Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету

Вопрос 

Бюджетное учреждение приобретает мелкий спорт-инвентарь (мячи, баскетбольные сетки) по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Учетной политикой для данного спортинвентаря установлен срок эксплуатации до одного года. Как правильно произвести списание данных материалов?

Ответ

В соответствии с Инструкцией № 157н списывать материальные запасы с учета бюджетных учреждений можно двумя способами:

  • по фактической стоимости единицы;
  • по средней фактической стоимости.

Учреждение может применять любой из методов, но метод, установленный для определенной группы (вида) материальных запасов, используется в течение финансового года непрерывно. При этом установленный порядок определения стоимости материальных запасов при их выбытии в течение отчетного года для соответствующих групп (видов) материальных запасов не изменяется.

Средняя фактическая стоимость материальных запасов определяется в отношении конкретной группы (вида) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество. Общая фактическая стоимость (количество) группы (вида) запасов складывается из средней фактической стоимости (количества) остатка на начало месяца и поступивших материальных запасов в течение текущего месяца на дату их выбытия (отпуска).

По фактической стоимости каждой единицы запаса списываются драгоценные металлы и драгоценные камни или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.

При списании материальных запасов необходимо уделить особое внимание документальному оформлению операций. Естественная убыль материальных запасов отражается в учете на основании соответствующим образом оформленных актов, подтвержденных результатами инвентаризации. Выбытие материальных запасов в результате хищений, недостач, потерь также отражается на основании актов с одновременным предъявлением к виновным лицам сумм причиненных ущербов. Выбытие материальных запасов по основанию их списания в результате их потерь при чрезвычайных обстоятельствах производится на основании надлежаще оформленных актов, с отнесением на чрезвычайные расходы текущего финансового результата.

Согласно пункту 25 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), материальные запасы списываются с учета на основании следующих документов:

  • Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);
  • Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Операции по списанию материальных запасов производятся на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями по применению планов счетов, и оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 401 20 272

«Расходование материальных 
запасов»

Кредит 0 105 06 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

— списание с балансового учета израсходованных материалов, потерь в размере норм естественной убыли, а также пришедших в негодность мягкого инвентаря и посуды;

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций 
с активами»

Кредит 0 105 06 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

— списание материальных запасов при выявлении недостач, хищений;

Дебет 0 401 20 273

«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит 0 105 06 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

— списание потерь материальных 
запасов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы.

Отвечала Р. П. Алексеева,

советник

Вопрос 

Как отразить операции по передаче со счета 0 101 00 000 «Основные средства» на счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны»? Какой порядок учета имущества казны?

Ответ

Передача по обоснованным причинам имущества в казну отражается в учете учреждения следующими записями:

Дебет 0 401 10 2411

«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит 0 101 00 000

«Основные средства»

— передана остаточная стоимость основного средства в состав имущества казны;

Дебет 0 104 00 0001

«Амортизация»

Кредит 0 401 10 241

«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

— передана начисленная амортизация основного средства в состав имущества казны.

В соответствии с Инструкцией № 157н объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования.

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.

Финансовый орган имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией № 157н.

Учет операций по выбытию, перемещению имущества казны ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Учет операций по поступлению имущества казны ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни: в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, в Журнале по прочим операциям.

Отвечала А. А. Комлева,

шеф-редактор журнала

«Бюджетный учет»

1 Вместо нулей проставляется соответствующий счет аналитического учета.


Вопрос 

Как правильно перевести основные средства с ОЦДИ на иное в бюджетном учреждении здравоохранения?

Ответ

Перемещение объектов основных средств из состава особо ценного в иное имущество в бюджетном учреждении здравоохранения отражается записями:

Дебет 0 101 30 000

(0 101 31 000–0 101 38 000)

«Основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 0 101 20 000

(0 101 21 000–0 101 28 000)

«Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»

— переведена балансовая стоимость основных средств из состава особо ценного в иное имущество;

Дебет 0 104 20 000

(0 104 21 000–0 104 28 000)

«Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 104 30 000

(0 404 31 000–0 104 38 000)

«Амортизация иного движимого имущества учреждения»

— переведена начисленная амортизация объектов основных средств из состава особо ценного в иное имущество.

