Вопросы по бухгалтерскому учету


Подскажите, пожалуйста, какими бухгалтерскими записями приходуется ветошь, полученная в результате списания мягкого инвентаря?

Ответ:

В результате списания мягкого инвентаря образуется ветошь (мягкий инвентарь в присутствии комиссии по списанию режется, рубится и т. д.). Ветошь, пригодную для дальнейшего использования в хозяйственных нуждах, приходуют.

В соответствии с пунктом 106 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), ветошь принимается к бухгалтерскому учету по текущей рыночной стоимости. Запись в учете будет следующей:

Дебет 0 105 36 000
«Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы».

 Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Приобретены декорации, костюмы, реквизит на спектакль. Все это является сценическо-постановочными средствами. Надо ли начислять на них амортизацию и в каком порядке?

Ответ:

Если сценическо-постановочные средства используются в деятельности учреждения меньше года, то их следует учитывать в составе материальных объектов, если срок их полезного использования больше года — в составе основных средств.

При отнесении сценическо-постановочных средств в бухгалтерском учете на соответствующие аналитические счета счетов 101 00 000 «Основные средства», 105 00 000 «Материальные запасы» необходимо учитывать Временные методические рекомендации о порядке учета сценическо-постановочных средств в учреждениях, проводящих зрелищные мероприятия, утвержденные приказом Минкультуры России от 10 августа 2007 г. № 1249 (в части, не противоречащей Инструкции № 157н) (далее — Рекомендации). Данными Рекомендациями отмечено, что в целях соблюдения единой системы учета сценическо-постановочные средства, относящиеся:

  • к основным средствам, должны включаться в группу прочих основных средств;
  • к материальным запасам, должны включаться в группу прочих материальных запасов.

 Исходя из вышесказанного театральные костюмы, включенные:

  • в состав основных средств, учитываются на счетах 0 101 28 000 «Прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 101 38 000 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения»;
  • в состав материальных запасов — на счетах 0 105 26 000 «Прочие материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».

Если сценическо-постановочные средства включены в состав основных средств, то в соответствии с пунктом 92 Инструкции № 157н амортизация начисляется в следующем порядке: 

  • на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами амортизации;
  • на иные объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, нематериальных активов, амортизация не начисляется.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Подскажите, пожалуйста, какими бухгалтерскими записями правильно отразить в бюджетном учете поступление платежей (возмещение) за коммунальные услуги от физических лиц (квартплата) в кассу учреждения?

Ответ:

Поступление платежей (возмещение) за коммунальные услуги от физических лиц (квартплата) следует отражать следующими записями:

Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств учреждения в кассу»
Кредит 1 401 20 223, 1 401 20 225
«Расходы на коммунальные услуги», «Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»;

Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»;

Дебет 1 304 05 223, 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам».

 Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

ТОФК сдает в аренду федеральное недвижимое имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления. Сумма арендной платы (за вычетом НДС) перечисляется в доход федерального бюджета арендатором в соответствии с условиями договора аренды. Все расходы ТОФК производятся в соответствии с бюджетной сметой. Кто обязан с 1 января 2012 года исчислять и уплачивать налог на прибыль от сдачи федерального имущества в аренду: арендодатель или арендатор и за счет каких средств?

Ответ:

Так как действие подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса распространяется на средства, полученные казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке. При этом в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/15432@ говорится, что указанные средства подлежат налогообложению на общих основаниях, поскольку никаких особенностей налогообложения приносящей доход деятельности казенных учреждений глава 25 Налогового кодекса не содержит.

 Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

В санатории со дня образования более 30 лет на балансе числится объект «Благоустройство территории, озеленение». В этот объект вошли все дорожки, насаждения, клумбы. Так как это все было построено 32 года назад, у объекта 100 % износ. Новых объектов не создавали, ремонтировали изношенные по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества». В 2012 году при проведении проверки было указано, что необходимо поставить на баланс отдельными объектами многолетние насаждения (поштучно), дорожки, клумбы и т. д. Правомерно ли такое требование? Деревья не высаживались, они дикорастущие.

Ответ:

Объект «Благоустройство территории, озеленение» в составе основных фондов положениями ОКОФ ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), не поименован.

Конечно, при его создании следовало учитывать объекты самостоятельно. Но если «Благоустройство территории, озеленение» принят к учету в качестве группы, то в карточке должны быть поименованы его составляющие, что позволит при необходимости вычленить их в отдельные объекты. Причем, так как начислен износ в размере 100 %, на налогообложение эта операция не повлияет.

