Изменения законодательства о закупках
На первом этапе процесса подготовки самым важным является понимание принципиальных различий нового Закона о КС от действующего Закона от 21 июля 2005 г. №
Именно о них пойдет речь в данной статье.
Планирование
Закон №
Закон о КС более подробно освещает процедуру планирования закупок, которая включает в себя формирование, утверждение, ведение планов закупок и планов-графиков, о которых будет рассказано ниже.
Формирование плана закупок осуществляется заказчиками в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и исходя из целей осуществления закупок.
План закупок будет включать в себя: цель осуществления закупки, наименование и описание объекта закупки, объем финансового обеспечения для осуществления закупки, срок осуществления планируемых закупок, обоснование закупки, информацию об обязательном общественном обсуждении и другие положения.
Утверждается план в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.
План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон о КС разрешает заказчикам осуществлять закупки, только включенные в планы-графики.
Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика.
Требования Закона о КС об обязательном планировании вступят в силу с 1 января 2015 года, требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками вступят в силу с 1 января 2016 года.
Преимущества участников при осуществлении закупки
Закон о КС, как и Закон №
Если Закон №
Принципиальные изменения внесены и в отношении субъектов малого предпринимательства (см. табл. 1).
Такие же преимущества предоставляются социально ориентированным организациям. Закон №
Требования к участникам закупки
Закон о КС помимо предусмотренных в Законе №
- правомочность участника закупки заключать контракт;
- отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Закон о КС обязывает заказчиков при осуществлении любой закупки устанавливать единые требования к участникам закупки, а в случае проведения конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях должна указываться в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке.
Способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика)
Законом о КС предусмотрены процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), такие же, как и в Законе №
Введены новые процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), такие как открытый/закрытый конкурс с ограниченным участием, открытый/закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений.
Таблица 1
Вид изменения |
Закон о КС |
Закон № |
Размер предоставления преимущества |
20 % |
Не менее 10 и не более 20 % |
Объем, от которого рассчитывается размер предоставления преимущества |
От совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком |
От общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации |
Предельная начальная максимальная цена контракта |
20 000 000,00 |
15 000 000,00 |
Изменение |
Закон о КС |
Закон № |
Установление заказчиком требования об обеспечении заявки на участие |
Обязан |
Вправе |
Форма обеспечения заявки на участие в конкурсе |
Банковская гарантия или внесение денежных средств |
Внесение денежных средств |
Срок подачи заявок со дня размещения извещения |
20 дней |
30 дней |
Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе |
Объединены и сокращены процедуры рассмотрения заявок и оценка сопоставления заявок |
20 дней со дня вскрытия конвертов. По итогам рассмотрения заявок оформляется протокол «Рассмотрения заявок на участие в конкурсе» |
Срок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе |
Срок рассмотрения и оценки заявок — 20 дней со дня вскрытия конвертов. По итогам оформляется 1 протокол «Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» |
10 дней со дня публикации протокола рассмотрения заявок. По итогам оформляется протокол «Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» |
Открытый конкурс
Процедура проведения открытого конкурса имеет ряд отличий от Закона №
Закон о КС ввел новые нормы в отношении процедуры проведения открытого конкурса:
- в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия отклонила все заявки, или по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным требованиям, то заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет проведение повторного конкурса;
- в случае если только одна заявка признана соответствующей, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о КС. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В случае проведения повторного конкурса заказчик должен разместить извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного не состоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок, не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного не состоявшимся.
Конкурс с ограниченным участием
Закон о КС вводит новую процедуру — конкурс с ограниченным участием, который является разновидностью открытого конкурса. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием заключаются в том, что он проводится только при условии, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ и др. Перечень случаев и порядок отнесения товаров, работ, услуг к таким товарам, работам, услугам устанавливается Правительством Российской Федерации.
К участникам такой закупки устанавливаются единые и дополнительные требования, и такие участники проходят предквалификационный отбор.
Двухэтапный конкурс
Двухэтапный конкурс является разновидностью открытого конкурса. Особенность проведения двухэтапного конкурса заключается в том, что он проводится при одновременном соблюдении следующих условий:
- конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства;
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
К участникам такой закупки устанавливаются единые требования, а по необходимости заказчик вправе установить дополнительные требования.
Конкурс проводится в два этапа:
В случае установления дополнительных требований участники закупки проходят предквалификационный отбор.
Открытый аукцион в электронной форме
Процедура проведения открытого аукциона в электронной форме имеет ряд отличий (табл. 3).
