Вопросы по бухгалтерскому учету
Какими бухгалтерскими записями отразить взыскание недостачи денежных средств, возникшей в 2011 году в бюджетном учреждении, и ее погашение в 2012 году (принятие денежных средств от установленного виновного лица, сдача их на лицевой счет и зачисление в доход бюджета)?
При условии, что в 2011 году учреждение являлось участником бюджетного процесса, изменение статуса учреждения произошло с 1 января 2012 года.
Ответ:
Возмещение недостачи денежных средств за 2011 год в 2012 году отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 209 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств»
Кредит 0 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— начисление недостачи виновного лица перед учреждением;
Дебет 0 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 0 209 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам денежных средств»
— поступление средств в счет погашения недостачи в кассу учреждения;
Дебет 0 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 0 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— средства из кассы сданы на лицевой счет;
Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— сданные средства поступили на лицевой счет;
Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены средства в доход бюджета;
Дебет 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— зачислены в доход бюджета перечисленные суммы.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
В казенном учреждении сложилась такая ситуация: пять лет назад собирались строить объект, оплатили проектно-сметную документацию (ПСД). Оплату ПСД отразили на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». По настоящее время никаких работ по строительству не производится и в дальнейшем, скорее всего, производиться не будет. Можно ли перевести средства, отраженные на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» за оплату ПСД, на забалансовый счет или списать? Какой забалансовый счет можно использовать? Какие будут бухгалтерские записи?
Ответ:
Согласно статье 1259 Гражданского кодекса результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий являются произведения науки, к которым независимо от их достоинств и назначения относятся произведения градостроительства.
В соответствии с Инструкцией № 157н операции по вложениям в объекты основных средств осуществляются с использованием счета 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Согласно статье 179 Бюджетного кодекса долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В силу норм указанной статьи по каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведения и критерии указанной оценки устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
По результатам указанной оценки Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации.
Таким образом, решение по отнесению на финансовый результат текущего года произведенных вложений в объекты инвестиций, в отношении которых актом Правительства субъекта Российской Федерации принято решение о досрочном прекращении реализации программы, должно быть отражено в указанном акте.
В соответствии с пунктом 32 Инструкции № 157н учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. Для учета расходов по списанию ПСД можно ввести отдельный забалансовый счет. Операция по списанию (при принятии решения) будет следующей:
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 106 00 000
«Вложения в нефинансовые активы».
А если работы по строительству все же будут производиться, то расходы по ПСД следует продолжать учитывать на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Какими бухгалтерскими записями отражается получение основных средств от КУМИ в автономном учреждении?
Ответ:
Руководствуясь положениями Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 23 декабря 2010 г. № 183н, операции по получению основных средств от комитета по управлению муниципальным имуществом будут следующими:
Дебет 4 101 00 000 (4 101 11 000 — 4 101 13 000, 4 101 15 000, 4 101 21 000 — 4 101 28 000, 4 101 31 000 — 4 101 38 000)
«Основные средства»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы».
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Имеет ли право бюджетное учреждение оказывать благотворительную помощь Красному Кресту? Если да, то по какой статье КОСГУ?
Ответ:
В соответствии со статьей 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В соответствии со статьей 4 Закона № 135-ФЗ право на осуществление благотворительной деятельности имеют:
- граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей;
- граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
Никто не вправе ограничивать свободу выбора целей благотворительной деятельности и форм ее осуществления, установленных Законом № 135-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 135-ФЗ определен исчерпывающий перечень видов благотворительной деятельности. Это:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- содействие добровольческой деятельности;
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Если виды деятельности Красного Креста соответствуют перечисленным выше видам деятельности, то передача денежных средств будет являться благотворительной деятельностью, и перечисление благотворительных средств должно производиться по подстатье 242 «Безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Какими бухгалтерскими записями отразить в казенном учреждении поступление основных средств стоимостью свыше 3000 рублей от благотворителей?
Ответ:
Согласно Закону № 135-ФЗ благотворительные пожертвования в форме бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств, на цели, предусмотренные статьей 2 Закона № 135-ФЗ, признаются благотворительной деятельностью.
Статья 582 Гражданского кодекса содержит перечень субъектов гражданских прав, в отношении которых осуществляются пожертвования имущества: лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского кодекса.
При этом согласно пункту 3 статьи 582 Гражданского кодекса предусматривается обязанность юридических лиц, принимающих пожертвование (в том числе государственных (муниципальных) учреждений), использовать переданное имущество по определенному назначению с одновременным ведением обособленного учета всех операций по использованию пожертвованного имущества.
В соответствии с пунктом 25 Инструкции № 157н основные средства, полученные по договору дарения, принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой и приведением их в состояние, пригодное для использования. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету.