Необходимо учесть, что информация о движении основных средств (в том числе капитальных вложений в основные средства) указывается в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168).

Отвечала А. А. Кучеренко,

консультант

Вопрос 

Подскажите бухгалтерские записи по оприходованию денежных средств, удержанных с сотрудников казенного учреждения за междугородние телефонные переговоры сверх установленных лимитов. Нужно ли перечислять их в доход бюджета?

Ответ

В учете учреждения внесение средств в кассу учреждения работником рассматривается как возмещение затрат (расходов) учреждения и отражается записями:

Дебет 1 205 31 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 1 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислен доход в сумме возмещения работником средств за расходы по услугам связи;

Дебет 1 201 34 510

«Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит 1 205 31 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

— работником внесена сумма в возмещение расходов за услуги связи;

Дебет 1 210 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 1 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения»

— внесение наличных денежных средств на лицевой счет учреждения на основании расходного кассового ордера, квитанции к объявлению на взнос наличными;

Дебет 1 304 05 221

«Расчеты по платежам 
из бюджета с финансовым органом по услугам связи»

Кредит 1 210 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом 
по наличным денежным 
средствам»

— зачислены на лицевой счет учреждения денежные средства;

Дебет 1 303 05 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 1 304 05 221

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по услугам связи»

— перечислена в доход бюджета сумма внесенных работником средств за услуги связи сверх лимита;

Дебет 1 210 02 130

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 303 05 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

— зачисление поступления в доход бюджета.

Отвечала А. А. Комлева,

шеф-редактор журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос 

В составе имущества казны числятся многоквартирные дома. Часть квартир в домах приватизирована. Подлежит ли доля приватизированных квартир списанию с баланса и какими документами и бухгалтерскими проводками оформляется выбытие?

Ответ

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).

Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (ст. 1 Закона от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон № 1541-1)).

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений — органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона № 1541-1).

Передача квартиры из казны муниципального образования в собственность физического лица оформляется договором передачи (ст. 7 Закона № 1541-1). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса переход права собственности на приватизированную квартиру подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. После регистрации перехода права собственности на квартиру право собственности муниципального образования на нее прекращается. В связи с этим учет приватизированных квартир или жилых домов, квартиры в котором полностью приватизированы (выкуплены), на балансе бюджетного учреждения неправомерен.

Основанием для снятия с баланса учреждения приватизированных квартир являются первичные документы, выдаваемые в соответствии с Законом № 1541-1, Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» согласно Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Методическим рекомендациям об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденным приказом Федеральной регистрационной службы от 6 августа 2007 г. № 176 (договоры, акты передачи, свидетельства о приватизации жилых квартир, свидетельства о государственной регистрации прав собственности).

Согласно пункту 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку. В казенном учреждении выбытие из учета приватизированных квартир, составляющих часть жилого здания, оформляется Актом о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности на данные жилые помещения, и оформляется бухгалтерскими записями в соответствии с Инструкцией № 162н:

Дебет 1 104 51 410

«Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»

Кредит 1 108 51 410

«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»

— списание суммы амортизации приватизированной квартиры;

Дебет 1 401 10 172

«Доходы от реализации активов»

Кредит 1 108 51 410

«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»

— выбытие из состава имущества казны приватизированной квартиры по остаточной стоимости.

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Вопрос 

В каких единицах измерения по правилам бухгалтерского учета должна учитываться офисная бумага в казенном учреждении (в пачках или килограммах)?

Ответ

Согласно пункту 101 Инструкции № 157н единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Стандартная офисная бумага упакована в пачки и приобретается именно в количестве пачек. Соответственно и учет следует вести в пачках.

