Обзор изменений законодательства

Тарифы страховых взносов

В 2012–2013 годах, в соответствии с действующей редакцией статьи 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», работодатели (за исключением льготных категорий) уплачивают страховые взносы по следующим тарифам:

  • в рамках предельной величины базы для начисления страховых взносов общая ставка составляет 30 процентов (из них в ПФР — 22 процента, в ФСС — 2,9 процента, в ФФОМС — 5,1 процента);
  • сверх предельной величины — 10 процентов (платеж перечисляется только в ПФР).

Законом от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» установлено, что в 2013–2015 годах будут применяться тарифы и порядок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, установленные на 2006 год Законом от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ.

О стоимости страхового года на 2013 год

В соответствии с Законами «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан», «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и в целях реализации Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановлением от 17 января 2013 г. № 8 утвердило стоимость страхового года на 2013 год в размере 16 239 руб. 60 коп. Расчет суммы производится исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд России, установленного частью 2 статьи 12 Закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» на 1 января 2013 года.

В 2012 году данный показатель был утвержден в размере 14 386 руб. 32 коп.

Правила выплаты денежной компенсации

Постановлением Правительства РФ от 17 января 2013 г. № 14 «Об утверждении Правил выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» установлены предельные размеры денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых носит разъездной характер в соответствии с их служебными обязанностями. Также утверждены Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов России.

На правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года, установлены следующие предельные размеры денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях:

  • за использование легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 3300 руб. в месяц;
  • за использование легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 4100 руб. в месяц;
  • за использование мотоциклов — 1650 руб. в месяц.

Основанием для использования сотрудником личного транспортного средства в служебных целях является приказ руководителя соответствующего органа (учреждения). Для получения денежной компенсации сотрудник должен подать рапорт на имя руководителя соответствующего органа (учреждения) с приложением копии свидетельства о регистрации личного транспортного средства (паспорта личного транспортного средства), путевого листа, документов, подтверждающих расходы на эксплуатацию личного транспортного средства в служебных целях (затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).

Денежная компенсация выплачивается по месту службы сотрудника за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц на основании приказа руководителя соответствующего органа (учреждения), в котором указывается сумма денежной компенсации.

Средства автономных учреждений

В совместном письме Минфина России от 29 декабря 2012 г. № 02-03-10/5401 и Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 42-7.4-05/5.3-772 содержатся разъяснения о возможности проведения операций со средствами автономных учреждений субъектов, лицевые счета которым открываются и ведутся в финансовом органе на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России.

В частности, информационный обмен между финансовым органом и органом Федерального казначейства при осуществлении операций со средствами автономных учреждений осуществляется в электронном виде. Финансовый орган для осуществления кассовых операций за счет средств автономных учреждений представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания платежные поручения, оформленные в соответствии с законодательством.

Представленные финансовым органом в орган Федерального казначейства расчетные документы, соответствующие указанным требованиям, исполняются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства, в пределах остатка средств на отдельном счете в банке. При недостаточности остатка средств на отдельном счете в банке для осуществления кассовых выплат по всем расчетным документам, входящим в предоставленный финансовым органом пакет электронных документов, очередность их исполнения орган Федерального казначейства не устанавливает и отказывает в приеме всего пакета. В случае одновременного поступления в орган Федерального казначейства от финансового органа нескольких пакетов электронных документов, содержащих расчетные документы, их исполнение производится в порядке очередности по дате и времени формирования пакетов электронных документов.

Обеспечение автономных учреждений наличными деньгами осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с учетом норм, предусмотренных законодательством.

Также в письме приведен план мероприятий, которые необходимо провести для обеспечения перехода на порядок проведения операций со средствами автономных учреждений в соответствии с Соглашением об открытии в учреждении банка счета для проведения операций со средствами автономных учреждений субъектов, лицевые счета которым открываются и ведутся в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Изменения в Налоговый кодекс

Вступил в действие с 1 января 2013 года Закон от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Кроме того, согласно указанному Закону учитываемые на балансе организаций в качестве объектов основных средств железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с 1 января 2013 года подлежат налогообложению по ставкам, устанавливаемым законами субъектов.

С 1 января 2013 года включены в состав объектов налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Совет по стандартам учета

Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета с 1 января 2013 года при Минфине России действует Совет по стандартам бухгалтерского учета, который в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта, будет производить экспертизу.

В функции совета входят также:

  • проведение экспертизы отраслевых стандартов бухгалтерского учета в случае направления соответствующими регулирующими органами в совет их проектов;
  • проведение, по поручению Минфина России, экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета.

