Вопросы применения первичных документов и регистров учета
В рамках схемы «вопрос — ответ» рассмотрим отдельные вопросы бухгалтерского учета и применения первичных учетных документов, которые интересуют читателей журнала.
Должны ли учредитель и бюджетные учреждения при закреплении учредителем за бюджетным учреждением имущества (основные средства и материальные запасы) на праве оперативного управления применять извещения по форме 0504805? Правомерно ли при вышеуказанных операциях без формирования извещения по форме 0504805 делать запись на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению»?
Ответ:
Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н (далее — Методические указания № 173н), для оформления расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, обязательств между учреждением и созданными им обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, в том числе при реорганизации, предусмотрено извещение формы 0504805 (далее — Извещение (ф. 0504805)).
Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), забалансовый счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» предусмотрен для отражения в учете казенного учреждения (обособленного подразделения) (грузополучателя) полученных от поставщика материальных ценностей до момента получения грузополучателем Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика на отправленные ценности в его адрес.
Согласно Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, закрепление учредителем за бюджетным учреждением имущества на праве оперативного управления оформляется передаточным актом (иным документом, устанавливающим право оперативного управления имуществом) и отражается в учете учреждения по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 4 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств», 4 105 00 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и кредиту счета 4 401 10 180 «Прочие доходы». При этом в бюджетном учете учредителя согласно Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, отражается бухгалтерская запись по дебету счета 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 100 00 000 «Нефинансовые активы».
Таким образом, формирование Извещения (ф. 0504805) и отражение в учете бюджетного учреждения записи на забалансовом счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» при вышеуказанных операциях нормативными актами, регулирующими порядок учета в государственном секторе, не предусмотрено.
Вместе с тем следует отметить, что на основании пункта 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета формирует, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий. Так, актами субъекта учета возможно предусмотреть оформление Извещения (ф. 0504805) при закреплении имущества на праве оперативного управления.
В реестре государственного имущества учитываются по номинальной стоимости обыкновенные именные бездокументарные акции открытых акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, и доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью. В бюджетном учете Департамента имущественных и земельных отношений области стоимость данных акций и долей не отражается. Подлежат ли принятию к учету указанные активы? Если да, то на основании какого документа и какие при этом делаются бухгалтерские записи?
Ответ: Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса информация о наличии имущества Российской Федерации, а также операции по его увеличению, уменьшению, отнесению расходов на финансовый результат подлежат отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности.
В соответствии с Инструкцией № 157н краткосрочные и долгосрочные финансовые вложения, иные финансовые активы (в том числе акции, доли участия в уставном капитале, иные доли участия публично-правовых образований), приобретенные (сформированные) субъектом учета в рамках ведения им хозяйственной деятельности, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 204 00 000 «Финансовые вложения» по их первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью указанных финансовых активов признается сумма фактических вложений учреждения в их приобретение (формирование). Для формирования первоначальной стоимости финансового актива (в том числе полученного безвозмездно) используется счет 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы».
На основании Инструкции № 162н принятие к учету акций и иных форм участия в капитале субъектом учета отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 204 30 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» (1 204 31 530 «Увеличение стоимости акций», 1 204 32 530 «Увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий», 1 204 34 530 «Увеличение стоимости иных форм участия в капитале») и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 215 30 630 «Уменьшение стоимости вложений в финансовые активы» (1 215 31 630 «Уменьшение вложений в акции», 1 215 32 630 «Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия», 1 215 34 630 «Уменьшение вложений в иные формы участия в капитале»).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.
Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, инвентаризации подлежат как нефинансовые, так и финансовые активы (в том числе акции и доли участия в капитале). При инвентаризации финансовых вложений проверяются их наличие и фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.
Методическими указаниями № 173н установлено, что в процессе инвентаризации финансовых активов составляется Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) (далее — Ведомость (ф. 0504092)), в которой фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении. Ведомость (ф. 0504092) является основанием для составления комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения, Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835)).
