Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету
На какой вид расходов отнести расходы федерального казенного учреждения, связанные с приобретением калькулятора?
Ответ:
Руководствуясь Указаниями № 171н, расходы по приобретению калькулятора следует отражать Ответ по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
По какой статье КОСГУ нужно оплачивать абонентское обслуживание бортового навигационного оборудования (ГЛОНАС)?
Ответ:
Расходы по абонентскому обслуживанию бортового навигационного оборудования в соответствии с Указаниями № 171н следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
По какой статье КОСГУ следует отражать расходы по оплате договора на оказание услуг по оформлению визы, загранпаспорта?
Ответ:
За оформление визы взимаются сборы. Расходы следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги». За оформление загранпаспорта взимается пошлина. Руководствуясь положениями Указаний № 171н, расходы по уплате пошлины отражаются по статье 290 «Прочие расходы».
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
ТОФК заключило контракт на оказание услуг по замене встроенных светильников в административном здании, используя материал заказчика. По какой статье КОСГУ произвести расходы? Демонтированные встроенные светильники, пригодные к использованию, приходуются на склад.
Ответ:
Руководствуясь положениями Указаний № 171н, расходы по оплате услуг по замене встроенных светильников в административном здании иждивением заказчика следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
В учреждении есть приказ, устанавливающий лимит на пользование услугами сотовой связи, в соответствии с которым сотрудник, допустивший переговоры сверх лимита, должен внести деньги в кассу. Подскажите, пожалуйста, как отразить в бюджетном учете (казенное учреждение) возврат денежных средств за сверхлимитные переговоры в текущем году, а также за прошлый год?
Ответ:
Возврат денежных средств сотрудником в текущем финансовом году следует восстанавливать на лицевой счет получателя бюджетных средств с использованием их в дальнейшем по тем же кодам бюджетной классификации Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход на приобретение услуг связи. В случае если указанное восстановление было произведено путем удержания выявленного перерасхода из заработной платы сотрудника для погашения его задолженности, производится уточнение указанной операции в установленном порядке на основании Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809).
Записи по возврату работником в кассу учреждения стоимости сверхлимитных услуг связи будут следующими:
Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств учреждения в кассу»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— внесение работником средств в кассу учреждения;
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— начислен доход в сумме возмещения работником средств за услуги связи;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— сданы в банк денежные средства;
Дебет 1 304 05 221
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам связи»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с органом Федерального казначейства по наличным денежным средствам»
— зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства.
При возврате денежных средств сотрудником за услуги связи прошлого финансового года дополнительно к вышеприведенным делается бухгалтерская запись:
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 304 05 221
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам связи»
— перечислена в доход бюджета сумма дебиторской задолженности.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Подскажите, пожалуйста, как отразить в учете недоимку и пени по налогам за прошлые годы. Задолженность в бухгалтерском учете не числится. Поступило требование об уплате недоимки и пени. По какой статье КОСГУ платить недоимку и пени?
Ответ:
В соответствии с Указаниями № 171н недоимки по налогам отражаются следующим образом:
- налог на доходы физических лиц отражается по подстатье 211 «Заработная плата»;
- налог на прибыль и НДС — по статье 290 «Прочие расходы».
Расходы по оплате пени отражаются по статье 290 «Прочие расходы».
Расходы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям классификации операций сектора государственного управления, по которым отражаются расходы на оплату соответствующих договоров
В соответствии с пунктом 18 Инструкции № 157н исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой (ф. 0503833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете недоимки и пени по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль.
