Изменения законодательства о закупках

С 1 января 2014 года вступит в силу новый Закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о КС). Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, как и все государственные и муниципальные заказчики, готовится к переходу на новые правила осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения деятельности государственных и муниципальных нужд.
Н. А. КУРБАТОВА, начальник отдела государственных закупок Межрегионального операционного управления Федерального казначейства

На первом этапе процесса подготовки самым важным является понимание принципиальных различий нового Закона о КС от действующего Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Именно о них пойдет речь в данной статье.

Планирование

Закон № 94-ФЗ не предусматривает планирования закупок, за исключением формирования и утверждения планов-графиков размещения заказа.

Закон о КС более подробно освещает процедуру планирования закупок, которая включает в себя формирование, утверждение, ведение планов закупок и планов-графиков, о которых будет рассказано ниже.

Формирование плана закупок осуществляется заказчиками в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и исходя из целей осуществления закупок.

План закупок будет включать в себя: цель осуществления закупки, наименование и описание объекта закупки, объем финансового обеспечения для осуществления закупки, срок осуществления планируемых закупок, обоснование закупки, информацию об обязательном общественном обсуждении и другие положения.

Утверждается план в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд устанавливается Правительством Российской Федерации.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон о КС разрешает заказчикам осуществлять закупки, только включенные в планы-графики.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика.

Требования Закона о КС об обязательном планировании вступят в силу с 1 января 2015 года, требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками вступят в силу с 1 января 2016 года.

Преимущества участников при осуществлении закупки

Закон о КС, как и Закон № 94-ФЗ, предусматривает преимущества участников при осуществлении закупки.

Если Закон № 94-ФЗ давал право, то Закон о КС обязывает заказчиков предоставлять учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг.

Принципиальные изменения внесены и в отношении субъектов малого предпринимательства (см. табл. 1).

Такие же преимущества предоставляются социально ориентированным организациям. Закон № 94-ФЗ не устанавливал преимуществ таким участникам.

Требования к участникам закупки

Закон о КС помимо предусмотренных в Законе № 94-ФЗ требований к участникам закупки устанавливает новые, такие как:

  • правомочность участника закупки заключать контракт;
  • отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

Закон о КС обязывает заказчиков при осуществлении любой закупки устанавливать единые требования к участникам закупки, а в случае проведения конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса Правительство Российской Федерации вправе установить дополнительные требования.

Информация об установленных требованиях должна указываться в извещении об осуществлении закупки и в документации о закупке.

Способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика)

Законом о КС предусмотрены процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), такие же, как и в Законе № 94-ФЗ — это открытый/закрытый конкурс, закрытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, запрос котировок, но в порядке их проведения произошли изменения.

Введены новые процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), такие как открытый/закрытый конкурс с ограниченным участием, открытый/закрытый двухэтапный конкурс, запрос предложений.

Таблица 1

Вид изменения

Закон о КС

Закон № 94-ФЗ

Размер предоставления преимущества

20 %

Не менее 10 и не более 20 %

Объем, от которого рассчитывается размер предоставления преимущества

От совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком

От общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации

Предельная начальная максимальная цена контракта

20 000 000,00

15 000 000,00


Таблица 2

Изменение

Закон о КС

Закон № 94-ФЗ

Установление заказчиком требования об обеспечении заявки на участие

Обязан

Вправе

Форма обеспечения заявки на участие в конкурсе

Банковская гарантия или

внесение денежных средств

Внесение денежных средств

Срок подачи заявок со дня размещения извещения

20 дней

30 дней

Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе

Объединены и сокращены процедуры рассмотрения заявок и оценка сопоставления заявок

20 дней со дня вскрытия конвертов.

По итогам рассмотрения заявок оформляется протокол «Рассмотрения заявок на участие в конкурсе»

Срок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе

Срок рассмотрения и оценки заявок — 20 дней со дня вскрытия конвертов.

