Вопросы по бухгалтерскому учету

                                                                                  Внимание
Уважаемые читатели! При постановке вопросов просим вас указывать тип государственного (муниципального) учреждения: казенноп учреждение; бюджетное учреждение; автономное учреждение.

Вопрос
Необходимо ли заполнять инвентарные карточки на имущество казны?

Ответ

Пунктом 143 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н) установлено, что объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества. Вместе с тем финансовый орган муниципального образования вправе установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, установленным Инструкцией № 157н. Такая позиция отражена в письме Минфина России от 21 февраля 2012 г. № 02-06-10/559. 

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Как отразить в бухгалтерском учете приобретение основного средства в казну поселения?

Ответ

Порядок отражения в бюджетном учете операций приобретения имущества в состав казны финансовый орган поселения вправе установить самостоятельно (п. 145 Инструкции № 157н).

В бюджетном учете операции по приобретению имущества в состав казны могут быть отражены следующими записями:

Дебет 1 106 00 310
«Увеличения вложений в нефинансовые активы»
Кредит 1 302 31 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — отражены капитальные вложения в объекты основных средств, приобретаемых для включения в состав казны поселения;

Дебет 1 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит 1 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения» 
— учтены в составе имущества казны приобретенные объекты недвижимого имущества, подлежащие государственной регистрации;

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— передано в состав казны движимое имущество;

Дебет 1 108 52 310
«Увеличение стоимости движимого имущества, составляющего казну»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы» 
— приняты в состав казны объекты движимого имущества.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос
Бюджетному учреждению переданы полномочия по публично-нормативным обязательствам. Обязано ли учреждение вести учет таких обязательств в отдельной Главной книге?

Ответ

Учреждение формирует одну Главную книгу. Исключение составляют операции по сведениям, составляющим государственную тайну. По ним формирование регистров бухгалтерского учета (журналов операций) и Главной книги осуществляется обособленно и с соблюдением норм законодательства РФ о защите государственной тайны (п. 12 Инструкции № 157н).

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос
При закупке товара (Навигатор автомобильный) в рамках Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ возник вопрос, к какому пункту ОКДП его необходимо отнести. Такой товар найден не был. Как быть в таких случаях?

Также были случаи, когда есть ОКДП, но не можем подобрать пункт приказа Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», просто потому что его там нет (пример: 9432000).

Ответ

Если какой-либо товар не внесен в перечень товаров, работ и услуг, указанный приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков», то можно воспользоваться поиском по назначению. Навигатор автомобильный — это устройство, которое работает со спутниками GPS и/или ГЛОНАСС. В подавляющем большинстве навигаторы основаны на микрокомпьютерах, работающих под управлением операционной системы, обладают процессором, памятью и другими атрибутами ЭВМ. Учитывая малые габариты устройства, навигаторы автомобильные можно отнести к коду ОКДП 3020203 Микро-ЭВМ.

В случае когда ОКДП не найден в номенклатуре товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, следует определить пункт документа, наиболее близко подходящий по назначению.

Так, ОКДП 9432000 «Услуги по ремонту машин и оборудования, не включенные в другие группировки, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе» входит в класс 9430000 «Услуги по ремонту металлических изделий, машин и оборудования».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Как отражаются расходы на услуги по содержанию и ремонту сетей наружного освещения, не находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании у муниципального казенного учреждения?

Ответ

Муниципальное казенное учреждение не может осуществлять расходы на услуги по содержанию и ремонту нефинансовых активов, не находящихся у него в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос
Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия» обслуживает бюджетные учреждения по договору на бухгалтерское обслуживание. Правомерно ли составление единой кассовой книги по централизованной бухгалтерии с включением операций по выдаче денежных средств по обслуживающим учреждениям, если каждое учреждение имеет свой лицевой счет? Должность кассира предусмотрена только в централизованной бухгалтерии.

