Вопросы по бухгалтерскому учету

Вопрос
Может ли бюджетное учреждение — неучастник бюджетного процесса расходовать выручку из кассы, не сдавая ее на лицевой счет?

Ответ

Закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) изменил статус государственных (муниципальных) учреждений на казенные, бюджетные или автономные (то есть они будут участниками или неучастниками бюджетного процесса). В связи с этим возникла необходимость принятия Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, утвержденных приказом Минфина России от 31 декабря 2010 г. № 199н (далее — Правила № 199н). 

Правила № 199н устанавливают порядок обеспечения территориальными органами Федерального казначейства наличными деньгами: 

  • получателей средств федерального бюджета (бюджета субъекта РФ, местного бюджета), созданных ими обособленных (структурных) подразделений, наделенных полномочиями по ведению бюджетного учета, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства (далее — получатели средств бюджета);
  • юридических лиц (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом получателями бюджетных средств, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства (далее — неучастники бюджетного процесса);
  • обособленных подразделений получателей средств бюджета и обособленных подразделений неучастников бюджетного процесса, не наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета (далее — уполномоченные подразделения). 

Кроме того, Правила № 199н также определяют порядок взноса получателями средств бюджета, неучастниками бюджетного процесса и уполномоченными подразделениями наличных денег, особенности обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджета субъекта РФ и юридических лиц (их обособленных подразделений, наделенных полномочиями по ведению бухгалтерского учета), не являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом получателями средств бюджета субъекта РФ, расположенных за пределами административного центра (столицы) субъекта РФ, лицевые счета которым открыты в финансовом органе субъекта РФ, удаленные неучастники бюджетного процесса субъекта РФ).

Как и прежде, для получения наличных денежных средств учреждения должны иметь чековые книжки, которые выдаются им территориальными органами Федерального казначейства бесплатно. Для их получения нужно представить в территориальный орган Федерального казначейства Заявление на получение денежных чековых книжек по форме согласно приложению 2 к Правилам № 199н.

В зависимости от того, для каких целей предназначены наличные денежные средства (для выплаты через кассу учреждения или для перечисления на карту), получатель средств бюджета (неучастник бюджетного процесса) представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег, соответственно: 

  • Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • Заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844). 

Эти заявки оформляются отдельно по каждому лицевому счету и виду средств, за счет которых должны быть выданы наличные деньги: средства бюджета, средства от приносящей доход деятельности, средства дополнительного бюджетного финансирования, средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств, средства неучастников бюджетного процесса.

Одновременно с Заявкой (ф. 0531802) получатель средств бюджета (неучастник бюджетного процесса) представляет в орган Федерального казначейства денежный чек, оформленный отдельно на каждую такую заявку.

Получатель средств бюджета (не-участник бюджетного процесса) заполняет денежный чек в соответствии с требованиями, установленными Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утвержденным Центральным банком и Минфином России от 13 декабря 2006 г. № 298-П/173н.

Таким образом, учреждения — неучастники бюджетного процесса не могут расходовать выручку из кассы, не сдавая ее на лицевой счет.

Отвечала С. О. Путютина,

Вопрос
Материально ответственные лица получают денежные средства под отчет из кассы учреждения. Приказом учреждения (в учетной политике) установлена максимальная сумма выдачи денежных средств под отчет в размере 10 000 рублей на хозяйственные нужды и прочие цели, за исключением каких-либо мероприятий (награждение и пр.). Установлен ли максимальный лимит выдачи денег под отчет из кассы?

Ответ

Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, и условия получения (размер, сроки и цели выдачи) денежных средств под отчет устанавливаются приказом руководителя учреждения.