Об отнесении многолетних растений к материальным объектам сказано в пункте 43 Инструкции № 157н — капитальные вложения учреждения в многолетние насаждения включаются им в состав основных средств ежегодно в сумме вложений, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Во введении к Постановлению № 359 разъяснено, что к подразделу «Насаждения многолетние» относятся все виды искусственных многолетних насаждений независимо от их возраста. Объектами классификации данного подраздела являются зеленые насаждения каждого парка, сада, территории предприятия и тому подобное в целом независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дороги, включая индивидуальные ограждения каждого насаждения; насаждения каждого участка (района) полезащитных полос. В данном контексте «искусственные насаждения» означают насаждения, приобретенные и высаженные с определенной целью, а не произвольно выросшие, как в рассматриваемом случае.

То есть, для того чтобы деревья были приняты к учету как объекты основных средств, учреждение должно было бы произвести расходы на их приобретение и посадку.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Между бюджетным учреждением и вышестоящей организацией заключен договор по содержанию и текущему ремонту сетей наружного освещения. Подрядчиком произведен текущий ремонт сетей и замена электросчетчиков. Сети наружного освещения на балансе учреждения не числятся, но электросчетчики в смете и акте выполненных работ есть. Нужно ли приходовать эти электросчетчики в учете бюджетного учреждения и где правильно их учитывать?

Ответ:

Счетчики, установленные в бюджетном учреждении, в зависимости от решения учреждения, принятого и закрепленного в учетной политике, могут относиться как к основным средствам, так и к материальным запасам. Следуя положениям пункта 99 Инструкции № 157н, которыми установлено, что контрольно-измерительная аппаратура относится к материальным затратам, учитывать счетчики следует на счете 105 00 000 «Материальные запасы».

Если учреждением принято решение, что объекты, срок использования которых превышает 12 месяцев, учитываются в качестве объектов основных средств, то учитывать их следует на счете 101 00 000 «Основные средства», тем более что эти приборы учета включены в перечень ОКОФ, утвержденный Постановлением № 359, в раздел «Машины и оборудование» (например, код 14 3312480 — счетчик электрический).

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Автономное учреждение «Центр социального обслуживания» осуществляет свою деятельность в соответствии с ОКВЭД 85.32. Может ли центр осуществлять иной вид деятельности: «Сдача помещений в аренду», направляя денежные средства на развитие центра, так как согласно законодательству любая предпринимательская и иная приносящая доход деятельность должна быть связана с основной уставной деятельностью?

Ответ:

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами, а также вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Таким образом, если данный вид деятельности (сдача помещений в аренду) отражен в уставе Центра социального обслуживания, то учреждение вправе его осуществлять.

 Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Бюджетное учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, с 1 июля 2012 года изменило статус на бюджетное учреждение нового типа, являющееся получателем субсидий. Скажите, пожалуйста, данное учреждение должно представлять два отчета (один по Инструкции № 191н, второй по Инструкции № 33н)?

Ответ:

В соответствии с Методическими рекомендациями по порядку отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций с активами, обязательствами и финансовым результатом при принятии решения в течение финансового года о преобразовании государственного (муниципального) учреждения путем изменения его типа, утвержденными письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236 (далее — Методические рекомендации), на дату изменения типа (на 1 июля 2012 года) нужно составлять формы квартальной отчетности, предусмотренные Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н.

Так как с 1 июля 2012 года бюджетное учреждение становится получателем субсидий, квартальные формы отчетности составляются в соответствии с нормами Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, и с учетом особенностей, установленных в Методических рекомендациях.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Подскажите, пожалуйста, как принять к учету в автономном учреждении изготовление информационной таблички, какие будут бухгалтерские записи по оприходованию и дальнейшему списанию?

Ответ:

Расходы на приобретение (изготовление из материалов подрядчика) объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями Инструкции № 157н могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ исходя из предназначения и порядка использования нематериального актива, определенного соответствующим решением автономного учреждения. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования — он должен быть более 12 месяцев (п. 38 Инструкции № 157н).

Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в пункте 44 Инструкции № 157н. В том числе он может быть определен в установленном порядке на основании документов изготовителя или решения соответствующей комиссии, в зависимости от чего объект относят к основным средствам или материальным запасам.

Если информационная табличка принимается к учету как основное средство, то необходимо учесть следующее:

  • если стоимость информационной таблички менее 3000 рублей, то на нее амортизация не начисляется;
  • если стоимость информационной таблички от 3000 до 40 000 рублей включительно, то амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию.

