Отдельные вопросы формирования и представления Пояснительной записки
Пояснительная записка ежегодно вызывает много вопросов у бухгалтеров. Об особенностях составления и представления этого документа к отчету об исполнении федерального бюджета за 2013 год рассказал начальник отдела анализа исполнения бюджетов Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства И. В. ИВАНОВ.
Пояснительная записка содержит сводную информацию, основанную на показателях, существенно влияющих на результаты деятельности ГРБС. Этот документ формируется по данным бюджетной отчетности подведомственных получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений и составляется в соответствии с критериями, установленными самим главным распорядителем с учетом критериев, установленных финансовым органом. Все приложения к Пояснительной записке формируются на основании данных, отраженных в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) и Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — Отчет (ф. 0503127)), за исключением показателей, отраженных в Сведениях о количестве подведомственных учреждений (ф. 0503161) (далее — Сведения (ф. 0503161)) и таблицах
В целях разъяснения особенностей формирования Сведений (ф. 0503161) предлагаю рассмотреть несколько примеров.
Пример 1
ГРБС является бюджетным учреждением и не имеет подведомственной сети. В этом случае данные о нем отражаются в графе «Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств» и «Бюджетные учреждения — получатели субсидий» (см. рис. 1).
Пример 2
ГРБС является бюджетным учреждением и имеет подведомственную сеть, включающую три бюджетных учреждения, одно из которых — получатель бюджетных средств по переданным полномочиям и два — автономные учреждения. В этом случае в графе «Бюджетные учреждения — получатели бюджетных средств» необходимо отразить ГРБС как получателя бюджетных средств и подведомственное ему бюджетное учреждение, которое наделено полномочиями получателя бюджетных средств. ГРБС как получатель субсидий отражается в графе «Бюджетные учреждения — получатели субсидий», в этой же графе необходимо указать три его подведомственных бюджетных учреждения, в графе «Автономные учреждения — получатели субсидий» отражаются два подведомственных автономных учреждения (рис. 2).
Пример 3
ГРБС является органом государственной власти и имеет подведомственную сеть, включающую 84 территориальных органа и одно казенное учреждение. В данном случае в графе «Органы власти» указывается 85 единиц: 84 территориальных органа и один ГРБС как орган власти. В графе «Казенные учреждения» отражаются данные о подведомственном казенном учреждении (рис. 3).
Если в течение года изменялось количество подведомственных учреждений, в графе 16 «Причины изменений» Сведений (ф. 0503161) необходимо указать нормативный правовой акт, на основании которого была проведена ликвидация либо было создано новое учреждение.
Дополнительно в отчетности за 2013 год главными распорядителями представляются Сведения (ф. 0503161) по подведомственным государственным унитарным предприятиям. При этом показатели отражаются только по строке «Всего», то есть по разделам бюджетной классификации расходов бюджетов заполнять форму не требуется. Данные об общем количестве подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий отражаются в графе «Всего», а в графах 6, 13 и 8, 15 — количество ФГУП — получателей бюджетных средств по переданным полномочиям и количество ФГУП — получателей субсидий из федерального бюджета соответственно.
Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162) (далее — Сведения (ф. 0503162)) начиная с отчетности за 2013 год представляются раздельно в части результатов функциональной деятельности ГРБС в рамках утвержденной сводной бюджетной росписи и в части результатов деятельности подведомственных автономных и бюджетных учреждений по выполнению государственного задания и выполнению иных целей (Сведения (ф. 0503162 ©) (рис. 4).
Пример заполнения Сведений (ф. 0503162) по результатам функциональной деятельности ГРБС в рамках утвержденной сводной бюджетной росписи показан на рисунке 5.
Обратите внимание, что в указанной форме отражается информация, которая относится к результатам функциональной деятельности главного распорядителя. То есть, например, сведения о количестве государственных служащих, которые получили субсидии на приобретение жилого помещения, в данной форме не указываются. В части сведений о функциональной деятельности ГРБС по предоставлению субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели необходимо отразить количество заключенных соглашений о предоставлении субсидий.
У ряда главных распорядителей в связи с особенностями их деятельности существуют результаты деятельности, которые невозможно измерить в стоимостном выражении. В данном случае информация о них в Сведениях (ф. 0503162) не отражается, а раскрывается в текстовой части Пояснительной записки.
По результатам деятельности подведомственных автономных и бюджетных учреждений по выполнению государственного задания и иных целей в Сведениях (ф. 0503162 ©) отражаются результаты, которые были достигнуты за счет средств, предоставленных из федерального бюджета на выполнение государственного задания, а также средств, предоставленных в форме субсидий на иные цели. Если, например, средства предоставлены на погашение кредиторской задолженности, в графе «Единица измерения» необходимо указать единицы измерения «руб.», а в графе «Количество» — сумму субсидий. При этом графы 5 и 7 в данной форме не заполняются. В графе 3 «Единицы измерения» необходимо соблюдать строгое соответствие национальному кодовому буквенному обозначению единиц измерения ОКЕИ, утвержденному постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 366.
