Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету

Вопрос Муниципальным бюджетным учреждением — получателем бюджетных средств в декабре 2011 года был перечислен аванс за коммунальные услуги (в рамках бюджетной деятельности). Документы об оказании коммунальных услуг (акты, счета-фактуры) за декабрь 2011 года представлены учреждению поставщиками коммунальных услуг только в 2012 году после представления учреждением бюджетной отчетности за 2011 год. При этом в 2012 году учреждение является получателем бюджетных средств.

Какими бухгалтерскими записями в бюджетном учете следует отразить данную операцию по погашению числящейся дебиторской задолженности?

Ответ Сразу отметим, что на практике подобная ситуация является достаточно распространенной. Обращаем внимание, что переходный период установлен до 1 июля 2012 года и на момент получения счета муниципальным бюджетным учреждением, до принятия решения о предоставлении бюджетному учреждению субсидий из федерального бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Бюджетный учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения (п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н). При этом основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются соответствующие первичные учетные документы (п. 1 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции № 157н).

Очевидно, что до представления надлежаще оформленных первичных документов обязательства перед организацией, оказавшей услуги в прошлом году, не могут быть отражены учреждением на счете 30200 «Расчеты по принятым обязательствам» и, соответственно, не может быть уменьшена (зачтена) дебиторская задолженность по уплаченным ранее авансам, учтенная на счете 20600 «Расчеты по выданным авансам».

Пунктом 5 статьи 217 и пунктом 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенное, при доведении главными распорядителями средств соответствующего бюджета до находящихся в их ведении получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год, учреждения — получатели бюджетных средств вправе принимать бюджетные обязательства на очередной год, в том числе в декабре текущего финансового года, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на очередной финансовый год. В целях организации бухгалтерского учета муниципальное учреждение вправе определить в своей учетной политике порядок документооборота.

Таким образом, во взаимосвязи с положениями пункта 18 Инструкции № 157н соответствующую операцию на основании документов, представленных контрагентом в текущем году, после того, как бюджетная отчетность учреждением уже представлена, следует отразить в бюджетном учете бухгалтерской записью по дате получения документов. При этом в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи (п. 80 и п. 102):

Дебет КРБ 1 401 20 223

«Расходы на коммунальные услуги»

Кредит КРБ 1 302 23 730

«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам» — приняты расходы по оплате оказанных коммунальных услуг;

Дебет КРБ 1 302 23 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Кредит КРБ 1 206 23 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам» — зачтены обязательства по оказанным коммунальным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты на основании поступивших документов.

Отвечали эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ

А. А. Семенюк, В. В. Пименов

Вопрос Необходимо ли вести раздельный учет в случае одновременного осуществления в 2011 году бюджетным учреждением (получателем средств бюджета) бюджетной и приносящей доход деятельности? Следует ли каким-то образом распределять расходы, предусмотренные как бюджетной сметой, так и сметой по приносящей доход деятельности (например, коммунальные услуги)?

Ответ Обращаем ваше внимание, что утверждение двух смет преду-смотрено только до 1 января 2012 года (исключение). В соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции № 157н государственными (муниципальными) учреждениями ведется раздельный бухгалтерский учет

в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности), в том числе и в разрезе деятельности, осуществляемой за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность) (код 1) и приносящей доход деятельности (код 2).

Указанные выше инструменты, предусмотренные Инструкцией № 157н для ведения раздельного бухгалтерского учета, позволяют учреждению отчасти обеспечить и выполнение требования подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования.

Получатели бюджетных средств должны принимать обязательства в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ) исходя из того, какой сметой (бюджетной или по приносящей доход деятельности) такие расходы предусмотрены. При этом показатели смет формируются на основании определенных правил, норм, методик. Иными словами, утверждая в составе бюджетной и приносящей доход деятельности сметы возможность осуществления одних и тех же видов расходов в определенных объемах, уполномоченные органы (должностные лица), по сути, принимают решение об их распределении между видами деятельности.