По итогам оформляется 1 протокол «Рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе»

10 дней со дня публикации протокола рассмотрения заявок.

По итогам оформляется протокол «Оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе»

Открытый конкурс

Процедура проведения открытого конкурса имеет ряд отличий от Закона № 94-ФЗ. Рассмотрим отличия в таблице 2.

Закон о КС ввел новые нормы в отношении процедуры проведения открытого конкурса:

  • в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной заявки, или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия отклонила все заявки, или по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным требованиям, то заказчик вносит изменения в план-график и осуществляет проведение повторного конкурса;
  • в случае если только одна заявка признана соответствующей, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о КС. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

В случае проведения повторного конкурса заказчик должен разместить извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного не состоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок, не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, пре­дусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного не состоявшимся.

Конкурс с ограниченным участием

Закон о КС вводит новую процедуру — конкурс с ограниченным участием, который является разновидностью открытого конкурса. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием заключаются в том, что он проводится только при условии, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ и др. Перечень случаев и порядок отнесения товаров, работ, услуг к таким товарам, работам, услугам устанавливается Правительством Российской Федерации.

К участникам такой закупки устанавливаются единые и дополнительные требования, и такие участники проходят предквалификационный отбор.

Двухэтапный конкурс

Двухэтапный конкурс является разновидностью открытого конкурса. Особенность проведения двухэтапного конкурса заключается в том, что он проводится при одновременном соблюдении следующих условий:

  • конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства;
  • для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

К участникам такой закупки устанавливаются единые требования, а по необходимости заказчик вправе установить дополнительные требования.

Конкурс проводится в два этапа:

1-й этап — подается заявка с условиями исполнения контракта;

2-й этап — подается заявка с ценой контракта и уточненные условия исполнения контракта.

В случае установления дополнительных требований участники закупки проходят предквалификационный отбор.

Открытый аукцион в электронной форме

Процедура проведения открытого аукциона в электронной форме имеет ряд отличий (табл. 3).

Таблица 3

Изменения

Закон о КС

Закон № 94-ФЗ

Объем закупок путем проведения запроса предложений

Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на закупки в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн рублей в год

Не более чем 500 000,00 рублей в течение квартала на поставку одноименных товаров, работ, услуг

Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок

Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок

Внесение изменений не предусмотрено

Форма заявки на участие и запрос котировок

Письменная форма в запечатанном конверте или в форме электронного документа

Письменная форма или в форме электронного документа

Представление в составе заявки документов, установленных в извещении о проведении запроса котировок (документы, подтверждающие право на получение преимущества)

Является обязанностью участника закупки

В составе заявки документы не представлялись

Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам

Осуществляется публично в день, установленный в извещении о проведении запроса котировок

Не предусмотрено

Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам

Заказчик обязан осуществлять аудиозапись

Не предусмотрено


Кроме того, Закон о КС ввел новые нормы в отношении процедуры проведения открытого аукциона в электронной форме:

  • в случае если в течение 10 минут после начала аукциона ни один участник не подал предложения о цене, аукцион признается несостоявшимся. Контракт по итогам такого аукциона заключается с участником закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным законом, и подана ранее других заявок. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
  • в случае если только одна заявка признана соответствующей и только заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о КС. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Запрос котировок

Процедура проведения запроса котировок также имеет ряд отличий (см. табл. 4).