Дебет 0 401 20 211, 0 401 20 290
«Расходы по заработной плате», «Прочие расходы»
Кредит 0 303 00 000 (0 303 01 730, 0 303 04 730, 0 303 05 730)
«Расчеты по платежам в бюджеты»
— начисление недоимки по предъявленному требованию;
Дебет 0 303 00 000 (0 303 01 830, 0 303 04 830, 0 303 05 830)
«Расчеты по платежам в бюджеты»
Кредит 0 304 05 211, 0 304 05 290, 0 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам», «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в органе казначейства»
— перечисление недоимки в доход бюджета;
Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 304 05 290, 0 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам», «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в органе казначейства»
— перечислены пени.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Бюджетное учреждение просит пояснить, какими бухгалтерскими записями отразить перевод основных средств, приобретенных по виду деятельности 5, на основной вид деятельности 4?
Ответ:
Операции по переводу основных средств учреждения с вида финансового обеспечения (деятельности) 5 «Субсидии на иные цели» на 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» раскрыты в Приложении к письму Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798 со следующей корреспонденцией счетов:
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— получение субсидии на иные цели с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по аналитическому коду поступления (КОСГУ) 180;
Дебет 5 106 ХХ1310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— формирование вложений в особо ценное имущество за счет субсидии на иные цели;
Дебет 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата принятых работ, оказанных услуг (поставленных товаров) с одновременным уменьшением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по соответствующему аналитическому коду поступления (КОСГУ);
Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 401 10 180
«Прочие доходы»
— принятие к учету доходов от получения субсидии на основании принятого учредителем Отчета учреждения;
Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение расчетов с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 ХХ1 410
«Уменьшение вложений в основные средства»
Дебет 4 106 ХХ1 310
«Увеличение вложений в основные средства»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение расчетов с прочими кредиторами»
— принятие учреждением к учету по виду деятельности «4» вложений в особо ценное имущество, произведенных за счет субсидий на иные цели (на основании Справки (ф. 0504833)).
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Медсестра пришла на работу с 1 февраля 2013 года. 5 февраля 2013 года ее отправили на курсы повышения квалификации. Как выплачивать ей заработную плату?
Ответ:
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В приведенном примере у работника отсутствует предыдущий расчетный период. В соответствии с пунктом 7 Положения о среднем заработке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 (далее — Положение № 922), если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период и до начала расчетного периода, средний заработок определяется исходя из размера заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.
То есть средний заработок работнику будет рассчитываться исходя из фактически начисленной заработной платы с 1 февраля по 3 февраля 2013 года (за 4 дня).
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Сотрудница в 2013 году пришла в организацию с другого места работы. Была в декретном отпуске до 2,5 лет (с июня 2010 года), то есть зарплаты за этот период у нее не было. В настоящее время у нее заболел ребенок (до 7 лет). Как начислить больничный лист?
Ответ:
Если работница в течение двух лет, которые входят в расчет, была в декретном или детском отпусках, один или оба года расчетного периода можно заменить на предшествующие (если так выгоднее сотруднице). В таком случае рассчитать пособие можно исходя из заработка за два года, предшествующих декрету. Это 2008 и 2009 годы.
Обратите внимание! Это единственное исключение из общего правила. Во всех остальных случаях рассчитывать пособие нужно исходя из заработка за последние два календарных года.
Для расчета пособия необходима справка или даже несколько справок о заработке с каждого прошлого места работы сотрудника. Представить такие документы должен сам работник. Обратите внимание, что представить бумаги о заработке сотрудник может и позже — после того как получит пособие. На это у него есть три года. Тогда вам придется пересчитать уже выплаченные ему суммы.
Если работник в течение расчетных двух лет не имел заработка, то в таком случае исчислять пособие нужно исходя из минимального заработка. Даже в том случае, если у него есть заработок в том году, в котором он заболел.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Бюджетным учреждением в 2012 году было осуществлено внутреннее привлечение средств из других источников финансового обеспечения (с 2 на 4). Часть заимствования была восстановлена, но на 1 января 2013 года внутреннее заимствование осталось не восстановленным. Как отразить погашение внутреннего заимствования 2012 года в 2013 году? Какой забалансовый счет должен применяться: 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» или 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»?
