Нужно ли возвращать остаток
Рассмотрим порядок расходования остатка средств, предоставленных учреждениям из соответствующего бюджета, не использованного по состоянию на начало года.
Положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса установлено, что в рамках исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета предоставляются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, а также субсидии на иные цели.
Ситуация
У учреждения на 1 января 2013 года на лицевом счете остались средства, которые в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, отразили в годовой отчетности.
В 2013 году учредитель разрешил использовать этот остаток на те же цели, после чего учреждение оплатило счета за выполненные работы за счет данного остатка. Правомерными ли были эти действия или надо было сначала вернуть остаток учредителю, а потом получить заново на оплату этих работ?
Использование субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания
На основании части 17 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) и части 3.15 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
Соответственно указанные остатки субсидий не возвращаются в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным в установленном порядке соответствующим органом государственной власти (государственным органом), органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с учетом требований, установленных Минфином России.
Принимая во внимание, что размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается в установленном порядке на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ) и содержание государственного (муниципального) имущества, уменьшение субсидии, предоставляемой учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в объеме неиспользованных остатков на начало очередного года, противоречит законодательству Российской Федерации.
При этом в соответствии с письмом Минфина России от 1 марта 2013 г. № 02-13-10/28 (далее — письмо Минфина России № 02-13-10/28) о порядке использования остатка средств, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям из соответствующего бюджета в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса, не использованных по состоянию на 1 января текущего года, органам, осуществляющим полномочия учредителя, рекомендуется провести анализ причин образовавшихся остатков средств, не использованных учреждениями в течение текущего финансового года. В частности — своевременное размещение заказов и исполнение обязательств, равномерность осуществления расходов и другое.
Использование субсидии на иные цели
В соответствии с частью 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ не использованные в текущем году остатки по субсидиям, выделенным из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на иные цели, подлежат возврату бюджетным учреждением в соответствующий бюджет. Также предусмотрено, что возвращенные бюджетными учреждениями остатки субсидий могут быть возвращены им в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении данных средств на те же цели согласно решению органа, осуществляющего полномочия учредителя.
Для автономных учреждений предусмотрен аналогичный порядок частью 3.17 статьи 2 Закона № 174-ФЗ.
Следовательно, использование субсидий на иные цели возможно только в том случае, если органом, осуществляющим полномочия учредителя, подтверждена потребность в направлении сумм остатков этих субсидий на те же цели в очередном финансовом году.
Минфином России подготовлены поправки в часть 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ и часть 3.18 статьи 2 Закона № 174-ФЗ, согласно которым перечислению в сроки, установленные соответствующим финансовым органом, подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими полномочия учредителя, не принято решения о наличии потребности в указанных остатках (письмо Минфина России № 02-13-10/28).
В случае если в отношении неиспользованных остатков целевых субсидий органом, осуществляющим полномочия учредителя, не принято решения о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки подлежат взысканию в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с учетом требований, предусмотренных положениями приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям» (далее — Приказ № 82н).
На основании Приказа № 82н до 1 июля следующего финансового года остатки средств, не использованные учреждением на начало года, учитываются на лицевых счетах бюджетных учреждений без права расходования и могут быть возвращены в федеральный бюджет бюджетным учреждением в добровольном порядке до 1 июля. После 1 июля они подлежат взысканию.
Порядок взыскания отражен в пункте 3 Порядка взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям (приложение 2 к Приказу № 82н). Так, учреждение не позднее 1 июля текущего года должно представить в Федеральное казначейство Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год (ф. 0501016) (далее — сведения (ф. 0501016)), утвержденные органом, осуществляющим функции учредителя. В сведениях (ф. 0501016) на текущий год есть показатель «Сумма разрешенного к использованию остатка целевой субсидии прошлых лет».
Если у учреждения к 1 июля есть разрешение органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, на использование остатка целевой субсидии на те же цели, оно представляет в соответствующий орган Федерального казначейства подтверждающий документ и отражает остаток в указанной графе. Если такое разрешение отсутствует или сведения (ф. 0501016) на текущий год не поданы до 1 июля, то Казначейство России учитывает неиспользованный остаток субсидий на лицевом счете учреждения без права расходования и перечисляет его обратно в бюджет.
Межбюджетные трансферты
Если источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по предоставлению соответствующих субсидий бюджетным или автономным учреждениям субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, предоставленные из федерального бюджета, то разъяснения о порядке использования в очередном финансовом году остатков указанных межбюджетных трансфертов изложены в письме Минфина России о порядке использования остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ от 4 мая 2012 г. № 02-03-09/1604.
Пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса установлено, что целевые межбюджетные трансферты, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением соответствующего главного администратора бюджетных средств.
Остатки целевых межбюджетных трансфертов при отсутствии потребности подлежат возврату в федеральный бюджет соответствующими администраторами доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а после 1 апреля очередного финансового года указанные средства подлежат взысканию из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с порядком взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 11 июня 2009 г. № 51н.