В состав совета входят 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности (из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года), а также два представителя от Банка России и три представителя от Минфина России.

Заседания совета созываются по необходимости, но не реже одного раза в три месяца, и считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей его членов. Решения принимаются простым большинством голосов.

Информация о деятельности совета размещается на официальном интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru.

Схемы согласованы

Письмом Минэкономразвития России от 12 декабря 2012 г. № 27474-ВС/Д28и согласованы следующие схемы работы заказчиков при размещении на сайте zakupki.gov.ru информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг сведений о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с требованиями Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При принятии решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения заказчик должен разместить эти сведения в Реестре государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (путем публикации сведений об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений»). При этом в размещаемых сведениях об изменении контракта необходимо указать причину внесения изменений в виде текста, а также прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования. В качестве описания для прикрепляемого документа необходимо указать тип документа и дату его подписания. Например: «Решение о взыскании неустойки от 12.08.2012».

В случае отмены принятого решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) после того, как было выполнено размещение сведений об изменении контракта, заказчику необходимо разместить в Реестре контрактов сведения об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». В размещаемых сведениях об изменении контракта указать причину внесения изменений в виде текста и прикрепить документ, подтверждающий отмену принятого решения, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования. В качестве описания для прикрепляемого документа необходимо указать тип документа и дату его подписания. Например: «Решение об отмене взыскания неустойки от 12.08.2012» (письмо Федерального казначейства от 14 января 2013 г. № 42-7.4-05/12.5-19).

Минтруд утвердил нормативы

Приказом Минтруда России от 13 декабря 2012 г. № 593н утверждены нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, а также по предоставлению проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В 2013 году нормативы финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги, определен в размере 99,25 руб. (в 2012 году — 94 руб.); по предоставлению проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно — 13,75 руб. (в 2012 году — 12,75 руб.). Норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, утвержден приказом Минтруда от 13 декабря 2012 г. № 595н. Согласно ему в 2013 году норматив финансовых затрат, исходя из которого компенсируются расходы перевозчиков по предоставлению льготным категориям граждан бесплатного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, определен в размере 78 руб. (в 2012 году — 74 руб.).

Норматив финансовых затрат утверждается ежегодно. В прошлом году данный показатель был определен в размере 74 руб., что на 4 руб. меньше, чем в 2013 году. Оплата услуг перевозчиков осуществляется ежемесячно в размере, равном одной двенадцатой цены государственного контракта.

Контракты и договоры бюджетных учреждений

В целях реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и актуализации данных Реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, учитываемых при расчете процента контрактации лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, в совместном письме Минфина России от 21 января 2013 г. № 02-13-10/141 и Федерального казначейства от 21 января 2013 г. 42-7.4-05/2.3-41 дан ряд разъяснений.

Все права и обязанности, вытекающие из гражданско-правовых договоров (включая государственные (муниципальные) контракты), обязательства по которым не исполнены по состоянию на 1 января 2011 года, заключенных бюджетными учреждениями, тип которых не изменяется, перешли с 1 января 2011 года к соответствующим бюджетным учреждениям.

С 1 января 2011 года бюджетные учреждения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг должны заключать гражданско-правовые договоры от имени учреждения, а не государственные или муниципальные контракты от имени соответствующего публичного правового образования. При этом при заполнении формы документа «Сведения о государственном или муниципальном контракте либо гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (его изменении), заключенном по итогам размещения заказа» в части сведений о гражданско-правовом договоре бюджетного учреждения в первой строке реквизита сведений «Источник финансирования контракта» указывается наименование публично-правового образования, являющегося учредителем бюджетного учреждения; вторая строка реквизита сведений «Источник финансирования контракта» бюджетными учреждениями не заполняется. В строке реквизита сведений «Вид внебюджетных средств» реквизита «Источник финансирования контракта» указываются «Средства бюджетных учреждений» с указанием кода «18» в кодовой зоне. По указанным гражданско-правовым договорам коды КОСГУ и суммы планируемых платежей по годам указываются бюджетным учреждением в разделе II «За счет внебюджетных средств» сведений. При этом раздел I «За счет бюджетных средств» в сведениях не заполняется.