Ответ:
Возврат внутреннего заимствования средств на счете одного вида финансового обеспечения на другой вид финансового обеспечения отражается записями:
Дебет 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевого счета в органе казначейства»;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Одновременно делается запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
На каком счете бухгалтерского учета отразить приобретение грамот, похвальных листов для награждения детей в детских дошкольных бюджетных учреждениях и их списание (подтверждающие документы)?
Ответ:
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н, расходы бюджетного учреждения следует отражать по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.
В бухгалтерском учете записи будут следующими:
Дебет 0 302 91 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— произведена оплата грамот и похвальных листов;
Дебет 0 109 60 290, 0 109 70 290, 0 109 80 290, 0 401 20 290
«Прочие затраты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Прочие накладные расходы по изготовлению готовой продукции, работ,услуг», «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг в части прочих расходов»
Кредит 0 302 91 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам»
— отражены расходы по приобретению почетных грамот и похвальных листов.
В соответствии с пунктом 345 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), материальные ценности, приобретаемые в целях награждения (дарения), учитываются по стоимости их приобретения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Аналитический учет по этому забалансовому счету ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) в разрезе материально ответственных лиц, мест хранения по каждому предмету имущества (п. 346 Инструкции № 157н).
В соответствии со статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку (операцию) и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания.
Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Может ли бюджетное учреждение, финансируемое из областного бюджета — получатель субсидии на выполнение госзадания, сделать предоплату 100 % по договору на отпуск нефтепродуктов? При проведении ревизии было указано, что неправомерно заключать договор на ГСМ и производить ежемесячно предоплату в размере 100 %. Кто прав?
Ответ:
При рассмотрении подобного вопроса следует обратиться к документам, регламентирующим порядок авансовых платежей, финансируемых из соответствующего бюджета.
Если рассматривать нормы федерального законодательства, то в подпункте «а» пункта 17 постановления Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона „О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов“» приведен перечень товаров, работ и услуг, на оплату которых при заключении соответствующих договоров (контрактов) могут быть предусмотрены авансовые платежи в размере до 100 процентов суммы договора (контракта) в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
В этом перечне договора (контракты) об отпуске нефтепродуктов отсутствуют.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
В каких случаях органы государственной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений при осуществлении бюджетных инвестиций, вправе предоставлять организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты, а в каких это можно осуществлять только в рамках переданных полномочий?
Ответ:
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1456 (далее — Постановление № 1456) «О порядке осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации» утверждены Правила осуществления в 2013 году за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями (далее — Правила).
Особенности осуществления в 2013 году капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации разъяснены также совместным письмом Минфина России № 02-14-05/5145, Казначейства России № 42-7.4-05/5.1-114 от 22 февраля 2013 г.
Постановление № 1456 и утвержденные им Правила предусматривают для федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляющих функции и полномочия учредителя или права собственника имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — органы власти) возможность осуществлять в 2013 году финансовое обеспечение капитальных вложений одним из следующих новых способов:
- предоставление федеральным бюджетным и автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям (далее — организации) субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации организаций (далее — объекты) в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями;
- передача организациям на основании соответствующих соглашений осуществления на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов (далее — передача полномочий).
Необходимо отметить, что положения, установленные для органов власти, распространяются также на особо значимые учреждения науки и искусства, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, и государственную корпорацию «Росатом».
В соответствии с Постановлением № 1456 реализация бюджетных инвестиций согласно переданным полномочиям допускается на основании решения, принятого Правительством Российской Федерации (в том числе и в форме протокола совещания у соответствующего заместителя председателя Правительства Российской Федерации. При этом инициатором указанного совещания может быть заинтересованный главный распорядитель средств федерального бюджета).
Решение о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений принимается органом власти самостоятельно. По итогам принятия такого решения заключается соглашение с организацией о предоставлении субсидии. В случае принятия названного решения потребуется в установленном порядке внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и федеральную адресную инвестиционную программу.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Внешняя проверка контрольно-счетными органами годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (ГАБС) проводится в соответствии с положениями Бюджетного кодекса или Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н)? Все ли формы бюджетной отчетности подлежат внешней проверке?