Безвозмездное получение от благотворителей основных средств отражается записями:
Дебет 2 106 00 000
«Вложения в основные средства»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— формирование первоначальной стоимости полученного основного средства;
Дебет 2 101 00 000
«Основные средства»
Кредит 2 106 00 000
— принятие к учету полученных основных средств;
Дебет 2 401 20 271
«Расходы на амортизацию»
Кредит 2 104 00 000
«Амортизация основных средств»
— начисление амортизации основных средств, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Просим пояснить, какими бухгалтерскими записями отразить перевод средств реабилитации, купленных по виду деятельности 5 (иные цели) на основной вид деятельности 4?
Ответ:
В соответствии с пунктом 99 Инструкции № 157н средства реабилитации инвалидов относятся к материальным запасам.
Принятие учреждением к учету по виду деятельности «4» вложений в материальные запасы, произведенных за счет субсидий на иные цели, осуществляется на основании Справки (ф. 0504833).
Перевод материальных запасов учреждения с вида финансового обеспечения (деятельности) 5 «Субсидии на иные цели» на 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» отражается записями:
Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 4 106 00 300
«Вложения в нефинансовые активы»
Дебет 5 106 00 400
«Вложения в нефинансовые активы»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
На какой счет нужно отнести акрил и пену монтажную: на 105 34 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения» или 105 36 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»?
Ответ:
Руководствуясь пунктом 118 Инструкции № 157н, акрил и пену монтажную возможно отнести к химико-москательным материалам, и таким образом указанные материалы следует учитывать на счете 105 34 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения».
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Бюджетному учреждению из бюджета выделили средства на транспортные услуги по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ. Как нам принять на работу водителя, чтобы при проверке нам не поставили эти деньги как нецелевое использование?
Ответ:
В соответствии с Указаниями № 180н на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ относятся расходы на выплату вознаграждения по договору гражданско-правового характера, заключенному с физическим лицом на оказание услуг по управлению автомобилем. При этом расходы по уплате страховых взносов, начисленных на выплату, производимую по указанному договору, отражаются также по подстатье 222 «Транспортные услуги». Отношения между учреждением и физическим лицом по договору гражданско-правового характера регулируются Гражданским кодексом. Между сторонами в данном случае заключается договор возмездного оказания услуг. По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить действия или осуществить деятельность), а заказчик — их оплатить (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Сроки и порядок оплаты указываются в договоре (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Если выполнялись работы определенного рода, носящие системный характер, а не разовые задания, договор заключался регулярно, с одним и тем же лицом, а оплата труда производилась ежемесячно после подписания акта приема-передачи оказанной услуги, то фактически такой договор может иметь признаки срочного трудового договора, предусмотренные статьей 59 Трудового кодекса.
Суды указывают признаки, которые позволяют отличить трудовой договор от гражданско-правового. Выполнение работы по трудовому договору предполагает, что работник включен в производственную деятельность организации, выполняет обязанности в соответствии со штатным расписанием либо по определенной профессии или специальности. Кроме того, трудовой договор предусматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку. Работник выполняет в процессе труда распоряжения работодателя. За их ненадлежащее выполнение работник может нести дисциплинарную ответственность. Согласно трудовому договору работник выполняет работы определенного рода, а не разовые задания. При исполнении трудовой функции по трудовому договору работнику предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
По ряду признаков МФУ (многофункциональное устройство) можно отнести и к оргтехнике (код по ОКДП — 3010030) как множительную технику, и к вычислительной технике (код по ОКДП — 3020363) как устройство ввода-вывода информации, то есть к разным группам номенклатуры, утвержденной приказом Минэкономразвития от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» (далее — Приказ № 273). К устройствам ввода-вывода информации оно будет относиться в том случае, если будет непосредственно подключено к компьютеру, а к оргтехнике — если будет работать автономно. То же самое можно сказать про принтеры, сканеры (устройства вывода, устройства ввода соответственно) и факсы. Если следовать этому, то в квартал можно закупить МФУ с функцией печати и копирования без подключения к компьютеру (т. е. с функцией автономной печати) на 100 тыс. рублей, и МФУ (без такой функции) на 100 тыс. руб. Так ли это?
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, правила их разработки и применения, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, своды правил образуют национальную систему стандартизации. То есть положения какого-либо из Общероссийских классификаторов применяются в любой области деятельности.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), введенным в действие приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст (далее — ОК 034-2007), устройства периферийные многофункциональные (объединенные принтер, фотокопир, сканер, факс и прочие устройства) относятся к группе устройств ввода/вывода данных ЭВМ (код 30.02.16 ОК 034-2007).
Устройства ввода/вывода данных ЭВМ в номенклатуре, утвержденной приказом № 273, относятся к группе 127 «Вычислительная техника», и наличие в МФУ функции автономной печати не позволяет отнести его к другой группе. Следовательно, закупать эту технику можно без проведения торгов на сумму до 100 тыс. руб. в квартал независимо от функциональности.