 Операции в учете будут следующими:

Дебет 0 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 0 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— оплата за информационную табличку;

Дебет 0 101 36 000
«Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
— принятие к учету информационной таблички;

Дебет 0 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 0 104 38 000
«Амортизация прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
— начисление амортизации при выдаче таблички стоимостью от 3000 до 40 000 рублей в эксплуатацию.

Списание приобретенных табличек будет осуществляться следующим образом:

Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 101 36 000
«Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
— списание информационной таблички стоимостью до 3000 рублей;

Дебет 0 104 38 000
«Амортизация прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 36 000
«Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
— списание информационной таблички стоимостью от 3000 до 40 000 рублей.

Если информационная табличка принимается к учету как материальные запасы, то записи по принятию к учету и списанию будут следующими:

Дебет 0 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 0 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
— оплата за информационную табличку;

Дебет 0 105 36 000
«Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
— принятие к учету информационной таблички;

Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 105 36 000
«Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— списание информационной таблички на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Автономное учреждение, финансируемое из республиканского бюджета, получило денежные средства на приобретение основных средств за счет субсидий на цели, не связанные с государственным заданием, то есть на иные цели. В отчетном году приобретены основные средства. Остатков денежных средств на лицевом счете 21 нет. Как в бухгалтерском учете отразить данное поступление денежных средств, операции по приобретению основных средств, чтобы в конце года по КФО 5 «Субсидии на иные цели» не было остатков?

Ответ:

О порядке учета перемещения основных средств между видами деятельности существует два мнения. Одно из них сформировано на том основании, что направлением расходования субсидии на иные цели является приобретение основного средства, поэтому следует сначала сформировать стоимость основного средства в учете и отразить ее на счете 5 101 00 000 «Основные средства», а затем осуществить перевод. В этом случае, представляя учредителю отчетность об использовании субсидий, учреждение покажет, что им были приобретены основные средства, а не вложения в основные средства, как того и требовал учредитель. Ведь основные средства и вложения в основные средства не одно и то же, в частности, это следует из положений пункта 23 Инструкции № 157н, в котором сказано, что стоимость объекта, отражаемого в учете как объект основных средств, включает в себя сумму фактических вложений в его приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).

С иной точки зрения, перевод основного средства следует производить на стадии вложений в нефинансовые активы, так как информация о движении основных средств (в том числе капитальных вложений в основные средства) указывается в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), входящих в состав годовой отчетности. Данная форма составляется по каждому виду деятельности отдельно. При приобретении имущества за счет иных субсидий в отчете по коду вида финансового обеспечения (КФО) 5 «Субсидии на иные цели» должна быть отражена информация о капитальных вложениях в основные средства (по счету 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»), а в отчете по КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» — только информация о поступлении имущества (по счету 101 00 000 «Основные средства»).

В связи с тем что в настоящее время ни один нормативный документ не содержит бухгалтерских проводок по принятию к учету государственными (муниципальными) учреждениями имущества, приобретенного за счет целевых субсидий, по КФО 5, в соответствии с пунктом 5 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н), учреждение вправе по согласованию с финансовым органом публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования), на базе имущества которого создано автономное учреждение, либо с учредителем определить порядок принятия к учету имущества, приобретенного за счет целевых субсидий, и ввести дополнительную корреспонденцию счетов, закрепив это в учетной политике учреждения.

В соответствии с Инструкцией № 183н в бухгалтерском учете эти операции могут быть отражены следующими записями:

Дебет 5 205 81 000
«Расчеты по доходам»
Кредит 5 401 10 180
«Прочие доходы»
— начислен доход в виде целевой субсидии, выделенной на приобретение основного средства на основании Справки (ф. 0504833);

Дебет 5 201 11 000
«Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 000
«Расчеты по доходам»
— на лицевой счет поступила целевая субсидия на приобретение основных средств;

Дебет 5 106 ХХ 000
«Вложения в нефинансовые активы»
Кредит 5 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
— отражена задолженность перед поставщиком за поставленное основное средство»;

Дебет 5 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 000
«Денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства»
— за счет средств целевой субсидии произведена плата за поставленное основное средство.

В зависимости от порядка принятия к учету имущества, приобретенного за счет целевых субсидий, утвержденного учреждением, записи в учете будут следующими.