Как видим, немаловажным фактом в рассматриваемой ситуации для учреждения является качественное планирование соответствующих расходов при составлении сметы (расчетов к ней). При планировании необходимо учитывать и другой немаловажный принцип бюджетной системы — принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Руководствуясь данным принципом должностные лица должны (если иное прямо не предусмотрено нормативными документами и порядком финансового обеспечения содержания учреждения):

  • планировать в соответствующих сметах (расчетах) затраты учреждения таким образом, чтобы исключить осуществление расходов, прямо направленных на обеспечение одного вида деятельности, за счет другого вида деятельности;
  • не допускать покрытия расходов на осуществление приносящей доход деятельности за счет бюджетных средств.

Отвечали эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ

А. А. Семенюк, В. В. Пименов

Вопрос Бюджетным учреждением — получателем субсидии принято решение о списании основного средства, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества. Данное основное средство приобретено за счет средств от оказания платных услуг и (или) инoй приносящей доход деятельности. В результате списания оприходован металлолом, который впоследствии был утилизирован.

Облагается ли операция по реализации металлолома НДС? Как указанные операции учитываются при налогообложении прибыли? Какие бухгалтерские записи следует оформить в данной ситуации? Следует ли перечислять в доход бюджета средства, полученные от реализации металлолома?

Ответ Распоряжение имуществом. Имущество бюджетного учреждения, получателя субсидии, находящиеся на праве оперативного управления, является собственностью соответствующего муниципального образования (ст. 120, 215, 296 ГК РФ). При этом действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ)).

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

  • особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
  • недвижимым имуществом.

Остальным движимым имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение — получатель субсидии вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 4 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в их самостоятельное распоряжение (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ).

При этом утилизация отходов, полученных в результате хозяйственной деятельности учреждения не является самостоятельным видом деятельности. Решение об утилизации принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (п. 25 Инструкции № 157н), назначенной приказом руководителя в рамках реализации мероприятий по списанию имущества. Порядок ее работы должен быть установлен приказом руководителя.

Реализация производится на основании заключения комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок ее работы может быть установлен учетной политикой или отдельным приказом. Результаты работы комиссии отражают в Акте, подтверждающем нецелесообразность дальнейшего использования запасных частей (металлолома, макулатуры).

НДС. В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 Налогового кодекса. В частности, не облагается НДС реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ). Следовательно, в рассматриваемом случае обязательств по начислению и уплате НДС у бюджетного учреждения — получателя субсидий не возникает.

Налог на прибыль. Бюджетные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ). Объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ).

Согласно статье 248 Налогового кодекса при определении базы по налогу на прибыль учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). В рассматриваемом случае — сумма НДС.

Согласно нормам статьи 249 Налогового кодекса выручка от реализации металлолома учитывается при исчислении налога на прибыль. При этом согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества, к которому относится и металлолом, могут быть уменьшены на сумму расходов, указанных в статье 254 Налогового кодекса. Иными словами, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе доходов при ликвидации (ремонте) основного средства.

Бухгалтерский учет. Операции по выбытию с баланса основного средства согласно решению о его списании и операции по поступлению в результате его списания металлолома и последующей реализации металлолома, согласно положениям Инструкции № 157н, Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), оформляются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 2 104 00 000

«Амортизация»

Кредит 2 101 00 000

«Основные средства» — списана сумма амортизации, начисленная по выбывающему объекту.

Одновременно делается запись:

Дебет 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 2 101 00 000

«Основные средства» — списана остаточная стоимость выбывающего объекта по факту подтверждения разборки, утилизации и других мероприятий по списанию;

Дебет 2 105 36 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами» — принят к учету металлолом, полученный от разборки объекта (по рыночной стоимости), согласно заключению комиссии;

Дебет 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 2 105 36 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» — списана стоимость утилизированного металлолома;

Дебет 2 205 74 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»

Кредит 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами» — начислен доход от утилизации металлолома;

Дебет 2 401 20 000

«Расходы текущего финансового года»

Кредит 2 302 00 000, 2 208 00 000

«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами» — учтены суммы расходов, связанных с утилизацией металлолома (ликвидация, разборка ОС);

Дебет 2 401 10 172

«Доходы от операций с активами»

Кредит 2 401 20 000

«Расходы текущего финансового года» — отнесены на уменьшение доходов расходы, связанные с утилизацией металлолома;

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 205 74 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» — зачислены на лицевой счет денежные средства за утилизированный металлолом с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по коду доходов 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов»;

Дебет 2 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 2 303 03 730

«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций» — начислен налог на прибыль;

Дебет 2 303 03 730

«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»

Кредит 2 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечислен налог на прибыль.