Указанные в Ведомости (ф. 0504092) и Акте (ф. 0504835) объекты финансовых активов, выявленные при инвентаризации, подлежат принятию к учету по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 204 30 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале» (1 204 31 530 «Увеличение стоимости акций», 1 204 32 530 «Увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий», 1 204 34 530 «Увеличение стоимости иных форм участия в капитале») и кредиту счета 1 401 10 180 «Прочие доходы» (в сумме фактических вложений).
При этом в случае невозможности определения сумм фактических вложений в финансовые активы, ранее не принятые к учету, в целях обеспечения учета указанных активов целесообразно Департаменту имущественных и земельных отношений установить в рамках формирования учетной политики порядок отражения в учете таких акций и иных форм участия в капитале по данным реестра государственного (муниципального) имущества.
Актами субъекта учета возможно предусмотреть оформление Извещения (ф. 0504805) при закреплении имущества на праве оперативного управления.
Как правильно документально оформить списание у автономного учреждения полиграфической печатной продукции, сувенирной продукции, приобретенной и используемой в рекламных целях и для организации мероприятий, которая не является наградой и ценным призом?
Ответ: В соответствии с пунктом 98 Инструкции № 157н материальные ценности, приобретаемые для использования в процессе деятельности учреждения, учитываются в составе материальных запасов на соответствующих аналитических счетах счета 0 105 00 000 «Материальные запасы». Иная печатная продукция, кроме печатной продукции, предназначенной для продажи, а также библиотечного фонда и бланочной продукции строгой отчетности, в том числе брошюры, буклеты, плакаты, открытки, учитывается в составе прочих материальных запасов.
В соответствии с пунктом 36 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, выбытие материальных запасов производится на основании первичных учетных документов.
Формы первичных учетных документов для государственных (муниципальных) учреждений, к которым относятся муниципальные автономные учреждения, утверждены приказом Минфина России № 173н. Первичными учетными документами для оформления списания прочих материальных запасов могут быть Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) или Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Материальные ценности, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются по стоимости их приобретения на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».
Порядок оформления списания материальных ценностей, израсходованных при проведении массовых мероприятий, а также перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, могут быть установлены в рамках формирования учетной политики учреждения. Такими документами могут быть в том числе: приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы.
Прошу разъяснить порядок учета на балансе Департамента градостроительства города приобретаемых жилых помещений, которые после государственной регистрации права собственности подлежат передаче в казну муниципального образования.
Ответ: В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса полномочия собственника имущества казны от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Единая учетная политика с 1 января 2010 года реализуется согласно приказу № 157н.
При этом бюджетный учет нефинансовых активов, относящихся к государственной (муниципальной) казне, производят государственные (муниципальные) органы, осуществляющие полномочия собственника государственного (муниципального) имущества (органы по управлению муниципальным имуществом), на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
Формирование стоимости капитальных вложений во вновь приобретаемые объекты государственного (муниципального) имущества, в том числе в государственную (муниципальную) казну, отражается на счете 1 106 11 000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения — основные средства» органом, осуществляющим функции государственного (муниципального) заказчика.
На основании Инструкции № 162н орган, осуществляющий функции муниципального заказчика, производит следующие бухгалтерские записи:
Дебет 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 ХХ1 730
«Увеличение кредиторской задолженности по принятым обязательствам»
— формирование вложений в объект недвижимого имущества (основное средство);
Дебет 1 302 ХХ1 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по принятым обязательствам»
Кредит 1 304 05 ХХХ1
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»
— перечисление средств в оплату принятого денежного обязательства;
Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 106 11 ХХХ1
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— передача сформированных вложений в объект имущества органу управления муниципальным имуществом (согласно Извещению (ф. 0504805)).
При этом орган управления муниципальным имуществом производит следующую бухгалтерскую запись:
Дебет 1 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— принятие к бухгалтерскому учету объекта муниципальной казны (муниципального имущества) в сумме произведенных вложений (согласно Извещению (ф. 0504805)). ?
1 Проставляется соответствующий код аналитического учета