Таблица 3
Изменения |
Закон о КС |
Закон № |
Объем закупок путем проведения запроса предложений |
Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на закупки в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн рублей в год |
Не более чем 500 000,00 рублей в течение квартала на поставку одноименных товаров, работ, услуг |
Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок |
Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок |
Внесение изменений не предусмотрено |
Форма заявки на участие и запрос котировок |
Письменная форма в запечатанном конверте или в форме электронного документа |
Письменная форма или в форме электронного документа |
Представление в составе заявки документов, установленных в извещении о проведении запроса котировок (документы, подтверждающие право на получение преимущества) |
Является обязанностью участника закупки |
В составе заявки документы не представлялись |
Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам |
Осуществляется публично в день, установленный в извещении о проведении запроса котировок |
Не предусмотрено |
Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам |
Заказчик обязан осуществлять аудиозапись |
Не предусмотрено |
Кроме того, Закон о КС ввел новые нормы в отношении процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме:
- в случае если в течение 10 минут после начала аукциона ни один участник не подал предложения о цене, аукцион признается несостоявшимся. Контракт по итогам такого аукциона заключается с участником закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным законом, и подана ранее других заявок. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
- в случае если только одна заявка признана соответствующей и только заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о КС. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Запрос котировок
Процедура проведения запроса котировок также имеет ряд отличий (см. табл. 4).
Таблица 4
Изменения |
Закон о КС |
Закон № |
Объем закупок путем проведения запроса предложений |
Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на закупки в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн рублей в год |
Не более чем 500 000,00 рублей в течение квартала на поставку одноименных товаров, работ, услуг |
Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок |
Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок |
Внесение изменений не предусмотрено |
Форма заявки на участие и запрос котировок |
Письменная форма в запечатанном конверте или в форме электронного документа |
Письменная форма или в форме электронного документа |
Представление в составе заявки документов, установленных в извещении о проведении запроса котировок (документы, подтверждающие право на получение преимущества) |
Является обязанностью участника закупки |
В составе заявки документы не представлялись |
Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам |
Осуществляется публично в день, установленный в извещении о проведении запроса котировок |
Не предусмотрено |
Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам |
Заказчик обязан осуществлять аудиозапись |
Не предусмотрено |
Кроме того, статья 73 Закона о КС устанавливает закрытый перечень информации, которая должна содержаться в извещении о проведении запроса котировок, в указанный перечень не входит информация о единых требованиях к участникам закупки, как это предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о КС.
Часть 3 статьи 73 устанавливает, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
2) цену товара, работы или услуги;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями
Часть 4 статьи 73 запрещает требовать от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 информации и документов.
По мнению автора, в настоящий момент неясно, должна ли заявка содержать наименование, адрес, ИНН участника закупки.
В соответствии со статьей 78 Закона о КС во время процедуры вскрытия конвертов комиссия обязана объявить наименование и адрес участника, подавшего заявку на участие в запросе котировок.
Каким образом комиссии нужно реализовать данную обязанность, если заявка не будет содержать указанных сведений?
Также неясно, имеет ли право заказчик устанавливать единые требования к участникам закупки в извещении о проведении запроса котировок, а в форме котировочной заявки — требовать от участников закупки указывать свое наименование, адрес и ИНН.
Закон о КС ввел новые нормы в отношении процедуры проведения запроса котировок:
- в случае если только одна заявка признана соответствующей, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о КС. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Запрос предложений
Запрос предложений также является новой процедурой, особенность ее проведения заключается в том, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса предложений только в 9 случаях, установленных статьей 83 Закона о КС.
И поскольку это новая процедура, по мнению автора, у заказчиков могут возникнуть вопросы, которые требуют дополнительных разъяснений.
При проведении запроса предложений у заказчиков могут возникнуть вопросы, которые не урегулированы Законом о КС.
