Обзор изменений законодательства

Обсуждаем проекты федеральных стандартов учета в государственном секторе

В Государственном университете Минфина России 20 марта 2012 года состоялось первое заседание круглого стола по публичному обсуждению проектов федеральных стандартов учета и отчетности для организаций государственного сектора, подготовленный с учетом положений Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС)

В ходе обсуждения были рассмотрены проекты двух концептуальных основ:

  • Концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности в государственном секторе;
  • Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе.
  • Концептуальная основа разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности является основным документом, определяющим организацию создания и внедрения федеральных стандартов учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления, соответствующих МСФО ОС.

С докладом о Концептуальной основе разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности в государственном секторе выступил представитель разработчиков проекта А. Радуцкий, заместитель директора компании КПМГ в России, рассмотрев следующие вопросы о:

  • целях адаптации МСФО ОС в Российской Федерации;
  • составе основных пользователей бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, требования которых к составу показателей отчетности, ее качеству, оперативности, существенны при разработке федеральных стандартов;
  • составе пакета бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, отвечающего требованиям основных пользователей таковой;
  • целевой степени соответствия российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности МСФО ОС;
  • взаимосвязи бухгалтерского учета и бюджетного планирования;
  • предлагаемой структуре стандартов бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе с учетом МСФО ОС;
  • системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе в Российской Федерации;
  • этапах разработки стандартов бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе и их последовательности;
  • иных вопросах развития и практического использования стандартов бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе, в том числе наиболее актуальном — подготовке специалистов в области бухгалтерского учета и государственных финансов.

Проектом Концептуальной основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе определены основные параметры системы учета и отчетности в секторе государственного управления Российской Федерации.

Для каждого из параметров предложены альтернативные варианты решений, описаны их преимущества и недостатки, а также сделаны выводы и предложены рекомендации по выбору наиболее применимого варианта.

С докладом о Концептуальной основе бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе выступила представитель разработчиков проекта С. Табалина, главный эксперт Института финансово-экономического мониторинга, рассмотрев следующие вопросы о:

  • значении Концептуальных основ в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета;
  • составе пользователей бухгалтерской отчетности субъектов государственного сектора и их информационных потребностях;
  • целях бухгалтерской отчетности, формируемой в соответствии с системой государственных финансов и системой национальных счетов;
  • качественных характеристиках информации бухгалтерской отчетности;
  • основных элементах бухгалтерской отчетности;
  • критериях признания элементов бухгалтерской отчетности;
  • способах оценки элементов бухгалтерской отчетности;
  • основных принципах (допущений) подготовки бухгалтерской отчетности;
  • основных правилах ведения бухгалтерского учета. Документах и регистрах бухгалтерского учета.

В ходе обсуждения с отдельным докладом выступил С. В. Романов, директор Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России, осветив концептуальные основы совершенствования бюджетной классификации в связи с переходом к программно-целевому методу бюджетного планирования на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На обсуждение участникам круглого стола была представлена концепция изменений структуры кодов классификации расходов бюджетов, предусматривающих дополнение существующей структуры кода расходов кодами программ, с сохранением при этом, его разрядности.

Обсуждение докладов прошло с участием широкого круга представителей профессионального сообщества не только в области общественных финансов, бухгалтерского учета, государственного финансового контроля, но и представителей аудиторских компаний, научной интеллигенции, саморегулируемых организаций. Так, в ходе обсуждения высказались представители Минфина России, Федерального казначейства, Счетной палаты Российской Федерации, Центрального банка, финансовых органов субъектов Российской Федерации, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, а также другие заинтересованные лица.

По мнению участников обсуждения, проведение данного мероприятия позволяет повысить качество разрабатываемых федеральных стандартов для организаций государственного сектора, в том числе финансовой отчетности сектора государственного управления.

Со всеми материалами обсуждений и проектов стандартов можно ознакомиться на сайте Минфина России в разделе «Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора» (http://www1.minfin.ru/ru/budget/sfo/).

Приглашаем читателей журнала «Бюджетный учет» принять участие в обсуждении стандартов МСФО ОС.

Выходные в мае

Правительство РФ постановлением от 15 марта 2012 г. № 201 внесло изменения в постановление от 20 июля 2011 г. № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году».

Постановление предусматривает перенос выходного дня с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля. В целях рационального использования выходных и нерабочих дней в соответствии с Трудовым кодексом правительство приняло решение о дополнительном переносе в 2012 году следующих выходных дней:

  • с субботы 5 мая на понедельник 7 мая;
  • с субботы 12 мая на вторник 8 мая.

Госпошлина не взимается

Минфин России в письме от 28 февраля 2012 г. № 03-05-04-03/17 разъяснил вопрос о правомерности уплаты государственной пошлины за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) в случае, если данные изменения вносятся на основании изменения законодательства РФ.

