В свете нового закона
Законодательство не может быть неизменным — практика применения выявляет изменения, которые требуется внести в него. Наступает время контрактной системы, и в ней нашлось место закупкам у единственного поставщика. Какие изменения ожидают нас в 2014 году при применении такого способа закупки?
Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Заканчивается действие закона от 21 июля 2005 г. № 94‑ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон №
Процесс государственных закупок будет начинаться с этапа планирования. И именно с этой отправной точки положения Закона №
Однако многие новые положения Закона №
С 1 января 2014 года начнет действовать большая часть положений Закона №
Планирование
В СМИ регулярно встречается информация о сомнительной целесообразности той или иной закупки. Вследствие этого положениями Закона №
В плане закупок будут указываться цели осуществления закупок, устанавливаться наименование, описание и объем закупаемых объектов, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения. Он будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.
Обоснование госзакупки заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям их осуществления и требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов о контрактной системе (нормы об обосновании закупок вступают в силу с 1 января 2015 г.).
Цели
Цели осуществления госзакупок — обеспечение федеральных, региональных и муниципальных нужд — определены в статье 13 Закона № 44:
- для достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;
- для исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация (за исключением исполняемых в соответствии с государственными программами, перечисленными в предыдущем пункте);
- для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов (за исключением функций и полномочий, перечисленных в предыдущих пунктах).
Также в планах закупки придется обосновывать, каким именно образом объект государственной закупки послужит достижению целей закупок. В планах-графиках будет обосновываться начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае если в результате мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок планируемая закупка будет признана необоснованной, то контролирующие органы выдадут предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и привлекут к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований, в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях.
Нормирование
Законом №
В целом нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) определение нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Одним из критериев, предъявляемых к товарам, работам и услугам, приобретаемых для государственных и муниципальных нужд, является то, что они должны обеспечивать эти нужды, но не могут быть предметами роскоши (не должны иметь избыточных потребительских свойств) (ч. 2 ст. 19 Закона №
Однако такие понятия, как «избыточные потребительские свойства» товаров, работ, услуг и «предметы роскоши», в настоящий момент не определены и являются оценочными категориями. Вместе с тем положения этой статьи предусматривают издание правовых актов (в том числе нормативных) о нормировании в сфере закупок, которыми должны быть детализированы требования к отдельным видам товаров, работ, услуг.
Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
- общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
- общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков (ч. 3 ст. 19 Закона №
44-ФЗ).
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов и муниципальных нужд, в том числе:
- требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
- требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков (ч. 4 ст. 19 Закона №
44-ФЗ).
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», муниципальные органы на основании правил нормирования утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам, указанной корпорации казенными учреждениями и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов, указанной корпорации (ч. 5 ст. 19 Закона №
Общественное обсуждение закупок
Несмотря на то, что в действующем Законе №
Согласно положениям статьи 20 Закона №
В законодательстве субъектов РФ, а также в муниципальных правовых актах могут быть установлены иные случаи проведения общественного обсуждения закупок для обеспечения региональных или муниципальных нужд соответственно.
По результатам обязательного общественного обсуждения Законом №
Планы-графики
В соответствии с утвержденными планами закупок заказчики будут формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона №
Планы-графики должны содержать перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.
В план-график в отношении каждой закупки включается следующая информация:
- идентификационный код закупки;
- наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
- дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
- дата начала закупки;
- информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
- информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- информация о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Законом №
- увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
- изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
- изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
- реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
- в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.
ВНИМАНИЕ
Если в отношении одной и той же закупки принято несколько решений контрольных органов разного уровня, то применению подлежит решение контрольного органа более высокого уровня (ч. 19, 20 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Способы определения поставщика
Законом №
Перечень способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Законе №
- открытый конкурс;
- конкурс с ограниченным участием;
- двухэтапный конкурс;
- электронный аукцион;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион;
- закупка у единственного поставщика.
Некоторые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) повторяют установленные Законом №
Новыми способами определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), введенными Законом №
Закупки у единственного поставщика
В период действия Закона № 94‑ФЗ закупки у единственного поставщика часто были при определенных условиях наиболее приемлемым способом приобретения какого-либо товара, работ или услуг. Закон №
В части 1 статьи 93 Закона № 44‑ФЗ перечислены случаи, когда заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). По сравнению с положениями части 2 статьи 55 Закона №
Но сохранили свое место такие случаи, как осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом от 17 августа 1995 г. №
С 1 января 2014 года посредством закупки у единственного поставщика может осуществляться заключение контракта на оказание услуг адвоката в связи с его назначением органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве (п. 27 ч. 1 ст. 93 Закона №
Перечень обширен, и в нем среди прочих сохранила свое место возможность осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей или, для учреждений культуры, образовательных учреждений, четырехсот тысяч рублей.
ВОПРОС В ТЕМУ
Вопрос: Можно ли будет с 1 января 2014 года заключать несколько контрактов с единственным поставщиком в квартал на оказание одноименных услуг, если сумма каждого такого контракта не будет превышать ста тысяч рублей, но при этом общая сумма контрактов превысит сто тысяч рублей в квартал?
Ответ: С 1 января 2014 года вступит в силу Закон № 44-ФЗ. Согласно ему общая сумма контрактов на закупку одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в квартал не ограничена. Закон № 44-ФЗ не упоминает одноименных товаров, работ и услуг.
Таким образом, в общем случае государственный (муниципальный) заказчик имеет право в течение квартала заключить несколько контрактов на оказание одноименных услуг с единственным исполнителем при условии, что каждый такой контракт будет на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. Общая сумма контрактов на закупку одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в квартал положениями Закона № 44-ФЗ не ограничена. Однако совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.
До ста тысяч рублей
В период действия Закона № 94‑ФЗ пунктом 14 части 2 статьи 55 государственному (муниципальному) заказчику давалось право осуществлять поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами по одной сделке (100 тыс. руб.). Но были существенные ограничения — заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала.
Право на такую закупку (до 100 тыс. руб.) предусмотрено Законом №
С 2014 года будет ограничен объем закупки у единственного поставщика в течение года — он не должен превышать пяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Правда, ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона №
У учреждений культуры, образовательных учреждений сохранилось право на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг у единственного поставщика на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. Перечень таких учреждений конкретизирован, в нем среди прочих поименованы зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ландшафтный парк. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать пятидесяти процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составлять не более чем двадцать миллионов рублей в год (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона №
Внимание
Так как Закон №
Статья 42 Закона №
Согласно части 2 статьи 96 Закона №
Начальная (максимальная) цена контракта
В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик в документальном отчете обязан обосновать невозможность (нецелесообразность) использования иных способов осуществления закупок, а также цену контракта и его иные существенные условия. В соответствии с частями 3, 4 статьи 93 Закона №
Законом №
Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
- нормативный метод;
- тарифный метод;
- проектно-сметный метод;
- затратный метод.
Приоритетным является метод сопоставления рыночных цен. Случаи применения иных способов указаны в частях
В целях оказания помощи государственным заказчикам в определении и обосновании цены контракта при осуществлении закупок Минэкономразвития России издал приказ от 2 октября 2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Рекомендации). Рекомендации содержат перечень действий, выполняемых заказчиками для целей осуществления закупок (в том числе: определение потребности в конкретных товарах (работах, услугах), требований к ним, проведение исследования рынка, выбор применяемого метода определения цены контракта, осуществление расчета и формирование обоснования этой цены), а также подробное описание методов расчета начальной (максимальной) цены контракта. •