Ответ

Центральная бухгалтерия, заключившая договора на бухгалтерское обслуживание, обязана организовать раздельный учет по каждому обслуживаемому учреждению, поскольку их статус юридического лица подразумевает наличие отдельного лицевого (расчетного) счета, а также ведение раздельного бухгалтерского учета (то есть отдельных кассовых книг, главной книги, отчетности и т. п.). Составление единой кассовой книги неправомерно.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос
Подскажите, пожалуйста. Централизованная бухгалтерия является отделом администрации муниципального образования сельского поселения. Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет муниципальных казенных учреждений: Дом культуры и библиотеки. Учредителем данных учреждений является администрация. Не запрещено ли законом обслуживание данных учреждений (ведение бухучета), так как централизованная бухгалтерия не является юридическим лицом? Или же необходимо централизованную бухгалтерию организовать путем создания казенного учреждения и заключить с подведомственными учреждениями договора на оказание услуг?

Ответ

Действующее законодательство предусматривает создание централизованных бухгалтерий как структурных подразделений или как самостоятельных юридических лиц. Централизованные бухгалтерии создаются по распоряжению государственного органа (органа местного самоуправления). Поэтому именно указанные органы принимают решение о создании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения или как самостоятельного юридического лица. Договор заключается с обслуживаемыми учреждениями от юридического лица администрации муниципального образования сельского поселения независимо от статуса централизованной бухгалтерии.

Отвечала А. А. Комлева,шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Подрядчик согласно контракту в течение нескольких лет выполнял работы по рекультивации земельного участка, выделенного под размещение твердых бытовых отходов (далее — ТБО). Финорган рекомендовал накапливать эти расходы на счете 106.11. Как отразить в учете завершение работ? На месте полигона теперь ровное место, засеянное травой.

Ответ

Счет 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов.

Таким образом, в рассматриваемом случае фактические затраты учреждения не могут формировать материальный объект имущества. Производимые расходы следует отражать на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос
В 2011 году бюджетное учреждение осуществляло перечисления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. В январе 2012 года несколько платежей вернулось из банка в связи с неверно указанными реквизитами. В этом году сметы на данный вид расходов не предусмотрено, и деньги были перечислены в бюджет как остаток субсидий. Какими проводками отразить в учете возврат на лицевой счет сумм субсидий, чем закрыть эту сумму? Как отразить перечисление в бюджет остатка субсидий?

Ответ

Возврат на лицевой счет платежей в связи с неверно указанными реквизитами, а также перечисление их в последующем в доход бюджета отражается записями:

Дебет 5 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 5 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам» 
— возврат на лицевой счет платежей в связи с неверно указанными реквизитами;

Дебет 5 201 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — перечисление поступивших средств в доход бюджета.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос
В вентиляционной системе здания, которая является его конструктивной частью, были заменены крышные вентиляторы. Вентиляционная система отдельно на балансе не числится. Установка была произведена своими силами, а сами вентиляторы приобретались по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». В каких документах отражается замена вентиляторов крышного типа в бюджетном учреждении?

Ответ

Перечень первичных учетных документов, на основании которых осуществляется выбытие материальных запасов в бюджетном учреждении, приведен в пункте 36 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н).

Списание израсходованных материалов (вентиляторов), приобретенных бюджетным учреждением по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ, оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), который применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета материальных запасов. Акт (ф. 0504230) составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем учреждения. Если расходование материальных запасов производится на основании документов, утвержденных руководителем учреждения, то они должны быть приложены к Акту (ф. 0504230).

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Возможно ли учреждению, участнику бюджетного процесса, заключить государственный контракт в середине декабря 2012 года на следующий финансовый год (2013) и подать сведения о бюджетном обязательстве с разбивкой по финансовым годам?

Ответ

Согласно положениям Бюджетного кодекса (ст. 6 и 161) заключение и (или) оплата получателем бюджетных средств государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств — объема прав в денежном выражении на принятие учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение.

Из вышеуказанного следует, что лимиты бюджетных обязательств доводятся получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для принятия новых бюджетных обязательств (денежных обязательств), в том числе путем заключения новых государственных контрактов, и (или) для исполнения (оплаты) денежных обязательств, в том числе принятых по заключенным ранее государственным контрактам.

В пункте 2.1. Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденных приказом Минфина России от 19 сентября 2008 г. № 98н, указано, что основанием для постановки на учет бюджетных обязательств по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договорам аренды являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702) (далее — Сведения (ф. 0531702)), представленные получателями средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания после заключения государственного контракта, иного договора или вместе с документами, представленными для оплаты денежных обязательств по государственным контрактам, иным договорам.