В Сведениях об изменении бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503163) в графе 2 приводятся бюджетные назначения, утвержденные на отчетный финансовый год законом о федеральном бюджете, без учета последующих изменений. В составе отчетности за 2013 год данная форма в МОУ ФК не представляется.
При составлении Сведений об исполнении бюджета (ф. 0503164) (далее — Сведения (ф. 0503164)) прошу обратить внимание на критерий существенности, который главные распорядители устанавливают для подведомственной сети получателей бюджетных средств. В соответствии с совместным письмом Минфина России и Федерального казначейства от 26 декабря 2013 г. № 02-07-007/57698 и № 42-7.4-05/2.3-870 (далее — Письмо) по разделу 2 «Расходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) ГРБС отражаются показатели, по которым сумма неисполненных назначений составляет 300 млн рублей и выше. В то же время установление данного критерия для получателей бюджетных средств в большинстве случаев приведет к тому, что Сведения (ф. 0503164) не будут представлены в связи с отсутствием показателей. Поэтому каждый ГРБС разрабатывает собственные критерии существенности с учетом своих особенностей и критериев, установленных финансовым органом.
В Сведениях (ф. 0503164) по графам строки 200 «Расходы бюджета, всего» отражаются данные, идентичные данным итоговой строки Отчета (ф. 0503127). При этом в связи с особенностями формирования графы 10 «Неисполненные назначения по ассигнованиям» Отчета (ф. 0503127) у ряда ГРБС возможна ситуация, когда графа 5 «Не исполнено» строки 200 «Расходы бюджета, всего» Сведений (ф. 0503164) не будет равна разности показателей исполнения по расходам и плановых показателей.
Раздел «Доходы бюджета» Сведений (ф. 0503164) заполняется в структуре уточненного прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет, направленного главным администраторам доходов федерального бюджета письмами Минфина России. При отсутствии прогноза поступлений по доходам в части не прогнозируемых администратором доходных источников показатели кассового исполнения отражаются в структуре Отчета (ф. 0503127). Если прогноз сформирован одной суммой по нескольким кодам бюджетной классификации, главным администратором доходов федерального бюджета осуществляется дополнительная аналитическая разбивка (рис. 6).
Примеры причин неисполнения по расходам указаны в Письме.
Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166) формируются по целевым статьям расходов, приведенным в Письме. Обратите внимание: Сведения (ф. 0503166) составляются и по показателям, не содержащим отклонений суммы исполненных бюджетных назначений от суммы плановых назначений. При этом графа 6 «Причины отклонений» не заполняется.
Начиная с отчетности за 2013 год Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) представляются раздельно: по показателям движения нефинансовых активов, за исключением движения нефинансовых активов имущества казны (раздел 1 и раздел 3 Сведений (ф. 0503168)), и по показателям движения нефинансовых активов имущества казны (раздел 2 и раздел 3 Сведений (ф. 0503168)) (рис. 7).
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) формируются с учетом следующих особенностей. В графе 1 «Номер (код) счета бюджетного учета» раздела 1 указываются номера счетов бюджетного учета (26 знаков), при этом необходимо соблюдать соответствие кода бюджетной классификации (код дохода бюджета, код расхода бюджета или код источника финансирования) коду счета бюджетного учета согласно приложению 2 к приказу Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н. В текстовой части Пояснительной записки необходимо раскрыть причины увеличения доли нереальной к взысканию дебиторской задолженности, просроченной кредиторской задолженности в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности соответственно и причины образования существенных остатков (более 1 млрд руб.) дебиторской и кредиторской задолженности, а также указать меры, принятые (принимаемые) для ее урегулирования.
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее — Сведения (ф. 0503173)), как и в прошлом году, по разделу 2 формируются только по синтетическим счетам (без указания кода вида деятельности и кода аналитического счета) (рис. 8). Если остатки валюты баланса по каждому счету бюджетного учета не изменялись, Сведения (ф. 0503173) в МОУ ФК не представляются.
Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий (ф. 0503177) составляются по данным исполнения бюджета. При этом графа 5 «Основные цели произведенных расходов» заполняется в том числе по строкам 050, 060 и 100.
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (табл. 5 Пояснительной записки) формируются ГРБС по результатам контрольных мероприятий, проведенных Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. Прошу обратить внимание, что начиная с отчетности за 2013 год в данной форме не отражаются мероприятия, которые проведены службами внутреннего контроля. В графе 1 указываются наименование контрольных мероприятий (проверка, ревизия, обследование и т. п.) и год их завершения. В графе 2 отражается наименование контрольного мероприятия с указанием периода, за который оно проводилось. Таблица 5 формируется главными распорядителями на основании информации, предоставляемой подведомственными получателями бюджетных средств по каждому предписанию и представлению Росфиннадзора, и представляет собой свод указанной информации.
В Сведениях о результатах внешних контрольных мероприятий (табл. 7 Пояснительной записки) отражаются результаты контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации. Таблица 7 также составляется как сводная информация по каждому получателю бюджетных средств по каждому предписанию и представлению Счетной палаты Российской Федерации.
В текстовой части Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) необходимо указать информацию о суммах и причинах образования остатков средств на счетах автономных и бюджетных учреждений. •