Внимание! Приказом Росстандарта от 24 декабря 2012 г. № 1961-ст «О принятии и введении в действие Изменения 5/2012 ОКПД к Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002) и Изменения 4/2012 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1)» срок действия ОК 034-2007 продлен до 1 января 2015 года.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
В отношении организации проведена выездная налоговая проверка, по итогам которой вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности. Указанное решение было поддержано вышестоящим налоговым органом. Для обжалования решения организация планирует обратиться в арбитражный суд. Может ли организация для отстаивания своей позиции представлять доказательства, которые не были представлены ею вышестоящему налоговому органу, но имелись на момент рассмотрения решения в вышестоящем налоговом органе?
Ответ:
Как установлено нормами пункта 5 статьи 101.2 Налогового кодекса, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Таким образом, законодательством установлен обязательный досудебный порядок разрешения спора.
Абзацем 1 пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса установлено, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Следовательно, суд и стороны процесса должны руководствоваться нормами арбитражного процессуального законодательства.
Пунктом 1 статьи 197 Арбитражно-процессуального кодекса установлено, что дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Таким образом, оспаривание решения налогового органа происходит в обычном порядке в рамках АПК РФ.
В силу норм части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
По смыслу приведенной нормы в корреспонденции с нормой пункта 1 статьи 197 АПК РФ следует, что стороны доказывают свою позицию путем представления доказательств именно в судебном заседании.
Пунктом 5 статьи 71 установлено, что никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В пункте 3.3. определения Конституционного суда России от 12 июля 2006 г. № 267-О «По жалобе открытого акционерного общества „Востоксибэлектросетьстрой“ на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей и четвертой статьи 88, пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса и части 4 статьи 200 АПК РФ» указано, что часть 4 статьи 200 АПК РФ — в силу приведенных правовых позиций Конституционного суда, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, — предполагает, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде во всяком случае не может быть лишен права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета, а суд обязан исследовать соответствующие документы.
Таким образом, организация может представить в судебное заседание доказательства, которые не были представлены вышестоящему налоговому органу при обжаловании решения.
Отвечали специалисты Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Просим разъяснить порядок ведения бухгалтерского учета нефинансовых активов, приобретенных государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями (далее — учреждения) в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования по группе аналитического учета 20 «Особо ценное движимое имущество», а также о формировании показателей по счету 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем».
Ответ:
В соответствии с Инструкцией № 157н нефинансовые активы учреждения, приобретаемые в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, подлежат отражению в бухгалтерском учете на соответствующих счетах Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, Инструкции № 183н, по виду деятельности «7» — «Средства по обязательному медицинскому страхованию» по соответствующей аналитической группе: «20» «Особо ценное движимое имущество учреждения», 30 «Иное движимое имущество учреждения».
Согласно пункту 11 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статье 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности (основных видов деятельности) будет существенно затруднено. При этом порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538).
Постановлением № 538 определены критерии отнесения движимого имущества к особо ценному движимому имуществу, в том числе критерий, исходящий из балансовой стоимости имущества. Объекты основных средств, соответствующие критериям отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества, приобретенные в рамках деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, подлежат учету на соответствующих счетах аналитического учета счета 7 101 20 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения».
Согласно положениям статьи 120 Гражданского кодекса к недвижимому и особо ценному движимому имуществу, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения (далее — ОЦИ), относится:
- особо ценное движимое имущество, закрепленное за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенное бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимое имущество бюджетного учреждения;
- недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
По виду деятельности «7» показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем», предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 00 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат.
В отношении особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением при изменении его типа (в том числе имущества, приобретенного за счет средств обязательного медицинского страхования, учтенных по виду деятельности «7»), показатель счета 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем», сформированный на дату изменения типа учреждения, учитывается в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ, с отражением в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) в графе «На начало года», аналогично положениям, применяемым в отношении ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения и закрепленного за учреждениями.
Обратите внимание, что операции по корректировке показателей счета 7 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в 2012 году осуществляются только в части выбывшего из распоряжения учреждения ОЦИ, закрепленного при изменении типа учреждения.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
В соответствии с приказом МЧС России от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников Федеральной противопожарной службы» (далее — Приказ № 168) сотрудникам ФПС в исключительных случаях решением начальника учреждения на основании его мотивированного рапорта может быть оказана дополнительная материальная помощь, связанная с трудным финансовым положением (рождение ребенка, смерть родственника и т. п.). Просим дать разъяснение, нужно ли начислять районный коэффициент на данную материальную помощь. При выплате материальной помощи при уходе в отпуск в размере двух окладов денежного содержания районный коэффициент нами начисляется.
