Вопросы по бухгалтерскому учету
Вопрос
Областным законом субъекта РФ «О государственной гражданской службе» гражданскому служащему предусмотрены выплаты:
- ежегодной компенсации на лечение на основании письменного заявления;
- единовременного пособия за полные годы стажа гражданской службы при увольнении гражданского служащего, достигшего пенсионного возраста, с гражданской службы в связи с выходом на пенсию;
- единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
- лицу, замещавшему должность гражданской службы категории «руководители высшей группы», производится ежемесячная денежная выплата в размере месячного денежного содержания по соответствующей должности на период трудоустройства, но не более одного года, в случае увольнения с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы или в связи с расторжением срочного служебного контракта по истечении срока его действия.
Облагаются ли НДФЛ и страховыми взносами перечисленные выше выплаты, с учетом того что:
- выплата ежегодной компенсации на лечение запланирована по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», КОСГУ 212 «Прочие выплаты»;
- выплата единовременного пособия за полные годы стажа гражданской службы запланирована по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», КОСГУ 262 «Пособия по социальной помощи населению»;
- выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет запланирована по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», КОСГУ 212 «Прочие выплаты»;
- ежемесячная денежная выплата в размере месячного денежного содержания на период трудоустройства, но не более одного года, производится по виду расходов 121 «Фонд оплаты труда и страховые взносы», КОСГУ 211 «Заработная плата»?
Ответ
Статьей 217 Налогового кодекса предусмотрен перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.
Пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев, когда компенсационные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
Аналогичный перечень выплат установлен подпунктом 2 пункта 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в части страховых взносов.
Вышеуказанные компенсационные выплаты, пособия, поощрения не подпадают ни под один из случаев, указанных в пункте 3 статьи 217 Налогового кодекса и подпункте 2 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.
Таким образом, все указанные в вопросе компенсационные выплаты, пособия, поощрения подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке. Статья покрытия указанных расходов в соответствии с Классификацией операций сектора государственного управления для целей налого-обложения значения не имеет.
Отвечал Ю. М. Лермонтов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
Вопрос
Решением о бюджете городского округа утвержден перечень, коды главных администраторов доходов бюджета и закрепляемые за ними виды доходов. В указанный перечень включены только те главные администраторы, которые являются получателями средств местного бюджета. Нужно ли включать в этот перечень также и тех главных администраторов, которые не являются получателями средств местного бюджета, а являются органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта, но администрируют доходы местного бюджета?
Ответ
Пунктом 3 статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что законом (решением) о бюджете устанавливается, в частности, перечень главных администраторов доходов бюджета.
Согласно данному пункту решением о бюджете городского округа должны утверждаться все главные администраторы доходов бюджета, которые администрируют доходы городского округа, независимо от того, являются они получателями средств бюджета городского округа или нет.
При этом государственные органы Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) включаются в решение о бюджете городского округа при условии, что государственные органы Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) постановлением Правительства Российской Федерации (нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) могут быть главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (например, городского округа).
Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» определен перечень источников доходов местных доходов, администрируемых государственными органами Российской Федерации (например, ФНС России, МВД России).
Тем самым данное постановление разрешает городскому округу включать в решение о бюджете соответствующих главных администраторов доходов городского округа, являющихся государственными органами Российской Федерации.
Отвечал П. А. Пупасов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Вопрос
В бюджетном учреждении есть приносящая доход деятельность (автошкола). Деньги за обучение поступают в кассу, затем их сдают в банк. В марте этого года на двух семинарах аудиторы указали, что с этого года бюджетные учреждения могут хранить выручку в кассе в размере лимита кассы и использовать ее на хозяйственные расходы, командировочные нужды и т. д. Во втором квартале мы стали оставлять часть выручки, не превышая лимит кассы. Из этих денег выдаем средства на приобретение ГСМ водителям. При составлении полугодовой отчетности выяснилось, что выручка, с которой мы так поступали, не проходит по лицевому счету ни в поступлениях, ни в выплатах. При приеме отчета всегда сверяются доходы и расходы с лицевым счетом. Не могли бы вы дать ссылку на конкретные законодательные акты, в которых указано, что мы можем хранить часть выручки в кассе и на что мы ее можем расходовать?