При определении порядка, размера и срока выдачи подотчетных сумм в связи с осуществлением деятельности государственного (муниципального) учреждения необходимо, в частности, руководствоваться нормами: 

  • Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ);
  • Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;
  • Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
  • Положения Центрального банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее — Порядок № 373-П);
  • Указаний Центрального банка РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее — Указания № 1843-У);
  • Правил № 199н (до 1 июля 2012 г. положения Правил, установленные для получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяются к государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям, в отношении которых в соответствии с положениями подп. 15, 16 ст. 33 Закона № 83-ФЗ не принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса). Положения Правил, касающиеся обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внесения ими наличных денег за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, действовали до 1 января 2012 г.;
  • Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н). 

Выдача наличных денег на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, работнику под отчет осуществляется на основании письменного заявления подотчетного лица, составленного в произвольной форме и содержащего собственноручную надпись руководителя о сумме наличных денег и сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату (п. 4.4 Порядка № 373-П). Завизированное руководителем заявление о выдаче наличных денежных средств под отчет может служить основанием для принятия к учету бюджетных обязательств. Порядок принятия бюджетных обязательств также предусматривается в учетной политике учреждения. Наличные денежные средства (ПБС) выдаются под отчет в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению на текущий финансовый год. Лицо, получившее денежные средства, выданные под отчет, вправе использовать их только на те цели, на которые они были выданы.

Не будет противоречить действующему законодательству решение руководителя государственного (муниципального) учреждения об издании приказа (распоряжения) в составе учетной политики учреждения, определяющего порядок, размер и сроки выдачи подотчетных сумм на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица. Именно в соответствии с положениями данного документа руководителем могут приниматься решения о размере подотчетных сумм и о сроке, на который выдаются наличные деньги, в каждом конкретном случае.

Обратите внимание: применение описанного выше порядка выдачи подотчетных сумм, как правило, позволяет добиться максимальной результативности и эффективности при расходовании бюджетных средств (соответствующие требования установлены ст. 34 БК РФ).

Подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня его выхода на работу предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии — руководителем, его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.

Выдача наличных денег под отчет осуществляется при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег (п. 4.4 Положения № 373-П, п. 214 Инструкции № 157н).

Одновременно напоминаем, что пунктом 1 Указаний № 1843-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, — не более 100 000 рублей. 

Отвечали эксперты службы 
Правового консалтинга ГАРАНТ
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов

 

Вопрос
Управа района города (казенное учреждение) имеет дебиторскую задолженность, которая числится на счете 0 209 01 000. Задолженность сформировалась в результате кражи в 2008 году — оргтехники, в 2009 году — ноутбука.
Задолженность образовалась в рамках бюджетной деятельности. В настоящее время исполнительное производство по взысканию задолженности прекращено. Управа работает в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).
Как правильно оформить бухгалтерские операции с баланса учреждения на забалансовые счета (задолженность) и на основании каких документов?

Ответ

При выявлении факта хищения бюджетное учреждение в обязательном порядке проводит инвентаризацию имущества (п. 2 ст. 12 Закона № 129-ФЗ). Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). На основании указанной ведомости оформляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).

По результатам проведенной инвентаризации выявленные недостачи оргтехники в целях принятия решения о списании объекта основных средств оформляются Актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003). На основании принятого решения о списании и оформленного акта делается отметка о выбытии в Инвентарной карточке по учету основных средств (ф. 0504031) (п. 9 Инструкции № 162н, п. 54 Инструкции № 157н).

В случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается (подп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ).

В случае если следственные органы официально уведомляют казенное учреждение о невозможности установления виновных лиц и приостановлении уголовного дела, сумма выявленной недостачи списывается с баланса учреждения на забалансовый учет, что отражается записью по дебету счета 1 401 10 173 «Доходы от операций с активами» и кредиту счета 1 209 71 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам» (п. 86 Инструкции № 162н).

Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта бюджетного учета, а также данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и иных оправдательных документов. При этом должен соблюдаться порядок списания, установленный главным администратором доходов бюджета (уведомительный порядок, согласование и т. д.).

При списании нереальная к взысканию дебиторская задолженность относится на финансовый результат субъекта учета.

В бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. При этом существенной информацией признается такая информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета (п. 3 Инструкции № 157н).