Отвечала Е. М. Шахова,

аудитор

Вопрос 

Могут ли казенные учреждения передавать объекты основных средств другому казенному учреждению, если раздел/подраздел КБК у учреждений разный?

Ответ

Казенные учреждения могут передавать объекты основных средств другому казенному учреждению в случае, если раздел/подраздел КБК у учреждений разный. Принимающему учреждению не важно, как казенное учреждение отражало объект основных средств в своем учете. Получив объект основных средств в порядке приема-передачи, оно вправе указать разделы, отражающие направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства и подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант

Вопрос 

Следует ли доначислять амортизацию до 100 % на основные средства, приобретенные и введенные в эксплуатацию до 2011 года, со стоимостью от 20 000 до 40 000?

Ответ

В соответствии с разъяснениями, указанными в разделе III письма Казначейства России от 16 мая 2011 г. № 42-7.4-05/8.1-333 «О направлении методических рекомендаций по переходу на план счетов бюджетного учета, применяемый с 1 января 2011 г.», операции по начислению амортизации на объекты основных средств, закрепленных на праве оперативного управления за учреждением, осуществляются в следующем порядке:

1. По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 1 января 2011 года, стоимость которых составляет более 20 000 рублей включительно, пересчет амортизации не производится.

2. По объектам основных средств, введенным в эксплуатацию после 1 января 2011 года, стоимость которых более 20 000 рублей включительно, начисление амортизации осуществляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств, приравненные к движимым объектам, стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 % балансовой стоимости при выдаче в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств стоимостью от 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в установленном Инструкцией № 157н порядке.

Отвечала А. А. Андреева,

редактор-эксперт журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос 

Какими документами оформляется оприходование основного средства в казенном учреждении?

Ответ

Согласно пункту 6 Инструкции № 162н поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляются первичными документами в соответствии с приказом Минфина от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и методических указаний по их применению»:

1. В части объектов недвижимого имущества:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
  • Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях;

2. В части объектов движимого имущества:

  • Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), кроме объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, библиотечного фонда, драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от стоимости;
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031);
  • Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (ф. 0306032);
  • Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002);
  • Требование-накладная (ф. 0315006);
  • Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210).

Отвечала А. А. Андреева,

редактор-эксперт журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос 

В образовательном казенном краевом учреждении педагогическому персоналу было произведено повышение окладов с 1 декабря 2012 г., с 1 января 2013 г., с 1 апреля 2013 г. на основании распоряжения Министерства образования субъекта России. Согласно утвержденной Министерством структуре в учреждении не имеется никаких подразделений, отделов, секторов, филиалов и пр. Все работники подчиняются непосредственно руководителю. Надо ли производить индексацию заработка при начислении отпускных педагогическим работникам?

Ответ

В пункте 16 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 определено, что средний заработок работников повышается при повышении денежного вознаграждения в организации (филиале, структурном подразделении) — тарифных ставок, окладов (должностных окладов). Как указано в вопросе, в образовательном казенном краевом учреждении не имеется подразделений, отделов, секторов, филиалов. Поэтому, если повышение зарплаты произошло только для педагогического персонала, минуя административно-хозяйственный аппарат, производить индексацию заработка при начислении отпускных педагогическим работникам не нужно.

Отвечала Е. М. Шахова,

аудитор

Вопрос 

Нужно ли начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР в размере 4 % на выплаты сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, на подземных работах (Список № 1), если работник устроен на 0,5 ставки?

Ответ

С 1 января 2013 года периоды на соответствующих видах работ подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1–18 п. 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ), только при уплате работодателем (страхователем) страховых взносов по дополнительному тарифу. То есть, если работодатель (страхователь) не будет уплачивать указанный дополнительный тариф (к установленному всеобщему в 30 %) страховых взносов, то у сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, на подземных работах (Список № 1) при определении права на досрочную трудовую пенсию специальный стаж не будет учитываться.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Постановление № 516). Согласно пункту 4 Постановления № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Основным условием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на определенной работе. Это условие закреплено и в Постановлении № 516, и в разъяснении Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР „О государственных пенсиях в РСФСР“ право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее — Разъяснение № 5).