Отвечали эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ

А. А. Семенюк, В. В. Пименов

Вопрос На каком счете должны учитываться земельные участки, полученные на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетным учреждением (получателем бюджетных средств)?

Ответ Учет земельных участков в бюджетном учреждении, в отношении которого не принято решение о предоставлении субсидии из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, ведется в соответствии с Инструкцией № 157н и Инструкцией № 162н.

Согласно статье 20 Земельного кодекса государственным (муниципальным) учреждениям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. При этом юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Из содержания пункта 332 Инструкции № 157н следует, что имущество, полученное с правом бессрочного пользования, должно учитываться учреждением на забалансовых счетах. При этом специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях прямо указывают на то, что с 1 января 2011 года земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), подлежат на основании документа (свидетельства), подтверждающего права пользования земельным участком, отражению по их кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» Единого плана счетов (см., в частности, письмо Минфина России от 21 октября 2011 г. № 02-06-07/4680). Принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных по состоянию на 1 января 2011 года на забалансовом счете 01, следует осуществлять на основании Справки (ф. 0504833).

Об отражении земельных участков на счете 103 00 «Непроизведенные активы».

Пунктом 70 Инструкции № 157н определено, что земля относится к непроизведенным активам и учитывается на счете 103 00 «Непроизведенные активы». При этом в пункте 71 Инструкции № 157н указано, что активы отражаются в учете в момент вовлечения их в экономический (хозяйственный) оборот.

По нашему мнению, понятие вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот должно рассматриваться в свете положений статьи 129 Гражданского кодекса. Данная статья определяет оборотоспособность объектов гражданских прав, к которым в соответствии с положениями статьи 128 Гражданского кодекса относятся земля и другие природные ресурсы.

Исходя из содержания статьи 129 Гражданского кодекса под оборотом земельных участков следует понимать их отчуждение или переход от одного лица к другому.

Ограничения оборотоспособности земельных участков определены статьей 27 Земельного кодекса. При этом данной нормой установлено, что земли, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот, по нашему мнению, является:

  • приобретение земельных участков;
  • безвозмездное получение земельных участков от других бюджетов, государственных и муниципальных организаций других бюджетов, негосударственных организаций;
  • продажа земельных участков;
  • передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.

Как видим, в рассматриваемой ситуации речь не идет о вовлечении земельных участков в хозяйственный оборот. Следовательно, они не подлежат учету на счете 103 00 «Непроизведенные активы».

Таким образом, в рассматриваемой ситуации земельные участки должны обособленно учитываться вашим учреждением на счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Отвечали эксперты службы

Правового консалтинга ГАРАНТ

М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов

Вопрос Вправе ли бюджетное учреждение нового типа самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от оказания платных услуг в рамках разрешенных видов деятельности и иных доходов по приносящей доход деятельности, осуществляемой по уставу, и приобретенным за счет этих доходов имуществом?

Ответ В соответствии с пунктом 4 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приобретенными за счет указанных средств активами бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно, без согласования с собственником (учредителем), за исключением:

  • особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением (перечень указанных активов определяет учредитель);
  • любого недвижимого имущества.

Направление расходов на исполнение обязательств осуществляется согласно плану финансово-хозяйственной деятельности.

Отвечала А. А. Комлева,

заместитель шеф-редактора

журнала «Бюджетный учет»

Вопрос На валютном счете автономного учреждения в рамках приносящей доход деятельности на начало отчетного периода находилась неизрасходованная (находящаяся в кассе) валюта (доллары США). С валютного счета в кассу автономного учреждения поступила часть валюты. Курс Банка России составлял (условно) на начало отчетного периода 30,50 руб./долл., на момент снятия денежных средств с валютного счета и поступления в кассу — 30,10 руб./долл., на отчетную дату — 30,70 руб./долл. Как отразить в учете автономного учреждения курсовые разницы, возникающие при расчете рублевого эквивалента?

Ответ В соответствии с Инструкцией № 157н (п. 154) учет операций по движению средств в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операций.

Рублевый эквивалент остатка средств в иностранных валютах на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) отражается в бухгалтерском учете в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета).