Также в письме указано, что в целях расчета процента контрактации лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год по главным распорядителям средств федерального бюджета Минфин России и Федеральное казначейство просят главных распорядителей средств федерального бюджета обеспечить актуализацию подведомственными им бюджетными учреждениями данных реестра контрактов, в том числе касающихся размещения заказов и составляющих государственную тайну, и в возможно короткие сроки:

привести в соответствие требованиям настоящего письма сведения, включенные в реестр контрактов после 1 января 2011 года, а также оформление сведений, подлежащих последующему включению в реестр контрактов бюджетными учреждениями, с учетом требований, установленных абзацами пятым и шестым настоящего письма;

внести изменения в сведения о заключенных бюджетными учреждениями до 1 января 2011 года государственных контрактах, которые действуют до настоящего времени или которые исполнены в 2012 году, в части их оформления с учетом требований, установленных абзацами пятым и шестым настоящего письма.

Одна декларация

Приказом ФНС России от 26 октября 2012 г. № ММВ-7-11/808@ утверждены изменения в приказ ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по транспортному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения». Теперь в случае регистрации транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований у организаций появится возможность сдавать одну налоговую декларацию в отношении общей суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации. В этом случае в декларации необходимо указать код ОКАТО соответствующей территории муниципального образования по месту представления отчетности.

Кроме того, изменения касаются исчисления суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, в случае возникновения в середине отчетного периода оснований для применения налоговой льготы.

Также исключены коды видов транспортных средств, которые в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса не являются объектом налогообложения и в отношении которых у организаций отсутствует обязанность по представлению налоговой декларации.

Указанные изменения будут применяться начиная с представления налоговой декларации по транспортному налогу за налоговый период 2013 года.

На сайте ФНС

В помощь налогоплательщику

На официальном сайте ФНС России опубликованы «контрольные соотношения показателей» налоговой отчетности. С их помощью налоговые органы проводят проверку, насколько правильно и достоверно налогоплательщиками и налоговыми агентами заполнены налоговые декларации.

Соответствующие математические и логические формулы по 12 основным налоговым декларациям доступны для налогоплательщиков в разделе «Налоговая отчетность» в рубрике «Контрольные соотношения по налоговым декларациям».

Публикация методик и формул контроля показателей отчетности стала очередным шагом службы в рамках реализации клиентоориентированного подхода при взаимодействии с налогоплательщиками и повышения налоговой грамотности.

ФНС России рассчитывает, что указанные формулы и расчеты будут внедрены в существующие бухгалтерские программы — как разрабатываемые налогоплательщиками самостоятельно, так и создаваемые для них специализированными IT-компаниями. Налогоплательщики, заполняя налоговые декларации в применяемых ими программах, смогут увидеть ошибки и исправить их до представления отчетности в налоговые органы.

Это позволит налогоплательщикам избежать излишней переписки с налоговым органом и необходимости представлять уточненные декларации для исправления ошибок, а налоговым органам — сократить издержки налогового контроля и оптимизировать работу по другим направлениям деятельности ФНС России.

Узнать о жалобе

В 2013 году в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков на сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ запущен интернет-сервис «Узнать о жалобе».

Сервис позволит организациям и физическим лицам оперативно в режиме онлайн получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалоб, заявлений, предложений, поступивших не только в центральный аппарат Федеральной налоговой службы, но и в управления ФНС России по субъектам РФ.

Для работы интернет-сервиса на базе Межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных был создан информационный ресурс для обработки обращений граждан и организаций, поступивших в ФНС России и управления ФНС России по субъектам РФ. Информация по каждому обращению в нем будет обновляться ежедневно и храниться в течение года.

Сервис будет содержать информацию, поступающую в ФНС России и управления ФНС России по субъектам РФ как в письменном, так и в электронном виде. С помощью новой услуги любой желающий сможет получить информацию о дате поступления своего обращения в Федеральную налоговую службу или управление ФНС России по субъекту РФ, его входящем номере, а также о результатах рассмотрения обращения.

Если же обращение налогоплательщика будет содержать вопрос, находящийся вне компетенции налоговой службы, с помощью сервиса можно будет получить информацию о том, в какой государственный орган направлено обращение и реквизиты письма.

Чтобы найти необходимую информацию в базе интернет-сервиса «Узнать о жалобе», пользователю достаточно указать свой статус (физическое или юридическое лицо) и заполнить одно из полей: «Наименование организации» («Фамилия», «Имя» для физического лица), «ИНН» или «Входящий номер жалобы».

Интернет-сервис «Узнать о жалобе» избавит налогоплательщиков от необходимости звонить в Федеральную налоговую службу и управления ФНС России по субъектам РФ, чтобы узнать о результатах рассмотрения обращения, и позволит сделать процесс рассмотрения жалоб и обращений граждан более прозрачным.


Реклама