Заплати налоги и спи спокойно
Многие бухгалтеры казенных учреждений, органов государственной власти, органов местного самоуправления о налоге на прибыль вспоминают только тогда, когда наступает срок сдачи налоговой декларации. Сдали нулевую декларацию — и забыли. В настоящей статье мы разберем с учетом норм законодательства, есть ли законные основания для такого отношения к налогу на прибыль.
Я свободен,словно птица в небесах
Распространено заблуждение, что Налоговый кодекс якобы освобождает эти три категории юридических лиц (казенные учреждения, органы государственной власти, органы местного самоуправления) от обязанностей налогоплательщиков по налогу на прибыль. На самом деле согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса к числу налогоплательщиков налога на прибыль организаций относятся в том числе российские организации. Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса и пункту 2 статьи 9.1 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, в частности, что одной из организаций признается казенное учреждение. Значит, казенные учреждения тоже являются налогоплательщиками.
А как же быть в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления? Являются ли они плательщиками налога на прибыль? С одной стороны, Налоговый кодекс никак не разъясняет понятие «организация». Если обратиться к Гражданскому кодексу, то органы государственной власти и органы местного самоуправления не упоминаются как отдельные типы организаций (юридические лица). Конечно, в статье 125 Гражданского кодекса указано, что именно органы государственной власти и органы местного самоуправления представляют соответствующие публично-правовые образования в гражданско-правовых взаимоотношениях. В Налоговом кодексе аналогичной нормы нет. Но по факту органы государственной власти и органы местного самоуправления налоги уплачивают (например, водный налог, налог на имущество и т. д.). Значит, несмотря на отсутствие в Налоговом кодексе нормы, аналогичной статье 125 Гражданского кодекса, органы государственной власти и органы местного самоуправления при определении налогоплательщиков входят в состав понятия «организация». Следовательно, органы государственной власти и местного самоуправления тоже являются налогоплательщиками налога на прибыль.
На чем же основано убеждение многих бухгалтеров, что, кроме сдачи в срок пустых налоговых деклараций, никаких отношений с налогом на прибыль у них быть не может? Чаще всего — на статье 251 Налогового кодекса. Подпунктом 33.1 пункта 1 указанной статьи установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Прочтем эту норму закона еще раз более внимательно. К какой категории налогоплательщиков она относится? Только к казенным учреждениям. Ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления в этом положении Налогового кодекса не упомянуты. Бухгалтер может спросить: «Как же так, ведь на органы государственной власти и местного самоуправления распространяются все те же нормы, что и на казенные учреждения?». Но в Налоговом кодексе ничего подобного не написано. А в отношении исчисления и уплаты налогов нет ничего, что бы подразумевалось само собой. Применяются только прямо и однозначно закрепленные нормы. Более того, есть примеры, когда Налоговый кодекс прямо устанавливает различные нормы — с одной стороны, для органов государственной власти и органов местного самоуправления, с другой стороны, для казенных учреждений. Статья 333.35 пунктом 1 подпункта 4 Налогового кодекса полностью освобождает от уплаты госпошлины органы государственной власти и органы местного самоуправления, а казенные учреждения не освобождает. С другой стороны, есть многочисленные примеры нормативно-правовых актов, которые прямо указаны как относящиеся ко всем трем обсуждаемым категориям юридических лиц. Именно так сформулированы основные документы по учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях: например, Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.
Таким образом, если бы при разработке Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (именно этот закон добавил в НК РФ обсуждаемую льготу по налогу на прибыль) ставилась цель освободить от налога на прибыль не только казенные учреждения, то в подпункте 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса были бы прямо указаны органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Внимание
Подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса распространяется только на казенные учреждения. К органам государственной власти, органам государственной власти субъектов, органам местного самоуправления указанное положение не относится. Указанные органы учитывают доходы для определения налоговой базы по налогу на прибыль на общих основаниях.
Разберемся, от чего на самом деле положениями подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса освобождены казенные учреждения.
В указанной норме говорится о:
- государственных (муниципальных) услугах;
- иных государственных (муниципальных) функциях.
В самом Налоговом кодексе более нигде не разъясняется, что имеется в виду под этими терминами для целей расчета налоговой базы. Понятие «государственные (муниципальные) функции» не разъясняется ни в одном нормативно-правовом акте. Перечни государственных (муниципальных) функций соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления) приводятся в учредительных документах. Причем перечни эти часто не являются закрытыми.
Например, для Государственного комитета по делам ЗАГС Челябинской области определено 28 государственных функций. Двадцать восьмая государственная функция сформулирована как «иные функции, вытекающие из основной задачи Госкомитета». Таким образом, все, чем занимается указанный орган государственной власти субъекта, является исполнением тех или иных государственных функций. Такой подход к формулированию перечня государственных (муниципальных) функций встречается повсеместно.
Согласно статье 39 Устава города Невинномысска администрация города уполномочена на осуществление 49 муниципальных функций. Сорок девятая муниципальная функция состоит в том, что администрация «осуществляет иные предусмотренные действующим законодательством полномочия». И здесь мы видим, что муниципальной функцией органа местного самоуправления является все, что делает этот орган.
Согласно статье 120 Гражданского кодекса учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера. Следовательно, все, что делает казенное учреждение, созданное органом государственной власти (органом местного самоуправления), является исполнением государственных (муниципальных) функций соответствующего органа государственной власти (органа местного самоуправления).