Ответ
Ведение кассовых операций организациями (независимо от организационно-правовой формы и формы собственности) с банкнотами (денежными средствами) и монетой Банка России на территории Российской Федерации в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения регулируется положением Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее — Положение № 373-П).
Главой 3 Положения № 373-П определен порядок принятия в кассу организации денежных средств от осуществляемой организацией финансово-хозяйственной деятельности. При этом в соответствии с данной главой организация вправе принимать в кассу организации денежные средства независимо от вида и источника их получения (например, денежные средства, получаемые организацией в кассу от физических и юридических лиц за оказываемые услуги).
В пункте 4.1. Положения № 373-П установлен порядок выдачи денежных средств из кассы организации.
В частности, организация вправе выдавать из кассы денежные средства под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности организации, независимо от вида и источника получения данных средств.
Следует отметить, что Положением № 373-П установлено ограничение, на основании которого в кассе организации не должно быть накопления денежных средств сверх установленного лимита кассы организации.
Отвечал П. А. Пупасов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Вопрос
Казенное учреждение согласно постановлению правительства субъекта РФ разработало Положение об оплате труда работников и внесло соответствующий пункт в коллективный договор. Составлен Перечень должностей с ненормируемым рабочим днем. На основании всех этих нормативных документов руководитель своим приказом установил надбавку в размере 25 % оклада некоторым работникам и предоставил им несколько дополнительных дней к отпуску.
При проверке Контрольно-счетной палатой инспектор указал в акте, что это необоснованная выплата и не должно быть дополнительных дней к отпуску. Как же так, ведь вроде все по закону? И как доказать обратное?
Ответ
Постановлением Правительства субъекта РФ «О введении системы оплаты труда работников учреждений образования» установлены новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений образования субъекта РФ.
В рамках данного постановления правительство субъекта РФ делегировало бюджетным учреждениям образования республики в лице руководителей устанавливать своими правовыми актами порядки и условия:
1) установления выплат компенсационного характера, к которым относятся выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
2) установления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений образования республики, к которым относятся выплаты за стаж непрерывной работы (выслугу лет); за квалификацию, необходимую для осуществления соответствующей профессиональной деятельности; за интенсивность работы; за качество работы и высокие результаты; а также премиальные выплаты по итогам работы.
При этом право на установление руководителем бюджетного учреждения образования субъекта РФ иных выплат не предусмотрено.
Таким образом, если выплаты, устанавливаемые руководителем бюджетного учреждения образования субъекта правовым актом, относятся к выплатам, предусмотренным постановлением, то действия руководителя бюджетного учреждения образования субъекта РФ правомерны.
Вместе с тем необходимо отметить, что данное постановление не распространяется на казенные учреждения республики, поскольку они не указаны в данном постановлении.
Следует отметить, что руководитель бюджетного учреждения субъекта РФ вправе устанавливать работникам бюджетного учреждения образования республики дополнительные дни отпуска в соответствии со статьей 116 Трудового кодекса, а не в соответствии с указанным постановлением (в данном документе отсутствует право руководителя по установлению дополнительных дней отпуска).
Отвечал П. А. Пупасов, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса
Вопрос
В соответствии с подпунктом 15 пункта 5 приказа Минфина России от 1 сентября
2008 г. № 87н «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» при проверке Заявки на получение наличных денег представления документов-оснований на проведение кассового расхода не требуется.
Вправе ли органы Федерального казначейства требовать от бюджетополучателей при проведении расчетов с юридическими лицами по статьям КОСГУ 225, 226, 340, 310 и др. договор или государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, иных документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, для осуществления санкционирования органом Федерального казначейства соответствующих расходов, если сумма платежа превышает предельный размер расчета наличными между юридическими лицами?Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 861 Гражданского кодекса расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке.
Вправе ли органы Федерального казначейства ограничивать клиентов предельным размером расчетов между юридическими лицами наличными деньгами (100 000 руб.) при проведении таких расходов по статьям КОСГУ 225, 226, 340, 310 и др. при расчетах с юридическими лицами, а также гражданами, связанными с осуществлением ими предпринимательской деятельности, предлагая провести расчеты в безналичном порядке?
