ определен перечень из девяти субвенций, которые уже с 2014 года будут предоставляться в форме единой субвенции. Распределение переданного объема по конкретным направлениям будет определяться законами о бюджетах субъектов РФ.
Конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» был учрежден журналом «Бюджет» в 2007 году и проводится совместно с Сообществом финансистов России. Миссия конкурса — способствовать повышению качества управления муниципальными финансами, содействовать распространению передового опыта в данной сфере. В шести конкурсах приняло участие около 500 различных городских округов и муниципальных районов из почти всех субъектов Российской Федерации.
Перечень призеров и победителей в номинациях VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» смотри на стр. 38.
Материалы с мероприятия размещены на сайте: www.bujet.ru/action/lmo_VI/
Особый порядок
По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении субсидий, предоставляемых налогоплательщику в связи с применением регулируемых цен, Минфин России сообщил, что пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость в случае реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством. На основании данного порядка налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются (письмо Минфина России от 7 июня 2013 г. № 03-07-11/21370).
Включены в состав доходов
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 информационного письма от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации» указал, что средства, получаемые организацией от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан бесплатно или по льготным ценам в рамках реализации установленных законом льгот, по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги и подлежат включению в состав доходов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/4/20248).
Земельный налог
Минфин России в письме от 3 июня 2013 г. № 03-05-04-02/20217 разъяснил, что в случае если кадастровая стоимость земельного участка, определенная в результате судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, установлена на дату принятия такого решения, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением позиции, изложенной в письме Минфина от 13 марта 2013 № 03-05-04-02/7507.
Если кадастровая стоимость земельного участка в результате судебного решения или решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости земельного участка признается равной рыночной стоимости на 1 января года, являющегося налоговым периодом, то исчисление земельного налога должно осуществляться с применением этой кадастровой стоимости за весь налоговый период.
Подлежат налогообложению
Возмещаемые организацией налогоплательщику судебные расходы на оплату юридических услуг представителя признаются доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 29 мая 2013 г. № 03-04-05/19442.
С 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса, в соответствии с которой освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц компенсационные выплаты, установленные, в частности, законодательными актами субъектов, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пунктом 2 статьи 211 Налогового кодекса установлено, что к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, а также полученные налогоплательщиком от организаций и индивидуальных предпринимателей товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
С учетом изложенного возмещаемые организацией налогоплательщику судебные расходы на оплату юридических услуг представителя признаются доходом налогоплательщика, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Отпуск за границей
Порядок налогообложения НДФЛ сумм оплаты работодателями стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей разъяснен в письме Минфина России от 24 мая 2013 г. № 03-04-05/18850.
Статьей 325 Трудового кодекса установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа.
Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Налогового кодекса. Указанная статья не содержит положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Минфин отметил, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться решениями судебных органов, предусматривающими освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат.
В случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом производится до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции. В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
Таким образом, в случае проведения работником отпуска за пределами Российской Федерации суммы оплаты организацией стоимости проезда работника до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции либо суммы оплаты проезда, производимой на основании справки о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость билета, выданной транспортной организацией, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
Реквизит «Вид платежа»
В соответствии с Положением о платежной системе Банка Российской Федерации, утвержденным Банком России от 29 июня 2012 г. № 384-П (далее — Положение № 384-П), предусмотрен следующий порядок заполнения реквизита «Вид платежа» в распоряжениях, поступающих от клиентов Банка России в электронном виде или на бумажном носителе:
а) при переводе денежных средств через систему банковских электронных срочных платежей (БЭСП) реквизит «Вид платежа» заполняется значением «срочно»;
б) в иных случаях перевода денежных средств (через систему межрегиональных электронных расчетов, внутрирегиональных электронных расчетов, телеграфом, почтой) реквизит «Вид платежа» не заполняется.
Учитывая изложенное, в случае, если указанное в платежном и (или) расчетном документе клиента органа Федерального казначейства значение реквизита «Вид платежа» не соответствует значению, предусмотренному для данного реквизита Положением № 384-П («срочно» или не заполнено), с 1 июля 2013 года такие платежные и расчетные документы возвращаются органом Федерального казначейства клиенту без исполнения в установленном порядке (письмо Федерального казначейства от 11 июня 2013 г. № 42-7.4-05/5.3-350).