Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету

Наше учреждение является бюджетным учреждением — получателем субсидий из областного бюджета. При оплате расходов по государственному заданию казначейство требует представления договоров и счетов-фактур, актов выполненных работ. Правомерны ли его действия по санкционированию расходов?

Ответ:

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса санкционирование оплаты денежных обязательств является этапом исполнения бюджета и применяется исключительно к расходам, осуществляемым получателями бюджетных средств в соответствии с порядком, установленным финансовым органом согласно положениям Бюджетного кодекса.

Приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н утвержден Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, положения которого распространяются только на казенные учреждения и на бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти не принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса.

В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные учреждения не являются получателями бюджетных средств.

Согласно положениям пункта 15 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) (далее — субсидия на выполнение государственного задания), осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Объемы и направления расходов для выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которых является субсидия на выполнение государственного задания, бюджетным учреждениям устанавливаются планом финансово-хозяйственной деятельности, который не подлежит представлению в орган, ведущий лицевые счета бюджетных учреждений.

Оплата расходов бюджетных учреждений осуществляется после проверки соответствия операций, указанных в платежном документе, кодам классификации операций сектора государственного управления в пределах общего остатка средств, учтенных на лицевом счете бюджетного учреждения.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Администратор доходов по межбюджетным трансфертам, являясь учредителем бюджетного учреждения, финансировал его за счет трансфертов по иным субсидиям, отражая данную операцию записью по дебету счета 1 206 41 000 и кредиту счета 1 304 05 000 — 100 руб. По отчету о произведенных расходах отражены расходы по дебету счета 1 401 20 141 и кредиту счета 1 206 41 000 — на 80 руб. Получение трансферта у администратора доходов отражается записью по дебету счета 1 210 02 510 и кредиту счета 1 205 51 660 — 100 руб. На какую сумму нужно произвести запись: Дебет 1 205 51 560 — Кредит 1 401 10 151?

Ответ:

Поступление суммы межбюджетных трансфертов отражается в учете администратора доходов бюджета на основании Выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761) (п. 90 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н)) бухгалтерской записью (п. 78, 91 Инструкции № 162н) в сумме 100 руб.:

Дебет 1 210 02 151
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 205 51 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

На сумму произведенных расходов за счет межбюджетных трансфертов представляется отчет. После получения отчета формируется Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) в двух экземплярах на сумму произведенных расходов.

На основании полученного Уведомления (ф. 0504817) производится запись по начислению дохода в сумме использованной суммы межбюджетных трансфертов по дебету счета 1 205 51 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» и кредиту счета 1 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 78 Инструкции № 162н). Данная операция по описанной ситуации должна быть отражена в сумме 80 руб.

Отвечала А. А. Кучеренко, Консультант

Возникла необходимость оборудовать помещение под кассу. Железная дверь, решетки на окнах, сейф прикрепили к стене и полу. Зарплата и командировочные перечисляются на пластиковые карточки работников, в кассе деньги бывают редко (возврат остатков подотчетных сумм). Возник вопрос: во второй, внутренней, двери обязательно нужно прорезать окошко (или нет)?

Ответ:

Положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее — Порядок № 373-П) не содержит требований по обеспечению условий хранения наличных денежных средств в кассе и возлагает обязанность по определению мероприятий, направленных на обеспечение сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, определению порядка и сроков проведения проверок фактического наличия наличных денег, на юридическое лицо.

Несмотря на то, что Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Банком России в письме от 4 октября 1993 г. № 18, утратил силу, использовать отдельные его положения в работе возможно, определив указанную норму во внутреннем локальном акте учреждения (Положении о внутреннем финансовом контроле, Учетной политике), что и сделано вашим учреждением.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

В бюджетном учреждении после осуществления корректировки счета 210 06 «Расчеты с учредителем» на момент составления отчетности проводками:

Дебет 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— сумма поступившего недвижимого и особо ценного движимого имущества 300 000 руб.;

Дебет 210 06 560
«Увеличение расчетов с учредителем»
Кредит 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— сумма амортизации поступившего недвижимого и особо ценного движимого имущества 100 000 руб.

В результате не сходится баланс на 200 000 руб., так как счет 210 06 «Расчеты с учредителем» не входит в валюту баланса, а счет 401 10 172 «Доходы от операций с активами» отражается в пассиве. Подскажите, пожалуйста, как правильно и что я делаю не так?