Ответ
Нет, не вправе. Документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, представляются клиентами в орган Федерального казначейства только при санкционировании расходов по государственным контрактам и иным договорам вместе с заявкой на кассовый расход. Кроме того, органы Федерального казначейства не контролируют размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это полномочие Банка России в рамках контроля за соблюдением платежной дисциплины.
Требование представления подтверждающих документов, в случае если сумма снятия наличных превышает предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, в данном случае необоснованно.
Отвечала Ю. В. Камардина, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, облагается ли НДФЛ компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования?
Ответ
Согласно пункту 42 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ средства, получаемые родителями, законными представителями детей, посещающих образовательные организации, в виде компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В соответствии со статьей 52.1 Закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон № 3266-1) родительская плата — это плата за содержание детей, взимаемая с родителей по решению учредителей дошкольных образовательных организаций.
Согласно пункту 1 статьи 52.2 Закона № 3266-1 в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части родительской платы. Такая компенсация выплачивается за счет средств соответствующего регионального бюджета.
Таким образом, на основании пункта 42 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ суммы компенсации части родительской платы, производимой в соответствии с пунктом 1 статьи 52.2 Закона № 3266-1.
Выплаты на указанные цели, произведенные за счет иных источников, не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле статьи 52.2 Закона № 3266-1. Соответственно такие выплаты не подпадают под действие пункта 42 статьи 217 Налогового кодекса и НДФЛ в установленном порядке.
Отвечала А. А. Комлева,шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Учреждение является учредителем четырех бюджетных учреждений. Какими бухгалтерскими записями отразить у учредителя закрепленное за бюджетными учреждениями имущество (основные средства)?
Ответ
В соответствии с положениями Инструкции № 157 и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), операции по передаче имущества учредителем отражаются записями:
Дебет 1 204 33 530
«Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) организациях»
Кредит 1 302 73 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале»
— вложение нефинансовых активов при закреплении имущества учредителем;
Дебет 1 104 001 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
Кредит 1 101 001 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— списание суммы амортизации закрепляемого за бюджетным учреждением имущества;
Дебет 1 302 73 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и иных форм участия в капитале»
Кредит 1 101 001 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— списание основных средств по остаточной стоимости.
Кроме того, в соответствии с пунктом 332 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
1 Вместо нулей проставляется соответствующий код синтетического учета.
Вопрос
Казенное учреждение является учредителем ООО, необходимо перечислить денежные средства в уставный капитал (5000 руб.). Какими записями отразить данную операцию?
Ответ
Перечисление денежных средств в уставный капитал отражается записями:
Дебет 1 215 34 530
«Увеличение вложений в иные формы участия в капитале»
Кредит 1 304 05 530
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по поступлению акций и иных форм участия в капитале»
— формирование вложений в уставный фонд унитарного предприятия;
Дебет 1 204 34 530
«Увеличение стоимости иных форм участия в капитале»
Кредит 1 215 34 630
«Уменьшение вложений в иные формы участия в капитале»
— формирование финансовых вложений в сумме фактических вложений учреждения.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Возможно ли перечисление денежных средств на хозяйственные нужды на банковские счета сотрудников с использованием пластиковых карт?
Ответ
В Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденном Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П (далее — Положение), указано, что перечень операций, которые физические лица могут проводить по своим картам, открыт. Это мнение высказано также в письме Банка России от 24 декабря 2008 г. № 14-27/513. В нем указано, что ограничения по перечню операций, совершаемых физическими лицами с использованием банковских карт, связаны с наличием ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Во избежание недоразумений внимательно изучите договор с банком на открытие и обслуживание лицевого счета с использованием пластиковых карт в рамках «зарплатного проекта».