Согласно пункту 5 Разъяснения № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте. При этом 80 % рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100 % принимается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка и в трудовом договоре. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, — также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования; может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. Также в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. В случае если работник в течение рабочего дня был занят на работах в условиях труда, предусмотренных Списками, менее 80 % рабочего времени, данное рабочее время не может считаться полным рабочим днем.

Работа сотрудника на 0,5 ставки означает его занятость на производстве с вредными условиями труда в течение неполного рабочего дня. В таком случае этот период не зачитывается в специальный трудовой стаж и начислять страховые взносы по дополнительному тарифу в ПФР в размере 4 % работникам за него не надо.

По вопросам о зачете периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в установленном порядке, начисления страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу, рекомендуется обращаться в территориальные органы ПФР.

Отвечала Ю. Л. Анохина,

консультаньт

Вопрос 

Автономное учреждение социального обслуживания перешло на упрощенную систему налогообложения. В связи с этим в учреждении уменьшилась сумма начислений на оплату труда. Вправе ли учредитель уменьшать субсидию на выполнение госзадания при применении УСН, если при этом размер государственного задания не меняется?

Ответ

Согласно статье 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) объем субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, может быть уменьшен в течение срока выполнения данного задания только при его изменении. Учредитель вправе сократить размер субсидии или потребовать частичного либо полного возврата предоставленной субсидии, если:

  • учреждение фактически исполнит задание в меньшем объеме, чем это предусмотрено заданием;
  • оказанные в рамках реализации задания услуги (выполненные работы) не будут соответствовать качеству, определенному в задании (п. 2.2.4 Типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), утвержденной приказом Минэкономразвития России от 3 декабря 2008 г. № 423).

Если государственное задание выполнено, а часть субсидии осталась не израсходованной, то сэкономленную сумму учреждение может расходовать в следующем финансовом году. Так как субсидия это целевые средства, то использование их остатка целесообразно произвести на решение задач, связанных с осуществлением основной деятельности учреждения. Обычно учредитель автономного учреждения самостоятельно устанавливает, куда следует направлять суммы субсидий, не использованные на выполнение конкретного задания. Учредитель может также заранее при формировании государственного задания определять порядок расходования сэкономленных сумм.

Отвечала Л. Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос 

При подготовке к новому учебному году бюджетным учреждением была закуплена краска для пола (КОСГУ 340), составлена дефектная ведомость на объекты ремонта, и после проведения ремонта списание краски проведено актом на списание материальных запасов. Правомерно ли указание в акте проверки специалистами ревизионного отдела, что при списании материальных запасов не приложены смета и акт на выполненные работы?

Ответ

В статье 743 Гражданского кодекса установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и смете. Таким образом решаются задачи, обусловленные требованиями сметно-бюджетной дисциплины, а также принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленными законодательством. В числе таких задач — контроль за соответствием количества и наименований списываемых с учета строительных материалов объемам фактически выполненных работ, контроль за обоснованностью выдачи строительных материалов со склада.

При выполнении ремонтных работ хозяйственным способом отсутствие строительных смет также может рассматриваться контролирующими органами в качестве нарушения требований действующего законодательства.

Положения Инструкции № 157н и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н) содержат порядок документального оформления списания материальных запасов.

В соответствии с пунктами 36, 37 Инструкции № 174н передача строительных материалов подрядчику или исполнителю ремонтных работ (при выполнении работ хозяйственным способом) оформляется актом, составленным в произвольной форме. В случае если ремонтные работы совершаются силами самого учреждения, передача материалов от подотчетного лица лицу, которое будет производить ремонтные работы, оформляется Требованием-накладной (ф. 0315006), ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Списание израсходованных строительных материалов оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем. Учет операций по выбытию и перемещению строительных материалов ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).

