Вниманию ГРБС
Совещание, посвященное вопросам формирования и представления главными распорядителями федерального бюджета годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности за 2013 год, состоялось 30 января 2014 года. Рассмотрим основные моменты.
Открыл совещание Сергей Владимирович Романов, директор Департамента бюджетной методологии Минфина России. Он отметил, что прошедший год был весьма плодотворным. Практически завершили работу, связанную с переходом к программному формату бюджета. Существенно изменили систему бюджетирования в рамках планирования подготовки бюджета. Совершенно по-другому начали использовать существующий на сегодняшний день список расходных обязательств, которые каждый ГРБС представляет в Минфин России, с новой точки зрения посмотрели на порядок формирования бюджетных ассигнований. Приняли изменения в Бюджетный кодекс в части внутреннего финансового контроля.
По словам Сергея Владимировича, в рамках осуществляемой бюджетной реформы еще много вопросов, которые затрагивают все сферы деятельности бюджетной системы. На первый взгляд, часть из них не имеет отношения к бухгалтерской деятельности и формированию отчетности, тем не менее бухгалтерский учет и отчетность — это самостоятельное направление бюджетных процедур, которые, с одной стороны, требуют профессиональных знаний и подготовки, с другой — являются универсальными инструментами для всех направлений бюджетной деятельности, потому что в конечном итоге изменения в любой сфере бюджетной деятельности находят свое отражение в рамках организации бухгалтерского учета и формирования отчетности. Поэтому все что делалось в
Следующее выступление — Галины Анатольевны Селезневой, начальника отдела методологии отчетности государственного сектора Департамента бюджетной методологии Минфина России, — было посвящено особенностям составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2013 год. Кроме того, Галина Анатольевна обратила внимание собравшихся на приказ от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации». Согласно документу появился новый показатель — уникальный идентификатор начисления, осуществлен переход от применения ОКАТО на использование ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований), который применяется с 1 января 2014 года. Галина Анатольевна отметила, что банки уже перегрузили справочник ОКАТО на справочник ОКТМО, поэтому попытки заплатить налоги в бюджет с применением ОКАТО будут безуспешными.
Антон Викторович Дубовик, начальник Управления бюджетного учета и отчетности Казначейства России, в ходе своего выступления рассмотрел вопросы сверки с внешними контрагентами — во-первых, с органами Федерального казначейства. Антон Викторович отметил, что показания кассового исполнения бюджета должны соответствовать данным этого органа. Во-вторых — расчеты с другими главными распорядителями (Справка ф. 0503125), где требуется безусловная сходимость показаний. Любая информация, касающаяся передачи денежных средств, имущества и т. д., должна укладываться в корреспондирующие записи у контрагента.
Также Антон Викторович рассмотрел вопросы, связанные с отражением расчета между участниками и неучастниками бюджетного процесса, ситуацию, связанную со стыковкой баланса и формы 0503121, обратил внимание на контрольные соотношения. Они опубликованы в методическом кабинете в разделе «Учет и отчетность» сайта Казначейства России (http://www.roskazna.ru/uchet-i-otchetnost/?yearselected=2013&month=). Контрольные соотношения устанавливают требования к соотношению между отраженными показателями отчетности при условии соблюдения требований нормативных документов (Инструкции № 162н, 174н, 183н, 191н, 33н, Указания № 171н) без учета объективных и субъективных обстоятельств. Казначейство России проводит регулярную работу по «формализации» контрольных соотношений.
Отчетность на 1 февраля 2014 года и годовая отчетность за 2013 год представляется в Межрегиональное операционное УФК в электронном виде средствами ППО СУФД (письмо Федерального казначейства от 22 октября 2013 г. № 42-7.4-05/10.6-646). Отчетность, которая содержит государственную тайну, сдается в прежнем порядке.
Начальник отдела анализа исполнения бюджетов Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства Игорь Викторович Иванов рассказал об особенностях составления и представления Пояснительной записки к отчету об исполнении федерального бюджета за 2013 год (подробности — на стр. 10).