Переоценка денежных средств в иностранных валютах осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и на отчетную дату.

При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) денежных средств с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.

При пересчете остатка валютных средств на отчетную дату у учреждения образуется отрицательная курсовая разница. Запись в учете будет следующей:

Дебет 2 401 10 171

«Доходы от переоценки активов»

Кредит 2 201 27 610

«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации» — отражение отрицательной курсовой разницы, образовавшейся при пересчете средств в иностранной валюте на дату их выбытия с валютного счета. Одновременно производится запись по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счете учреждения» со знаком «минус» по коду доходов 171 «Доходы от переоценки активов»;

Дебет 2 201 34 510

«Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит 2 201 27 610

«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте со счета в кредитной организации» — получение денежных средств со счетов в иностранной валюте в кассу учреждения. Одновременно на сумму выбытий производится запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по кодам соответствующих расходов, на которые была получена валюта (например, суточные по коду 212 «Прочие выплаты»).

При пересчете остатка валютных средств на отчетную дату у учреждения образуется положительная курсовая разница. Запись в учете будет следующей:

Дебет 2 201 34 510

«Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит 2 401 10 171

«Доходы от переоценки активов» — отражена положительная курсовая разница на отчетную дату на основании Справки (ф. 0504833).

Кроме того, обратите внимание, что доходы или расходы в виде положительной или отрицательной курсовой разницы, образовавшейся вследствие роста либо снижения курса валюты, учитываются в составе внереализационных доходов или расходов при учете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос Как отразить в учете бюджетного учреждения — получателя субсидий начисление и выплату за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, суммы компенсации взамен бесплатной выдачи молока работникам бюджетного учреждения, занятым на работах с вредными условиями труда, по письменному заявлению работника? Коллективным договором учреждения предусмотрена возможность замены выдачи молока денежной компенсацией.

Ответ В соответствии со статьей 222 Трудового кодекса на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Бесплатная выдача молока осуществляется в соответствии с Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, и Нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденными приказом Мин-здравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н.

В учете бюджетного учреждения операции будут следующими:

Дебет 2 109 60 212 (2 109 70 212)

«Затраты на прочие выплаты в себестоимости готовой продукции, работ, услуг», «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг в части прочих выплат»

Кредит 2 302 12 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам» — начисление компенсации взамен выдачи молока;

Дебет 2 302 12 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

Кредит 2 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения» — выдача суммы компенсации из кассы учреждения работнику.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос Казенным учреждением заключен договор на оплату услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов за счет бюджетных средств. Договором предусмотрен аванс. Какими записями в учете казенного учреждения отразить эти расходы?

Ответ В соответствии с Инструкцией № 162н в бухгалтерском учете казенного учреждения расходы отражаются следующими записями:

Дебет 1 206 23 560

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам»

Кредит 1 304 05 223

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» — перечислен аванс по договору;

Дебет 1 401 20 223

«Расходы на коммунальные услуги»

Кредит 1 302 23 730

«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам» — приняты к учету выполненные работы;

Дебет 1 302 23 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Кредит 1 206 23 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по коммунальным услугам» — учтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 1 302 23 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Кредит 1 304 05 223

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» — произведена оплата услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на основании акта выполненных работ, услуг.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Бюджетным учреждением приобретена краска для планового ремонта в здании детского центра. Оплата произведена за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию долгосрочной целевой программы. Как отразить приобретение и расходование краски в бухгалтерском учете?

Ответ В соответствии с Инструкцией № 174н приобретение и расходование краски, приобретенной для ремонта здания за счет средств субсидии на иную цель (на реализацию долгосрочной целевой программы), следует отразить в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 5 105 34 340

«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 5 302 34 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» — принята к учету краска, приобретенная для ремонта здания за счет средств субсидии;

Дебет 5 302 34 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — произведена оплата за краску, приобретенную для ремонта здания за счет средств субсидии с одновременным отражением операции по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов;

Дебет 5 401 20 272

«Расходование материальных запасов»

Кредит 5 105 34 440

«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения» — списана краска по акту выполненных работ, использованная при ремонте здания, предусмотренном согласно мероприятиям в рамках выделенной субсидии на иные цели.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос Бюджетное учреждение безвозмездно получило электротехническое оборудование (лампы) от органа государственной власти, не являющегося учредителем этого учреждения. Лампы будут использоваться в рамках выполнения государственного задания. Затраты по расходованию признаются учреждением накладными. Как отразить операции по получению и расходованию ламп в учете учреждения?

