Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету
Вопрос Просим разъяснить следующую ситуацию: по условиям государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ в рамках очередного этапа заказчиком осуществляется приемка опытного образца по акту материально-технической приемки. При этом сам опытный образец не ставится на баланс учреждения, а по расписке передается исполнителю для проведения дальнейших испытаний. Следует ли осуществлять постановку на бюджетный учет опытного образца после подписания акта материально-технической приемки? На основании каких документов следует осуществлять передачу опытного образца на ответственное хранение исполнителю для проведения испытаний и последующей государственной приемки?
Ответ В случае если при завершении одного из очередных этапов опытно-конструкторских работ (ОКР) исполнителем государственного контракта был получен положительный результат в виде созданного опытного образца, заказчику следует принимать к бюджетному учету переданный исполнителем ОКР образец в состав нефинансовых активов (материальных запасов) на основании подписанных актов о приемке очередного этапа работ и приемке опытного образца.
Руководствуясь требованиями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), а также Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), отражение указанных операций следует оформить следующими бухгалтерскими записями:
Дебет КРБ 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 302 32 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
— отражение суммы затрат, произведенных при исполнении ОКР согласно заключенным государственным контрактам;
Дебет КРБ 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»
— отражение затрат, связанных с получением экспериментальных опытных образцов при завершении соответствующего этапа ОКР на основании акта выполненных работ;
Дебет КРБ 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит КРБ 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к бюджетному учету полученных экспериментальных опытных образцов в состав материальных запасов при завершении соответствующего этапа ОКР на основании акта выполненных работ;
Дебет КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит КРБ 1 105 36 440
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— формирование сумм фактически произведенных вложений при принятии решения об эксплуатации опытного образца в деятельности учреждения;
Дебет КРБ 1 101 00 0001
«Основные средства»
Кредит КРБ 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к учету основного средства при решении эксплуатировать опытный образец в деятельности учреждения.
Передачу опытного образца исполнителю на ответственное хранение (хранение) для проведения испытаний следует осуществлять на основании документа (накладной, акта передачи), составленного в соответствии с требованиями, установленными пунктом 7 Инструкции № 157н.
Отвечала Л. М. Басиева, заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Вопрос Департамент градостроительства субъекта РФ является органом исполнительной власти субъекта РФ и в рамках своих полномочий является государственным заказчиком по проектированию, строительству и реконструкции объектов для краевых государственных нужд. Все оконченные строительством объекты подлежат государственной регистрации прав собственности субъекта и дальнейшей передаче на балансы эксплуатирующим организациям (краевым унитарным предприятиям, краевым государственным учреждениям). Дальнейшей эксплуатацией, использованием, содержанием данных объектов департамент градостроительства не занимается. До передачи объектов затраты, связанные со строительством объектов, находятся на балансе департамента градостроительства на счете 1 106 11 310 «Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения». Процесс оформления права собственности и передачи порой занимает длительное время — до трех месяцев.
Просим разъяснить порядок передачи законченных строительством и реконструкцией объектов (в том числе бухгалтерские проводки) в казну субъекта РФ и эксплуатирующим организациям.
Возможна ли передача объектов, минуя орган, осуществляющий учет имущества казны? Какими первичными документами и проводками следует оформлять передачу затрат, связанных со строительством, от департамента градостроительства в казну края или эксплуатирующим организациям? Возможно ли департаменту градостроительства оформлять передачу затрат по форме ОС-1а (по ОКУД 0306030), учитывая факт отсутствия объекта основных средств? В форме ОС-1а предусмотрена роспись материально ответственного лица о передаче объекта основных средств и роспись главного бухгалтера об отметке в инвентарной книге о выбытии объекта основных средств.
Ответ В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с Гражданским кодексом.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса, а также статье 2 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. При этом регистрации подлежит право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
От имени субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (далее — уполномоченный орган).
Учитывая изложенное, по нашему мнению, отражение в бюджетном учете объектов строительства в составе имущества казны (счет 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну») уполномоченным органом до их закрепления в хозяйственное ведение или оперативное управление является обязательным.
В целях принятия к учету (в казну субъекта РФ) вновь созданных объектов имущества департаменту градостроительства, выступающему в качестве государственного заказчика по строительству объектов для государственных нужд, данные о произведенных суммах вложений в объекты строительства (законченные строительством объекты) следует передать уполномоченному органу.
В соответствии с Инструкцией № 157н, а также Инструкцией № 162н указанные операции отражаются в бюджетном учете следующей бухгалтерской записью:
Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственными муниципальным организациям»
Кредит 0 106 10 000
«Вложения в недвижимое имущество учреждения».
Обратите внимание, что Инструкции № 157н и 162н не содержат правовой нормы, обязывающей применять определенную форму документа при оформлении указанной выше операции.
В связи с этим, по нашему мнению, учреждение в рамках формирования учетной политики вправе с учетом требований уполномоченного органа определить порядок оформления учетных процедур при передаче объектов строительства в казну субъекта РФ с установлением первичного документа, на основании которого будет производиться указанная передача.