В соответствии с пунктом 1.5 Положения кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт. При этом расчетная (дебетовая) карта, выданная работнику учреждения, предназначена для совершения операций работником в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств работника, находящихся на его банковском счете. Банковская карта, выдаваемая банком в рамках «зарплатного проекта», является собственностью банка, выдается держателям (работникам) исключительно во временное пользование и используется как инструмент доступа к счету работника. В соответствии с п. 2.3 Положения клиент — физическое лицо при помощи банковской карты может проводить помимо операций по получению наличных денежных средств в валюте Российской Федерации иные операции в валюте Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение. Учреждение вправе решение о перечислении денежных средств подотчетным лицам на банковские счета, открытые работникам для операций с использованием расчетных (дебетовых) карт, отразить в коллективном договоре или в ином локальном нормативном документе. Таким образом, решение о перечислении денежных средств работнику на его банковский счет, открытый для операций с использованием расчетной (дебетовой) карты, учреждением принимается самостоятельно на основании личного заявления работника.
При перечислении средств не забудьте в назначении платежа указать целевую направленность, например, «Пополнение счета; пластиковая карта №________ (номер), Ф. И. О. подотчетного лица, командировочные расходы или на хозяйственные нужды, НДС не облагается, НДФЛ не облагается». Это поможет проверяющим органам не воспринимать перечисления на карту сотрудника как зарплату и оградит от доначисления НДФЛ и страховых взносов. Подтверждением целевого использования перечисленных на хозяйственные нужды средств станет авансовый отчет работника с приложенными к нему подтверждающими первичными документами. Его форма (ф. 0504049) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Общежитие общей площадью 11 000 кв. м, находящееся на балансе (имеющее балансовую стоимость и сумму начисленной амортизации), состоит из здания А (6000 кв. м) и здания Б (5000 кв. м) и учитывается как один объект основных средств. Каким образом разделить один учитываемый объект на два разных объекта?
Ответ
В случае если в соответствии с первичным учетным документом, оформленным согласно действующему законодательству, затраты, формирующие вложения в объект основных средств, определить невозможно (в разрезе соответствующих объектов имущественных прав (объектов государственной регистрации), объектов учета), решение по определению стоимости для принятия к учету каждого объекта в составе жилой застройки вправе принять комиссия учреждения в рамках возложенных на нее полномочий.
Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утвержден постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Согласно данному постановлению Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений, и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. КС-3) составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком — заказчику (застройщику). При этом основанием для составления акта являются данные журнала учета выполненных работ (ф. КС-6а), на основании которого составляются акт приемки выполненных работ (ф. КС-2), справка о стоимости выполненных работ (ф. КС-3).
Журнал учета выполненных работ (ф. КС-6а) применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом. Журнал ведется исполнителем по каждому объекту строительства на основании замеров выполненных работ и единых норм и расценок по каждому виду работ.
При этом общий журнал работ (ф. № КС-6) содержит описание работ по конструктивным элементам здания или сооружения с указанием осей, рядов, отметок, этажей, ярусов, секций и помещений, где выполнялись работы, и при сдаче законченного строительством объекта в эксплуатацию указанные журналы предъявляются рабочей комиссии, а после приемки объекта передаются на постоянное хранение заказчику.
Таким образом, указанные документы могут применяться при определении балансовой (первоначальной) стоимости каждого объекта в составе застройки, подлежащего государственной регистрации и соответственно подлежащего принятию на учет.
В части налогового учета раздел объекта основного средства не предусмотрен статьей 257 Налогового кодекса, положениями которой установлены основания изменения первоначальной стоимости объекта основных средств. Перед тем как разграничить объект (здание) на два независимых объекта, следует разработать методику (способ) разделения стоимости имущества между вновь образованными объектами и закрепить ее приказом руководителя. Один из вариантов — определить стоимость каждой части здания пропорционально доле ее площади в общей площади помещения. Минфин России в письме от 6 октября 2011 г. № 03-03-06/1/632 указал, что стоимость помещений, на которые оформлены права собственности взамен права собственности на все здание, определяется исходя из первоначальной стоимости здания и доли площади нового помещения, за вычетом сумм начисленной амортизации по зданию, рассчитанной пропорционально площади вновь образованного помещения. При этом срок полезного использования каждого нового помещения остается неизменным и соответствует установленному ранее сроку службы здания.