Таблица 4

Изменения

Закон о КС

Закон № 94-ФЗ

Объем закупок путем проведения запроса предложений

Совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на закупки в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем 100 млн рублей в год

Не более чем 500 000,00 рублей в течение квартала на поставку одноименных товаров, работ, услуг

Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок

Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок

Внесение изменений не предусмотрено

Форма заявки на участие и запрос котировок

Письменная форма в запечатанном конверте или в форме электронного документа

Письменная форма или в форме электронного документа

Представление в составе заявки документов, установленных в извещении о проведении запроса котировок (документы, подтверждающие право на получение преимущества)

Является обязанностью участника закупки

В составе заявки документы не представлялись

Вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам

Осуществляется публично в день, установленный в извещении о проведении запроса котировок

Не предусмотрено

Аудиозапись вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в электронной форме заявкам

Заказчик обязан осуществлять аудиозапись

Не предусмотрено

Кроме того, статья 73 Закона о КС устанавливает закрытый перечень информации, которая должна содержаться в извещении о проведении запроса котировок, в указанный перечень не входит информация о единых требованиях к участникам закупки, как это предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о КС.

Часть 3 статьи 73 устанавливает, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;

2) цену товара, работы или услуги;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28–30 Закона о КС, или копии таких документов.

Часть 4 статьи 73 запрещает требовать от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 информации и документов.

По мнению автора, в настоящий момент неясно, должна ли заявка содержать наименование, адрес, ИНН участника закупки.

В соответствии со статьей 78 Закона о КС во время процедуры вскрытия конвертов комиссия обязана объявить наименование и адрес участника, подавшего заявку на участие в запросе котировок.

Каким образом комиссии нужно реализовать данную обязанность, если заявка не будет содержать указанных сведений?

Также неясно, имеет ли право заказчик устанавливать единые требования к участникам закупки в извещении о проведении запроса котировок, а в форме котировочной заявки — требовать от участников закупки указывать свое наименование, адрес и ИНН.

Закон о КС ввел новые нормы в отношении процедуры проведения запроса котировок:

  • в случае если только одна заявка признана соответствующей, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о КС. Такой контракт согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Запрос предложений

Запрос предложений также является новой процедурой, особенность ее проведения заключается в том, что заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса предложений только в 9 случаях, установленных статьей 83 Закона о КС.

И поскольку это новая процедура, по мнению автора, у заказчиков могут возникнуть вопросы, которые требуют дополнительных разъяснений.

При проведении запроса предложений у заказчиков могут возникнуть вопросы, которые не урегулированы Законом о КС.

В статье 83 Закона о КС:

  • установлено, что заявки на участие в запросе предложений подаются в письменной форме, при этом не установлено, что заявка должна подаваться в запечатанном конверте. Хотя процедура проведения запроса предложений предусматривает вскрытие конвертов;
  • установлено, что после оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, запрос предложений завершается и заказчик обязан предложить всем участникам запроса предложений направить окончательное предложение не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения запроса предложений. В указанной статье не установлено, каким образом заказчик должен оповестить отсутствующих на процедуре оглашения участников о возможности направления ими окончательных предложений. Также не установлено, что данная норма относится только к присутствующим участникам;
  • установлено, что заказчик после завершения проведения запроса предложений оформляет протокол проведения запроса предложений и в течение одного часа размещает в единой информационной системе выписку из протокола проведения запроса предложений;
  • установлено, что в случае если присутствующие участники закупки приняли решения о направлении окончательных предложений, вскрытие конвертов с окончательными предложениями осуществляется на следующий день после даты завершения проведения запроса предложений, по результатам которого оформляется итоговый протокол;
  • не установлено требование к содержанию протокола проведения запроса предложений (установлено требование к содержанию выписки из протокола);
  • не установлен срок размещения в единой информационной системе протокола проведения запроса предложений в случае, если все присутствующие участники закупки отказались от направления окончательных предложений;
  • не установлено требование о включении в итоговый протокол сведений о победителе запроса предложений (наименование, адрес, ИНН).

Закрытые способы осуществления закупок

Закон о КС в отличие от Закона № 94-ФЗ четко закрепил случаи, при которых закупка товаров, работ, услуг осуществляется закрытым способом:

  • закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
  • закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
  • заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
  • закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

По нормам Закона о КС закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление данных функций.