Принимая во внимание положения приказа Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н), а также положения Градостроительного кодекса, предусматривающие, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо наряду с документами, установленными статьей 55 Градостроительного кодекса, представление акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), считаем необходимым в целях соблюдения единообразия в применении унифицированных форм документа при передаче объекта строительства в казну субъекта Российской Федерации использовать Извещение (ф. 0504805) и Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030).
Учитывая характер передаваемого объекта и особенность осуществляемой операции, а также возможность введения дополнительных реквизитов и показателей в унифицированные формы документов, которая предусмотрена Инструкцией № 157н и Приказом № 173н, порядок заполнения Акта (ф. 0306030) следует установить в учетной политике учреждения. При этом в указанном порядке учреждение вправе предусмотреть, что отдельные реквизиты, установленные унифицированной формой документа, ввиду невозможности их заполнения (например, подпись материально ответственного лица, инвентарный номер объекта основного средства и т. д.) не отражаются.
Отвечала Л. М. Басиева,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета
и бюджетной отчетности
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
Вопрос В соответствии с Инструкциями № 157н и 162н суммы выявленных недостач, причиненного ущерба, хищений, потерь, отнесенных за счет виновных лиц, отражаются по рыночной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».
Возмещение причиненного имуществу ущерба может осуществляться виновными лицами как добровольно, так и в принудительном порядке на основании решения суда.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 190н (далее — Указания № 190н), по коду доходов бюджета 000 1 14 02013 01 0000 410 (440) отражаются доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу), а по коду доходов бюджета 000 1 16 90010 01 0000 140 — прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет.
Просим разъяснить порядок применения кодов доходов бюджета при отражении в бюджетном учете операций по счету 0 209 70 000 «Расчеты по ущербу нефинансовым активам» в зависимости от порядка возмещения (добровольно либо принудительно) сумм ущерба.
Ответ Руководствуясь Указаниями № 190н, код классификации доходов бюджетов 000 1 16 90000 00 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба» применяется, по нашему мнению, в случае поступления в бюджет средств от возмещения ущерба, нанесенного в результате нарушения или ненадлежащего исполнения условий договоров гражданско-правового характера.
Возмещение сумм выявленной недостачи, причиненного ущерба, хищений, потерь, отнесенных за счет виновных лиц, в соответствии с Инструкцией № 162н отражается (независимо в добровольном или принудительном порядке осуществляется указанное возмещение) на соответствующих счетах с указанием в 1−17 разрядах номера счета кода классификации доходов бюджетов:
в части возмещения недостачи основных средств — код классификации доходов бюджетов 000 1 14 02013 01 0000 410 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации основных средств по указанному имуществу»;
в части возмещения недостачи материальных запасов — код 000 114 02013 01 0000 440 «Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений), в части реализации материальных запасов по указанному имуществу».
Отвечала Л. М. Басиева,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета
и бюджетной отчетности
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
Вопрос В целях исполнения полномочий в установленной сфере деятельности и в соответствии с требованиями главы 36 Гражданского кодекса между учреждениями заключаются договоры о безвозмездном пользовании имуществом.
В соответствии со статьями 15 и 393 Гражданского кодекса отдельными пунктами договора о безвозмездном пользовании установлено, что в случае утраты или повреждения имущества, полученного в безвозмездное пользование, возникает обязанность ссудополучателя по возмещению реального ущерба.
Просим разъяснить порядок взаиморасчетов при возмещении ущерба в случаях, если ссудодатель и ссудополучатель являются:
- получателями средств федерального бюджета, подведомственными одному главному распорядителю средств федерального бюджета;
- получателями средств федерального бюджета, подведомственными разным главным распорядителям средств федерального бюджета.
Одновременно просим разъяснить порядок санкционирования органами Федерального казначейства расходов при перечислении денежных средств в возмещение ущерба, причиненного имуществу, переданному по договорам безвозмездного пользования, заключенным между получателями средств федерального бюджета.
Ответ В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств. При этом, как следует из статьи 15 Гражданского кодекса, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Таким образом, если договором безвозмездного пользования имуществом предусмотрена обязанность ссудополучателя возмещать реальный ущерб в случае утраты или повреждения имущества, ссудодатель вправе требовать возмещения нанесенного имуществу ущерба.
Руководствуясь Инструкциями № 157н и 162н, операции по расчетам, связанным с возмещением сумм ущерба, ссудодателю следует отражать независимо от того, является ли ссудополучатель подведомственным ему учреждением либо подведомственным иному главному распорядителю бюджетных средств, такими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы» — начисление дохода на сумму ущерба;
Дебет 0 210 02 180
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам»
Кредит 0 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» — отражение поступившей в доход федерального бюджета суммы возмещения ущерба.
При этом ссудополучатель при осуществлении указанных расчетов производит следующие бухгалтерские записи:
Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 302 91 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим расходам» — начисление убытков в сумме предъявленного к уплате возмещения ущерба;
Дебет 0 302 91 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам»
Кредит 0 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам» — перечисление указанной суммы.