Формой Сведений (ф. 0531702) предусмотрено отражение бюджетных обязательств на плановый период в последующие годы. Бюджетные обязательства, принятые на текущий финансовый год, на первый и второй год планового периода, третий, четвертый и пятый год после текущего финансового года и на последующие годы, учитываются отдельно.

При заключении государственного контракта в середине декабря 2012 года с исполнением в следующем (2013) финансовом году можно подать сведения о бюджетном обязательстве с разбивкой по финансовым годам.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос
Выплачивается ли работнику учреждения, финансируемого из бюджета, компенсация за использование личного грузового автомобиля в свете требований статьи 188 Трудового кодекса и в каких пределах?

Ответ

Статья 188 Трудового кодекса гласит, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. 

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Из содержания указанной статьи видно, что в ней поименован не грузовой, а вообще личный транспорт и другие технические средства, принадлежащие работнику.

Но в то же время нормы для выплат, осуществляемых за счет бюджетов различных уровней, пре-дусмотренные положениями приказа Минфина России от 4 февраля 2000 г. № 16 «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок», не содержат указаний для определения размера компенсации за использование личного грузового автомобиля.

Еще одним вариантом использования личного транспорта в служебных целях может быть аренда с отнесением расходов на подстатью 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ. К расходам по арендной плате относятся затраты в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма) объектов нефинансовых и непроизведенных активов для государственных (муниципальных) нужд, в том числе помещений, сооружений, транспортных средств и другого имущества. То есть расходы на аренду транспортных средств относятся к законным бюджетным расходам, поэтому в пределах бюджетных обязательств и при оформлении договорных отношений с работником учреждение, согласно действующему законодательству, может воспользоваться данным основанием. Аренда транспортного средства оформляется в рамках гражданско-правовых отношений, которые предполагают заключение двух основных типов договоров: аренды только транспортного средства и аренды авто с экипажем. При этом учреждение выступает в роли арендатора, а сотрудник — в роли арендодателя.

Отношения между учреждением и физическим лицом по договору гражданско-правового характера регулируются Гражданским кодексом.

В соответствии со статьями 644–646 Гражданского кодекса при заключении договора аренды транспортного средства без экипажа все обязанности по его содержанию, управлению и технической эксплуатации возлагаются на арендатора:

  • арендатор в течение всего срока действия договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства и осуществлять его текущий и капитальный ремонт;
  • арендатор своими силами управляет арендованным транспортным средством и осуществляет его эксплуатацию (коммерческую и техническую);
  • если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Если договором аренды не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 647 ГК РФ).

При заключении договора аренды транспортного средства с экипажем, наоборот, многие расходы ложатся на арендодателя-сотрудника, который обязан предоставить авто во временное пользование, содержать его и оказывать услуги по управлению и технической эксплуатации (ст. 632–635 ГК РФ). Практика показывает, что арендаторы часто прибегают к варианту аренды транспортного средства с экипажем, так как сотрудник сам использует свой автомобиль и к тому же получает арендную плату и вознаграждение за оказание услуг по управлению автомобилем и его эксплуатации.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос
У нас казенное учреждение — территориальный орган Федерального казначейства. Имущество является собственностью РФ и закреплено за нами на праве оперативного управления. Была проведена реконструкция трансформаторной подстанции, в ходе которой образовался металлолом. Как поставить на учет этот металлолом и как его реализовать?

Ответ

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Главный распорядитель бюджетных средств устанавливает порядок списания имущества для подведомственных учреждений. Федеральным казенным учреждениям при списании имущества необходимо руководствоваться Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 834. Казенные учреждения, финансируемые из бюджета субъекта РФ или местного бюджета, производят списание имущества в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств и согласованном с соответствующим органом по управлению имуществом.

Фактическая стоимость металлолома, образовавшегося в результате реконструкции трансформаторной подстанции, определяется комиссией исходя из текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 106 Инструкции № 157н).

Принятие к бюджетному учету металлолома отражается записью:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами». 

