Эквайринг. Приоритетные задачи
Одной из приоритетных задач, поставленных Минфином России перед финансовой системой и Федеральным казначейством, является минимизация наличного денежного обращения.
Рынок платежных карт — один из наиболее перспективных сегментов банковского бизнеса в России. Его развитие — важнейший фактор в решении задач расширения доступности платежных услуг населению, сокращения наличных и развития безналичных расчетов в области розничных платежей.
Универсальный характер пластиковой карты как платежного инструмента позволяет успешно решать и различные задачи в социальной и бюджетной сферах.
В настоящий момент в мире существует более 18 миллионов предприятий торговли и сервиса, где имеется возможность оплатить покупки, услуги с помощью платежных карт.
Кредитная организация, осуществляющая прием к оплате банковских карт через установленные на предприятиях торговли (услуг) платежные терминалы (POS-терминалы) или импринтеры и осуществляющая весь комплекс финансовых операций с выполнением расчетов и платежей по банковским картам в этих точках — банк-эквайер.
Эквайринг (от англ. acquiring — приобретение) — прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг.
Доля банков-эквайеров в общем объеме действующих кредитных организаций в Российской Федерации за пять лет значительно увеличилась.
В то же время применение эквайринговых услуг бюджетными учреждениями в настоящее время находится только на начальном этапе. Во многом это связано с отсутствием порядка применения эквайринговых услуг для бюджетных учреждений и разъяснений применения существующей по данному вопросу нормативно-правовой базы.
Разберемся в этом вопросе.
Заключение договора эквайринга
Положение об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, утвержденное Банком России 24 декабря 2004 г. № 266-П (далее — Положение № 226-П), определяет порядок выдачи на территории Российской Федерации банковских карт (эмиссии банковских карт) кредитными организациями и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами. При этом в соответствии с пунктом 1.9 Положения № 266-П на территории Российской Федерации кредитные организации — эквайеры осуществляют расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (эквайринг).
Указанием Банка России от 12 ноября 2009 г. № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (далее — Указание № 2332-У) предусмотрено заключение договора эквайринга между банком и организацией.
В то же время в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» расчеты бюджетными учреждениями осуществляются через лицевые счета в органах Федерального казначейства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
Вместе с тем Положение № 266-П не содержит норм, запрещающих заключение договора об осуществлении эквайринга между кредитной организацией и бюджетным учреждением.
Однако заключение бюджетным учреждением договора эквайринга с кредитной организацией может осуществляться только без открытия расчетного счета. В этом случае денежные средства, оплаченные через POS-терминал, зачисляются не на расчетный счет кредитной организации, а транзитом — на лицевой счет учреждения в казначействе. При этом в договоре необходимо предусмотреть, что оборудование, устанавливаемое в учреждении для осуществления операций по оплате платежей банковской картой, предоставляется кредитной организацией бесплатно.
Схема эквайринга отражена на рисунке 1.
- Запрос на авторизацию
- Обработка запроса на авторизацию, формирование и отправка запроса в соответствующую карте платежную систему.
- Обработка запроса, определение банка — эмитента данной карты и передача запроса на разрешение операций по карте в выпустивший ее банк-эмитент.
- Банк-эмитент проверяет наличие денежных средств на карте, достаточных для оплаты данной услуги, и отправляет ответ на запрос с разрешением на проведение операции, если средств достаточно, или отклоняет операцию, если на карте нет или недостаточно денежных средств.
- Обработка ответа от банка-эмитента и передача ответа на запрос об авторизации в Процессинговый центр.
- Ответ на запрос с разрешением проведения операции или отказом на ее проведение.
- Подготовка протокола транзакций за день и передача их в банк-эквайер для осуществления расчетов.
- Списание денежных средств с владельцев карт в банке-эмитенте, перечисление денежных средств в банк-эквайер.
- Банк-эквайер перечисляет денежные средства на лицевой счет в казначейство. Казначейство зачисляет денежные средства на лицевой счет бюджетного учреждения.
Нужен ли кассовый аппарат?
В то же время следует обратить внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
С учетом положений статьи 5 Закона № 54-ФЗ организации обязаны:
выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой (далее — ККТ) кассовые чеки;
применять ККТ, обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством при расчетах наличными денежными средствами с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется ККТ и пробивается кассовый чек.
Неприменение ККТ при наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
В ККТ контрольная лента обеспечивает фиксацию расчетных операций, подтверждающих исполнение операций по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом. При этом постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 (далее — Постановление № 132) утвержден Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением № 132, все записи в журнале кассира-
операциониста ведутся ежедневно в хронологическом порядке. Основанием для записи являются Z-отчеты, снятые с ККТ по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены. В Z-отчете должна быть отражена фактическая сумма выручки, в том числе наличными и безналичными деньгами.