Таким образом, работа по своевременному и обоснованному отнесению задолженности неплатежеспособных дебиторов на забалансовый учет должна постоянно осуществляться должностными лицами органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Несвоевременные бухгалтерские операции по нереальной к взысканию дебиторской задолженности могут привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности.

По нашему мнению, прекращение исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является достаточным основанием для списания соответствующей дебиторской задолженности с балансового учета (обоснованность применения подобной правовой позиции косвенно подтверждается, например, содержанием письма Минфина России от 15 марта 2011 г. № 03-03-06/2/42, определения ВАС РФ от 7 марта 2008 г. № 2727/08).

Обратите внимание: ни Инструкция № 157н, ни Инструкция № 162н не устанавливают порядок документального оформления отнесения дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов с балансового учета на забалансовый. Следовательно, такой порядок должен устанавливаться уполномоченными органами на местном уровне. В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности по суммам, которые должны зачисляться в доход бюджета, соответствующие правила могут быть определены главным администратором доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).

Так, основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию, может служить: 

  • решение руководителя субъекта учета, принятое в порядке, установленном актом главного администратора доходов бюджета;
  • решение руководителя субъекта учета, принятое по согласованию с главным администратором (администратором) доходов бюджета;
  • распоряжение главного администратора доходов бюджета. 

Напомним, что казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). 

Кроме того, в соответствии с пунктом 339 Инструкции № 157н учреждением должен быть организован учет задолженности на счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания. 

В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется: 

  • по истечении срока наблюдения (пять лет или иного срока, установленного законодательством);
  • при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
  • при поступлении средств в погашение задолженности.

Отвечали эксперты службы 
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. А. Семенюк, В. В. Пименов

 

Вопрос
Учреждение подведомственно Роспотребнадзору (получатель субсидии с 1 июля 2011 г.). Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), к особо ценному движимому имуществу отнесено имущество стоимостью свыше 200 000 рублей.
Относится ли к особо ценному движимому имуществу иное движимое имущество, без которого осуществление учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет невозможно или существенно затруднено (стоимостью до 200 000 рублей)?

Ответ

Согласно пункту 11 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения» для федерального бюджетного учреждения федеральные органы исполнительной власти осуществляют функции и полномочия учредителя.

Порядок отнесения имущества бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества утвержден постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538).

Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (п. 12 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Иное движимое имущество стоимостью до 200 000 рублей, без которого осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено, при наличии соответствующих обоснований включается в состав особо ценного движимого имущества и указывается в соответствующем перечне, утверждаемом учредителем (п. 11 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, подп. «б» п. 4 Постановления № 538, приказ Роспотребнадзора от 14 февраля 2011 г. № 45). 

Объекты нефинансовых активов, отнесенные к особо ценному движимому имуществу, независимо от их стоимости учитываются на соответствующих счетах в зависимости от вида имущества по аналитической группе синтетического счета объекта учета 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения» (на счетах 0 101 20 000, 0 102 20 000, 0 105 20 000) (п. 53, 67, 117 Инструкции № 157н). Вложения в особо ценное имущество учитываются также в зависимости от вложений вида имущества (на счетах 0 106 21 000, 0 106 22 000, 0 106 24 000). 

Еще раз подчеркнем: в случае принятия решения учредителем по отнесению имущества стоимостью до 200 000 рублей к особо ценному движимому, данное правило на такое имущество распространяется в полной мере. 

Отвечали эксперты службы 
Правового консалтинга ГАРАНТ
А. А. Семенюк, В. В. Пименов

 

Вопрос
Имеет ли право государственное (муниципальное) учреждение передать ведение бухгалтерского учета специализированной или коммерческой организации?

Ответ

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 129-ФЗ руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Согласно статье 7 Закона № 129-ФЗ главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В свою очередь, пунктом 5 Инструкции № 157н предусмотрено право руководителя учреждения передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Вместе с тем при принятии данного решения руководителям учреждений следует учитывать особенности правового положения конкретного учреждения.