Согласно Налоговому кодексу за внесение изменений в ЕГРП организации уплачивают государственную пошлину в размере 600 рублей.

Ведомство разъяснило, что если поправки внесены в случае изменения законодательства Российской Федерации, то на основании подпункта 4.4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса государственная пошлина не взимается.

Данная норма применяется в случае принятия нормативного правового акта, влекущего необходимость внесения изменений в ЕГРП по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей недвижимого имущества причинам.

Новая форма РСВ-1

Приказом Минздравсоцразвития России от 15 марта 2012 г. № 232н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения» утверждена новая форма расчета для плательщиков-работодателей (РСВ-1 ПФР).

На сайте Пенсионного фонда www.pfrf.ru выложены форма отчетности РСВ-1, порядок по заполнению формы РСВ-1, коды тарифов плательщиков страховых взносов, а также соответствующий приказ.

Приказ применяется начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за I квартал 2012 года.

Обновлена форма 4-ФСС

Приказом Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. № 216н утверждены новая форма отчета 4-ФСС и порядок ее заполнения.

Данный приказ применяется с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, начиная с I квартала 2012 года.

ФНС имеет право

В соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса налоговые органы вправе истребовать согласно законодательству о налогах и сборах у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

В случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, налоговые органы вправе производить выемку документов (предметов) при проведении налоговых проверок в порядке, предусмотренном статьей 94 Налогового кодекса.

Перечень документов, которые налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы для целей налогового контроля, не является исчерпывающим. Налоговые органы при проведении налоговой проверки вправе истребовать вышеуказанные документы, а также ознакомиться с архивной базой налогоплательщика (письмо Минфина России от 22 февраля 2012 г. № 03-02-08/16).

Чем подтвердить

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 7 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, разъяснил Минфин России в письме от 6 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/67. Документы, подтверждающие расходы, принимаются к учету в случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

Ведомство разъяснило, что первичные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством, суда и прокуратуры.

Только по заказу

Арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел спор между ИП и налоговой инспекцией по вопросу применения ЕНВД в отношении сделки с бюджетным учреждением. По мнению налоговиков, в случае заключения муниципального контракта предприниматель не имел права применять ЕНВД. Сотрудники ФНС посчитали, что заключение контракта возможно только при оптовой торговле.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в постановлении от 1 февраля 2012 г. № Ф03-2981/2011 указал, что налоговики не учли, что бюджетные учреждения при приобретении товаров, работ, услуг обязаны осуществлять размещение заказов на их поставки с последующим заключением контрактов. Иной порядок приобретения товаров, работ, услуг указанными субъектами действующим законодательством не предусмотрен, и сам факт заключения муниципальных контрактов при определении системы налогообложения правового значения не имеет.

На этом основании ФАС Дальневосточного округа признал доводы ИФНС ошибочными. Кассационная жалоба налоговой инспекции была оставлена без удовлетворения.

ФСС разъяснил

ФСС РФ в письме от 10 февраля 2012 г. № 15-03-11/08-1395 разъяснил применение норм законодательства РФ, вступающих в силу с 1 января 2012 года, по вопросам уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование.

Ведомство сообщило об изменениях, касающихся, в частности:

  • привлечения к ответственности страхователей за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (увеличены размеры штрафных санкций, введена ответственность за несоблюдение порядка представления отчетности в электронном виде и т. д.);
  • изменения способов передачи сведений и документов;
  • применения пониженных тарифов страховых взносов (приведены льготные категории страхователей, размеры тарифов страховых взносов, перечень действующих особых экономических зон).

НДФЛ при увольнении

С 1 января 2012 года вступила в силу новая редакция пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса, в соответствии с которой освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством и связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Что касается выходного пособия, выплачиваемого при увольнении сотрудника по соглашению сторон до 1 января 2012 года, то оно подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-36).

Налог с путевок

Минфин России в письме от 21 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-40 разъяснил вопрос об обложении НДФЛ сумм оплаты организацией своим работникам путевок на санаторно-курортное лечение.

Согласно Налоговому кодексу к доходам, освобождаемым от обложения НДФЛ, относятся, в частности, суммы полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории России, предоставляемые за счет средств организаций, если расходы по такой компенсации (оплате) в соответствии с Налоговым кодексом не отнесены к расходам, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Расходы сотрудникам МВД

Расходы организации, связанные с выплатой денежного довольствия прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда на основании пункта 22 статьи 255 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. № 03-03-06/1/100).

Положениями пункта 2 статьи 25 Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и нормами пункта 2 статьи 32 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность прикомандирования сотрудника полиции к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации. При этом сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции.