Если передается стоимость основного средства:

Дебет 5 101 ХХ 000
«Основные средства»
Кредит 5 106 ХХ 000
«Вложения в нефинансовые активы»
— принят к учету объект основного средства, по сформированной первоначальной стоимости;

Дебет 5 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 5 101 ХХ 000
«Основные средства»
— перевод оборудования с КОФ 5 «Субсидии на иные цели» на КОФ 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»;

Дебет 4 101 ХХ 000
«Основные средства»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы»
— принят к учету объект основных средств.

Если передаются вложения в стоимость основного средства:

Дебет 5 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 5 106 ХХ 000
«Вложения в нефинансовые активы»
— отнесены капитальные вложения по приобретенному основному средству на уменьшение дохода по целевым субсидиям;

Дебет 4 101 ХХ 000
«Основные средства»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы»
— принят к учету объект основных средств по КОФ 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Как в учете автономного учреждения отразить сумму выявленной недостачи материальных запасов (по рыночной стоимости)?

Ответ:

В связи с изменением рыночной цены за период с момента приобретения материальных запасов до момента выявления факта нанесения ущерба нередко возникает ситуация, при которой рыночная стоимость недостающих или утраченных материалов превышает их балансовую стоимость.

В соответствии с пунктом 25 Инструкции № 157н при определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

 Схема бухгалтерских записей, установленная Инструкцией № 183н, не предполагает оформления дополнительных записей для отражения сумм вышеуказанного превышения.

В бухгалтерском учете отражение сумм выявленной недостачи материальных запасов по рыночной стоимости осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0105 00 000
«Материальные запасы»
— на основании акта о результатах инвентаризации отражена балансовая стоимость недостающих материальных запасов;

Дебет 0 209 00 000
«Расчеты по ущербу имуществу»
Кредит 0 401 01 172
«Доходы от операций с активами»
— отражена сумма ущерба по рыночной стоимости.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Бюджетным учреждением приобретены материалы для сборки щита учета уличного освещения. Надо ли создавать основное средство, какими документами и проводками оформляется эта операция?

Ответ:

Порядок принятия к учету таких объектов учреждение должно закрепить в учетной политике.

Согласно Указаниям № 180н расходы по приобретению приборов учета, в зависимости от того, к какому виду нефинансовых активов относятся такие объекты, следует относить либо на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, либо на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

При соблюдении определенных условий приборы учета уличного освещения могут учитываться в составе основных средств. В соответствии с пунктом 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (в данном случае учет уличного освещения). Также признаком объекта основных средств является, независимо от стоимости, срок полезного использования. Он должен быть более 12 месяцев. Еще одним аргументом является Постановление № 359, в котором приборам учета электричества присвоены коды ОКОФ.

В то же время пунктом 99 Инструкции № 157н предусмотрено, что к материальным запасам относится, в частности, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ. То есть на основании вышеуказанного пункта Инструкции приборы учета (измерительные приборы) можно отнести и к материальным запасам.

Таким образом, согласно решению учреждения, принятому и закрепленному в учетной политике, приборы учета могут относиться как к основным средствам, так и к материальным запасам.

Порядок принятия к учету счетчиков, в соответствии с приведенными выше критериями, должен быть отражен в учетной политике учреждения. Решение о постановке на учет основного средства согласно Инструкции № 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, в учете следует произвести следующие записи.

Если принято решение о создании объекта основных средств:

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества»
— отражены вложения в объект основных средств;

Дебет 0 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету объект основных средств по первоначальной стоимости.

Если принято решение об учете счетчика в качестве материальных запасов:

Дебет 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества»
— отражены вложения в объект материальных запасов;

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— принят к учету объект материальных запасов по первоначальной стоимости.

Поступление и внутреннее перемещение материальных запасов оформляются следующими первичными документами:

  • Товарно-сопроводительными документами поставщика (продавца), иным документом, подтверждающим получение бюджетным учреждением (отгрузку, передачу) материальных ценностей, оформленным в рамках обычая делового оборота, содержащим обязательные реквизиты первичного учетного документа;
  • Актом о приемке материалов (ф. 0315004);
  • Требованием-накладной (ф. 0315006);
  • Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • иным первичным учетным документом, подтверждающим движение (внутреннее перемещение) готовой продукции, товаров при осуществлении деятельности бюджетным учреждением.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Как отразить в учете бюджетного учреждения возврат дебиторской задолженности прошлых лет от ФСС? Например, на 1 января 2012 года была дебиторская задолженность по ФСС, которую вернули в 2012 году. Данную задолженность перечислили в доход бюджета.

