Обзор изменений законодательства
Вычеты по НДС
Нормами главы 21 Налогового кодекса не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги), и реализация товаров (работ, услуг) по конкретным операциям в том же налоговом периоде не является условием применения налоговых вычетов.
Принятие к вычету НДС при отсутствии налоговой базы может спровоцировать недобросовестных налогоплательщиков на злоупотребления путем ликвидации организаций после получения вычетов налога, уплаченного при приобретении товаров, не используемых в деятельности по производству товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налого-обложения. Поэтому при осуществлении налогового контроля следует обращать особое внимание на применение налоговых вычетов в крупных суммах в отсутствие налоговой базы, чтобы максимально избежать подобных злоупотреблений.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 19 ноября 2012 г. № 03-0715/148, принятие к вычету сумм уплаченного налога в налоговом периоде, в котором не исчисляется налоговая база по НДС, создает для налогоплательщиков, применяющих ненулевые налоговые ставки, более выгодные условия по сравнению с налогоплательщиками, применяющими нулевую ставку НДС, поскольку у последних право на применение налоговых вычетов возникает только после подтверждения факта экспорта товара, а не после принятия на учет приобретенных товаров (работ, услуг).
Принятие решений налоговыми органами о применении налогоплательщиками налоговых вычетов в налоговых периодах, в которых не исчисляется налоговая база по НДС, не должны являться основанием для отказа в принятии к вычету налога налогоплательщиками, которые руководствовались разъяснениями Минфина России о применении налоговых вычетов в налоговых периодах, в которых возникает налоговая база.
Командировочный НДС
В соответствии с пунктом 7 статьи 171 Налогового кодекса суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в том числе расходам на наем жилого помещения, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат вычету при исчислении НДС, уплачиваемого в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса вычеты сумм налога производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг), либо на основании других документов, предусмотренных пунктами 3,
В соответствии с пунктом 7 статьи 168 Налогового кодекса при реализации платных услуг непосредственно населению требования, установленные пунктами 3 и 4 данной статьи по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
На основании пунктов 1 и 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
При исчислении НДС к вычету принимаются суммы этого налога, выделенные отдельной строкой в бланках строгой отчетности, оформленных в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359), выдаваемых гостиницами гражданам, в том числе находящимся в служебной командировке (письмо Минфина России от 21 ноября 2012 г. № 03-07-11/502).
МРОТ изменился
Законом от 23 ноября 2012 года внесены изменения в Закон от 19 июня 2000 г. №
Мероприятия налогового контроля
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, в течение 10 дней после ее окончания должен быть составлен акт (п. 1 ст. 100 НК РФ).
Решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки принимается руководителем (заместителем) налогового органа, проводившего камеральную налоговую проверку, в порядке и в сроки, установленные статьей 101 Налогового кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговые органы вправе истребовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную налоговую проверку, вправе истребовать в ходе этой проверки у налогоплательщика документы и пояснения в соответствии со статьями 88 и 93 Налогового кодекса.
Кроме того, налоговые органы вправе проводить дополнительные мероприятия налогового контроля в соответствии со статьей 101 Налогового кодекса, в ходе которых у налогоплательщика и иных лиц могут быть истребованы документы в порядке, установленном статьями 93 и 93.1 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 28 ноября 2012 г. № 03-02-08/103).
«Заграничный» НДФЛ
Минфин России в письме от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/6-332 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ сотрудников организации, направляемых в командировки за пределы Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в частности, сохранение среднего заработка.
Таким образом, в период нахождения за пределами Российской Федерации организация выплачивает сотруднику сумму среднего заработка, гарантированного ему при направлении в служебную командировку в соответствии со статьей 167 Трудового кодекса.
Указанные выплаты среднего заработка при направлении работника в служебную командировку, не являющиеся вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, производимые российской организацией, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
В случае нахождения сотрудников организации в Российской Федерации более 183 календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, такие лица будут признаваться налоговыми резидентами Российской Федерации. Доходы указанных лиц в виде среднего заработка, полученные от источников в Российской Федерации, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов.
Указанные доходы, получаемые сотрудниками организации, не признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса, облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов.
По итогам налогового периода уточняется окончательный налоговый статус сотрудников организации, определяющий налогообложение их доходов, полученных за налоговый период.
Исправляем ошибки в больничном
Фонд социального страхования в письме от 18 октября 2012 г. № 15-03-14/05-12954 рассмотрел вопрос исправления ошибок, допущенных в разделе «Заполняется работодателем».
В соответствии с пунктом 65 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н, для исправления ошибок, допущенных при заполнении раздела «Заполняется работодателем» листка нетрудоспособности, ошибочная запись аккуратно зачеркивается, правильная запись взамен ошибочной вносится на оборотную сторону бланка, подтверждается записью «исправленному верить», подписью и печатью работодателя. При этом исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.