Ответ В соответствии с Инструкцией № 174н в учете учреждения операции по получению и расходованию ламп отражаются следующими записями:

Дебет 2 105 34 340

«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 401 10 180

«Прочие доходы» — учреждением получено электротехническое оборудование (лампы);

Дебет 2 105 34 340

«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 105 34 340

«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения» — выдано электротехническое оборудование (лампы). Внутреннее перемещение материальных запасов по МОЛ;

Дебет 2 401 20 272

«Расходование материальных запасов»

Кредит 2 105 34 440

«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения» — списано электротехническое оборудование (лампы).

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос Как отразить в учете муниципального бюджетного учреждения культуры — получателя субсидий операции по поступлению и расходованию денежных средств, поступивших в кассу учреждения от физического лица в качестве добровольного пожертвования на приобретение книг?

Ответ Сначала определимся с понятием «пожертвование». В соответствии со статьей 582 Гражданского кодекса пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с Законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Следует отметить, что передача пожертвования должна быть оформлена договором (актом) пожертвования в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой из сторон.

Доходы, полученные в виде пожертвований, в соответствии с приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 180н) относят на статью 180 «Прочие доходы» КОСГУ.

В бухгалтерском учете операции по поступлению и расходованию денежных средств в виде пожертвования отражают следующими записями:

Дебет 2 201 34 510

«Поступления средств в кассу учреждения»

Кредит 2 205 81 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» — поступление в кассу учреждения доходов в виде пожертвований на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001) и объявления на взнос наличными (ф. 0402001);

Дебет 2 205 81 560

«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит 2 401 10 180

«Прочие доходы» — начисление доходов в виде пожертвования;

Дебет 2 210 03 560

«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»

Кредит 2 201 34 610

«Выбытия средств из кассы учреждения» — внесение наличных денежных средств на лицевой счет учреждения на основании Расходного кассового ордера (ф. 0310002);

Дебет 2 201 11 510

«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит 2 210 03 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» — зачисление наличных денежных средств на лицевой счет на основании выписки из лицевого счета с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 2 206 31 560

«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств»

Кредит 2 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечислен аванс на приобретение книг за счет средств, полученных в виде пожертвований с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств»;

Дебет 2 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 2 302 31 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — вложения в иное движимое имущество по приобретению учреждением книг;

Дебет 2 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Кредит 2 206 31 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по приобретению основных средств» — произведен зачет перечисленного ранее аванса;

Дебет 2 101 37 310

«Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — принятие к учету приобретенных учреждением книг;

Дебет 2 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

Кредит 2 201 11 610

«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — погашение задолженности за приобретенные книги за счет средств, полученных в виде пожертвований.

Одновременно сумма выбытий с лицевого счета учреждения отражается записью по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по коду 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Отвечала А. А. Комлева,

заместитель шеф-редактора

журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Как отразить в учете автономного учреждения культуры приобретение у юридического лица исключительного права на сценарное произведение через подотчетное лицо за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности?

Ответ Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Приобретенное автономным учреждением исключительное право на сценарное произведение учитывается в составе нематериальных активов.

В бухгалтерском учете автономного учреждения операции по приобретению исключительного права на сценарное произведение через подотчетное лицо за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, будут следующими:

Дебет 2 106 32 000

«Вложения в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 2 302 32 000

«Расчеты по приобретению нематериальных активов» — отражены затраты на приобретение исключительного права на сценарное произведение на основании акта о передаче исключительных прав;

Дебет 2 102 30 000

«Нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 2 106 32 000

«Вложения в нематериальные активы — иное движимое имущество учреждения» — принятие к учету исключительного права на сценарное произведение в составе объектов нематериальных активов по первоначальной стоимости, сформированной при его приобретении;

Дебет 2 208 32 000

«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов»

Кредит 2 201 34 000

«Касса» — выдача денежных средств под отчет;

Дебет 2 302 32 000

«Расчеты по приобретению нематериальных активов»

Кредит 2 208 32 000

«Расчеты с подотчетными лицами по приобретению нематериальных активов» — представлен авансовый отчет.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос Учреждение в июне 2011 года передало документы на передачу ОС в территориальное управление Росимущества. Распоряжение на передачу Росимущество издало в декабре 2011 года. Учреждение передало данные ОС в декабре 2011 года. Какие суммы амортизации необходимо передать по актам и извещениям по состоянию на июнь или декабрь 2011 года?