Напомним, что согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным. 

При этом казенные учреждения и бюджетные учреждения, в отношении которых не принято решение о предоставлении им субсидий из бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, находятся в статусе получателей бюджетных средств (ст. 6 БК РФ, п. 19 ст. 33 Закона № 83-ФЗ). 

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса одним из полномочий получателя бюджетных средств является ведение бюджетного учета либо передача на основании соглашения этого полномочия иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Таким образом, учреждения, находящиеся в статусе получателя бюджетныхсредств, имеют право передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности исключительно иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) на безвозмездной основе. При этом высвобождающиеся объемы бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) должны быть перераспределены в установленном порядке.

В отношении автономных и бюджетных учреждения нового типа таких ограничений не установлено. Они вправе передать ведение учета и составление отчетности как иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), так и любой другой организации, в том числе и на платной основе.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н), и пунктом 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2011 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н) в случае передачи руководителем учреждения ведения бухгалтерского учета и составления на его основе отчетности по договору (соглашению) другому государственному (муниципальному) учреждению, организации (далее — централизованной бухгалтерии) бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном инструкциями № 33н и 191н.

В заключение отметим, что ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, своевременное представление учредителю, иным внешним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе органам, осуществляющим контроль в соответствии с законодательством, судам и прокуратуре, полной достоверной информации о наличии муниципального имущества и обязательств учреждения, а также о результатах его деятельности несет руководитель учреждения независимо от того, осуществляется ведение бухгалтерского учета самим учреждением или передано иному учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). 

Отвечали эксперты службы 
Правового консалтинга ГАРАНТ 
М. Ю. Миллиард, В. В. Пименов

 

Вопрос
Работник казенного учреждения предъявил к авансовому отчету по проезду железнодорожный билет, в котором указана общая стоимость билета, а также дана расшифровка этой стоимости, которая включает в себя стоимость постельных принадлежностей и сервисные услуги, которые включают один или несколько рационов питания и печатную продукцию и санитарно-гигиенические принадлежности. Подлежит ли возмещению за счет средств федерального бюджета стоимость печатной продукции и санитарно-гигиенических принадлежностей, включенных в стоимость ж/д билета?

Ответ

В соответствии с пунктом 1 в постановления Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» возмещение расходов по проезду железнодорожным транспортом к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) производится в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

Расходы по проезду гражданских служащих к месту командирования и обратно — к постоянному месту прохождения федеральной государственной гражданской службы определены пунктом 21 Указа Президента РФ от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих». Они включают стоимость проезда, страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей.

Вышеперечисленные нормы не предусматривают возмещение стоимости печатной продукции и санитарно-гигиенических принадлежностей, включенных в стоимость билета.

Вместе с тем перечень возмещаемых на основании статьи 168.1 Трудового кодекса работнику расходов является открытым, поскольку в нем упомянуты и иные расходы в связи со служебными поездками, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Таким образом, учреждение вправе принять решение о возмещении иных расходов работнику, отразив данное решение в коллективном договоре, положении о командировках или в ином локальном нормативном документе. 

Отвечала А. А. Комлева, 
шеф-редактор журнала 
«Бюджетный учет»

 

Вопрос 
Являются ли взаимозависимыми лицами свекровь и невестка согласно письму Минфина России от 31 января 2012 г. № 03-04-08/9-12?

 

Ответ

В письме Минфина России от 31 января 2012 г. № 03-04-08/9-12 сказано, что лица, состоящие в отношениях родства или свойства определены Общероссийским классификатором информации о населении ОК 018-95, утвержденным постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 412 и введенным в действие с 1 июля 1996 года. Классификатор предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами. В разделе 11 упомянутого классификатора указано, что к лицам, состоящим в родстве и свойстве, относятся свекор, свекровь, зять, невестка (сноха).

В этом же письме Минфин России указывает, что взаимозависимость лиц определяется в соответствии со статьей 105.1 Налогового кодекса.