Ответ:
На основании пункта 1 статьи 264.4 Бюджетного кодекса годовой отчет об исполнении бюджета подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. В пункте 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса указаны органы финансового контроля, осуществляющие внешнюю проверку годового отчета.
В силу пункта 1 статьи 264.2 Бюджетного кодекса главные администраторы бюджетных средств составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса бюджетная отчетность включает в себя:
1) отчет об исполнении бюджета;
2) баланс исполнения бюджета;
3) отчет о финансовых результатах деятельности;
4) отчет о движении денежных средств;
5) пояснительную записку.
В пункте 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указано, что при рассмотрении споров между главными администраторами бюджетных средств и осуществляющими внешнюю проверку органами финансового контроля необходимо исходить из того, что внешней проверке подлежат только те документы, которые указаны в пункте 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса. Требования органов, осуществляющих внешнюю проверку, по представлению для внешней проверки первичной документации главных администраторов бюджетных средств, подведомственных им получателей (распорядителей) бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета законодательно не обоснованы.
В пункте 159 Инструкции № 191н указано, что в составе пояснительной записки заполняется таблица № 7 «Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий». Информация в таблице характеризует результаты проведенных в отчетном периоде мероприятий по контролю за соблюдением требований бюджетного законодательства, соблюдением финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности в субъекте бюджетной отчетности внешними контрольными органами.
Таким образом, внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС проводится в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, а ее результаты находят отражение в таблице № 7 «Сведения о результатах внешних контрольных мероприятий» пояснительной записки к годовой отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета в 2012 году, проведенной в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса, будут отражены в таблице № 7 пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета в 2013 году согласно Инструкции № 191н.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Как оформить передачу объекта основных средств, являющегося особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), приобретенного за счет приносящей доход деятельности, от бюджетного учреждения — казенному?
Ответ:
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Однако если ОЦДИ приобретено бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, то учреждение вправе распорядиться им без согласования с учредителем (п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Следует учитывать также размер минимальной величины крупной сделки, так как, если сделка по передаче ОЦДИ является для учреждения крупной сделкой, ее необходимо предварительно согласовать с учредителем учреждения (п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктами 27, 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, передача основных средств муниципальному казенному учреждению осуществляется по их балансовой стоимости с одновременной передачей суммы начисленной на объект основных средств амортизации.
Передача осуществляется на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) и Извещения (ф. 0504805) с одновременным проставлением в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) соответствующей отметки о безвозмездной передаче имущества.
Указанная операция в учете бюджетного учреждения отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 2 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 2 101 2Х 410
«Уменьшение стоимости основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»
— передана балансовая стоимость передаваемого ОЦДИ;
Дебет 2 104 2Х 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— передана начисленная амортизация передаваемого объекта ОЦДИ.
Передача на безвозмездной основе объектов основных средств государственным (муниципальным) учреждениям не облагается НДС (п. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Стоимость объекта основных средств, являющегося особо ценным движимым имуществом, переданного казенному учреждению, не учитывается в составе расходов в целях главы 25 НК РФ (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Нужно ли начислять остатки в кассе на начало года на 205 счет?
Ответ:
Согласно пункту 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Счет 205 00 «Расчеты по доходам» предназначен для учета расчетов по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступивших от плательщиков предварительных оплат (п. 197 Инструкции № 157н). Таким образом, остатки в кассе учреждения на начало года не подлежат начислению на счет 205 00 «Расчеты по доходам».
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Может ли бюджетное учреждение, которое оказывает медицинские услуги и имеет автомобиль, оказывать платные услуги по транспортировке пациентов или другие транспортные услуги на своем автомобиле?
Ответ:
Положениями пункта 1 статьи 84 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.
В пункте 4 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Таким образом, бюджетное учреждение, которое оказывает медицинские услуги и владеет на праве оперативного управления автотр