Что касается вопроса санкционирования указанных выше расходов, то согласно положениям бюджетного законодательства формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации, обусловленными соответствующим законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением.
При этом согласно статье 83 Бюджетного кодекса выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Вопрос о возможности осуществления получателями бюджетных средств расходов, связанных с возмещением ущерба, причиненного имуществу, находящемуся на праве оперативного управления, у федеральных органов за счет средств федерального бюджета относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств путем включения (либо невключения) в бюджетную смету получателя бюджетных средств соответствующего направления расходов бюджета в пределах доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Кроме того, положениями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н, установлены основания для подтверждения возникновения денежных обязательств только при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Учитывая, что возмещение ущерба не относится к указанным видам деятельности, санкционирование расходов федерального бюджета, связанных с возмещением ущерба, причиненного имуществу, должно осуществляться на основании заявки на кассовый расход при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
Отвечала Л. М. Басиева,
заместитель начальника отдела методологии бюджетного учета
и бюджетной отчетности
Департамента бюджетной политики
и методологии Минфина России
Вопрос Просим разъяснить вопрос применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации при отражении в 2011 году в бюджетном учете операции по исполнению исполнительного листа о взыскании из бюджета района поселением недополученной в 2009 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Ответ В соответствии с требованиями Указаний № 190н расходы бюджетов муниципальных районов на предоставление межбюджетных трансфертов в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений подлежат отражению по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», подразделу 1401 «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
В соответствии с положениями раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 190н вышеуказанные расходы следует отражать по подстатье 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» классификации операций сектора государственного управления.
Согласно статье 21 Бюджетного кодекса перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
В связи с вышеизложенным и в соответствии с Инструкцией № 162н в бюджетном учете операции по начислению трансфертов отражаются записями:
Дебет 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 302 51 730
«Увеличение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Операции по перечислению трансфертов отражаются записями:
Дебет 1 302 51 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
Отвечала М. Н. Кириллова,
специалист отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Вопрос По какой статье КОСГУ следует производить расходы по оплате государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию региональной комплексной информационной системы «Госуслуги»? В государственном контракте предусмотрен пункт, согласно которому исключительные права на результаты выполненной работы подлежат передаче учреждению.
Какого-либо дальнейшего оформления прав на патент и др. не планируется.
Будут ли считаться выполненные НИОКР в целях бюджетного учета единым нематериальным активом или, учитывая, что у учреждения нет исключительных прав на дорабатываемый портал госуслуг, подлежат списанию?
В случае если расходы на НИОКР подлежат списанию, какими бухгалтерскими записями правильно отразить указанную операцию?
Ответ В соответствии с положениями раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний № 190н расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, на научные разработки и изобретения, следует относить на статью 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» классификации операций сектора государственного управления.
В соответствии с пунктом 127 Инструкции № 157н и пунктом 31 Инструкции № 162н операции по вложениям в объекты нематериальных активов при их приобретении, создании (в том числе в сумме затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ) отражаются на счете аналитического учета 0 106 32 000 «Вложения в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения».
Принятие к бюджетному учету положительных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме произведенных затрат отражается записью:
Дебет 0 102 30 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 32 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения».
Списание произведенных вложений, сформированных при осуществлении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, по которым не получены положительные результаты, отражается записью:
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 106 32 420
«Уменьшение вложений в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения».
Отвечала М. Н. Кириллова,
специалист отдела методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Вопрос У бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) имеется дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности. Задолженность числится на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Организация-дебитор ликвидирована. Каков порядок списания данной задолженности?
Ответ Инструкция № 157н предполагает обособленный учет дебиторской задолженности, возникшей в результате совершения различных хозяйственных операций.
Дебиторская задолженность с момента возникновения и до ее погашения учитывается на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета, а в случае признания дебиторов неплатежеспособными (с момента признания ее безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством), согласно пункту 339 Инструкции № 157н списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
Гражданское законодательство устанавливает следующие основания признания дебиторской задолженности юридического лица безнадежной:
- задолженность, по которой истекает срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
- долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения. Обязательство прекращается за невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает согласно статье 416 Гражданского кодекса;
- долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
- долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации учреждение имеет все основания для признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета.
Обратите внимание: ни Инструкция № 157н, ни Инструкция № 162н не устанавливают порядок документального оформления списания дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов. Их положениями лишь определено, что списание производится:
- в порядке, установленном бюджетным законодательством;
- на основании первичных документов.
Следовательно, такой порядок должен устанавливаться уполномоченными органами власти. Кроме того, в рамках своих полномочий главный распорядитель бюджетных средств вправе устанавливать порядок согласования подведомственными бюджетными учреждениями списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности в качестве одного из мероприятий предварительного ведомственного финансового контроля (ст. 158 БК РФ).
В то же время далеко не всегда в распоряжении учреждения имеется соответствующий правовой акт, утвержденный уполномоченными органами.