Подтверждение объема фактически выполненных работ осуществляется на основании акта на выполненные работы, оформленного по форме, утвержденной в составе учетной политики учреждения, и содержащего все обязательные реквизиты в соответствии со статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и пунктом 7 Инструкции № 157н. Такой Акт может прилагаться к Акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Конкретные перечни первичных документов, которые должны оформляться при проведении текущего ремонта (в том числе и хозяйственным способом), могут определяться уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования, главным распорядителем бюджетных средств.

Таким образом, указание в акте проверки специалистами ревизионного отдела на отсутствие сметы и акта на выполненные работы при списании материальных запасов правомерно.

Отвечали Л. Ю. Симонова, 
редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»;

А. А. Андреева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос 

В пункте 5.15.2. приказа Федерального казначейства от 15 февраля 2012 г. № 72 «Об утверждении требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет» говорится, что годовая бухгалтерская отчетность учреждения должна быть сформирована и представлена не позднее пяти рабочих дней после утверждения. Когда отчетность считается утвержденной? Должны ли быть подтверждающие документы из вышестоящей организации?

Ответ

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона № 402 «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

На основании части 9 статьи 13 Закона № 402 «О бухгалтерском учете» утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в порядке и случаях, которые установлены соответствующими федеральными законами.

При этом федеральное законодательство не предусматривает подтверждающих документов для государственного (муниципального) учреждения при утверждении годовой бухгалтерской отчетности в вышестоящей организации.

Отвечала Р. П. Алексеева,

советник

Вопрос 

Орган государственной власти является администратором доходов федерального бюджета по КБК 1 13 02991 01 6000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат федерального бюджета», источник дохода — возврат дебиторской задолженности прошлых лет: неиспользованный остаток средств по командировочным расходам, удержанный из заработной платы сотрудника. Какими бухгалтерскими записями необходимо отразить данную операцию в учете учреждения?

Ответ

Операции по удержанию командировочных расходов из заработной платы будут следующими:

Дебет 1 302 11 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 1 208 12 660, 1 208 22 660, 1 208 26 660

«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»

— удержание из заработной платы неиспользованной суммы командировочных расходов.

При этом следует направить Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) в орган казначейства об уточнении КОСГУ с 211 «Заработная плата» на 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги», 226 «Прочие работы, услуги».

Далее записи в учете будут следующими:

Дебет 1 303 05 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 1 304 05 212, 1 304 05 222, 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по транспортным услугам», 
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»

— перечисление суммы удержанных командировочных расходов в доход бюджета;

Дебет 0 210 02 180

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам»

Кредит 0 303 05 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

— поступление суммы переплаты на счет администратора.

Отвечала А. А. Кучеренко,

консультант

Вопрос 

Учреждение расположено в районе, приравненном к районам Крайнего Севера. Сотрудник, впервые заключающий трудовой договор, возрастом до 30 лет, родившийся в данной местности, имеет право на получение северной надбавки в полном размере (50 %)? Либо он должен зарабатывать эти надбавки через каждые полгода?

Ответ

Согласно разъяснениям, представленным в письме Минздравсоцразвития России от 20 января 2005 г. № 97-Пр, лицам в возрасте до 30 лет, прожившим не менее года в районах Крайнего Севера и вступающим в трудовые отношения, надбавки начисляются в размере 20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60 % надбавки — последние 20 % за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10 % за каждые шесть месяцев работы.

Отвечала А. А. Комлева,

шеф-редактор журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос 

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения передачу в ремонт сторонней организации запасной части автомобиля (двигатель)? Каким образом оприходовать исправную запчасть (двигатель), полученную из ремонта, если на автомобиль установлена новая? По какой стоимости проводить каждую операцию?