При этом на каждый кассовый аппарат организация заводит журнал кассира-операциониста по форме № КМ-4, форма которого утверждена Постановлением № 132. Данный журнал также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
Вместе с тем при использовании платежных карт ведение журнала кассира-операциониста имеет особенности заполнения:
- в графе 12 отражается количество платежных карт, по которым произведена оплата;
- в графе 13 указывается сумма, полученная по денежным расчетам посредством платежных карт;
- в графе 11 журнала записывают сумму выручки, сданную наличными деньгами;
- в графе 14 журнала указывается общая сумма денежной выручки (графа 11 + графа 13).
При совершении операции с использованием платежной карты помимо кассового чека составляется документ на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Покупатель (клиент) расписывается в данном документе. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.
Согласно пункту 3.3 Положения № 266-П документ по операциям с использованием платежной карты должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- идентификатор банкомата, электронного терминала или другого технического средства, предназначенного для совершения операций с использованием платежных карт;
- вид операции;
- дату совершения операции;
- сумму операции;
- валюту операции;
- сумму комиссионного вознаграждения (в случае невзимания комиссионного вознаграждения кредитная организация — эквайер информирует держателя платежной карты соответствующей надписью о его отсутствии);
- код авторизации;
- реквизиты платежной карты.
В соответствии с положениями пункта 5.3 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104 (далее — Правила № 104), расчеты посредством платежных карт отнесены к безналичным расчетам с покупателями. При этом суммы, оплаченные платежными картами, пробиваются на определенную отдельную безналичную секцию (п. 5.1 Правил № 104). В фискальной памяти кассового аппарата регистрируется и хранится информация о наличных денежных расчетах по всем видам оплат, в том числе по расчетам с помощью платежных карт.
Пример заполнения Журнала кассира-операциониста КМ-4 при осуществлении расчетов посредством платежных карт рассмотрен на рисунке 2.
Бухгалтерский учет
Несмотря на то что кассовый чек при осуществлении оплаты банковской картой через POS-терминал будет выдан, необходимости в совершении других действий, сопровождающих оплату наличными деньгами в кассу, а именно оформления Приходных кассовых ордеров (ф. 0310001), произведения записей в Кассовой книге (ф. 0504514), у учреждения не возникает. Следовательно, не возникает и оснований для отражения таких оплат на счете 0 201 34 000 «Касса» (п. 166, 167 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н).
Согласно пунктам 3.1 и 3.7 Положения № 266-П также определено, что при совершении операций с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты, выписка с лицевого счета с расшифровкой, является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.
В то же время, учитывая тот факт, что оплата банковской картой через POS-терминал и зачисление денежных средств на лицевой счет учреждения осуществляются не в один операционный день, у учреждения возникает необходимость использования счета 0 201 13 000 «Денежные средства учреждения в органе казначейства в пути» (п. 74 приказа Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».
Также следует обратить внимание, что взимание банком комиссионного вознаграждения является платой за оказанные услуги по осуществлению расчетной операции — перевод денежных средств получателю. При этом сумма комиссионного вознаграждения, удержанная банком за проведение банковской операции, не уменьшает сумму полученного учреждением дохода, а является расходом учреждения, то есть оплатой услуг банка.
В данном случае, при осуществлении кредитной организацией перевода денежных средств, полученных от потребителей услуг бюджетного учреждения, в адрес бюджетного учреждения, следует учитывать положения части 10 статьи 8 Федерального бюджета от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», предусматривающие, что вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств.
При этом трансграничный перевод денежных средств — перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находятся за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк.
С учетом изложенного вознаграждение банку за осуществление эквайринговых услуг перечисляется бюджетным учреждением после поступления на его лицевой счет денежных средств за оказанные им услуги населению. При этом принятие и исполнение обязательства по оплате вознаграждения осуществляется учреждением на основании первичного учетного документа (документа-основания), выставленного кредитной организацией за оказанные услуги по переводу денежных средств, и в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД).
В бухгалтерском учете указанные операции отражают следующим образом:
Дебет 2 201 13 510
«Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (КОСГУ 130)
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— проведена оплата за оказанные услуги с использованием платежной карты получателя услуг через POS-терминал;
Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
(с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (КОСГУ 130))
Кредит 2 201 13 610
«Выбытия денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
(с одновременным уменьшением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (КОСГУ 130))
— поступление денежных средств на лицевой счет учреждения (выписка из лицевого счета казначейства) ;
Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начисление вознаграждения эквайеру за оказанные услуги учреждению;
Дебет 2 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (КОСГУ 226)
— исполнение принятого обязательства. •