Ответ:

Бухгалтерские записи по поступлению дебиторской задолженности и перечислению ее в доход бюджета будут следующими:

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 303 02 000
«Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— поступление дебиторской задолженности на лицевой счет учреждения;

Дебет 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начисление суммы дохода, подлежащей перечислению в доход бюджета;

Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена задолженность в доход бюджета.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Подскажите, пожалуйста, как следует учитывать доходы от оказания платных услуг в казенном учреждении — порядок учета, бухгалтерские записи по кассе и т. д.?

Ответ:

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Порядок организации бюджетного учета будет зависеть от объема полномочий казенного учреждения по администрированию доходов бюджета.

1. Казенное учреждение, которое наделено полномочиями администраторов доходов бюджетов в полном объеме, отражает операции по деятельности, приносящей доход, следующими записями:

Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начисление дохода от оказания платных услуг;

Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств учреждения в кассу»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление в кассу денежных средств за услуги;

Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение денежных средств на лицевой счет на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

Дебет 1 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета в органе казначейства»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление денежных средств на лицевой счет с одновременным отражением на забалансовом 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета с одновременным отражением на забалансовом счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

2. Казенное учреждение наделено только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Операции в учете будут следующими:

Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начисление дохода от оказания платных услуг;

Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств учреждения в кассу»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление в кассу денежных средств за услуги;

Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение средств на лицевой счет по объявлению на взнос наличными;

Дебет 1 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета в органе казначейства»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— поступление денежных средств на лицевой счет с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление средств в доход соответствующего бюджета с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения». Учреждение оформляет и направляет в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах;

Дебет 1 304 04 130
«Внутриведомственные расходы по доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражено зачисление в доход соответствующего бюджета внесенных средств на основании возвращенного Извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора доходов.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Какими бухгалтерскими записями отразить поступление денежных средств в кассу за недонос вещевого имущества (209 74) с последующим перечислением в доход бюджета? Учреждение является администратором доходов.

Ответ:

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» вещевое имущество, за исключением расходных материалов (мыло, мочалки, туалетная бумага), передается военнослужащим во владение и безвозмездное пользование с момента его получения.

В соответствии с пунктом 30 приказа МВД России от 26 июля 2012 г. № 725 «Об утверждении Порядка выдачи, учета и списания вещевого имущества в органах внутренних дел Российской Федерации» для расчетов с лицами в случаях, когда при их увольнении стоимость обмундирования подлежит возмещению, оформляется справка — расчет стоимости вещевого имущества на удержание в трех экземплярах: первый экземпляр остается в подразделении вещевого обеспечения, второй — передается в подразделение финансового обеспечения для удержания задолженности и отражения задолженности в бюджетном учете, третий — уволенному.

Операции по внесению средств за недонос вещевого имущества будут следующими:

Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение средств на лицевой счет по объявлению на взнос наличными;

Дебет 1 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на счета в органе казначейства»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— поступление денежных средств на лицевой счет с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

 Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Бюджетное учреждение в текущем месяце заключило два договора со сторонней организацией: на поставку оборудования для системы молниезащиты, требующего монтажа, и на монтаж системы молниезащиты. Как отразить в учете поступление и монтаж данного оборудования? Договорная стоимость оборудования составляет 23 600 руб. (в том числе НДС), а работ по монтажу — 15 340 руб. (в том числе НДС). Система молниезащиты смонтирована на административном здании учреждения. Оплата расходов по указанным договорам производится за счет субсидии на выполнение государственного задания.

Ответ:

В № 11 журнала «Бюджетный учет» на стр. 63 была допущена техническая ошибка. Ответ на вопрос следует читать:

Операции по приобретению оборудования для системы молниезащиты и монтажу системы молниезащиты по двум разным договорам следует отражать следующими записями:

Дебет 4 105 36 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— поступление оборудования для системы молниезащиты в сумме 23 600 руб.;

Дебет 4 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— передача оборудования для установки системы молниезащиты;

Дебет 4 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— формирование первоначальной стоимости системы молниезащиты в части монтажа основного средства в сумме 15 340 руб.;

Дебет 4 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к учету системы молниезащиты в сумме 38 940 руб.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Инспекция ФНС не выслала в адрес организации свидетельство о внесении в установленном порядке изменений в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в связи со сменой генерального директора. Как организации получить это свидетельство?