Ответ Акт о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий (сооружений)) (ф. 0306001) является первичным бухгалтерским документом, на основании которого оформляются бухгалтерские записи по приему, передаче основных средств. Учитывая, что основанием для передачи ОС является распоряжение Росимущества, датированное декабрем 2011 года, бухгалтерские записи для отражения хозяйственной операции по передаче ОС произведены в декабре 2011 года. Таким образом, учреждение, передающее ОС (передающая сторона), должно начислять амортизацию по декабрь, указав сумму амортизации в Извещении (ф. 0504805).

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос Возможен ли в казенном учреждении на конец года остаток по счету 201 35 000 «Денежные документы» (маркированные конверты)?

Ответ Порядок ведения кассовых операций, утвержденный решением Совета директоров Центрального банка от 22 сентября 1993 г. № 40, действующий в 2011 году, распространяется только на операции с наличными денежными средствами. Указаний о его применении к денежным документам нет. Инструкции № 157н и 162н не содержат указаний о запрете наличия остатка на конец года по счету 201 35 000 «Денежные документы».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Казенное учреждение за декабрь 2011 года выплатило госслужащему денежное содержание полностью согласно табелю учета рабочего времени. В январе 2012 года госслужащий представил листок временной нетрудоспособности на конец декабря — начало января. Представлен уточненный табель учета рабочего времени. Какими бухгалтерскими записями нужно оформить возврат денежного содержания за дни декабря, которые фактически госслужащий проболел? И нужно ли сумму возврата как средства прошлого года перечислить в доход бюджета?

Ответ Операции в учете по возврату денежного содержания будут следующими:

Дебет 1 401 20 211

«Расходы по заработной плате»

Кредит 1 302 11 730

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» — отражено начисление пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня за счет работодателя;

Дебет 1 303 02 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Кредит 1 302 13 730

«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда» — отражено начисление пособия по временной нетрудоспособности за счет ФСС РФ;

Дебет 1 401 20 211

«Расходы по заработной плате»

Кредит 1 302 11 730

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» — исправление ошибки, связанной с выявлением излишне выплаченной в декабре заработной платы за период нетрудоспособности методом «красное сторно».

Одновременно производится запись:

Дебет 1 401 20 213

«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»

Кредит 1 303 00 000

«Расчеты по платежам в бюджеты» — исправление ошибки, связанной с выявлением излишне начисленных налогов на фонд оплаты труда методом «красное сторно»;

Дебет 1 401 20 211

«Расходы по заработной плате»

Кредит 1 302 11 730

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате» — начислена заработная плата за 2012 год;

Дебет 1 303 05 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит 1 304 05 211

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате» — перечисление удержанного из заработной платы 2012 года перерасчета заработной платы за 2011 год в доход соответствующего бюджета;

Дебет 1 210 02 130

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 303 05 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — поступление суммы перерасчета в доход соответствующего бюджета на основании выписки из лицевого счета.

В случае невозможности удержания с текущих начислений заработной платы одновременно делаются записи:

Дебет 1 205 31 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 1 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»;

Дебет 1 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

Кредит 1 302 11 730

«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Отвечала А. А. Комлева,

заместитель шеф-редактора

журнала «Бюджетный учет»

Вопрос По какой статье КОСГУ следует отразить расходы по проведению топографической съемки для оформления границ землепользования?

Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 180н, расходы по оплате топографической съемки для оформления границ землепользования следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Отвечала А. А. Комлева,

заместитель шеф-редактора

журнала «Бюджетный учет»

Вопрос В учреждении при пожаре была повреждена кровля здания. По какой статье КОСГУ следует отразить расходы по оплате муниципального контракта по устранению последствий пожара (разборка поврежденного покрытия кровли, монтаж временной конструкции крыши)?

Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 180н, расходы по оплате муниципального контракта по устранению последствий пожара (разборка поврежденного покрытия кровли, монтаж временной конструкции крыши) следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос По какой статье КОСГУ следует отражать стоимость доставки подписного издания, если доставка производится по отдельному договору?

Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 180н, если доставка предусмотрена отдельным договором, расходы следует отражать по подстатье 221 «Услуги связи».

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос Казенным учреждением было приобретено компьютерное оборудование и программное обеспечение для рабочего места. Позднее с тем же поставщиком был заключен муниципальный контракт на монтаж и ввод в эксплуатацию данного рабочего места. По какой статье КОСГУ следует учитывать эти расходы?

Ответ В соответствии с положениями Указаний № 180н расходы учреждения на оплату договора, предметом которого являются монтаж и ввод в эксплуатацию рабочего места, следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Предмет договора: заказчик обязуется выполнить подрядные работы по замене пассажирского лифта. Скажите, пожалуйста, по какой статье КОСГУ отражаются расходы?

Ответ В соответствии с положениями Указаний № 180н расходы учреждения, направленные на оплату договора, предметом которого являются подрядные работы по замене пассажирского лифта, следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос Подскажите, пожалуйста, по какой статье КОСГУ следует отражать расходы по приобретению бюджетным учреждением комнатного дерева (название указано в товарной накладной). Фактически это светящаяся декоративная гирлянда в виде дерева высотой 1 м 20 см и стоимостью 3000 руб.

Используется отделом культуры для украшения сцены в новогодние праздники.

Ответ В соответствии с требованиями Указаний № 180н расходы на приобретение объектов нефинансовых активов должны быть отражены в разрезе статей, детализирующих группу 300 «Поступление нефинансовых активов». Исходя из их предназначения и порядка использования активов гирлянда может быть отнесена как к основным средствам по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, так и к материальным запасам по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Если срок полезного использования декоративного украшения будет более 12 месяцев, то расходы на его приобретение следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос Ввиду отсутствия в штате социального приюта врача-фельдшера с медицинским учреждением был заключен договор на оказание услуг скорой медицинской помощи. По какой статье КОСГУ следует отразить расходы по оплате данного договора?

Ответ Услуги скорой медицинской помощи являются медицинскими услугами, которые в соответствии с Указаниями № 180н отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги». Следовательно, расходы по оплате договора на оказание услуг скорой медицинской помощи следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Отвечала А. А. Комлева, заместитель шеф-редактора журнала «Бюджетный учет»

Вопрос По какой статье КОСГУ следует отражать расходы по хранению почты в почтовом отделении по отдельно заключенному договору?

Ответ Если оказание услуг по хранению почты предусмотрено отдельным договором по хранению (вне зависимости от договора на оказание услуг связи), то, руководствуясь положениями Указаний № 180н, такие расходы следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос По какой статье КОСГУ учитывать расходы, связанные с эвакуацией с места ДТП автомобиля, стоящего на балансе учреждения?

Ответ Руководствуясь положениями Указаний № 180н, расходы по оплате услуг эвакуации автомобиля с места ДТП следует отражать по подстатье 222 «Транспортные услуги».

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос По какой статье КОСГУ нужно отразить приобретение ежедневников?

Ответ В соответствии с требованиями Указаний № 180н расходы на приобретение ежедневников следует отражать по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос На какую статью КОСГУ следует отнести расходы на обследование технического состояния автомобиля для дальнейшего его списания?

Ответ В соответствии с положениями Указаний № 180н расходы учреждения на обследование технического состояния автомобиля для дальнейшего его списания следует отражать по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос По какой статье КОСГУ отражаются расходы на выплату вознаграждения не состоящим в штате учреждения лицам за участие в конференции?

Ответ В соответствии с положениями Указаний № 180н расходы учреждения на выплату вознаграждения не состоящим в штате учреждения лицам за участие в конференции следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос По какому коду доходов следует отражать средства, поступившие от арендаторов на возмещение коммунальных расходов, казенным учреждением (получатель средств бюджета городского округа), которое сдает помещение в аренду в рамках приносящей доход деятельности?