В целях Налогового кодекса взаимозависимыми лицами признаются в числе прочих физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный (подп. 11 п. 2 ст. 105.1).

Напомним, что до 1 января 2012 года этот вопрос регулировался статьей 20 Налогового кодекса. Теперь эта статья применяется в отношении сделок, доходы и расходы по которым в целях исчисления налога на прибыль признаны до 1 января 2012 года (п. 5, 6 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ). Если доходы и расходы учтены начиная с указанной даты, в отношении этих сделок применяется новый порядок признания лиц взаимозависимыми.

Исходя из анализа законодательства, можно сделать вывод, что свекровь и невестка не являются взаимозависимыми лицами. 

Отвечала Л. Ю. Симонова, 
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

 

Вопрос
В бюджетном учреждении необходимо разработать регламент работы с командировочными расходами при переводе денег на банковские карты сотрудников учреждения. Подскажите, пожалуйста, основные правила при перечислении средств на командировочные расходы.

Ответ

Трудовые отношения между работником и работодателем по обязанности возмещения работнику расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных, а также иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя, в случае направления работника в служебную командировку регулируются статьей 168 Трудового кодекса.

Согласно статье 168 Трудового кодекса размер и порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками работников, определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.

В соответствии с пунктом 1.5 Положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение) кредитная организация вправе осуществлять эмиссию банковских карт следующих видов: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт.

При этом расчетная (дебетовая) карта, выданная работнику учреждения, предназначена для совершения операций работником в пределах установленной кредитной организацией-эмитентом суммы денежных средств (расходного лимита), расчеты по которым осуществляются за счет денежных средств работника, находящихся на его банковском счете.

Согласно пункту 2.3 Положения клиент — физическое лицо при помощи банковской карты может проводить помимо операций по получению наличных денежных средств в валюте Российской Федерации иные операции в валюте Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение.

Таким образом, решение о перечислении денежных средств в возмещение работнику командировочных расходов на его банковский счет, открытый для операций с использованием расчетной (дебетовой) карты, учреждением принимается самостоятельно на основании личного заявления работника.

Учреждение вправе решение о перечислении денежных средств подотчетным лицам (в том числе в возмещение командировочных расходов) на банковские счета, открытые работникам для операций с использованием расчетных (дебетовых) карт отразить в коллективном договоре, положении о командировках или в ином локальном нормативном документе. 

Отвечала А. А. Комлева,
шеф-редактор журнала
«Бюджетный учет»

 

Вопрос
Муниципальное бюджетное учреждение наряду с образовательной осуществляет концертную деятельность, что отражено в уставе данного учреждения. Имеет ли такое учреждение право применять порог в 400 тыс. рублей в квартал при проведении закупок в связи с изменениями, внесенными в Закон от 21 июля 2007 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд» (п. 14.1 ст. 55)?

Ответ

Положениями Закона от 7 декабря 2011 г. № 418-ФЗ в Закон от 21 июля 2007 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд» введен пункт 14.1. В этом пункте указано, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если производятся поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей. При этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом.

Таким образом, муниципальное бюджетное учреждение, осуществляющее наряду с образовательной концертную деятельность, имеет право воспользоваться указанной статьей и применять порог в 400 тыс. рублей в квартал при размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). 

Отвечала Л. Ю. Симонова, 
редактор-эксперт журнала 
«Бюджетный учет»

 

Вопрос
Допускаются ли исправления в кассовой книге? Если да, то как?

Ответ

В пункте 5 статьи 9 Закона № 129-ФЗ определено, что внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В пункте 10 Инструкции № 157н указано, что принятие к бухгалтерскому учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами и содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, если исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц с указанием «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

Те же правила содержатся в пункте 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П (далее — Порядок № 373-П).

Положениями Порядка № 373-П установлена процедура оформления кассовых документов на бумажном носителе и с применением технических средств. Указаниями Порядка № 373-П, который относится к нормативным документам в сфере наличного денежного обращения, установлен запрет на исправления в кассовых ордерах и кассовой книге (п. 2.1 Порядка № 373-П).