Исходя из данных, указанных в вопросе, при пропорциональном разделе здания стоимость одного нового объекта А площадью 6000 кв. м составит примерно 54,6 процента, а объекта Б соответственно 45,4 процента от стоимости первоначального объекта основных средств. Начисленная амортизация также делится между вновь образованными объектами ОС, как правило, пропорционально их стоимости. Если после разделения характеристики зданий не изменились и срок полезного использования остался таким же, то нормы амортизации останутся прежними, и после разделения сумма амортизационных отчислений по каждому новому объекту будет равна амортизации по объекту, учитываемому до процедуры разграничения.
Для раздела здания необходимо оформить документы в БТИ, зарегистрировать права собственности на разделенные объекты недвижимости с уплатой госпошлины.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н (далее — Указания № 180н), расходы на услуги по паспортизации зданий отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги», на уплату государственных пошлин и сборы в установленных законодательством случаях — на статью 290 «Прочие расходы».
Новым объектам основных средств присваиваются новые инвентарные номера, и в отношении их открываются инвентарные карточки, в которых следует сделать пометки об инвентарном номере прежнего основного средства — здания общежития.
Разделение одного объекта на два независимых не изменит валюту баланса учреждения, поскольку выбытие одного объекта компенсируется постановкой на учет двух других объектов недвижимости.
В такой ситуации нет оснований для отражения в учете расхода в размере остаточной стоимости выбывающего имущества и дохода в виде стоимости принимаемых к учету объектов, однако такое движение основных средств необходимо отразить в Пояснительной записке к Балансу.
В учете разделение отражается внутренними записями по счету 0 101 00 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения», поскольку замены собственника не происходит, объект недвижимости остается, но только теперь он состоит из двух объектов.
Процедура разделения отразится проводками:
На сумму стоимости здания А
Дебет 0 101 11 000
«Основные средства — недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»
Кредит 0 101 11 000
«Основные средства — недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»
— в стоимости объекта, состоящего из двух зданий, выделена стоимость здания А в размере 54,6 % от первоначальной стоимости.
На сумму стоимости здания Б
Дебет 0 101 11 000
«Основные средства — недвижимое имущество учреждения, жилые помещения»
Кредит 0 101 11 000
«Основные средства — недвижимое имущество учреждения жилые помещения»
— в стоимости объекта, состоящего из двух зданий, выделена стоимость (45,4 %) здания Б в размере 45,4 % от первоначальной стоимости.
На сумму амортизации здания А
Дебет 0 104 11 000
«Амортизация недвижимого имущества учреждения — жилых помещений»
Кредит 0 104 11 000
«Амортизация недвижимого имущества учреждения — жилых помещений
— в размере ранее начисленной амортизации объекта, состоящего из двух зданий, выделена амортизация здания А в размере 54,6 % от общей амортизации.
На сумму стоимости здания Б
Дебет 0 104 11 000
«Амортизация недвижимого имущества учреждения — жилых помещений
Кредит 0 104 11 000
«Амортизация недвижимого имущества учреждения — жилых помещений»
— в размере ранее начисленной амортизации объекта, состоящего из двух зданий, выделена амортизация здания Б в размере 45,4 % от общей амортизации.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос
Какой бухгалтерской записью отразить на счете 210 06 «Расчеты с учредителем» покупку особо ценного движимого имущества (транспортное средство) бюджетным учреждением за счет приносящей доход деятельности?
Ответ
Счет 210 06 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения (п. 238 Инструкции № 157н, п. 116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н).
На счете отражаются расчеты по поступлению объектов основных средств и материальных активов, переданных учредителем бюджетному (автономному) учреждению в оперативное управление, и их возврат.
Приобретение основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности не отражается на счете 210 06 «Расчеты с учредителем».