Ответ Средства, поступившие от арендаторов в возмещение коммунальных расходов, потребленных арендатором, следует отражать по виду доходов 000 1 13 02064 04 0000 130 «Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества городских округов» с указанием в его 1–3 разрядах кода главы соответствующего главного администратора доходов бюджета.

Отвечала А. А. Комлева, заместитель шеф-редактора журнала «Бюджетный учет»

Вопрос По какой статье КОСГУ оплачивать труд внешнего совместителя, привлекаемого по договору ГПХ, и отражать расходы по страховым взносам?

Ответ Расходы на оплату труда внешнего совместителя, привлекаемого по договору гражданско-правового характера, необходимо отражать следующим образом:

  • по соответствующей подстатье статьи 220 «Оплата работ, услуг» — в случае его привлечения для оказания разного рода услуг, выполнения работ. Например, услуги кочегара — по подстатье 223 «Коммунальные услуги», расходы по уборке снега — по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;
  • по соответствующей статье группы 300 «Поступление нефинансовых активов» — в случае если внешнего совместителя привлекают в целях создания объектов нефинансовых активов.

Расходы по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, отражают по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на оплату соответствующих договоров.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос Государственный служащий казенного учреждения написал заявление на отпуск с 5 января 2012 года. Но лимиты бюджетных обязательств, утвержденные на 2012 год, можно будет использовать с 10 января 2012 года, то есть нельзя перечислить денежное содержание за отпуск за десять дней до наступления отпуска. Как правильно поступить в подобной ситуации: отказать в предоставлении отпуска, предложить взять отпуск без сохранения денежного содержания или надо было выплатить в декабре 2011 года при наличии неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на 2011 год?

Ответ Согласно статье 114 Трудового кодекса работники имеют право на ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется сотрудникам согласно графику отпусков, который является обязательным к исполнению документом и для работодателя, и для работника (ст. 123 ТК РФ). Отказать работнику в отпуске, сроки которого утверждены графиком, в одностороннем порядке работодатель не имеет права.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ). То есть можно было оплатить отпуск в конце декабря 2011 года.

Пунктом 5 статьи 217 и пунктом 2 статьи 219.1 Бюджетного кодекса установлено, что утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.

Учитывая вышеизложенное, при доведении главными распорядителями средств федерального бюджета до находящихся в их ведении получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год получатели средств федерального бюджета вправе принимать бюджетные обязательства на очередной год, в том числе в декабре текущего финансового года, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них на очередной финансовый год.

Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником (ст. 124 ТК РФ). Таким образом, с согласия работника можно изменить сроки отпуска и не позднее чем за три дня до его начала оплатить его.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Обязательно ли должен выдаваться расчетный листок, даже если работникам выплачивается только оклад? Есть ли утвержденная форма расчетного листка? В какой момент он должен выдаваться — до получения зарплаты или непосредственно при получении в кассе?

Ответ В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Начисление работникам заработной платы в размере установленного оклада не освобождает работодателя от обязанности выдавать расчетный листок.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Момент выдачи расчетного листка оговорен в статье 136 Трудового кодекса — при выплате заработной платы.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос Сотрудник отсутствовал на работе с 26 декабря 2011 года. Приступил к труду 11 января 2012 года. Работник представил работодателю листок временной трудоспособности на период с 29 декабря 2011 года по 10 января 2012 года. На период с 26 по 28 декабря 2011 года оправдательные документы отсутствуют. Оплачивает ли в данной ситуации работодатель временную нетрудоспособность работника по больничному листу, или работодатель может издать приказ об увольнении за прогул и не оплачивать больничный?

Ответ Если работник представляет работодателю сведения о том, что листок нетрудоспособности выдан с 29 декабря 2011 года, то период с 26 по 28 декабря 2011 года является временем прогула (отсутствие на работе без уважительных причин).

В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Оснований для отказа в выплате пособия по временной нетрудоспособности в данной ситуации нет.

В соответствии с представленным документом оплате подлежит период с 29 декабря 2011 года по 10 января 2012 года.

Издать приказ об увольнении работника за прогул, допущенный с 26 по 28 декабря 2011 года, можно только вслед за соблюдением установленной законом процедуры. При этом днем увольнения работника будет являться последний день его работы.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка (ст. 193 ТК РФ). За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно взыскание.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Реклама