Напоминаем, что с 1 января 2012 года кассир обязан иметь печать или штамп с реквизитами, подтверждающими проведение кассовой операции, а также образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Порядка № 373-П).

Кассовые операции можно вести с применением программно-технических комплексов, в том числе оснащенных функцией приема наличных (п. 1.10 Порядка № 373-П).

Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос
На какие нормативные документы нужно ссылаться для постановки на учет основных средств в казну?

Ответ

Публично-правовое образование должно принять нормативно-правовой акт по бюджетному учету имущества казны. Имущество в казну ставится на учет на основании постановления (распоряжения) главы публично-правового образования, а также акта о приеме-передаче, оформленного учреждением.

В документе необходимо отразить порядок учета операций, в том числе: 

  • по приобретению объектов в состав имущества казны;
  • созданию (сооружению, изготовлению, строительству) объектов собственными силами и включению в состав имущества казны. 

Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

Финансовый орган соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны соответствующего публично-правового образования согласно порядку бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленному Инструкцией № 157н. 

Отвечала А. А. Комлева, 
шеф-редактор журнала
«Бюджетный учет» 

Вопрос
В автономном учреждении в составе автоматизированного рабочего места (АРМ) приняты к учету принтер, системный блок, клавиатура, монитор, мышь. Или принтер надо принимать к учету как самостоятельный объект основных средств?

Ответ
Согласно пункту 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

В соответствии с пунктом 27 Инструкции № 157н стоимость затрат, произведенных с целью модернизации объектов основных средств, увеличивает первоначальную стоимость этих объектов при условии улучшения (повышения) их первоначально принятых нормативных показателей функционирования.

Во вводном разделе Общероссийского классификатора основных фондов ОК013-94 утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), указано, что объектом классификации вычислительной техники и оргтехники считается каждая машина, укомплектованная всеми приспособлениями и принадлежностями, необходимыми для выполнения возложенных на нее функций, и не являющаяся составной частью какой-либо другой машины. При этом они не составляют комплекс конструктивно сочлененных предметов, так как не монтируются на едином фундаменте, не являются единым целым с процессором, могут выполнять свои функции одновременно с несколькими процессорами. Кроме того, они пригодны для монтажа в различной комплектации, легко заменяются и могут перемещаться с одного рабочего места на другое.

АРМ как совокупность монитора, системного блока, клавиатуры и других частей, которые не могут выполнять свои функции отдельно друг от друга, подлежит постановке на бухгалтерский учет как инвентарный объект — обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов только в том случае, если сроки полезного использования всех входящих в него частей равны.

Срок полезного использования принтера превышает 12 месяцев, он учитывается в составе нефинансовых активов в качестве объекта основных средств (п. 38 Инструкции № 157н). В соответствии с положениями Постановления № 359 оборудование печатное входит в группу 14 3020360 9 «Устройства ввода и вывода информации», следовательно, принтеры представляют собой самостоятельный объект основных средств и учитываются отдельно.

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету учреждением объектов основных средств, а также выбытие основных средств осуществляются на основании решения постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России.

 Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала 
«Бюджетный учет»

 

Вопрос
По решению органа исполнительной власти казенному учреждению по договору безвозмездного пользования передано транспортное средство, которое зарегистрировано в ГИБДД за казенным учреждением. Согласно Инструкции по бюджетному учету указанное имущество принято к учету на забалансовый счет без закрепления права оперативного управления. Один из пунктов договора предусматривает обязанность ссудополучателя (казенные учреждения) своевременно производить обязательные отчисления в бюджет в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
По уплате каких налогов возникает обязанность у казенного учреждения?

Ответ

Казенное учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

Согласно пункту 29 Инструкции № 157н безвозмездная передача основных средств в рамках внутриведомственной передачи производится по их балансовой стоимости с одновременной передачей суммы ранее начисленной амортизации.