Ответ: 

Действительно, в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798 указано, что в случае отражения в годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности учредителя (учреждения) за 2011 год показателей на 1 января 2012 года по счетам 1 204 33 000 (2 210 06 000, 4 210 06 000) в размере стоимости особо ценного имущества с учетом начисленной амортизации необходимо осуществить в межотчетный период корректировку входящих остатков на 2012 год в части показателей по счетам 1 204 33 000 (2 210 06 000, 4 210 06 000) путем формирования бухгалтерских записей на суммы амортизационных отчислений ОЦИ, отраженных на 1 января 2012 года.

Проводки сделаны в соответствии с указаниями, приведенными в письме.

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 210 06 660
«Уменьшение расчетов с учредителем»
— сумма поступившего недвижимого и особо ценного движимого имущества 300 000 руб.;

Дебет 0 210 06 560
«Увеличение расчетов с учредителем»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— сумма амортизации поступившего недвижимого и особо ценного движимого имущества 100 000 руб.

В результате этих операций на счете 210 06 000 «Расчеты с учредителем» сформировался кредитовый остаток в размере 200 000 руб. В пункте 18 действующей редакции приказа Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Приказ № 33н) указано, что в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)) кредитовый остаток по счету 210 06 000 «Расчеты с учредителем» будет отражаться по строке 336 со знаком «минус». Действительно, данные строк 336 «Расчеты с учредителем (0 210 06 000), 337 «Показатель уменьшения балансовой стоимости ОЦИ» не входят в валюту баланса. Но в то же время сумма показателей этих строк формирует строку 338 «Чистая стоимость ОЦИ», которая учитывается в балансе. Поэтому расхождений быть не должно.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

В 2012 году в здании бюджетного учреждения был установлен пассажирский подъемник. По указанию учредителя расходы на оплату были отражены по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Надо ли увеличивать балансовую стоимость здания на сумму подъемника?

Ответ:

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — ОКОФ) подъемники и лифты входят в состав зданий наряду с коммуникациями, необходимыми для их эксплуатации (система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения). Однако на практике подъемники (лифты) могут учитываться как в составе зданий, так и в качестве самостоятельных объектов основных средств.

В случае если подъемник (лифт), подлежащий замене, является в бухгалтерском учете объектом основных средств, он подлежит списанию в установленном порядке. Вновь установленное оборудование принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств.

По поводу увеличения балансовой стоимости здания обратимся к действующему законодательству. Так, в пункте 27 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), указано, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений. Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса, утвержденного Законом от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) — изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. При разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств (письмо Минфина России от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/289).

Работы по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации должны быть оформлены соответствующими документами.

Исходя из вышеуказанных положений установка пассажирского подъемника не влияет на балансовую стоимость здания.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Почему в графу 9 формы 0503738 заносятся только данные по счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», а если денежные обязательства исполнены наличными денежными средствами из кассы учреждения, то они там не учитываются?

Ответ:

Обратимся к положениям приказа Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (далее — Приказ № 33н). Так, в пункте 47 указано, что Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738) (далее — Отчет ф. 0503738), составляется и представляется по итогам полугодия, года, а также на иную отчетную дату, установленную учредителем (соответствующим финансовым органом). Показатели по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, отражаются в Отчете (ф. 0503738) до заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года, и до переноса показателей по санкционированию расходов, сформированных в отчетном финансовом году, на соответствующие счета аналитического учета счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов».

В Отчете (ф. 0503738) в графе 9 в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности) учреждения отражаются показатели, сформированные на основании аналитических данных по исполнению принятых денежных обязательств, отраженных по забалансовым счетам 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», открытым к счетам 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», по данным оборотов по соответствующим счетам за отчетный период в разрезе видов расходов (выплат) (п. 48 Приказа № 33н).

Чтобы определиться с функциями забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения», обратимся к Инструкции № 157н, где в пункте 367 указано, что этот счет предназначен для учета выплат денежных средств (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, с лицевого счета учреждения, получателя бюджетных средств, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом) по учету средств от приносящей доход деятельности, а также с лицевых счетов автономного учреждения или бюджетного учреждения, получателя государственных (муниципальных) субсидий, открытых ему органом казначейства (финансовым органом). Как видно, денежные средства, выплаченные из кассы учреждения, в этом перечне не поименованы.

Итак, на забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» учитываются денежные средства учреждения:

  • выбывшие с банковских счетов учреждения в оплату принятых обязательств (в разрезе КРБ и КИФ);
  • выбывшие с лицевого счета учреждения по приносящей доход деятельности, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом) в оплату принятых обязательств (в разрезе КРБ и КИФ);
  • восстановление указанных выплат.

Исходя из изложенного забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» отражает выбытия именно со счетов учреждения, а не из кассы.

