Вопросы по бухгалтерскому учету
Вопрос
Как отразить в учете автономного учреждения передачу дебиторской и кредиторской задолженности, на основании приказа учредителя, другому автономному учреждению, подведомственному этому же учредителю?
Ответ
Операции по передаче дебиторской и кредиторской задолженности автономного учреждения на основании приказа учредителя другому автономному учреждению, подведомственному этому же учредителю, следует отразить следующими бухгалтерскими записями:
у передающего учреждения:
Дебет 0 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000
«Расчеты по доходам», «Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами»
— передана дебиторская задолженность;
Дебет 0 208 00 000, 0 302 00 00, 0 303 00 000, 0 304 00 000
«Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты по платежам в бюджеты», «Прочие расчеты с кредиторами»
Кредит 0 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
— передана кредиторская задолженность;
у принимающего учреждения:
Дебет 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000
«Расчеты по доходам», «Расчеты по выданным авансам», «Расчеты с подотчетными лицами»
Кредит 0 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
— принята дебиторская задолженность;
Дебет 0 304 04 000
«Внутриведомственные расчеты»
Кредит 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000
«Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты по платежам в бюджеты», «Прочие расчеты с кредиторами»
— принята кредиторская задолженность.
Отвечала А. А. Комлева,шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Посоветуйте, пожалуйста, как списать книгу, если она была приобретена для руководителя? Это не подарок, а пособие по годовой отчетности для автономных учреждений.
Ответ
В соответствии с пунктом 117 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н) книжная продукция относится к материальным запасам и отражается на счете 0 105 06 000 «Прочие материальные запасы».
Учет операций по расходу материальных запасов, их выбытию из эксплуатации, перемещению внутри учреждения ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.
Отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица на основании Требования-накладной (ф. 0315006).
При выдаче книги руководителю учреждения (списание) необходимо оформить Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) и отразить следующей бухгалтерской записью:
Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 105 06 410
«Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения».
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, какой ОКОФ следует применить при поставке на учет штампов, печатей, лотков для бумаг?
Ответ
Руководствуясь положениями Указаний № 180н, расходы по изготовлению штампов и печатей следует отражать по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» исходя из предназначения и порядка использования, определенных соответствующим решением бюджетного учреждения. Если принято решение отражать печати и штампы по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств», то применяется код ОКОФ 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках». Что касается лотков для бумаг, то лотки для бумаг — это канцелярские принадлежности, которые в соответствии с пунктом 117 Инструкции № 157н относятся к «Прочим материальным запасам».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, как отразить в учете казенного учреждения приобретение гаражных ворот? Все имущество находится в оперативном управлении.
Ответ
Материальными запасами, которые учитываются на счете 0 105 00 000 «Материальные запасы», являются материальные ценности в виде сырья, материалов, предназначенных для использования в процессе деятельности учреждения, а также произведенной готовой продукции и приобретенных для продажи товаров (п. 98 Инструкции № 157н).
Гаражные ворота, необходимые для ремонта нежилого помещения (гаража), относятся к материальным запасам как готовые к установке строительные конструкции и детали (п. 99 Инструкции № 157н).
В бухгалтерском учете, согласно положениям Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), приобретение гаражных ворот отражается следующими записями:
Дебет 1 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приняты к учету приобретенные гаражные ворота;
Дебет 1 302 34 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — произведена оплата за приобретенные гаражные ворота с одновременным отражением операции по забалансовому счету 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения» по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов»;
Дебет 1401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 1 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— после установки списаны гаражные ворота по акту выполненных работ.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Обязательно ли в подсобном учреждении бюджетного учреждения, реализующим поросят, наличие кассового аппарата или можно использовать квитанции?