Пунктом 30 статьи 2 Закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что сотрудники, прикомандированные в соответствии с законодательством к организациям, обеспечиваются денежным довольствием в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом размеры должностных окладов сотрудников, прикомандированных к организациям, устанавливаются руководителями этих организаций по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно статье 255 Налогового кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

На основании положений пункта 22 статьи 255 Налогового кодекса к расходам на оплату труда относятся, в частности, предусмотренные законодательством начисления лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, предусмотренные федеральными законами.

Таким образом, расходы организации, связанные с выплатой денежного довольствия прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел, могут быть учтены в составе расходов на оплату труда.

Суд решил

Верховный суд РФ в определении от 20 января 2012 г. № 59-В11-17 подтвердил мнение, что денежные средства, ошибочно перечисленные работнику в результате технической ошибки, не подлежат возврату работодателю.

Суд указал, что в законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы, а именно:

  • если допущена счетная ошибка;
  • если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;
  • если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями.

При этом счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях (действиях, связанных с подсчетом), в то время как технические ошибки, в том числе технические ошибки, совершенные по вине работодателя, счетными не являются.

Двойной вычет

Согласно Налоговому кодексу вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета (при наличии у него права на получение вычета).

Иной порядок получения стандартного налогового вычета в двойном размере одним из родителей без наличия заявления об отказе второго родителя от его получения статьей 218 Налогового кодекса не предусмотрен (письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-04-05/8-180).

Командировочный НДФЛ

Минфин России в письме от 6 марта 2012 г. № 03-04-06/3-57 разъяснил порядок обложения НДФЛ сумм возмещения работодателем расходов работников на проезд при нахождении их в служебных командировках.

Положениями пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Согласно пункту 1 формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, утвержденной приказом Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации», электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

Таким образом, в случае представления сотрудником организации проездного документа (электронного авиабилета) до места командирования и обратно указанные расходы на проезд освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц при наличии оправдательных документов, подтверждающих факт командирования.

Меньше 4000 рублей

При получении физическими лицами от организации дохода, не превышающего 4000 рублей, организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на нее не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджетную систему начисленного и удержанного НДФЛ. Следовательно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. При этом организации следует вести персонифицированный учет доходов физических лиц, получивших подарки. В случае если стоимость подарков, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 рублей, организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов (письмо Минфина России от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-54).

Субсидия и налог на прибыль

Минфин России в письме от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/4/10 рассмотрел вопрос об учете в целях налогообложения прибыли организаций средств, выделяемых государственному унитарному предприятию из бюджета субъекта РФ на закупку автотранспортных средств, проведение капитального ремонта и реконструкцию объектов.

Основы деятельности унитарных предприятий определены положениями Гражданского кодекса и Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа. При этом положения Налогового кодекса применяются только в случае, если средства и иное имущество получены унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, то данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

Таким образом, по мнению ведомства, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Расходы по доверенности

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса не облагаются НДФЛ все виды установленных законодательством России, законодательными актами субъектов, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

В письме от 21 февраля 2012 г. № 03-04-06/3-42 Минфин России разъяснил, что возмещению работодателем подлежат расходы работника, связанные с использованием в интересах работодателя исключительно личного имущества. Возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему имущества, Трудовым кодексом не предусмотрено.

Поскольку транспортное средство, управляемое физическим лицом по доверенности, не является его личным имуществом, то положения пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса в таком случае не применяются и суммы возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества в интересах работодателя, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Кто уплатит НДС

Минфин России в письме от 11 марта 2012 г. № 03-07-11/66 привел разъяснения по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании автономным учреждением услуг по предоставлению в аренду имущества субъекта Российской Федерации, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления.

Ведомство считает, что особенности уплаты налога на добавленную стоимость при оказании указанных услуг главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса не установлены. В связи с этим при оказании автономным учреждением услуг по предоставлению в аренду имущества субъекта Российской Федерации, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должен осуществлять арендодатель имущества — автономное учреждение.

Доходы от общежития

Доходы от реализации услуг по предоставлению жилья в общежитии за плату к доходам от реализации образовательных программ, в том числе дополнительных образовательных программ, не относятся и, следовательно, при определении доли дохода от осуществления образовательной деятельности в целях применения ставки налога на прибыль не учитываются. Такое разъяснение привела ФНС России в письме от 11 марта 2012 г. № ЕД-4-3/3960@.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 Налогового кодекса.

Одним из условий применения налоговой ставки 0 процентов является наличие у организации доходов от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемых при определении налоговой базы, не менее 90 процентов ее доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы. При этом для целей применения нулевой ставки образовательной деятельностью признается деятельность, включенная в пункт 1 Перечня видов образовательной и медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2011 г. № 917.


Реклама