Реализация металлолома отражается записями:

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» 
— списание стоимости металлолома при реализации на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230);

Дебет 1 205 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами» 
— начисление доходов от реализации металлолома;

Дебет 1 304 04 440
«Внутриведомственные расчеты по доходам от выбытия материальных запасов»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет» — передача администратору кассовых поступлений суммы задолженности, которая будет перечислена в доход бюджета. При этом в адрес администратора кассовых поступлений учреждение направляет Извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 205 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» 
— поступление в доход бюджета сумм от реализации металлолома.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Подскажите, пожалуйста, есть ли унифицированная форма акта выполненных работ (оказанных услуг)? Казначейство предъявляет требования к составу прилагаемых документов к заявке на кассовый расход:

  • на услуги — акт оказанных услуг;
  • на работы — акт выполненных работ.

Имеет ли право казначейство отказать в проведении платежа из-за этого?

Ответ

В соответствии с положениями подпункта 15 пункта 5 и пункта 7 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Порядок № 87н), для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с заявкой на кассовый расход (код по КФД — 0531801) (далее — заявка) соответствующий договор (государственный контракт) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и (или) документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладную, акт приема-передачи), выполнении работ (акт выполненных работ), оказании услуг, исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ), иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Минфина России.

Унифицированных форм актов выполненных работ, оказания услуг нет. Вместе с тем в соответствии со статьей 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам или содержат обязательные реквизиты. Такая норма также закреплена в пункте 7 Инструкции № 157н — первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать установленные обязательные реквизиты.

Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утвержден постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Так, Акт о приемке выполненных работ (ф. КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.

Так как в Порядке № 87н указано: «акт выполненных работ, оказанных услуг», то орган казначейства, опираясь на данный документ, требует именно такие акты.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Вопрос
Должно ли быть оформлено Извещение при передаче имущества казны муниципальному казенному учреждению?

Ответ

При передаче имущества из казны муниципальному казенному учреждению оформляются следующие документы:

  • информация (выписка) из реестра;
  • распоряжение о передаче имущества;
  • Извещение (ф. 0504805);

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031).

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос
По какому коду КОСГУ отразить расходы по изготовлению и установке пластиковых окон? И как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения договор с физическим лицом по установке окон?

Ответ

Отнесение расходов на какую-либо подстатью КОСГУ определено Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2011 г № 180н (далее — Указания № 180н). Отражение указанных расходов в учете не зависит от того, с кем заключен договор — с юридическим или физическим лицом. Определяющим фактором является экономическое содержание операции.

Рассматривая отражение расходов на изготовление и установку окон, следует обратиться к предмету договора, заключенного учреждением. Если учреждением заключен договор на изготовление окон и выполнение монтажных работ по их установке, то, согласно Указаниям № 180н, расходы следует относить на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Если же приобретение вышеуказанных объектов нефинансовых активов осуществляется подрядчиком в рамках исполнения обязательств по договору на проведение работ по капитальному (текущему) ремонту зданий, помещений, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в полном объеме.

В зависимости от того, на какой код КОСГУ отнесены расходы по изготовлению и установке пластиковых окон, операции отражаются в соответствии с Инструкцией № 174н:

Дебет 0 401 20 225
«Расходы на работы, услуги по содержанию имущества»
Кредит 0 302 25 730
«Увеличение кредиторской задолженности по работам, услугам по содержанию имущества» 
— приняты к учету расходы по договору на проведение работ по капитальному (текущему) ремонту зданий, помещений;

Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» 
— приняты к учету расходы по договору на изготовление окон и выполнение монтажных работ по их установке.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Пожалуйста, подскажите, как в бюджетном учреждении перевести системный блок и монитор, купленные из разных источников (бюджет и приносящая доход деятельность), в состав основного средства (компьютер) и как перевести его в состав особо ценного имущества?

Ответ

Комплектующие компьютерной техники (мониторы, системные блоки, клавиатуры и другие), которые приобретаются отдельно, а не в комплекте, необходимо учитывать по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Формирование объекта основных средств из объектов материальных запасов, приобретенных за счет различных источников, в учете бюджетного учреждения в соответствии с указаниями Инструкции № 174н отражается следующими записями:

Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» 
— отнесение стоимости системного блока, приобретенного за счет бюджетных средств, в целях формирования вложений в объект основного средства — компьютера;

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» 
— списана стоимость монитора, приобретенного за счет приносящей доход деятельности;

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами» 
— в рамках бюджетной деятельности принят к учету монитор;

Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения» 
— отнесение стоимости монитора в целях формирования вложений в объект основного средства — компьютера;

Дебет 1 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения» 
— принят к учету объект основного средства — компьютер.