Ответ
В соответствии со статьей 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» определена сфера применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Положения пункта 1 указанной статьи гласят, что ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Таким образом, согласно Закону № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» в учреждении при осуществлении розничной торговли продукцией подсобного хозяйства (уставная деятельность) применяется контрольно-кассовая техника.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос
Приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2012 г. № 31н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. № 624н» (далее — Порядок № 624н) пункт 61 Порядка № 624н дополнен предложением следующего содержания: «Лицом, выдавшим листок нетрудоспособности, при закрытии листка нетрудоспособности пустые строки таблицы „Освобождение от работы“ аккуратно прочеркиваются одной горизонтальной линией». Прочеркивать следует ручкой или печатающим устройством?
Ответ
В связи с многочисленными обращениями медицинских организаций и работодателей по вопросам оформления листков нетрудоспособности нового образца, ФСС РФ в письме от 28 октября 2011 г. № 14-03-18/15-12956 дал разъяснения отдельных положений Порядка № 624н. В письме указано, что допустимо заполнение листка нетрудоспособности как с применением печатающих устройств, так и заполнение печатными буквами вручную.
Таким образом, если при закрытии листка нетрудоспособности, ранее заполненного с помощью печатающего устройства, потребовалось прочеркнуть пустые строки таблицы «Освобождение от работы», то во избежание нарушения, указанного в пункте 56 Порядка № 624н (записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек, предусмотренных для внесения соответствующих записей, а также не должны соприкасаться с границами ячеек), правомерно воспользоваться перьевой ручкой с чернилами черного цвета.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Вопрос
Автономное учреждение (АУ) заключило договор на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности с консалтинговой фирмой. Право первой подписи — у руководителя автономного учреждения. Кто наделяется правом второй подписи — руководитель фирмы или бухгалтер фирмы? Какими документами передается право второй подписи?
Ответ
В соответствии со статьей 6 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (далее — Закон № 129-ФЗ) руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; вести бухгалтерский учет лично. Для этого необходимо издать письменное распоряжение о возложении на себя вышеуказанных полномочий.
Согласно пункту 5 Инструкции № 157н, руководитель учреждения вправе передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
Передача ведения бухгалтерского и налогового учета специализированной организации должна быть зафиксирована в приказе организации по учетной политике на соответствующий финансовый год (п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.
В то же время в пункте 8 Инструкции № 157н сказано, что первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы — обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на них подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативно-правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете по письменному распоряжению руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством.
Следовательно, руководитель автономного учреждения вправе лично подписывать первичные учетные документы, составляемые от имени организации, либо может согласовать и утвердить перечень лиц, уполномоченных подписывать эти документы. Согласно нормам пункта 5 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, за главного бухгалтера — уполномоченным лицом централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Подскажите, пожалуйста, какими бухгалтерскими записями отразить в казенном учреждении принятие к учету расходов по командировке сотрудника, если аванс в командировку ему не выдавался? Сотрудник направлен в командировку с его согласия, все документы для возмещения расходов им представлены.
Ответ
В соответствии с пунктом 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 (далее — Положение № 749), работнику при направлении в командировку выдается денежный аванс на оплату командировочных расходов
Согласно пункту 26 Положения № 749 в течение трех рабочих дней по возвращении из командировки работник обязан представить работодателю:
- авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах. Работники государственных учреждений составляют Авансовый отчет (ф. 0504049), форма которого утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению»;
- отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения (в письменной форме).
Операции по отражению в учете расходов по командировочным расходам будут следующими:
Дебет 1 401 20 212, 1 401 20 222, 1 401 20 226
«Расходы по прочим выплатам», «Расходы на транспортные услуги», «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 208 12 660, 1 208 22 660, 1 208 26 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
— принятие к бухгалтерскому учету сумм произведенных расходов;
Дебет 1 208 12 560, 1 208 22 560, 1 208 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам», «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате транспортных услуг», «Увеличение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг»
Кредит 1 201 34 610, 1 304 05 212, 1 304 05 222, 1 304 05 226
«Выбытия средств из кассы учреждения», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по транспортным услугам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам» — выдача из кассы или перечисление на лицевой счет работника (с использованием банковской карты) суммы произведенных расходов, принятых к учету.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос
Бюджетное учреждение приобрело основные средства за счет субсидии на иные цели, какими проводками оприходовать их в бухгалтерском учете? Как перевести ОЦДИ с вида деятельности 5 на вид деятельности 4?
Ответ
При приобретении объектов основных средств за счет субсидии на иные цели записи в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будут следующими:
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступление субсидий на иные цели на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, открытый в территориальном органе Федерального казначейства (финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования));
Дебет 5 106 11 310, 5 106 21 310, 5 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — отражены вложения в объект основных средств;
Дебет 5 101 10 000 (5 101 11 310 — 5 101 18 310), 5 101 20 000 (5 101 21 310 — 5 101 28 310), 5 101 30 000 (5 101 31 310 — 5 101 38 310)
«Основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», «Основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 106 11 310, 5 106 21 310, 5 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств;
Дебет 5 302 31 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечисление с лицевого счета бюджетного учреждения денежных средств за приобретенные основные средства;
Дебет 5 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 401 10 180
«Прочие доходы»
— начисление доходов по предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, бюджетному учреждению субсидии на иные цели, в сумме подтвержденных отчетом расходов, финансовым источником обеспечения которых являлись указанная субсидия.
Перевод особо ценного движимого имущества учреждения с вида финансового обеспечения (деятельности) 5 «Субсидии на иные цели» на 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается записями:
Дебет 5 401 10 180
«Прочие доходы»
Кредит 5 101 20 000 (5 101 21 310 — 5 101 28 310)
«Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Дебет 4 101 20 000 (4 101 21 310 — 4 101 28 310)
«Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 4 401 10 180
«Прочие доходы».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Бюджетное учреждение планирует подключение противопожарного водопровода (ВПВ) к внутреннему водопроводу, который не числится как отдельный объект основных средств, а входит в стоимость здания. Основной внутренний водопровод сможет работать без ВПВ, а противопожарный водопровод не будет работать без основного водопровода. С подрядчиком будет заключен договор на монтажные работы с учетом стоимости оборудования (насос, который будет включаться только в случае пожара, трубы, шкафы со шлангами и проч.). Как правильно определить данный вид работ (дооборудование, монтаж, расширение, капремонт, модернизация) или что-то другое? Будет ли оборудование считаться отдельным объектом основных средств? Как учитывать работы — отдельно или в составе объекта? По какой статье КОСГУ бюджетному учреждению следует отражать расходы?
Ответ
Согласно введению в Постановление № 359 в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренняя сеть водопровода.
При этом не включаются в состав объекта недвижимого имущества отдельные инвентарные объекты основных средств, если:
- они могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества;
- демонтаж данных объектов не причиняет несоразмерного ущерба их прямому назначению;
- функциональное предназначение указанных объектов не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
ВПВ — совокупность трубопроводов и технических средств, обеспечивающих подачу воды к пожарным кранам различных помещений (зданий). Вне здания он функционировать не может, следовательно, не будет являться отдельным объектом основных средств, а будет учитываться в составе здания наряду с основными водопроводными сетями.
Законодательство в области бухгалтерского и налогового учета не регламентирует вопросы об отнесении тех или иных работ к ремонту, реконструкции или модернизации. Так, монтаж ВПВ, который станет частью общего водопровода, учитываемого в составе здания, можно расценивать как дооборудование.
В соответствии с положениями Указаний № 180н расходы на монтаж ВПВ, произведенные по договору дооборудования основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, в том числе жилых и нежилых зданий, сооружений, помещений, отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Учреждение, ведущее учет по Инструкции № 162н, списало металлические стеллажи и кровати. Со сторонней организацией заключены договора. Первый — на продажу учреждением металлолома, второй — на услуги по вывозу и сдаче на металлолом списанных объектов. Суммы по обоим договорам равны. Можно ли таким образом произвести взаимозачет между организациями, должен ли детский сад в этом случае платить налог на прибыль?
Ответ
Бюджетное законодательство регламентирует порядок исполнения бюджетов по доходам (ст. 40, 218 БК РФ) путем оплаты поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счета органов Федерального казначейства для их распределения в установленном порядке этими органами. При этом денежные средства считаются поступившими в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
В соответствии со статьей 410 Гражданского кодекса обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного (тождественного) требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования, при этом требования по уплате доходов от передачи объектов федерального недвижимого имущества в аренду и требования по оплате бюджетных обязательств не являются однородными обязанностями и требованиями.
Таким образом, действующее бюджетное и гражданское законодательство не создает правовой основы для осуществления зачетов указанных требований (способом, установленным для прекращения гражданско-правовых обязательств), в связи с чем договор, предусматривающий проведение зачетов, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса объектом налогообложения на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса. В статье 251 Налогового кодекса приведен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доходов, полученных учреждениями от сдачи имущества в металлолом, в указанном перечне нет, следовательно, они подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в порядке, установленном главой 25 Налогового кодекса.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос
На основании каких нормативно-правовых актов государственное казенное учреждение субъекта РФ должно предоставлять отчетность в органы государственной статистики?
Ответ
В соответствии со статьей 8 Закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее — Закон № 282-ФЗ) все организации, в том числе и казенные учреждения, обязаны представлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.
Порядок и условия представления первичных статистических и административных данных органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации, определены постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620 «Об условиях представления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета».
Бланки форм статистической отчетности и указания по их заполнению должны быть доведены до респондентов органами Росстата безвозмездно (п. 8 ст. 8 Закона 282-ФЗ и п. 2 и 4 Постановления № 620). На практике Росстат рассылает их почтой (по адресам крупных и средних предприятий, указанным при их регистрации и подтвержденным при сдаче статистической отчетности за прошлые периоды) или выдает по месту сдачи отчета представителю предприятия, в обязанности которого входит отчитаться по данной форме. Кроме того, формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению размещаются субъектами официального статистического учета на своих официальных сайтах в Интернете (п. 4. Постановления № 620).
Нарушение порядка представления статистической информации, а равно представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, установленную статьей 13.19 Российской Федерации об административных правонарушениях, а также статьей 3 Закона от 13 мая 1992 г. № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности»
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Просим разъяснить, имеет ли право государственное казенное учреждение субъектов РФ осуществлять расходы, связанные с обслуживанием банковских карт, либо данные расходы следует производить за счет сотрудников?
Ответ
Вопрос о возможности оплаты за счет средств соответствующего бюджета услуг кредитных организаций на выплату заработной платы с использованием банковских карт относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств путем включения (либо невключения) в бюджетную смету бюджетного учреждения соответствующего направления расходов бюджета по:
- открытию счетов в кредитной организации работникам для операций с использованием расчетной (дебетовой) карты;
- изготовлению (эмиссии) банковских карт физическим лицам (работникам получателей бюджетных средств);
- возмещению кредитной организации сумм годового обслуживания счетов для операций с использованием расчетной (дебетовой) карты, держателями которых являются физические лица (работники получателей бюджетных средств);
- перечислению денежных средств, предназначенных на выплату заработной платы (денежного содержания), на банковские счета работников получателей бюджетных средств;
- снятие наличных денежных средств через банкоматы перечисленной заработной платы (денежного содержания) с использованием расчетной (дебетовой) карты работниками получателей бюджетных средств.
Иные расходы, связанные с использованием банковских карт работниками получателей бюджетных средств при осуществлении каких-либо операций по счету, должны осуществляться за счет средств работников, находящихся на его банковском счете.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос
В 2011 году произведен капитальный ремонт моста, входящего в состав автодороги. Стоимость моста составляла 400 000 руб. Капитальный ремонт был произведен на сумму 44 000 000 руб. Изменились технические параметры моста, увеличена его протяженность. Капитальный ремонт производился по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». Увеличивается ли балансовая стоимость моста?
Ответ
В соответствии с пунктом 27 Инструкции № 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов. Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию и модернизацию отражают по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств».
Операции по модернизации или реконструкции, которые привели к улучшению первоначально принятых показателей функционирования основных средств, увеличивают их балансовую стоимость. Модернизация — это всегда улучшение, усовершенствование изначальных (создание новых) технико-экономических характеристик ОС. И если ориентироваться на определение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования, технического перевооружения), которое дает НК РФ, то как характерные последствия модернизации помимо собственно улучшения характеристик ОС можно обозначить, например:
- изменение технологического или служебного назначения ОС;
- повышение нагрузочных характеристик ОС;
- увеличение производительности ОС;
- изменение номенклатуры, улучшение качества продукции, производимой с использованием этого ОС.
Цель ремонтных работ — восстановление и поддержание исправности ОС, его работоспособности, изначальных технико-экономических характеристик ОС.
Внимание! Стоимость проведения работ критерием их отнесения к ремонтным или же проводимым в рамках модернизации не является (письмо Минфина России от 22 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/289).
Таким образом, при условии изменений технических параметров моста, с учетом увеличения его протяженности, проведенные работы могут быть признаны модернизацией и увеличить балансовую стоимость моста.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Что относится к спортинвентарю, а что — к спортоборудованию? Например, мат гимнастический, канат, сетка волейбольная?
Ответ
В Большой олимпийской энциклопедии (БОЭ) сказано, что спортивным оборудованием являются приспособления для оснащения спортивных арен: ворота, сетки, щиты, стойки, барьеры и др., боксерские ринги, гимнастические и борцовские ковры, помосты и т. п.; специальная техника для обслуживания спортивных соревнований и тренировочных занятий (фотофиниши, информационные электротабло, различные тренажеры и т. д.). Понятие «спортинвентарь» трактуется как специальные устройства, снаряды и приспособления, которые необходимы для полноценных занятий тем или иным видом спорта.
Положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК013-94, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359) спортивный инвентарь отнесен к подразделу «Инвентарь производственный и хозяйственный», обозначен как класс «Спортивный инвентарь» с кодом ОКОФ 16 3693000 0.
Согласно части III «Виды продукции и услуг» Постановления № 359 маты гимнастические отнесены к виду 16 3693230 4 «Инвентарь для спортивной гимнастики», канаты для рингов отнесены в подгруппу 16 36934230 «Инвентарь для бокса», канат спортивный может быть отнесен в подгруппу 16 3693060 3 «Инвентарь спортивный для общефизической подготовки, туризма и спорта; оборудование для эксплуатации спортивных сооружений», сетки волейбольные отнесены в подгруппу 16 3693320 3 «Инвентарь для волейбола».
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Разъясните, пожалуйста, заполнение графы 2 «Утвержденные на отчетный финансовый год законом (решением) о соответствующем бюджете, объем бюджетных назначений» формы 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета». В этой графе следует отражать первоначальный объем бюджетных назначений, утвержденный решением представительного органа местного самоуправления о бюджете или бюджетные назначения с учетом принятых в течение года решений о внесении изменений в первоначально утвержденный бюджет муниципального образования?
Ответ
В пункте 162 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, указан порядок представления Сведений об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503163).
Так, в графе 2 указываются сведения, утвержденные на отчетный финансовый год законом (решением) о соответствующем бюджете, объем бюджетных назначений.
В графе 3 — объемы бюджетных назначений, утвержденные бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета на отчетный финансовый год с учетом внесенных в нее изменений, оформленных надлежащим образом на отчетную дату.
В графе 4 указывается разница между показателями бюджетных назначений согласно бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета с учетом внесенных в нее изменений, оформленных надлежащим образом на отчетную дату (графа 3), и показателями бюджетных назначений, утвержденных законом (решением) о соответствующем бюджете (графа 2).
Таким образом, в графе 2 указывается первоначальный объем бюджетных назначений, утвержденный решением представительного органа местного самоуправления о бюджете, а бюджетные назначения с учетом принятых в течение года решений о внесении изменений в первоначально утвержденный бюджет муниципального образования отражаются в графе 3.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос
Имеет ли право администрация муниципального образования (как исполнительно-распорядительный орган) своим постановлением закреплять виды (подвиды) доходов бюджета за главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета?
Ответ
Статьями 20 и 23 Бюджетного кодекса предусмотрено, что перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
Аналогичная норма предусмотрена статьей 184.1 Бюджетного кодекса, в соответствии с которой перечень главных администраторов доходов бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов устанавливаются законом (решением) о бюджете.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Вопрос
При увольнении у работника бюджетного учреждения остаются неотработанными 25 дней отпуска, так как отпуск был выплачен авансом (40 дн.). Суммы для удержания отсутствуют, так как работник находится в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Работник согласен вернуть сумму за неотработанный отпуск в кассу. Как правильно рассчитать сумму и какими бухгалтерскими записями оформить возврат денежных средств?
Ответ
Для исчисления стажа работы, дающего право на очередной оплачиваемый отпуск, учитывают рабочий год конкретного работника, который начинается с момента приема на работу у работодателя. При расчете количества неиспользованных дней отпуска учитывайте положения статьи 121 Трудового кодекса, определяющей периоды, входящие и исключаемые из стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска. Так, в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, не включается время отпусков по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста.
В пункте 4 постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Постановление № 922) указано, что расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).
В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному (п. 6. Постановления № 922). Таким образом, расчетным периодом будут 12 месяцев, предшествовавших декретному отпуску сотрудника.
Чтобы рассчитать сумму задолженности работника за использованные излишние дни отпуска, необходимо определить средний дневной заработок и умножить его на количество таких дней. Пунктом 10 Постановления № 922 предусмотрен порядок расчета среднего дневного заработка для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Расчет производится путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,4).
Пример
Предположим, что за 12 месяцев расчетного периода заработок составил 150 000 руб.
Определим среднедневной заработок:
150 000 руб. : 12 : 29,4 = 425,17 руб.;
размер компенсации за двадцать пять календарных дней:
425,17 руб. х 25 = 10629,25 руб.
В соответствии с положениями Инструкции № 157н и Инструкции № 162н в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операция внесения денежных средств отражается следующими записями:
Дебет 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— исправление ошибки, связанной с выявлением переплаты заработной платы способом «красное сторно»;
Дебет 1 302 11 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»
Кредит 1 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц» — исправление ошибки, связанной с выявлением переплаты заработной платы на сумму излишне удержанного НДФЛ способом «красное сторно»;
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начисление задолженности в бюджет в сумме выявленной переплаты;
Дебет 1 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление суммы переплаты в кассу учреждения;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выбытие возвращенной суммы переплаты из кассы для зачисления на лицевой счет учреждения;
Дебет 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление суммы переплаты на лицевой счет учреждения на восстановление кассовых расходов при их поступлении в текущем году;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате» — перечисление поступившей переплаты прошлого года в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — поступление суммы переплаты в доход соответствующего бюджета.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
Какими бухгалтерскими записями отразить в бюджетном учреждении перенос забора из недвижимого имущества в движимое?
Ответ
Перенос забора из недвижимого имущества в движимое в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается записями:
Дебет 0 101 23 310, 0 101 33 310
«Увеличение стоимости сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости сооружений — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 13 410
«Уменьшение стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения» — перенос балансовой стоимости объекта;
Дебет 0 104 13 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости сооружений — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 104 23 410, 0 104 33 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости сооружений — особо ценного движимого имущества учреждения», «Уменьшение за счет амортизации стоимости сооружений — иного движимого имущества учреждения»
— перенос начисленной амортизации.
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»