Ответ

Замена двигателя у автомобиля относится к капитальному ремонту основного средства. Поставка от поставщика запасной части согласно заключенному договору (контракту) оформляется накладной, предоставляется счет-фактура. При поступлении на склад купленные детали на основании полученной накладной приходуются материально ответственным лицом в Книге учета материальных ценностей.

В бухгалтерском учете запчасти приходуются по фактической стоимости с учетом НДС, предъявленного учреждению поставщиком. В пункте 102 Инструкции № 157н сказано, что фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются в том числе суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, а также за доставку материальных запасов до места их использования.

Согласно Указаниям № 171н, расходы учреждения по оплате договоров на приобретение запасных частей относятся на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Запасные части должны учитываться в составе материальных запасов на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».

Основным документом для отнесения на расходы стоимости запасных частей, использованных при ремонте, является Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). В этом документе следует указать, какой автомобиль отремонтирован и какие запасные части были использованы. Стоимость списанных запчастей относят в дебет счета 1 401 20 272 «Расходование материальных запасов». Одновременно делается запись в карточке учета основных средств (транспортных средств).

Согласно Указаниям № 171н расходы, связанные с оплатой договоров на оказание услуг по проведению ремонта, относятся на подстатью 225 «Услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

Дебет 1 105 06 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит 1 302 34 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— оприходованы запчасти;

Дебет 1 105 06 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

Кредит 1 105 06 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов»

— запчасти переданы со склада;

Дебет 1 401 20 272

«Расходование 
материальных запасов»

Кредит 1 105 06 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов»

— списаны на расходы запчасти, использованные при ремонте;

Дебет 1 401 20 225

«Расходы на услуги по содержанию имущества»

Кредит 1 302 22 730

«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам 
по работам и услугам 
по содержанию имущества»

— отражены услуги сторонней организации по ремонту автомобиля.

Если в ходе ремонта заменяются номерные запасные части, то согласно постановлению Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» организации обязаны в установленном порядке изменить регистрационные данные в ГИБДД или органах Гостехнадзора в течение 5 суток после замены номерных агрегатов.

Отвечала Р. П. Алексеева,

советник

Вопрос 

На какой счет бюджетного учета следует отнести начисление страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу?

Ответ

В пункте 1 статьи 33.2. Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указано, что в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц — мужчин по достижении возраста 50 лет и женщин по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, с 1 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. То есть страховые взносы, начисленные по дополнительному тарифу, относятся к страховой части, следовательно, их начисление отражается на счете 303 10 «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии». Для учета страховых взносов, начисленных по дополнительному тарифу, учреждение может ввести аналитические коды синтетических счетов (п. 1 Инструкции № 157н).

Отвечала Л. Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос 

Сотрудник уволился и написал заявление на удержание из заработной платы за выданную ранее спецодежду. Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции?

Ответ

Основанием для удержания из заработной платы за выданную ранее спецодежду является личное заявление работника. Данные операции оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 401 20 211

«Расходы по заработной плате»

Кредит 0 302 11 730

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

— начислена заработная плата;

Дебет 0 302 11 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 0 304 03 730

«Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда»

— произведено начисление удержания из заработной платы;

Дебет 0 209 74 560

«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»

Кредит 0 401 10 172

«Доходы от операций 
с активами»

— начисление задолженности по несданной спецодежде;

Дебет 0 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 0 105 35 440

«Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

— списание спецодежды;

Дебет 0 304 03 830

«Расчеты по удержаниям 
из выплат по оплате труда»

Кредит 0 209 74 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальных запасов»

— удержание из заработной платы суммы несданной спецодежды.

При этом следует направить Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) в орган казначейства об уточнении КОСГУ с 211 «Заработная плата» на 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Дебет 1 210 02 130

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 304 05 340

«Расчеты по платежам из бюджета 
с финансовым органом по приобретению материальных запасов»

— перечисление денежных средств в доход соответствующего бюджета.

Отвечали Р. П. Алексеева, советник, 
О. Б. Воробьева, консультант


Реклама