Отвечала Ю. Л. Анохина, Консультант

В связи с проводимой проверкой и возникающими вопросами ревизоров прошу ответить на такой вопрос.
Нужно ли (и можно ли) заключать договор о материальной ответственности с работниками, получающими деньги под отчет на командировки и на хозяйственные расходы (единовременно, например, на приобретение открыток к празднику — специалист по связям с общественностью, на покупку батареек к часам — специалист хозяйственного отдела)? В обязанности этих работников не входит получение, хранение и выдача материальных ценностей. По нашему мнению, материальную ответственность данные сотрудники несут в рамках Трудового кодекса и заключение договора о полной индивидуальной ответственности с ними незаконно.
Однако проверяющие ссылаются на многочисленные разъяснения экспертов в справочной системе, которые трактуют, что с любым сотрудником, получившим деньги под отчет, необходимо заключить договор о материальной ответственности.

Ответ:

Пределы материальной ответственности работника установлены статьей 241 Трудового кодекса размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Трудовым кодексом или иными федеральными законами.

В статье 243 Трудового кодекса перечислены случаи, когда на работника может быть возложена полная материальная ответственность, в частности, в соответствии с пунктом 2 части первой данной статьи таким случаем является недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу.

Согласно статье Трудового кодекса письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности (п. 2 ст. 243 ТК РФ), то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, трудовое законодательство предусматривает конкретные требования, при выполнении которых работодатель может заключить с отдельным работником письменный договор о полной материальной ответственности, перечень должностей и работ, при выполнении которых могут заключаться такие договоры, взаимные права и обязанности работника и работодателя по обеспечению сохранности материальных ценностей, переданных ему под отчет.

Перечисленные в вопросе должности, как и выполняемая ими разовая работа, в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 85, не включены. Такая же позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 18-В09-72.

Целесообразно утвердить приказом (распоряжением) руководителя единовременную выдачу наличных денежных средств работнику в отдельных случаях производственной необходимости.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Подскажите, пожалуйста, бухгалтерские записи по возврату задолженности ФСС, числящейся на 1 января 2013 года, в доход бюджета? В департаменте финансов являемся получателями бюджетных средств, а в казначействе (УФК) являемся администратором доходов.

Ответ:

Операции по возврату задолженности ФСС, числящейся на 1 января 2013 года, в доход бюджета отражаются записями:

у учреждения как получателя бюджетных средств:

Дебет 1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 1 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— поступление дебиторской задолженности на лицевой счет учреждения;

Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 213
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена задолженность в доход бюджета;

Дебет 1 304 04 100
«Внутриведомственные расчеты по доходам»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражена сумма дебиторской задолженности на основании Извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов;

у учреждения как администратора доходов:

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 04 100
«Внутриведомственные расчеты по доходам»
— отражена сумма задолженности на основании Извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление суммы администрируемых доходов в доход бюджета.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Организация выставила акт выполненных работ на франко-услуги 31 декабря 2012 года. Юрист и руководитель не принимают его к подписи, аргументируя тем, что это не рабочий день нашей организации, в связи с чем руководитель не может подписать акт, и предлагают выставить акт от 9 января 2013 года и в дальнейшем отслеживать рабочие и выходные дни, например, 31 марта 2013 года — выходной, и акт должен быть составлен апрелем. Правы ли юрист и руководитель?

Ответ:

Положения Гражданского кодекса не содержат запрета на подписание тех или иных документов в выходные дни. Однако формально сотрудники должны выполнять свои трудовые обязанности только в рабочее время (ч. 1 ст. 91 ТК РФ). В практике встречается два противоположных подхода к оценке оформления документов в выходные дни.

В первом случае не принимается во внимание дата заключения договора, государственного контракта, первичных учетных документов.

В ином случае проверяющие органы могут оспорить правомерность документа. Для предотвращения спорной ситуации следует оформить работнику официальный выход на работу в выходной день, отразив это в табеле учета рабочего времени, и оплатить его в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса.

Если учреждение не готово к спорам, необходимо контролировать, чтобы документы оформлялись в рабочее время и в рабочий день. Не будет ничего противозаконного, если, например, акт выполненных работ за I квартал 2013 года будет выставлен и подписан 1 апреля 2013 года. Здесь можно применить положения статьи 193 Гражданского кодекса, которая гласит, что если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Вместе с тем, если документы составлены от нерабочей даты, то лучше оформить работнику официальный выход на работу в выходной день (распоряжение руководителя учреждения на выход в нерабочий день, получив письменное согласие работника). В дополнительных соглашениях к трудовым договорам также может быть установлен ненормированный рабочий день. Необходимо также проставить соответствующие отметки в табеле рабочего времени.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор


Реклама