Приобретение транспортного средства за счет средств от приносящей доход деятельности с учетом перечисления аванса согласно заключенному договору отражается записями:
Дебет 2 206 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислен аванс поставщику за приобретение транспортного средства;
Дебет 2 106 21 310
«Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— вложения в нефинансовые активы;
Дебет 2 210 01 560
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
— отражение суммы НДС, предъявленной поставщиком, с включением в книгу покупок;
Дебет 2 101 25 310
«Увеличение стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 2 106 21 410
«Уменьшение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
— принятие основных средств к учету на основании первичных учетных документов;
Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 210 01 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
— отражение налогового вычета по НДС с включением в книгу продаж;
Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 206 31 410
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»
— уменьшение задолженности перед поставщиком на сумму перечисленного аванса;
Дебет 2 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— погашение задолженности перед поставщиком;
Дебет 2 109 60 271
«Затраты по амортизации основных средств и нематериальных активов в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 104 25 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — особо ценного движимого имущества учреждения»
— ежемесячное начисление амортизации в течение срока эксплуатации основного средства.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала«Бюджетный учет»
Вопрос
Какими документами правильно оформить списание картриджей в государственном казенном учреждении?
Ответ
В соответствии с Инструкцией № 162н при выдаче картриджей в эксплуатацию в казенном учреждении оформляется Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос
На балансе казны муниципального образования числились квартиры, предоставленные гражданам по программе переселения из ветхого жилья. Через определенное время граждане эти квартиры приватизировали. Как списать приватизированные квартиры с баланса казны?
Ответ
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации муниципального имущества.
Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде (ст. 1 Закона от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон № 1541-1)).
Передача квартиры из казны муниципального образования в собственность физического лица оформляется договором передачи (ст. 7 Закона № 1541-1). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса переход права собственности на квартиру подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После регистрации перехода права собственности на квартиру в указанном реестре право собственности муниципального образования на нее прекращается. В связи с этим бухгалтерия учреждения, осуществляющего учет имущества казны, должна списать стоимость приватизированной квартиры с учета и отразить данную операцию записями:
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от реализации активов»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— списание приватизированной квартиры по остаточной стоимости;
Дебет 1 104 51 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны»
Кредит 1 108 51 410
«Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
— списание суммы амортизации приватизированной квартиры.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Можно ли возместить услуги такси госслужащему в служебной командировке за счет средств федерального бюджета (добирался от аэропорта до гостиницы и обратно)? За пользование такси предоставил квитанцию. На квитанции имеется номер, серия, штамп фирмы, которая оказала транспортные услуги, где указаны наименование фирмы, ИНН, КПП, адрес, телефон. Также в квитанции есть следующие данные: дата заказа, маршрут следования, код маршрута, время подачи, госномер автомобиля, стоимость услуг, подпись заказчика. Печать фирмы, предоставившей услуги такси, и подпись исполнителя отсутствуют, номер квитанции написан шариковой ручкой.
Может ли вышеописанная квитанция являться подтверждающим документом расходов на такси для возмещения за счет средств федерального бюджета?
Ответ
Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих утверждены Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. № 813 (далее — Порядок).
Согласно пункту 24 Порядка по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица гражданскому служащему при наличии обоснования могут быть возмещены расходы по проезду к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы — воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом сверх норм, установленных Порядком и условиями, в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание соответствующего государственного органа.
Пунктом 36 Порядка предусмотрено, что расходы, размеры которых превышают размеры, установленные Правительством Российской Федерации, а также иные расходы, связанные со служебными командировками (при условии, что они произведены гражданским служащим с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица), возмещаются государственными органами за счет средств, пре-дусмотренных в федеральном бюджете на содержание соответствующего государственного органа.
В статье 168 Трудового кодекса сказано, что при направлении в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Следовательно, если работник воспользовался услугами такси с ведома работодателя, данные затраты являются законными и подлежат возмещению работнику работодателем.
Возмещение иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения представителя нанимателя или уполномоченного им лица, осуществляется при представлении документов, подтверждающих эти расходы.
Документальное подтверждение расходов на такси
Согласно пункту 5.1 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (далее — Правила).
В соответствии с пунктом 102 Правил перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Согласно пункту 111 Правил фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Приложением 5 к Правилам. В Приложении 5 к Правилам предусмотрены обязательные реквизиты квитанции на оплату пользования легковым такси, в том числе серия и номер квитанции (печатаются типографским способом), дата выдачи квитанции, стоимость пользования такси.
Следовательно, если номер квитанции написан шариковой ручкой, то такая квитанция не содержит перечисленных в Приложении 5 обязательных реквизитов и не должна приниматься к учету.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»