Вопросы по закупкам

На вопросы по закупкам отвечают специалисты Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Подлежит ли согласованию с Минэкономразвития России положение автономного учреждения о закупке товаров для него в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

Ответ:

В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ целями регулирования данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ (далее — заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также — закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частями 1–3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией России, Гражданским кодексом, Законом № 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке утверждается высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания.

Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, регламентированы полномочия Министерства экономического развития Российской Федерации.

Согласование положений о закупках товаров, работ, услуг для нужд организаций, подпадающих под Закон № 223-ФЗ, не отнесено к полномочиям Минэкономразвития России вышеназванным положением.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, положение о закупке не подлежит согласованию с Минэкономразвития России или иным федеральным органом исполнительной власти.

Данную точку зрения разделяет и Минэкономразвития России в своем письме от 21 декабря 2011 г. № 28718-АС/Д28.

Следовательно, законодателем не установлена необходимость согласования положения о закупке с Минэкономразвития России.

Вправе ли заказчик — автономное учреждение осуществлять закупку товаров в виде конкурса в электронной форме?

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ законодателем установлены следующие принципы осуществления закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ законодатель регламентировал два способа размещения заказа: аукцион и конкурс, в отношении которых установил следующие основные принципы:

  • извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе;
  • выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации на основании положения о закупке;
  • выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Однако частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ законодатель расширяет выбор заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг: положением о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Необходимо отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Исходя из вышеизложенного заказчики вправе осуществлять закупку товаров в виде конкурса в электронной форме, в случае если они входят в перечень Правительства Российской Федерации товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (на данный момент такой перечень не утвержден, но, очевидно, будет утвержден в ближайшее время), а также если данный способ осуществления закупочной деятельности будет закреплен в положении о закупке.

Вправе ли заказчик — автономное учреждение не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых составляет 300 000 руб.?

Ответ:

В соответствии с частями 15, 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчик — автономное учреждение может не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, если их стоимость не превышает 100 000 руб. В случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб., заказчик также вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 000 руб.

Также не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что они содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства РФ об их неразмещении.

Таким образом, в случае если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб., автономное учреждение вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых составляет 300 000 руб., если меньше — обязано разместить.


Реклама