Перемещение объектов основных средств из состава иного имущества в особо ценное отражается записями:

Дебет 1 101 24 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения» 
— переведена балансовая стоимость компьютера из состава иного имущества в состав особо ценного имущества.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос
Автономное учреждение находится на упрощенной системе налогообложения. Возник вопрос по заполнению раздела 3.6 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1): в строке «Сумма доходов, определяемая в соответствии со статьей 346.15 НК РФ» отражается вся сумма доходов учреждения, включая субсидию? Или субсидия не отражается? Доходы в учреждении распределяются примерно так: субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания — 90 %, доходы от оказания услуг — 10 %.

Ответ

Сведения подраздела 3.6 раздела 3 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (далее — РСВ-1), служат подтверждением правомерности расчета страховых взносов по пониженным тарифам плательщиками, применяющими УСН.

В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 «Порядок определения доходов» Налогового кодекса, указано, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса. Среди доходов, поименованных в этой статье, в абзаце 3 подпункта 14 пункта 1 указаны средства целевого финансирования в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (абз. 1 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК).

Исходя из этого в строке 361 подраздела 3.6 раздела 3 РСВ-1 субсидия, полученная на выполнение государственного (муниципального) задания, не отражается.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос
Бюджетное учреждение просит пояснить, каким нормативным документом установлена обязанность ведения учета бюджетных и денежных обязательств по КФО 4 и 5?

Ответ

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Согласно положениям пункта 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Таким образом, положениями пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ установлена форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений путем предоставления субсидий в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, которая отличается от способа финансового обеспечения деятельности получателей бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным учреждениям на иные цели.

Согласно Инструкции № 157н в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждения Рабочего плана счетов применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;

5 — субсидии на иные цели.

Положениями статьи 6 Бюджетного кодекса установлено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Статьей 162 Бюджетного кодекса установлены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, в том числе по составлению и исполнению бюджетной сметы; принятию и исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований бюджетных обязательств.

Учитывая, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств, участником бюджетного процесса, к нему не могут применяться нормы, установленные Бюджетным кодексом для получателей бюджетных средств, в том числе статьи 162 Бюджетного кодекса. 

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Вопрос
Проверяющие Счетной палаты в акте сделали следующее замечание: «...в показателях по поступлениям не учтен плановый объем поступлений от страховых медицинских организаций в рамках территориальной программы ОМС, что не соответствует п. 10 Требований к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». Подскажите, должны ли средства ОМС включаться в ПФХД?

Ответ

В пункте 8 Требований к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Требования), предусмотрено, что в разделе «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения» Плана финансово-хозяйственной деятельности подлежит отражению общая сумма поступлений (всего) в разрезе поступлений.

При этом разрез видов поступлений определен пунктом 10 Требований.

Согласно законодательству Российской Федерации средства от страховых медицинских организаций в рамках программы ОМС (далее — средства в рамках ОМС) являются разновидностью поступлений (денежных средств).

Таким образом, средства в рамках ОМС подлежат отражению в Плане финансово-хозяйственной деятельности в полном объеме. 

Отвечал П. А. Пупасов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Вопрос
Государственное бюджетное учреждение уполномочено осуществлять деятельность по проведению оздоровительной кампании детей и подростков. Также оно организует доставку детей к месту отдыха и обратно. Есть категория детей, доставка которых осуществляется учреждением полностью за счет бюджетных средств. Остальные родители частично оплачивают проезд детей к месту отдыха. Средства родителей за проезд поступают на счет учреждения, данные денежные средства учреждение учитывает как поступления от платной деятельности. Законны ли действия государственного бюджетного учреждения по отнесению родительской платы за проезд детей к доходам от оказания платных услуг?

Ответ

Статьей 298 Гражданского кодекса предусмотрено, что бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Из данной статьи следует, что государственное бюджетное учреждение вправе признать родительскую плату денежными средствами от приносящей доход деятельности (оказания платных услуг) только в том случае, если деятельность, в рамках которой осуществляется получение родительской платы, отражена в учредительных документах данного учреждения.

Отвечал П. А. Пупасов, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

 


Реклама