В соответствии с Инструкцией № 162н информацию о стоимости и начисленной амортизации объекта передающая сторона указывает в Извещении (ф. 0504805).

Так как казенное учреждение, принявшее по договору безвозмездного пользования транспортное средство, зарегистрировало его в органах ГИБДД, то у него возникла обязанность по уплате транспортного налога (плательщиком транспортного налога является юридическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство). 

Отвечала Л. Ю. Симонова, 
редактор-эксперт журнала 
«Бюджетный учет»

 

Вопрос
К какому коду ОКОФ нужно отнести автобусный павильон?

Ответ

Положения Общероссийского классификатора основных фондов ОК013-94,утвержденного Постановлением № 359, не содержат объекта под названием «автобусный павильон».

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» автобусные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование входят в состав объекта транспортной инфраструктуры.

Таким образом, автобусный павильон относится к группе 11 4526030 6 «Здания предприятий автомобильного транспорта». Руководствуясь положениями Постановления № 359, автобусный павильон следует относить к коду 11 4526345 3 «Станция пассажирская» ОКОФ. 

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

 Вопрос
В казенном учреждении по договору была произведена установка счетчиков воды и тепла. В стоимость договора вошли монтаж, материалы, счетчики. Деньги выделялись из бюджета на целевую программу энергосбережения. В акте выполненных работ указано «Установка счетчиков». Оплата и учет расходов были произведены по подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Была проверка, нам указали, что счетчики следовало поставить на «Основные средства» (КОСГУ 310). Правомерно ли это, ведь нигде не выделялась стоимость счетчиков. Если да, то на основании каких первичных документов принять к учету эти счетчики и как правильно сделать исправительные проводки?

Ответ

Прежде всего следует изучить предмет договора, по которому произведены расходы.

Руководствуясь положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н (далее — Указания № 180н), такие расходы следует отражать следующим образом: 

  • если заключен договор только на установку счетчиков (приобретение услуг) — по подстатье 226 «Прочие работы, услуги»;
  • если заключен один договор на приобретение и установку счетчиков — по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». 

Приборы учета воды (счетчики) могут учитываться в составе основных средств при соблюдении определенных условий. Материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев принимаются к учету в качестве основных средств. В соответствии с пунктом 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Порядок принятия к учету счетчиков в соответствии с приведенными выше критериями должен быть отражен в учетной политике учреждения. Решение о постановке на учет основного средства согласно Инструкции № 157н принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе.

В соответствии с Инструкцией № 162н в учете следует произвести следующие записи:

Дебет 0 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 0 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» — исправление ошибки методом «красное сторно»;

Дебет 0 106 31 310, 0 106 34 340
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 31 730, 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»

— отражены расходы учреждения, связанные с приобретением счетчика;

Дебет 0 101 34 310, 0 105 36 340
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 310, 0 106 34 340
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» — принятие к бюджетному учету приобретенного объекта.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами и оформленные в соответствии с законодательством. Такими документами при принятии к учету расходов могут быть накладные, отгрузочные документы, акты.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос
Казенным учреждением заключен договор по оплате услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов за счет бюджетных средств. Договором предусмотрен аванс. Какими записями в учете казенного учреждения отразить эти расходы?

Ответ
В № 2 журнала «Бюджетный учет» на стр. 65 была допущена техническая ошибка. Ответ на вопрос следует читать:

«В соответствии с Инструкцией № 162н в бухгалтерском учете казенного учреждения расходы отражаются следующими записями:

Дебет 1 206 25 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества» — перечислен аванс по договору;

Дебет 1 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 1 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» — приняты к учету выполненные работы;

Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 206 25 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по работам, услугам по содержанию имущества» — учтен ранее перечисленный аванс;

Дебет 1 302 25 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества»
Кредит 1 304 05 225
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по работам, услугам по содержанию имущества» — произведена оплата услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов на основании акта выполненных работ, услуг.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

 


Реклама