Ответ:

Организации в указанной ситуации следует уплатить за предоставление информации 200 рублей и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о повторной выдаче документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр — свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (применительно к внесению изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой генерального директора).

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись.

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждена форма № Р50003 — «Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц».

На основании пункта 7 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (далее — Правила), внесение записи в государственный реестр подтверждается документом, форма которого устанавливается Правительством Российской Федерации. Регистрирующий орган направляет (выдает) заявителю, а в установленных случаях в Центральный банк России (его территориальное учреждение) или в Министерство юстиции России (его территориальный орган) указанный документ и выписку из государственного реестра по форме, приведенной в приложении 5 к Правилам не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме, с указанием необходимых сведений по перечню, указанному в приложении 2 к Правилам, в виде:

  • выписки из государственного реестра по форме согласно приложению 5 к Правилам. При отсутствии сведений по конкретному показателю пишется слово: «нет»;
  • копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;
  • справки об отсутствии запрашиваемой информации. Справка выдается при отсутствии в государственном реестре сведений о юридическом лице либо при невозможности определить конкретное юридическое лицо (п. 20 Правил).

На основании пункта 21 Правил срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса.

Указанная в пункте 20 Правил информация в виде выписки из государственного реестра бесплатно предоставляется по запросу юридическому лицу о нем (пп. «б» п. 22 Правил).

Информация, указанная в пункте 20 Правил, предоставляется за плату (при условии представления одновременно с запросом документа, подтверждающего оплату) по запросу юридического лица, обратившегося за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр, а также при обращении о срочном предоставлении сведений о нем в виде выписки из государственного реестра (пп. «а» п. 23 Правил).

Размер платы за предоставление указанной информации составляет 200 рублей за каждый такой документ. За срочное предоставление информации придется заплатить 400 рублей за каждый документ.

Ситуация, при которой данное свидетельство заявителю не направляется (не выдается), в Правилах не рассмотрена.

Отвечал Ю. М. Лермонтов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Как изменился порядок применения метода сопоставления рыночных цен с принятием Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее — закон № 227-ФЗ)?

Ответ:

Новый порядок применения метода сопоставления рыночных цен содержится в статье 105. 9 Налогового кодекса в разделе, введенном Законом № 227-ФЗ. На основании этого метода соответствие определяется путем сопоставления цены, примененной в сделке, с интервалом рыночных цен.

18 июля 2011 года Президентом РФ был подписан Закон № 227-ФЗ, в соответствии с которым Налоговый кодекс помимо внесения изменений в отдельные статьи дополнен разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», в котором законодатель в корне изменил правовое регулирование сделок между взаимозависимыми лицами и ввел новый порядок определения рыночных цен. Положения статей 20 и 40 Налогового кодекса со дня вступления в силу Закона № 227-ФЗ применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 Налогового кодекса до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Метод сопоставления рыночных цен используется для определения того, насколько цена в анализируемой сделке отклонена от рыночной. В случае если возможно использование метода сопоставления рыночных цен, то действующее законодательство не допускает применения других методов.

Пункт 1 статьи 105.9 Налогового кодекса содержит новое понятие метода сопоставления рыночных цен, в соответствии с которым он является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене. Такое соответствие определяется путем сопоставления цены, примененной в сделке, с интервалом рыночных цен, определенным в порядке, предусмотренном пунктами 2–6 настоящей статьи.

До введения в действие Закона № 227-ФЗ пункт 9 статьи 40 Налогового кодекса определял метод сопоставления рыночных цен как определение рыночных цен товара, работы или услуги с учетом информации о заключенных сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

Ранее Налоговый кодекс содержал гораздо меньше требований к порядку использования метода. Так, должны были быть учтены такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могли оказывать влияние на цены.

В соответствии с Законом № 227-ФЗ при использовании метода сопоставления рыночных цен необходимо прежде всего определить интервал рыночных цен по анализируемой сделке в порядке, предусмотренном статьей 105.9 Налогового кодекса. В соответствии с пунктом 7 указанной статьи цена сделки признается рыночной в зависимости от соотношения цены сделки с интервалом рыночных цен.

В случае если:

  • цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, то такая цена соответствует рыночной цене;
  • цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен — принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен;
  • цена, примененная в анализируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен — принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.

Отвечал Ю. М. Лермонтов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Внимание! Применение для целей налогообложения минимального или максимального значения интервала рыночных цен в соответствии с пунктом 7 статьи 105.9 Налогового кодекса производится при условии, что это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему. 


Реклама