В статье 83 Закона о КС:
- установлено, что заявки на участие в запросе предложений подаются в письменной форме, при этом не установлено, что заявка должна подаваться в запечатанном конверте. Хотя процедура проведения запроса предложений предусматривает вскрытие конвертов;
- установлено, что после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, запрос предложений завершается и заказчик обязан предложить всем участникам запроса предложений направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения запроса предложений. В указанной статье не установлено, каким образом заказчик должен оповестить отсутствующих на процедуре оглашения участников о возможности направления ими окончательных предложений. Также не установлено, что данная норма относится только к присутствующим участникам;
- установлено, что заказчик после завершения проведения запроса предложений оформляет протокол проведения запроса предложений и в течение одного часа размещает в единой информационной системе выписку из протокола проведения запроса предложений;
- установлено, что в случае если присутствующие участники закупки приняли решения о направлении окончательных предложений, вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий день после даты завершения проведения запроса предложений, по результатам которого оформляется итоговый протокол;
- не установлено требование к содержанию протокола проведения запроса предложений (установлено требование к содержанию выписки из протокола);
- не установлен срок размещения в единой информационной системе протокола проведения запроса предложений в случае, если все присутствующие участники закупки отказались от направления окончательных предложений;
- не установлено требование о включении в итоговый протокол сведений о победителе запроса предложений (наименование, адрес, ИНН).
Закрытые способы осуществления закупок
Закон о КС в отличие от Закона №
- закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
- закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
- заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
- закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
По нормам Закона о КС закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций.
Закупка у единственного поставщика
Закон о КС сократил перечень случаев определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика. Были исключены следующие позиции:
- договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
- возникла потребность в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;
- осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг;
- осуществляется размещение заказа на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским играм;
- бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, привлекает в ходе исполнения контракта иных лиц для выполнения данных работ;
- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ осуществляется бюджетным учреждением за счет денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами.
Также Закон о КС изменил критерии закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Закон №
Положения Закона о КС позволяют заказчикам осуществлять закупки, не превышающие ста тысяч рублей, при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более пятидесяти миллионов рублей в год.
Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами
Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
Новым в порядке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является введение антидемпинговых мер:
- если при проведении конкурса или аукциона НМЦК — более 15 000 000,00 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее размера аванса;
- если при проведении конкурса или аукциона НМЦК — менее 15 000 000,00 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее размера аванса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки (информация из реестра контрактов, подтверждающая исполнение таким участником в течение года трех контрактов без взысканий либо четырех и более — с исполнением контракта более чем на 70 % без применения штрафных санкций);
- указанное обеспечение предоставляется участником до заключения контракта. В случае непредоставления документов участник признается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается и доводится до всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.
Контракт
Исполнение контракта
Законом о КС закреплен комплекс мер по исполнению контракта, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Теперь заказчики обязаны привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, установленных частью 4 статьи 94 Закона о КС. Например, к такому случаю относится поставка товара, выполнение работ, оказание услуг по контракту, заключенному в результате признания закупки не состоявшейся.
Также заказчики обязаны по результатам приемки отдельного этапа исполнения контракта оформлять отчет, который подлежит размещению в единой информационной системе.
Обеспечение контракта
Анализируя статью 96 Закона о КС, можно сделать вывод, что заказчик должен устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при проведении любого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в то же время статья 73 Закона о КС, посвященная запросу котировок, а также статья 83 Закона о КС, посвященная запросу предложений, не предусматривают установления данного требования в извещениях о проведении запроса котировок и запроса предложений. По мнению автора, данное противоречие не позволяет заказчикам точно определить, обязаны ли они устанавливать данное требование в извещениях о проведении процедур.
Таблица 5
Условие |
Закон о КС |
Закон № |
Способы, при проведении которых устанавливалось обеспечение исполнения контракта |
Все способы |
Открытый/закрытый конкурс, закрытый аукцион, аукцион в электронной форме |
Установление требования об обеспечении контракта с начальной максимальной ценой более 50 000 000,00 рублей |
Заказчик обязан, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96
|
Заказчик обязан |
Установление требования об обеспечении контракта с начальной максимальной ценой менее 50 000 000,00 рублей |
Заказчик вправе |
Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Статья 36 Закона о КС закрепила право заказчика на отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.
Хочется отметить, что в статье 36 Закона о КС не установлены действия заказчика в отношении поступивших заявок, кроме запрета на их вскрытие.
Возникает вопрос, что же делать заказчику с указанными заявками, нужно ли их хранить, возвращать участникам закупки или уничтожать?
Реестр контрактов
Закон о КС помимо установленных Законом №
- копии заключенного контракта, подписанной усиленной электронной подписью заказчика;
- идентификационного кода закупки (вступает в силу с 1 января 2016 г.);
- документа о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
- решения врачебной комиссии, предусмотренного пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона о КС.
Безусловно, в одной статье невозможно охватить все изменения, внесенные в законодательство о закупках, но надеемся, что обсуждаемые проблемы положительно отразятся на новом законодательстве в сфере закупок.