В подобных ситуациях порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов может быть определен учреждением самостоятельно либо согласован с вышестоящей организацией. При разработке положений соответствующего локального правового акта учреждению можно рекомендовать воспользоваться нормами пунктов 77 и 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (не распространяется на государственные (муниципальные) учреждения). Согласно данному документу задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом могут оформляться следующие документы:
- Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0309016) (Приложение № 16 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичных документов) и невозможность ее взыскания (выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей факт ликвидации организации-должника);
- решение инвентаризационной комиссии;
- письменное обоснование решения о списании задолженности;
- приказ руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности.
В бухгалтерском учете при списании дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, в соответствии с требованиями пункта 80 Инструкции № 162н следует оформить следующую бухгалтерскую запись:
Дебет КРБ 0401 20 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»
Кредит КРБ 0206 00 000
«Расчеты по выданным авансам».
Кроме того, во избежание разногласий с органами финансового контроля в соответствии с пунктом 339 Инструкции № 157н учреждением должен быть организован учет задолженности на счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания.
В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:
- по истечении срока наблюдения (пять лет);
- при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
- при поступлении средств в погашение задолженности.
Отвечали эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов
Вопрос Контрольный орган, проверяющий правильность ведения учета в финансовом органе, настаивает на отражении в главной книге данных по счету 0 202 11 510 «Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства» в отрицательном значении. Контрольный орган ссылается на приказ Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее — Инструкция № 191н), где написано, что в строке 710 отражаются соответствующие показатели поступлений средств на счета бюджета в сумме данных по счету 0 202 11 510 «Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства» в отрицательном значении.
Правомерно ли требование контрольного органа?
Ответ В соответствии с пунктом 181 Инструкции № 157н и пунктом 55 Инструкции № 162н операции со средствами соответствующего бюджета в валюте Российской Федерации, находящимися в органах Федерального казначейства, отражаются финансовыми органами на счете 0 202 11 510 «Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства».
Поступления средств на счет бюджета отражаются бухгалтерскими записями по дебету счета 0 202 11 000 «Средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства», а выбытия соответственно по кредиту счета 0 202 11 000 «Средства на счетах бюджета в рублях в органе Федерального казначейства».
Соответствующие операции отражаются органом, осуществляющим кассовое обслуживание, финансовым органом в регистре учета — журнале прочих операций, а сформированные в журнале операций обороты ежедневно подлежат переносу в Главную книгу (ф. 0504072) (п. 11 Инструкции № 157н). Форма Главной книги и указания по ее применению утверждены Приказом № 173н.
Обратите внимание: в Главной книге (ф. 0504072) отражаются в хронологическом порядке записи по счетам бухгалтерского учета (балансовым счетам соответствующих бюджетов) в порядке возрастания. При этом никакие изменения показателей, отраженных на счетах бухгалтерского учета, не только не предусмотрены, но и недопустимы.
Именно такой порядок организации учета позволяет формировать в учете полную и достоверную информацию о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах (п. 4 Инструкции № 157н).
Действительно, в соответствии с пунктом 124 Инструкции № 191н при составлении финансовым органом Отчета о кассовом поступлении и выбытии бюджетных средств (ф. 0503124) в строке 710 отражаются соответствующие показатели поступлений средств на счета бюджета в сумме данных по счету 1 202 11 510 «Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства» в отрицательном значении. Это связано с тем, что в строках 700, 710 и 720 Отчета (ф. 0503124) раскрываются не данные об остатках средств на счетах бюджета как таковых, а данные об остатках средств как источнике финансирования дефицита бюджета.
Обратите внимание, что строка 700 формируется в результате суммирования показателей по строкам 710 «Увеличение остатков средств» и 720 «Уменьшение остатков средств». Поэтому в случае отражения показателей в строке в положительном значении данные в строке 700 задваивались бы.
Кроме того, сама формулировка «в отрицательном значении» свидетельствует о необходимости отражения в отчетности данных в значении, противоположном указанному в регистрах бухгалтерского учета. Таким образом, приведенная выше формулировка подтверждает тот очевидный факт, что соответствующие показатели по счету 1 202 11 510 «Поступления средств на счета бюджета в рублях в органе Федерального казначейства» в Главной книге должны быть указаны в положительном значении согласно данным бухгалтерского учета.
Отвечали эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. А. Семенюк, В. В. Пименов
Вопрос Учреждение является получателем бюджетных средств. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет от возврата дебиторской задолженности прошлых лет за учреждением не закреплены. В 2011 году по заявлению получателя пособия в кассу учреждения поступила сумма пособия по социальной помощи, излишне начисленная и выплаченная в предыдущем финансовом году. Выплата пособий осуществлялась за счет подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ. Излишнее начисление было обнаружено в 2011 году, то есть на 1 января 2011 года не учитывалось на счете 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Затем учреждением сумма была восстановлена на лицевом счете и перечислена в доход бюджета администратору доходов (вышестоящей организации).
Как в бухгалтерском учете следует отразить данную ситуацию?
Ответ Учет расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, ведется на счете 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» (п. 262 Инструкции № 157н).