В данном случае на оборотной стороне листка нетрудоспособности возможно сделать следующую запись: «Строку „Дата начала работы“ считать незаполненной».
Закрепление понятия «квалификация работника»
Законом от 3 декабря 2012 г. №
Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт — это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.
Предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Поощрения работников
Налог на прибыль
Минфин России в письме от 14 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/587 рассмотрел вопрос учета в целях исчисления налога на прибыль организаций выплат премий, доплат и компенсаций.
Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются элементами системы оплаты труда в организации.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 22 Трудового кодекса предусматривает, что работодатель, в частности, имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд. При этом согласно положениям статьи 191 Трудового кодекса работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Расходы, связанные со стимулирующими выплатами и компенсациями работникам организации, осуществленные на основании трудового договора, локального нормативного акта (положения о порядке оплаты труда), могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям статьи 252 Налогового кодекса.
Такая же позиция содержится и в письме Минфина России от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/6-329.
НДФЛ
Минфин России в письме от 22 ноября 2012 г. № 03-04-06/6-329 рассмотрел вопрос обложения НДФЛ и налогом на прибыль организаций стоимости медалей, нагрудных знаков, выданных организацией своим работникам к памятным датам, а также в связи с профессиональным праздником.
Доход в виде негосударственных наград, полученных работниками от организации, является доходом в натуральной форме, облагающимся НДФЛ в соответствии со статьей 211 Налогового кодекса. По мнению Минфина России, подобные награды можно рассматривать в качестве подарка, полученного от организации, при условии соответствующего документального оформления выдачи подарков.
В соответствии с пунктом 28 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ доходы, не превышающие 4000 рублей за налоговый период, в виде стоимости подарков, полученных от организаций. Следовательно, доход, полученный работниками организации в виде стоимости негосударственных наград, не облагается НДФЛ в сумме, не превышающей 4000 рублей за налоговый период.
Налог с выходного пособия и не только
Выплаты, связанные с увольнением работников, производимые с 1 января 2012 года, не облагаются НДФЛ на основании пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка (шестикратного размера среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера). Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Положения указанной статьи применяются в отношении всех работников организации независимо от занимаемой должности, а также независимо от основания, по которому производится увольнение (письма Минфина России от 15 ноября 2012 г. № 03-04-06/1-321, № 03-04-06/6-325).
Компенсация, выплачиваемая сотруднику организации при увольнении по соглашению сторон, с 1 января 2012 года не облагается НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратного размера среднего месячного заработка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 Налогового кодекса излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика (письмо Минфина России от 14 ноября 2012 г. № 03-04-05/1-1285).
Штраф за непредставление отчетности
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета.
Документами, за непредставление которых возможно привлечение к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса, могут являться, в том числе для государственных (муниципальных) учреждений, документы, входящие в состав бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений, в соответствии с приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Налоговые органы при определении размера штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса за несвоевременное представление в налоговый орган бухгалтерской отчетности должны руководствоваться полным перечнем документов, входящих в состав бухгалтерской отчетности конкретной организации, и определять сумму штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, который должен входить в состав бухгалтерской отчетности. Такое разъяснение дано в письме ФНС России от 21 ноября 2012 г. № АС-4-2/19575@.
Поручения по исполнению бюджета
Правительством РФ издано постановление от 10 декабря 2012 г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Данным постановлением предлагается поручить в части доходов федерального бюджета:
- главным администраторам доходов федерального бюджета принимать меры по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращению задолженности по их уплате и представить в Минфин России до 31 декабря 2012 года прогноз поступлений доходов на 2013 год с поквартальным и помесячным распределением;
- главным администраторам доходов федерального бюджета — федеральным органам государственной власти, уполномоченным передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление функций в части администрирования доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, до 1 января 2013 года обеспечить правовой базой указанное администрирование.
В части расходов федерального бюджета:
- главным распорядителям средств федерального бюджета в месячный срок поручается разработать и утвердить с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации по согласованию с Минфином России в установленной сфере деятельности правила (порядок) предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не утвержденные актами Правительства Российской Федерации;
- определяется порядок предоставления субсидий из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
- устанавливается общий порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;
- с учетом необходимости достижения целевых показателей, повышения эффективности вложения средств федерального бюджета, установления контроля их расходования определяются общие условия предоставления субсидий из федерального бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, государственным корпорациям (за исключением Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»);
- с целью обеспечения эффективного и целевого использования бюджетных средств определяются положения, которые должны быть предусмотрены в договоре о предоставлении бюджетных инвестиций открытым акционерным обществам, определенным частью 1 статьи 11 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».
Кроме того, постановлением определен порядок реализации норм Закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в части заключения договоров и оплаты вознаграждения агентов Правительства Российской Федерации, обеспечивающих возврат различных видов задолженности перед федеральным бюджетом и другие функции.