Ответ:
Согласно пункту 1 Закона от 30 июня 2002 г. № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», пункту 2 приказа МЧС России от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников Федеральной противопожарной службы» (далее — Приказ № 168) денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности (далее — должностной оклад), оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания (далее — оклад денежного содержания), из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Положениями пункта 61 Приказа № 168 установлено, что к денежному довольствию сотрудников, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями выплачиваются процентные надбавки в размере и порядке, установленных законами и иными нормативными правовыми актами для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
Установленная пунктом 47 Приказа № 168 материальная помощь, оказываемая сотрудникам в размере двух окладов денежного содержания в год при их уходе в очередной ежегодный отпуск, относится к дополнительным выплатам, соразмерна окладу и соответственно к ней правомерно применяется районный коэффициент.
Дополнительная материальная помощь, оказанная решением начальника учреждения сотруднику на основании его мотивированного рапорта, в исключительных случаях выплачивается в пределах средств, выделенных на дополнительные выплаты (п. 48 Приказа № 168), то есть не за счет средств на оплату труда.
В пункте 19 приказа Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» указано, что в состав заработка, на который начисляются надбавки, не включаются выплаты по коэффициентам к заработной плате, единовременному вознаграждению за выслугу лет, вознаграждение по итогам работы за год, выплаты по среднему заработку, материальная помощь, а также выплаты, носящие разовый поощрительный характер и не обусловленные системой оплаты труда.
Таким образом, к размеру материальной помощи, выплачиваемой сотруднику в исключительных случаях, районный коэффициент не применяется.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
С 1 июля изменилось название учреждения с СДУ на Муниципальное бюджетное учреждение СДУ. В конце июня была произведена оплата контрагенту, но она не прошла, казначейство вернуло деньги на счет учредителя. Учредитель деньги не возвращает. Как отразить данную ситуацию в бухучете?
Ответ:
Руководствуясь положениями Инструкции № 174н, необходимо оформить следующую бухгалтерскую запись:
Дебет 0 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 0 206 00 000
«Расчеты по выданным авансам».
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Занимая должность начальника УУЦ, я должна была провести инвентаризацию на 1 ноября 2012 года. Была создана инвентаризационная комиссия, председателем которой был назначен начальник коммерческого отдела. В связи с отчетным периодом, длившимся до 13 ноября 2012 года, инвентаризация проводилась с 13 ноября по 22 ноября. В связи с большой занятостью (проведение до 1 декабря 2012 года ревизий в отделениях) результаты инвентаризации мной сводились в черновике. С 5 декабря 2012 года я перешла в другой отдел на должность оператора и не успела оформить результаты инвентаризации. Кто должен довести процедуру инвентаризации до конца: я или новый начальник, и кто должен оформить ее результаты?
Ответ:
Согласно пункту 5.5 Порядка проведения инвентаризации, установленного Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее — Методические указания), результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
По результатам инвентаризации председатель инвентаризационной комиссии подготавливает руководителю учреждения предложения:
- по отнесению недостач имущества, а также имущества, пришедшего в негодность, за счет виновных лиц либо их списанию за счет бюджета;
- оприходованию излишков;
- урегулированию расхождений фактического наличия материальных ценностей с данными бюджетного учета при пересортице путем проведения взаимного зачета излишков и недостач, возникших в ее результате;
- списанию просроченной (нереальной к взысканию) дебиторской и кредиторской задолженностей.
На основании ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) комиссия составляет акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Этот акт представляется на рассмотрение и утверждение руководителю (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации) с приложением ведомости расхождений по результатам инвентаризации.
По результатам инвентаризации руководитель учреждения издает приказ.
Согласно пункту 2.15 Методических указаний по окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация.
Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются актом и регистрируются в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.
Определенные процедуры, связанные с увольнением работника (в том числе руководителя), могут быть зафиксированы в локальных нормативных актах, например, в правилах внутреннего трудового распорядка. Среди таких процедур могут быть указания на необходимость передачи дел (документации). При отсутствии таких актов должностным лицом, принявшим решение об увольнении работника (в том числе руководителя), должен быть учтен уровень завершенности дел. В случае если на момент увольнения осталась не выполненная сотрудником работа, может быть принято решение, обязывающее ее завершить.
В противном случае следует учесть, что законодательство не обязывает увольняющегося сотрудника (в том числе руководителя) передавать дела вновь избранному лицу. Если передача дел новому руководителю необходима, то об этом следует позаботиться заблаговременно.
То есть, если руководитель не довел какое-либо мероприятие до конца и был уволен без указаний его завершить, то его отказ доделать работу будет правомерным.
Внимание! Инвентаризация должна проводиться не только по нефинансовым активам, а по всем активам и обязательствам учреждения.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор