Вопросы по бухгалтерскому учету
Вопрос
У казенного учреждения на счете 209 71 «Расчеты по ущербу основным средствам» числится похищенное более 15 лет назад имущество. По факту хищения было возбуждено уголовное дело, которое ввиду неустановления лица, совершившего преступление, было приостановлено. Несмотря на многочисленные запросы в различные уполномоченные органы государственной власти, учреждение до настоящего времени не имеет информации о результатах расследования уголовного дела.
Просим разъяснить, можно ли списать со счетов бухгалтерского учета недостачу имущества, если по ответу прокуратуры уголовное дело, в том числе и в списках прекращенных дел по срокам давности, отсутствует.
Ответ
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» при выявлении факта хищения имущества учреждение в обязательном порядке проводит инвентаризацию имущества.
Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49. Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), Ведомостью расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). На основании указанной Ведомости (ф. 0504092) оформляется Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 208 Уголовно-процессуального кодекса России в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается.
Согласно пункту 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), в случае если следственные органы официально уведомляют субъект учета о невозможности установления виновных лиц и приостановлении уголовного дела, сумма выявленной недостачи списывается с баланса учреждения на забалансовый учет, что отражается записью по дебету счета 1 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» и кредиту счета 1 209 71 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам».
Таким образом, наличие документа о приостановлении (прекращении) исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является достаточным основанием для принятия решения субъектом учета о списании с балансового учета соответствующей дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию в связи с отсутствием должника.
Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя субъекта бюджетного учета.
Обратите внимание, что субъект учета не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Кроме того, в соответствии с пунктом 339 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), учреждением должен быть организован учет задолженности на счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания.
В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:
- по истечении срока наблюдения (пяти лет или иного срока, установленного законодательством);
- при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
- при поступлении средств в погашение задолженности.
Отвечала С. О. Путютина
Вопрос
Как отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения перевод объектов основных средств из состава особо ценного в иное имущество?
Ответ
Перемещение объектов основных средств из состава особо ценного в иное имущество отражается записями:
Дебет 0 101 30 000 (0 101 31 000 — 0 101 38 000)
«Основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 101 20 000 (0 101 21 000 — 0 101 28 000)
«Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» — переведена балансовая стоимость основных средств из состава особо ценного в иное имущество;
Дебет 0 104 20 000 (0 104 21 000 — 0 104 28 000)
«Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 104 30 000 (0 404 31 000 — 0 104 38 000)
«Амортизация иного движимого имущества учреждения»
— переведена начисленная амортизация объектов основных средств из состава особо ценного в иное имущество.
Отвечала А. А. Комлева, заместитель шеф-редактора журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
На начало года в автономном учреждении по кредиту счета 4 210 06 числится остаток. Какие действия необходимо производить в дальнейшем со счетом 4 210 06?
Ответ
Для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, предназначен счет 210 06 «Расчеты с учредителем» (п. 238 Инструкции № 157н, п. 119 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н)). На счете отражаются расчеты по поступлению объектов основных средств и материальных активов, переданных учредителем бюджетному (автономному) учреждению в оперативное управление, и их возврат.
По дебету счета 210 06 «Расчеты с учредителем» отражаются расчеты с учредителем при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения (органу власти, осуществляющему полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления)) в сумме балансовой стоимости активов, а также сумма начисленной амортизации при получении объектов основных средств, нематериальных активов при закреплении за автономным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений).
По кредиту счета 210 06 «Расчеты с учредителем» отражается получение объектов основных средств, нематериальных активов при закреплении за автономным учреждением права оперативного управления (от органов власти, государственных (муниципальных) учреждений) в сумме балансовой стоимости активов, а также сумма начисленной амортизации при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения (органу власти, осуществляющему полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления)).
Следовательно, остаток по кредиту счета 210 06 «Расчеты с учредителем» будет числиться до момента передачи объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения (органу власти, осуществляющему полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления)).
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос
За счет какой субсидии (на иные цели или субсидии на государственное задание) выплачивать пособие по беременности и родам студентам вуза и по какому коду бюджетной классификации?
Ответ
Пособие по беременности и родам студентам вуза выплачивается за счет субсидии на иные цели.
Женщинам-студенткам, обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования, пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в установленном порядке образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениям послевузовского профессионального образования на выплату стипендий (подп. «в» п. 17 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23 декабря 2009 г. № 1012н).
Согласно положениям Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г. № 180н (далее — Указания № 180н) расходы на выплату стипендий отражают по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ. Следовательно, расходы вуза по выплате пособия по беременности и родам студентам, обучающимся по очной форме обучения, также следует отразить по статье 290 «Прочие расходы».
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Создано бюджетное учреждение «Центральная межпоселенческая библиотека» (ЦМБ). Нужно передать библиотечный фонд с баланса администрации поселения на баланс ЦМБ. Учреждения относятся к разным уровням бюджета. Какими проводками нужно отразить передачу фонда передающей и принимающей стороне?
Ответ
В бюджетном учреждении операция по приему библиотечного фонда отражается в соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н):
Дебет 0 101 27 310, 0 101 37 310
«Увеличение стоимости библиотечного фонда — особо ценного движимого имущества учреждения», «Увеличение стоимости библиотечного фонда — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 150
«Доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов»
— принят к учету бюджетным учреждением безвозмездно переданный библиотечный фонд.
Обращаем внимание, что движение библиотечных фондов в библиотеке (поступление, перемещение, выбытие и прочие операции) оформляются соответствующими формами учетных документов, предусмотренными Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной приказом Минкультуры России от 2 декабря 1998 г. № 590.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
При выделении средств из резервного фонда городского округа для бюджетного учреждения появился ряд вопросов.
1) По какой схеме бюджетное учреждение получит указанные средства? Как вариант: финорган финансирует учредителя, а учредитель предоставляет бюджетному учреждению субсидию на иные цели. Или иная схема?
2) Кто формирует смету на использование средств резервного фонда — учредитель или бюджетное учреждение?
3) Какова схема прохождения документов?
Ответ
Статьей 81 Бюджетного кодекса предусмотрено создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов). В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов. Размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать трех процентов утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов (пп. 2, 3 ст. 81 БК РФ).
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (п. 4 ст. 81 БК РФ).
Бюджетные ассигнования резервного фонда используются по решению местной администрации (п. 5 ст. 81 БК РФ). Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местного бюджета устанавливается соответственно местной администрацией (п. 6
ст. 81 БК РФ). Отчет об использовании бюджетных ассигнований резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) прилагается к ежеквартальному и годовому отчетам об исполнении соответствующего бюджета (п. 7 ст. 81 БК РФ).
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации городского округа устанавливается самой администрацией и утверждается соответствующим документом (постановлением).
Исходя из практики структурные подразделения администрации, службы и организации городского округа обращаются к главе города с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В постановлении главы города о выделении средств из резервного фонда указываются общий размер ассигнований и их распределение по получателям и проводимым мероприятиям. Использование средств на цели, не предусмотренные постановлениями главы города, не допускается.
Получить средства из резервного фонда бюджетное учреждение может и через учредителя, и напрямую, в зависимости от принятого порядка.
Смета на использование средств резервного фонда составляется получателем, который представляет в финансовый орган полный пакет документов с обоснованием размера испрашиваемых средств, а также в случае необходимости — заключение комиссии, экспертов и иные документы, подтверждающие необходимость и неотложность осуществления расходов на соответствующие цели. На основании постановления главы города о выделении средств из резервного фонда администрации в сводную бюджетную роспись бюджета городского округа вносятся соответствующие изменения. Выделенные из резервного фонда средства отражаются в бюджетной отчетности получателями средств согласно бюджетной классификации.
Ответственность за достоверность представляемых документов и целевое использование выделенных из резервного фонда средств возлагается на получателей этих средств.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос
Государственное казенное учреждение выполняет функции заказчика по строительству объектов различного назначения. Уставом государственного казенного учреждения также предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности (консультационные услуги в области строительства). Доходы от оказания предпринимательской деятельности зачисляются напрямую в доход областного бюджета (учреждение является администратором доходов). В соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса доходы от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Нужно ли включать в налоговую базу по налогу на прибыль доходы от предпринимательской деятельности?
Ответ
Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса приносящая доход деятельность казенных учреждений может осуществляться только в рамках уставной деятельности, при этом о возможности ее осуществления должно быть сказано в уставе учреждения. Доходы казенного учреждения, полученные от внебюджетной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
К неналоговым доходам бюджетов бюджетной системы РФ относятся доходы казенных учреждений (ст. 41 БК РФ), которые в полном объеме должны быть учтены в доходах бюджетов:
- от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества;
- от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от оказываемых ими платных услуг.
Таким образом, налог на прибыль с указанных доходов казенные учреждения не платят. В этом вопросе положения Налогового кодекса согласуются с бюджетным законодательством. Подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса гласит, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Таким образом, приносящая доход деятельность казенных учреждений не облагается налогом на прибыль и, соответственно, не включается в налоговую базу.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Вопрос
Учреждением за декабрь 2011 года была начислена и выплачена заработная плата и отпускные сотруднику за счет средств бюджета, то есть источник 1 «Бюджетная деятельность». 30 декабря 2011 года сотрудник увольняется. Делается перерасчет отпускных в сторону уменьшения. У работника возникает долг, так как все выплаты произведены. Сотрудник возвращает долг в кассу 30 декабря 2011 года. Сдать деньги в банк физически нет возможности. Банк принимает деньги до 13.00, а возврат в кассу был произведен во второй половине дня. На конец года в учреждении сформировался остаток средств в кассе по КОСГУ 211 «Заработная плата».
Та же ситуация, только работник увольняется в январе и вносит средства в кассу.
В 2012 году учреждению предоставляются субсидии из краевого бюджета. На начало года учреждение формирует входящие остатки в связи с изменением типа учреждения, с переходом на Инструкцию № 174н. Как отразить входящий остаток этих средств, по какому источнику? Как вернуть эти деньги в доход бюджета? Какими бухгалтерскими записями отразить в учете учреждения данные операции (обе ситуации)?
Ответ
Ситуация № 1. Входящий остаток по счету 0 201 34 000 «Касса» следует отразить по виду финансового обеспечения 5 «Субсидия на иные цели». Операции в учете бюджетного учреждения будут следующими:
Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Дебет 5 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— внесение возвращенной суммы на лицевой счет учреждения с одновременным отражением бюджетным учреждением увеличения по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 5 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечисление поступившей переплаты прошлого года в доход соответствующего бюджета с одновременным отражением бюджетным учреждением уменьшения по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 5 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 5 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — поступление суммы переплаты в доход соответствующего бюджета.
Ситуация № 2. Возврат переплаты следует отразить по виду деятельности 5 «Субсидия на иные цели». Операции в учете учреждения будут следующими:
Дебет 5 401 20 211
«Расходы по заработной плате»
Кредит 5 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— исправление ошибки, связанной с выявлением переплаты заработной платы способом «красное сторно»;
Дебет 5 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 5 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»
— начисление задолженности в бюджет в сумме выявленной переплаты;
Дебет 5 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит 5 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— внесение суммы переплаты в кассу учреждения.
Далее бухгалтерские записи будут аналогичными записям, приведенным в первой ситуации.
Отвечала А. А. Комлева, заместитель шеф-редактора журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
В 2011 году были выданы средства на командировочные расходы на проживание в гостинице и на ГСМ. В 2012 году обнаружено, что расходы ошибочно отражены дважды. Работник добровольно внес полученные средства в кассу казенного учреждения. Какими бухгалтерскими записями отразить внесение средств в кассу, на лицевой счет, и на какие статьи расходов?
Ответ
В соответствии с пунктом 18 Инструкции № 157н ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета, — Справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Дебет 1 401 20 226, 1 401 20 272
«Расходы на прочие работы, услуги», «Расходование материальных запасов»
Кредит 1 208 26 660, 1 208 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»
— восстановление расходов способом «красное сторно»;
Дебет 1 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»
Кредит 1 208 26 660, 1 208 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате прочих работ, услуг», «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»
— внесены в кассу средства в размере сумм по подложным документам;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— выбытие возвращенной суммы из кассы для зачисления на лицевой счет учреждения;
Дебет 1 304 05 226, 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачисление суммы переплаты на лицевой счет учреждения;
Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 226, 1 304 05 340
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам», «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению материальных запасов»
— перечисление поступившей суммы прошлого года в доход соответствующего бюджета;
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — поступление суммы переплаты в доход соответствующего бюджета.
Отвечала А. А. Кучеренко, консультант
Вопрос
Должно ли автономное учреждение отражать на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» приобретение основных средств за счет собственных средств (приносящая доход деятельность)?
Ответ
Счет 210 06 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения (п. 238 Инструкции № 157н, п. 119 Инструкции № 183н). На счете отражаются расчеты по поступлению объектов основных средств и материальных активов, переданных учредителем бюджетному (автономному) учреждению в оперативное управление, и их возврат.
Приобретение основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности не нужно отражать на счете 210 06 «Расчеты с учредителем».
Приобретение основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности отражается следующими записями (рассмотрим на примере машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения):
Дебет 2 206 31 000
«Расчеты по авансам по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» — перечислен аванс поставщику на приобретение основного средства;
Дебет 2 106 31 00
«Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
— вложения в нефинансовые активы;
Дебет 2 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 2 206 31 000
«Расчеты по авансам по приобретению основных средств»
— уменьшение задолженности перед поставщиком на сумму перечисленного аванса;
Дебет 2 210 01 000
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
— отражение суммы НДС, предъявленной поставщиком;
Дебет 2 101 34 000
«Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 2 106 31 000
«Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения» — принятие основных средств к учету на основании первичных учетных документов;
Дебет 2 303 04 000
«Расчеты по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 210 01 000
«Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» — отражение налогового вычета по НДС;
Дебет 2 302 31 000
«Расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» — погашение задолженности перед поставщиком;
Дебет 2 109 60 000
«Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 104 34 000
«Амортизация машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения» — ежемесячное начисление амортизации в течение срока эксплуатации основного средства.
Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор
Вопрос
Федеральное государственное учреждение ранее оплачивало НДС по договору аренды помещений, заключенному с Росимуществом, в доход бюджета. Нужно ли производить оплату НДС в 2012 году? Является ли ФГКУ в этом случае налоговым агентом и нужно ли сдавать отчет по НДС в налоговую инспекцию?
Ответ
Все зависит от статуса арендодателя. При аренде федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом и представляет в налоговую инспекцию декларацию по НДС в случае, если арендодателем являются:
- орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления;
- орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления. В этом случае, как правило, заключается трехсторонний договор между собственником имущества в лице органа государственной власти и управления или органа местного самоуправления (арендодателя), балансодержателем имущества (унитарным предприятием) и арендатором.
Если арендодателем является балансодержатель имущества, который не относится к органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления или казенным учреждениям, то обязанностей налогового агента не возникает и сумму арендной платы, включая НДС, необходимо перечислять арендодателю-балансодержателю, который самостоятельно платит НДС в бюджет.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос
По какому счету бюджетного учета следует приходовать изготовленные печати, штампы?
Ответ
Так как в соответствии с положениями Указаний № 180н расходы по изготовлению штампов и печатей, исходя из предназначения и порядка использования, определенных соответствующим решением бюджетного учреждения, отражаются по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», то приходовать их следует соответственно на счете 0 101 00 «Основные средства» или 0 105 00 «Материальные запасы» исходя из предназначения и порядка использования, определенных соответствующим решением бюджетного учреждения.
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор
Вопрос
Казенное учреждение в мае 2012 года произвело расходы на подписку периодических изданий на 2-е полугодие 2012 года. Как правильно отразить данную операцию в бюджетном учете?
Ответ
В учете казенного учреждения в соответствии с Инструкцией № 162н расходы на подписку периодических изданий отражаются следующими операциями:
Дебет 0 206 26 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам»
Кредит 0 304 05 226, 0 201 11 610, 0 201 21 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства», «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации»
— уплачен аванс в размере 100 % за периодические печатные издания (по факту уплаты на основании заключенного договора периодической подписки);
Дебет 0 401 20 226, 0 109 71 226, 0 109 81 226
«Расходы на прочие работы, услуги», «Накладные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг» (в части накладных расходов, формирующих себестоимость различных видов изготовленной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг), «Общехозяйственные расходы производства готовой продукции в части прочих работ, услуг» (в части общехозяйственных расходов, формирующих себестоимость различных видов изготовленной продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг)
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» — отнесение учреждением на расходы стоимости поступивших периодических печатных изданий (на основании оправдательного документа, подтверждающего получение периодических печатных изданий);
Дебет 0 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 0 206 26 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам по прочим работам, услугам» — зачет аванса на сумму поступивших периодических печатных изданий.
В соответствии с пунктом 377 Инструкции № 157н для учета периодических изданий (газет, журналов и т. п.), приобретаемых учреждением для комплектации библиотечного фонда, предназначен забалансовый счет 23 «Периодические издания для пользования». На нем издания учитываются в условной оценке: один объект (номер журнала, годовой комплект газеты), один рубль. Аналитический учет по данному счету ведется по объектам учета в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041).
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Вопрос
Может ли федеральное казенное учреждение на основании локального нормативного акта провести индексацию заработной платы работников?
Ответ
Статьей 134 Трудового кодекса организации, финансируемые из бюджета, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
На основании статьи 135 Трудового кодекса Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
Из положений пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса следует, что предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих в очередном финансовом году и плановом периоде вносятся в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таким образом, казенное учреждение должно проводить индексацию заработной платы работников только на основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок такой индексации в отношении ее работников. Право самостоятельной индексации на основании коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта на такие учреждения не распространяется.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»