Закупка у единственного поставщика

Закон о КС сократил перечень случаев определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного поставщика. Были исключены следующие позиции:

  • договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;
  • возникла потребность в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;
  • осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг;
  • осуществляется размещение заказа на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским играм;
  • бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по контракту на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, привлекает в ходе исполнения контракта иных лиц для выполнения данных работ;
  • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ осуществляется бюджетным учреждением за счет денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами.

Также Закон о КС изменил критерии закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Закон № 94-ФЗ позволял осуществлять такие закупки при условии, что закупки одноименных товаров, работ, услуг в течение одного квартала не будут превышать сумму установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими и физическими лицами.

Положения Закона о КС позволяют заказчикам осуществлять закупки, не превышающие ста тысяч рублей, при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более пятидесяти миллионов рублей в год.

Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчик должен разместить в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта, а также контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.

Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Новым в порядке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является введение антидемпинговых мер:

  • если при проведении конкурса или аукциона НМЦК — более 15 000 000,00 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее размера аванса;
  • если при проведении конкурса или аукциона НМЦК — менее 15 000 000,00 рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 % и более ниже НМЦК, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации, но не менее размера аванса, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки (информация из реестра контрактов, подтверждающая исполнение таким участником в течение года трех контрактов без взысканий либо четырех и более — с исполнением контракта более чем на 70 % без применения штрафных санкций);
  • указанное обеспечение предоставляется участником до заключения контракта. В случае непредоставления документов участник признается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается и доводится до всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

Контракт

Исполнение контракта

Законом о КС закреплен комплекс мер по исполнению контракта, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Теперь заказчики обязаны привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случаях, установленных частью 4 статьи 94 Закона о КС. Например, к такому случаю относится поставка товара, выполнение работ, оказание услуг по контракту, заключенному в результате признания закупки не состоявшейся.

Также заказчики обязаны по результатам приемки отдельного этапа исполнения контракта оформлять отчет, который подлежит размещению в единой информационной системе.

Обеспечение контракта

Анализируя статью 96 Закона о КС, можно сделать вывод, что заказчик должен устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при проведении любого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в то же время статья 73 Закона о КС, посвященная запросу котировок, а также статья 83 Закона о КС, посвященная запросу предложений, не предусматривают установления данного требования в извещениях о проведении запроса котировок и запроса предложений. По мнению автора, данное противоречие не позволяет заказчикам точно определить, обязаны ли они устанавливать данное требование в извещениях о проведении процедур.

Таблица 5

Условие

Закон о КС

Закон № 94-ФЗ

Способы, при проведении которых устанавливалось обеспечение исполнения контракта

Все способы

Открытый/закрытый конкурс, закрытый аукцион, аукцион в электронной форме

Установление требования об обеспечении контракта с начальной максимальной ценой более 50 000 000,00 рублей

Заказчик обязан, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96
Закона о КС

Заказчик обязан

Установление требования об обеспечении контракта с начальной максимальной ценой менее 50 000 000,00 рублей

Заказчик вправе

Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Статья 36 Закона о КС закрепила право заказчика на отмену определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Хочется отметить, что в статье 36 Закона о КС не установлены действия заказчика в отношении поступивших заявок, кроме запрета на их вскрытие.

Возникает вопрос, что же делать заказчику с указанными заявками, нужно ли их хранить, возвращать участникам закупки или уничтожать?

Реестр контрактов

Закон о КС помимо установленных Законом № 94-ФЗ документов и информации, подлежащих включению в реестр контрактов, содержит новые требования — необходимость наличия:

  • копии заключенного контракта, подписанной усиленной электронной подписью заказчика;
  • идентификационного кода закупки (вступает в силу с 1 января 2016 г.);
  • документа о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • решения врачебной комиссии, предусмотренного пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона о КС.

Безусловно, в одной статье невозможно охватить все изменения, внесенные в законодательство о закупках, но надеемся, что обсуждаемые проблемы положительно отразятся на новом законодательстве в сфере закупок.


Реклама