По общему правилу, следующему из положений Инструкции № 157н и Инструкции № 162н, поступление в доход бюджета средств от плательщиков платежей может быть отражено в учете учреждения (кредитора), не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805), содержащего соответствующие отметки администратора кассовых поступлений.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в учете могут быть оформлены, например, следующие бухгалтерские записи, произведены следующие действия:
Дебет КРБ 1 401 20 262
«Расходы на пособия по социальной помощи населению»
Кредит КРБ 1 302 62 730
«Увеличение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению»;
Дебет КРБ 1 302 62 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по пособиям по социальной помощи населению»
Кредит КРБ 1 206 62 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по пособиям по социальной помощи населению» — исправление ошибки, связанной с выявлением излишне начисленного и выплаченного в предыдущем финансовом году пособия по социальной помощи способом «красное сторно»;
Дебет КДБ 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит КРБ 1 206 62 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по пособиям по социальной помощи населению» — учтена задолженность физического лица (получателя пособия);
Дебет КИФ 1 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит КРБ 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» — сумма излишне выплаченного пособия внесена в кассу учреждения;
Дебет КДБ 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит КИФ 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения» — средства из кассы сданы для зачисления на лицевой счет учреждения по объявлению на взнос наличными;
Дебет КРБ 1 304 05 262
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по пособиям по социальной помощи населению»
Кредит КДБ 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» — зачислены средства на лицевой счет получателя бюджетных средств;
Дебет КДБ 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит КРБ 1 304 05 262
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по пособиям по социальной помощи населению» — перечислены восстановленные расходы прошлых лет в доход бюджета.
Учреждение оформляет и направляет в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета (в частности, может быть указана информация о сумме дохода, контрагенте, коде бюджетной классификации, наименовании дохода).
Дебет КДБ 1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»
Кредит КДБ 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — отражено поступление денежных средств в доход бюджета на основании поступившего в учреждение Извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет.
Отвечали эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов
Вопрос Подскажите, пожалуйста, какие необходимо сделать бухгалтерские записи в следующей ситуации. МДОУ — детскому саду (бюджетное учреждение) были начислены пени по налогу на имущество и прибыль. Виновное лицо внесло денежные средства на расчетный счет детского сада. Пени были уплачены в налоговую инспекцию.
Ответ Учитывая, что Инструкции № 157н и 162н не содержат порядка отражения нанесенного виновным лицом ушерба учреждению за несвоевременную уплату налога или иных обязательств, полагаем, данную операцию следует отражать в следующем порядке:
Дебет 2 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 2 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — начислены пени, предъявленные учреждению налоговым органом;
Дебет 2 209 82 560
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам иных финансовых активов»
Кредит 2 401 20 290
«Прочие расходы» — отнесены расходы по начисленным пеням на виновное лицо;
Дебет 2 201 20 000
«Денежные средства на счетах в кредитной организации»
Кредит 2 209 82 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по недостачам финансовых и иных активов» — виновным лицом погашена задолженность перед учреждением;
Дебет 2 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 2 201 20 000
«Денежные средства на счетах в кредитной организации» — перечислены пени.
Отвечала А. А. Комлева,
заместитель шеф-редактора
журнала «Бюджетный учет»
Вопрос Подскажите, пожалуйста, нужно ли выплачивать суточные работнику учреждения, направленного в командировку, при задержке рейса на сутки по метеоусловиям?
Ответ В соответствии с пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749, за время вынужденной остановки работника в пути (задержку рейса можно отнести к вынужденной остановке) работнику полагается выплата суточных.
Отвечала А. А. Кучеренко,
консультант
Вопрос Собственник имущества передает объекты основных средств (автотранспорт) в качестве взноса в уставный фонд ГУП. Какими записями отразить такую передачу? Необходимо ли вести забалансовый учет переданного имущества?
Ответ В соответствии с Инструкцией № 157н, а также Инструкцией № 162н операции по вложению нефинансовых активов в уставный фонд унитарного предприятия отражаются следующими записями:
Дебет 1 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения» — передача объектов основных средств в качестве взноса в уставный фонд государственного унитарного предприятия на сумму начисленной амортизации;
Дебет 1 302 73 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале»
Кредит 1 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения» — передача объектов основных средств в качестве взноса в уставный фонд государственного унитарного предприятия в размере остаточной стоимости;
Дебет 1 215 32 530
«Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия»
Кредит 1 302 73 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению акций и по иным формам участия в капитале» — формирование вложений в уставный фонд унитарного предприятия на сумму остаточной стоимости переданных объектов основных средств;
Дебет 1 204 32 530
«Увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий»
Кредит 1 215 32 630
«Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия» — формирование финансовых вложений в сумме фактических вложений учреждения.
Величина разницы между размером уставного фонда унитарного предприятия, сформированного путем передачи имущества (объектов основных средств), и остаточной стоимостью переданного имущества отражается в следующем порядке:
Дебет 1 204 32 530
«Увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий»
Кредит 1 401 10 171
«Доходы от переоценки активов» — на сумму положительной разницы;
Дебет 1 401 10 171
«Доходы от переоценки активов»
Кредит 1 204 32 630
«Уменьшение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий» — в сумме отрицательной разницы.