Наталия Михайловна Горина, заместитель руководителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, подчеркнула, что они работают с тремя субъектами отчетности: территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов Российской Федерации государственных и бюджетных фондов, а также с главными администраторами средств федерального бюджета. Наиболее сложной является отчетность главных администраторов средств федерального бюджета. Поскольку годовая отчетность представляется один раз в год, отсутствует определенная практика составления всего комплекта документов. В течение года происходит текучка кадров как у ГРБС, так и у кураторов Межрегионального операционного управления. Совокупность этих факторов влияет на то, что годовая отчетность сдается с худшими показателями, чем ежемесячная.
После сдачи отчетности за 2012 год были выявлены три наиболее характерные группы ошибок, из-за которых часто происходят замены. Первая: расхождение консолидированных данных между отчетностью главных распорядителей средств федерального бюджета и финансовых органов субъектов Российской Федерации в части расчетов по межбюджетным трансфертам. В результате неправильного оформления платежных поручений, отсутствия закрепленных КБК на уровне администраторов доходов субъектов РФ многие платежи, содержащие трансферты, оставались на невыясненных поступлениях. Начиная с августа 2013 года Межрегиональное операционное управление направляет письма с указанием расхождений в адрес УФК субъектов РФ и в адрес финансовых органов с просьбой урегулировать ситуацию по уточнению межбюджетных трансфертов.
Вторая: расхождения по переданному и полученному имуществу. Эта ошибка влечет за собой изменение всего комплекта отчетности. Наталия Михайловна попросила собравшихся решать эти проблемы до сдачи отчетности.
И третья: ошибки несоответствия отчетных форм форматному контролю ППО АСФК, используемому Федеральным казначейством. Это происходит из-за несовместимости программных продуктов. Выход из ситуации — перейти на СУФД-онлайн.
Этот продукт в режиме онлайн представляет информацию о доставке отчетов, а также о статусе обработки отчетных форм. В планах управления — до конца отчетного периода перевести всех пользователей на СУФД.
Также Наталия Михайловна объяснила, что если ГРБС отправляет свой отчет в срок, установленный приказом Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 20н, он обслуживается в приоритетном порядке. То есть в этот же день им будут получены все протоколы. А если отчет представляется с заменой позже срока, с получением протокола придется подождать.
В конце выступления докладчица подчеркнула, что, поскольку Межрегиональное операционное управление отвечает за технологию процесса сдачи отчетности, его сотрудники всегда помогут решить организационные вопросы.
Елена Владимировна Бусурина, начальник отдела технологического обеспечения кассового исполнения доходов бюджетов, учета и отчетности Федерального казначейства Управления финансовых технологий, отметила, что для перевода на СУФД-портал необходимо:
подготовить приказ о назначении ответственных лиц, наделенных правом электронной подписи (первая, вторая подпись) и заявки на получение личных сертификатов;
передать в отдел безопасности МОУ ФК приказ, распечатанные и подписанные заявки на получение личных сертификатов и эти же самые заявки в электронном виде.
МОУ ФК формирует на основании предоставленных документов личные сертификаты подписей сотрудников ведомства. И на основании доверенностей ответственный сотрудник получает личные сертификаты подписей в отделе безопасности МОУ ФК.
Елена Владимировна отметила, что по вопросам, возникающим в ходе передачи бюджетной отчетности, можно обращаться:
по вопросам поддержки ППО СУФД, по форматному контролю отчетов — в диспетчерскую группу Межрегионального операционного УФК по вопросам эксплуатации СУФД по телефонам:
по организационным вопросам, связанным с результатом проверки бюджетной отчетности, — к куратору в Межрегиональном операционном УФК.
Все новости по информационным технологиям размещаются на сайте Казначейства России в Методическом кабинете (http://www.roskazna.ru/informatsionnye-tekhnologii).
В заключение совещания Светлана Викторовна Сивец, заместитель директора Департамента бюджетной методологии Минфина России, ответила на вопросы участников.