Что касается забалансового учета, то Инструкция № 157н предусматривает право учреждения вводить дополнительные забалансовые счета в целях обеспечения управленческого учета. Принятие решения о целесообразности ведения забалансового учета имущества, переданного в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, является исключительным полномочием учреждения.
Отвечала О. Б. Воробьева,
аудитор
Вопрос Как отразить в учете автономного учреждения приобретение медицинского инвентаря за счет средств бюджетной субсидии?
Ответ Средства бюджетной субсидии являются целевым финансированием и не учитываются в составе доходов при определении налоговой базы.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н), в бухгалтерском учете следует сделать следующие записи:
Дебет 5 106 31 000
«Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств» — получен от поставщика медицинский инвентарь;
Дебет 5 106 31 000
«Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 22 000
«Расчеты по транспортным услугам» — оказаны транспортные услуги по доставке медицинского инвентаря;
Дебет 5 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» — оплата задолженности перед поставщиком за поставку медицинского инвентаря с одновременным отражением операции по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;
Дебет 5 302 22 000
«Расчеты по транспортным услугам»
Кредит 5 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» — оплата задолженности перед поставщиком за транспортные услуги по доставке медицинского инвентаря с одновременным отражением операции по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;
Дебет 5 101 36 000
«Производственный и хозяйственный инвентарь — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 106 31 000
«Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — медицинский инвентарь принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств.
В соответствии с пунктом 92 Инструкции № 157н на основные средства стоимостью до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости объекта при принятии к учету.
В бухгалтерском учете автономного учреждения оформляются следующие записи:
Дебет 5 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 5 104 36 000
«Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения» — отражена начисленная амортизация.
Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Вопрос Бюджетным учреждением приобретены два компьютера в комплекте (монитор и системный блок).
К этому моменту уже используются ранее приобретенные два комплекта. Возникла необходимость замены монитора из старого комплекта новым монитором. В накладных на компьютеры указаны общие суммы стоимости комплектов. Стоимости мониторов не выделены ни в новых комплектах, ни в старых.
Как отразить в учете операции по замене мониторов и какие первичные документы следует оформить?
Ответ Если в учете отражен в качестве объекта основного средства компьютер в сборе, то замена составных частей (в том числе и монитора) в зависимости от конкретной ситуации рассматривается или в качестве ремонта, или в качестве модернизации инвентарного объекта.
В соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация объектов основных средств могут стать причиной для изменения первоначальной (балансовой) стоимости таких объектов (п. 27 Инструкции № 157н), пересмотра срока полезного использования объектов, если изменяются первоначально принятые нормативные показатели их функционирования (п. 44 Инструкции № 157н). В рассматриваемой ситуации стоимость двух компьютеров сначала может быть уменьшена на стоимость изымаемых мониторов (операция может рассматриваться в качестве частичной ликвидации), а затем изменение стоимости компьютеров может быть осуществлено в рамках их дооборудования другими мониторами.
Так как в документах стоимость мониторов не выделена, то учреждение вправе самостоятельно разработать способ расчета стоимости ликвидируемой части объекта и закрепить его в учетной политике. Расчет можно осуществлять разными способами:
- в процентном отношении к стоимости всего объекта, определенном соответствующей комиссией;
- исходя из стоимости отдельных предметов, входящих в состав сложных объектов основных средств (если представляется возможным определить стоимость ликвидируемой части объекта на основании первичных
- документов, имеющихся в распоряжении учреждения);
- при помощи независимой оценки.
В пункте 85 Инструкции № 157н определен порядок расчета амортизации в случае изменения срока полезного использования основных средств в связи с дооборудованием, частичной ликвидацией. В то же время специфика рассматриваемых хозяйственных операций позволяет сделать вывод: срок полезного использования обоих компьютеров может не изменяться и, следовательно, нормы амортизационных отчислений, ранее исчисленные в установленном порядке, могут применяться до полного списания стоимости объекта.
Учитывая положения пунктов 9 и 12 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), учреждение может оформить первичные документы, разработанные с учетом положений пункта 7 Инструкции № 157н на основе следующих форм:
- Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003) (для оформления частичной ликвидации);
- Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001);
- Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф. 0306002) (для оформления дооборудования).
Обратите внимание, что при оформлении частичной ликвидации в акте, в частности, должна быть указана информация о поступлении в состав материальных запасов монитора, годного к дальнейшей эксплуатации. На основании актов и прилагаемой технической документации соответствующие данные должны быть отражены в инвентарной карточке учета основных средств, в том числе в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта».
В соответствии с Инструкцией № 174н в бухгалтерском учете могут быть произведены следующие записи:
Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения» — отражение операций по разукомплектации компьютера;
Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами» — приняты к учету мониторы в составе материальных запасов;
Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» — учтена стоимость мониторов в составе вложений в основные средства;
Дебет 0 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — принятие к учету компьютера с иным монитором.
Отвечала Е. М. Шахова,
аудитор
Вопрос Бюджетное учреждение приобрело за счет средств соответствующего бюджета саженцы деревьев на сумму 15 000 рублей (транспортные расходы включены в эту сумму). Саженцы деревьев высажены. Подскажите, пожалуйста, какими бухгалтерскими записями отразить указанные операции?
Ответ В соответствии с Инструкцией № 174н в бухгалтерском учете операции отражаются следующими записями:
Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по увеличению материальных запасов» — приобретены саженцы деревьев;
Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное
движимое имущество учреждения» — приняты к учету саженцы деревьев;
Дебет 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — произведена оплата поставленных саженцев деревьев;
Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» — списаны саженцы деревьев после их вступления в эксплуатационный период (возраст);
Дебет 1 101 38 310
«Увеличение стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — приняты к учету саженцы после их вступления в эксплуатационный период (возраст);
Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 1 104 38 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости прочих основных средств — иного движимого имущества учреждения» — начислена амортизация.
Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант
Вопрос Как отразить в учете автономного образовательного учреждения приобретение музыкальных инструментов для выдачи напрокат в рамках приносящей доход деятельности?
Ответ В соответствии с пунктом 99 Инструкции № 157н предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости относятся к материальным запасам.
Музыкальные инструменты, предназначенные для предоставления в пользование по договорам проката в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, учитывают на счете 2 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».
Записи по приобретению музыкальных инструментов для выдачи их напрокат в рамках приносящей доход деятельности отражаются в соответствии с Инструкцией № 183н и будут следующими:
Дебет 2 206 34 000
«Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» — произведена предварительная оплата за музыкальные инструменты;
Дебет 2 105 36 000
«Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов» — поступление от поставщика музыкальных инструментов на сумму договорной стоимости велосипедов без НДС;
Дебет 2 210 01 000
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов» — принятие к учету НДС, предъявленного поставщиком;
Дебет 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 206 34 000
«Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов» — зачет обязательств по оплате полученных музыкальных инструментов в счет перечисленной ранее предварительной оплаты;
Дебет 2 302 34 000
«Расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» — погашение задолженности перед поставщиком за поставленные музыкальные инструменты.
Отвечала А. А. Комлева,
заместитель шеф-редактора
журнала «Бюджетный учет»
Вопрос Подскажите, по какой статье КОСГУ следует отразить приобретение в подарок часов и конфет не своему сотруднику, а стороннему лицу? Товарный и кассовый чеки есть. Как правильно провести в учете, какие документы, акты применимы и в какой форме?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы по приобретению в подарок часов и конфет стороннему лицу следует отражать по статье 290 «Прочие расходы». Для подтверждения правомерности расхода необходимо иметь оправдательный документ, например приказ или распоряжение. Для списания сумм на финансовый результат заполните ведомость выдачи материальных ценностей (если это позволяет ситуация) или подтвердите награждение комиссионным актом, утвержденным руководителем.
Отвечала А. А. Кучеренко,
консультант
Вопрос По какой статье КОСГУ следует отразить расходы по переплету документов для сдачи их в архив при ликвидации учреждения?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы по переплету документов для сдачи их в архив при ликвидации учреждения следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала О. Б. Воробьева,
аудитор
Вопрос Как в учете автономного учреждения отразить командировочные расходы, включаемые в себестоимость оказываемой учреждением муниципальной услуги в 2011 году?
Ответ В соответствии с Инструкцией № 183н командировочные расходы отражаются следующим образом:
Дебет 4 208 12 000
«Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам»
Кредит 4 201 34 000
«Касса» — выданы подотчетному лицу из кассы учреждения денежные средства на оплату суточных;
Дебет 4 208 22 000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»
Кредит 4 201 34 000
«Касса» — выданы под отчет из кассы учреждения денежные средства на оплату проезда;
Дебет 4 208 26 000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг»
Кредит 4 201 34 000
«Касса» — выданы подотчетному лицу из кассы учреждения денежные средства на оплату найма жилого помещения.
После возвращения сотрудника из командировки и представления отчета об израсходованных суммах расходы принимаются к учету и оформляются следующими проводками:
Дебет 4 109 60 212
«Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 208 12 000
«Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам» — приняты к учету расходы по оплате суточных;
Дебет 4 109 60 222
«Затраты на транспортные услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 208 22 000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг» — приняты к учету расходы по оплате проезда;
Дебет 4 109 60 226
«Затраты на прочие работы, услуги в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 208 26 000
«Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг» — приняты к учету расходы на оплату найма жилого помещения.
Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Вопрос Бюджетному учреждению в дар от физического лица переданы комплекты спортивной одежды. Комиссия оценила их по рыночной стоимости в размере 12 800 рублей. Какими проводками следует отразить постановку на учет подаренных комплектов?
Ответ В соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
В соответствии с Инструкцией № 174н принятие к учету отражается следующими операциями:
Дебет 0 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы» — приняты к учету спортивные костюмы, переданные в дар;
Дебет 0 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения» — выдача спортивных костюмов в эксплуатацию;
Дебет 0 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 0 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» — начислен налог на прибыль с внереализационных доходов.
Отвечала Е. М. Шахова,
аудитор
Вопрос В государственном органе власти идет внутреннее изменение структуры: один отдел сокращен, другой переименован. Количество сокращаемых должностей в отделе соответствует числу вновь вводимых должностей (ниже на порядок) в другом отделе. В целом по организации численность не меняется.
Сотрудник в сокращенном отделе, не желая переходить на другую должность, принял решение об увольнении по сокращению штатов. Мы вынуждены платить четырехмесячное пособие. По какой статье КОСГУ — 211 или 262 отражать выплату этого пособия?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на выплату государственному гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы, а также реорганизацией государственного органа или изменением его структуры следует отражать по подстатье 211 «Заработная плата».
Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант
Вопрос Подскажите, пожалуйста, на какую статью расходов можно отнести расходы на приобретение сумок для ноутбуков?
Ответ Операции, связанные с приобретением объектов нефинансовых активов, следует отражать в разрезе статей, детализирующих группу 300 «Поступление нефинансовых активов» по видам объектов нефинансовых активов.
Согласно положениям Указаний № 190н, расходы на приобретение сумок для ноутбуков могут быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» исходя из предназначения и порядка использования нематериального актива, определенного соответствующим решением бюджетного учреждения.
Отвечала А. А. Комлева,
заместитель шеф-редактора
журнала «Бюджетный учет»
Вопрос Образовательное учреждение (школа) заключило договор на изготовление дипломов (разработку макета, печать дипломов). Дипломы были вручены на празднике учащимся. По какой статье расхода следовало производить оплату данных расходов?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на изготовление дипломов (разработку макета, печать дипломов) для вручения учащимся следует отражать по статье 290 «Прочие расходы».
Отвечала А. А. Кучеренко,
консультант
Вопрос Учреждение образования для проведения торжественного вечера, посвященного Дню учителя, заключило с физическим лицом договор на организацию и проведение мероприятия. По какой статье КОСГУ следует производить расходы по оплате данного договора?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы по оплате договора на организацию и проведение торжественного вечера, посвященного Дню учителя, следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала О. Б. Воробьева,
аудитор
Вопрос На какую статью расходов можно отнести расходы на установку аварийного освещения и противопожарных дверей?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на установку аварийного освещения и противопожарных дверей следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».
Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Вопрос По какой статье КОСГУ отражаются расходы, произведенные учреждением в связи с отключением электро-энергии вследствие задолженности по оплате и подключением после ее погашения?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы следует отражать следующим образом:
- оплату за услуги отключения и подключения к сетям электроснабжения — по подстатье 223 «Коммунальные услуги»;
- оплату за проведенные электромонтажные работы, произведенные при отключении и подключении и не включенные в тариф на оказание коммунальных услуг, — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос По какой статье КОСГУ следует отражать расходы по обеспечению лекарственными препаратами судей, находящихся в отставке?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на медицинское обслуживание судей в отставке, включая их обеспечение лекарственными средствами, отражаются по подстатье 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления».
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Вопрос По какой статье КОСГУ следует производить расходы по оплате договора по проведению паспортизации и инвентаризации зданий в рамках программы приватизации государственного имущества субъекта РФ?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы по оплате договора по проведению паспортизации и инвентаризации зданий в рамках программы приватизации государственного имущества субъекта РФ следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала А. А. Комлева,
заместитель шеф-редактора
журнала «Бюджетный учет»
Вопрос По какой статье КОСГУ следует оплачивать единовременный взнос за вступление в саморегулируемую организацию?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы по оплате единовременного взноса за вступление в саморегулируемую организацию следует отражать по статье 290 «Прочие расходы». Если саморегулируемая организация является международной, то расходы по оплате единовременного взноса следует отражать по подстатье 253 «Перечисления международным организациям».
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос Подскажите, пожалуйста, по какой статье КОСГУ следует отражать расходы по приобретению проездных билетов медсестрам в учреждении здравоохранения для посещения новорожденных?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы по приобретению проездных билетов медсестрам в учреждении здравоохранения для посещения новорожденных следует отражать по подстатье 222 «Транспортные услуги».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос По какой статье КОСГУ отражаются расходы на оплату педагогических часов в случае, если с внештатным сотрудником заключен договор возмездного оказания услуг гражданско-правового характера?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на оплату услуг внештатного сотрудника, с которым заключен договор возмездного оказания услуг гражданско-правового характера (чтение лекций), следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»
Вопрос По какой статье КОСГУ следует отразить расходы учреждения на выплату единовременного пособия женщинам-военнослужащим при рождении ребенка?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на выплату пособий женщинам-военнослужащим при рождении ребенка следует отражать по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению».
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос По какой статье КОСГУ нужно отражать расходы на приобретение спецодежды?
Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 190н, расходы на приобретение спецодежды следует отражать по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».
Если спецодежда приобретена в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний за счет средств ФСС РФ, то расходы отражаются по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
1 Вместо нулей указывается соответствующий код аналитического учета и КОСГУ.