Понятие «государственные (муниципальные) услуги» в статье 6 Бюджетного кодекса определено как услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. То есть согласно Бюджетному кодексу «государственные (муниципальные) услуги» — это просто услуги и работы в общем смысле, который вкладывается в это понятие.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) оказание государственных и муниципальных услуг является реализацией государственных и муниципальных функций соответственно. Именно поэтому в подпункте 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса говорится об «услугах и иных функциях». Если бы «услуги» и «функции» были разными понятиями, в указанной норме Налогового кодекса говорилось бы о «услугах и функциях» без слова «иные». Исходя из этого разъяснения текст подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса можно более точно сформулировать так: при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств, полученных от исполнения казенными учреждениями государственных (муниципальных) функций, в том числе от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Такая формулировка, не выходящая за рамки Налогового кодекса и соответствующая нормам Закона № 210-ФЗ, позволяет точнее понять смысл этой законодательной нормы.
При рассмотрении вопроса о смысле нормы, изложенной в подпункте 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, есть ряд распространенных заблуждений.
Заблуждение 1
Казенные учреждения якобы не могут исполнять государственные (муниципальные) функции, могут только оказывать государственные (муниципальные) услуги.
Разъяснение. Указанное заблуждение потому и является заблуждением, что никакими нормами законодательства не обосновано. Кроме того, если бы и существовала такая норма закона, которая бы не допускала возможности исполнения государственных (муниципальных) функций казенными учреждениями, обсуждаемое положение статьи 251 Налогового кодекса противоречило бы этой норме.
Казенные учреждения создаются органами государственной власти (органами местного самоуправления) далеко не только для оказания государственных (муниципальных) услуг. Множество казенных учреждений создается, например, для решения различных задач хозяйственного обеспечения. Приведем выдержки из уставов казенных учреждений:
«Предметом деятельности Учреждения является материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей». Ни о каких государственных услугах здесь речи нет. Это учреждение помогает Управлению мировых судей исполнять его государственные функции.
«Предметом деятельности Учреждения является благоустройство г. Ростова-на-Дону в сфере жилищно-коммунального хозяйства». Благоустройство города нельзя считать муниципальной услугой, так как нет ни заявителя, ни конкретного потребителя.
«Учреждение выполняет оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Удмуртской Республики». Это пример положения Устава казенного учреждения, где учреждению прямо прописано исполнение государственных функций.
Заблуждение 2
Приведенное в статье 2 Закона № 210-ФЗ определение государственных (муниципальных) услуг якобы относится только к органам государственной власти и органам местного самоуправления и не относится к услугам, оказываемым казенными учреждениями. Это заблуждение фигурирует, в частности, в письме Минфина РФ от 21 сентября 2011 г. № ЕД-4-3/154321.
Не является нормативным правовым актом. Письма Минфина России, содержащие разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.
Разъяснение. Несостоятельность приведенного утверждения становится понятной, стоит только прочесть пункт 5 статьи 2 Закона № 210-ФЗ, где говорится о многофункциональных центрах — казенных учреждениях, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг. Раз в Законе № 210-ФЗ прямо говорится о казенных учреждениях, созданных для оказания государственных и муниципальных услуг, следовательно, приведенные в этом законе определения понятий «государственные и муниципальные услуги» относятся ко всем государственным и муниципальным услугам, какой бы организацией они ни оказывались.
Таким образом, все, что делает казенное учреждение, это исполнение государственных (муниципальных) функций. Никакой другой деятельности у казенного учреждения просто быть не может. Исходя из этого возможны две трактовки подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса.
Оптимистичный вариант
Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не учитываются доходы казенных учреждений в виде средств, полученных от исполнения ими государственных (муниципальных) функций. Понятие «государственной (муниципальной) функции» в Налоговом кодексе не разъяснено. Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поскольку все, что делает казенное учреждение, является исполнением государственных (муниципальных) функций, все доходы, которые получает казенное учреждение, являются доходами от исполнения государственных (муниципальных) функций. Следовательно, в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса никакие доходы казенных учреждений не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Пессимистичный вариант
Согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы в казенных учреждениях не учитываются только те доходы, которые получены от оказания государственных (муниципальных) услуг.
В таком варианте понимания подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса тоже не все просто, так как в этом подпункте прямо указаны только услуги. А как быть с доходами в виде арендной платы? С точки зрения норм гражданского законодательства аренда услугой не является (это подробно разъяснено в письме Минэкономразвития и торговли России от 2 октября 2007 г. № 14902-АП/Д04). Получается, что нормы подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не следует применять к доходам казенных учреждений в виде арендной платы. Но с другой стороны, Налоговый кодекс включает доходы от аренды в категорию доходов от оказания услуг. Об этом свидетельствуют подпункт 1 пункта 1 статьи 148, подпункт 1 пункта 1.1 статьи 148 Налогового кодекса, в которых упоминаются «услуги по аренде». В подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса говорится об «услугах по сдаче в аренду помещений». А в подпункте 20 пункта 2 статьи 148 Налогового кодекса упомянуты «услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок».
Все это наглядно показывает, что понятия и терминология гражданского законодательства далеко не всегда применимы в отношении налогообложения. Видно, что с точки зрения Налогового кодекса аренда — это услуга. Следовательно, льгота, которая согласно подпункту 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса относится к доходам казенных учреждений от оказания услуг (выполнения работ), также может быть применена к доходам от «услуг по аренде».
Каким из этих вариантов руководствоваться, оптимистическим или пессимистическим, решать самому учреждению. Бухгалтер может выразить сомнение: как же я сам могу принимать решение по такому сложному вопросу? В ответ можно спросить: «А как же раньше без достаточного изучения нормативно-правовых актов было принято решение о том, что можно вообще не платить налог на прибыль?»
Итак, рассмотрев положения подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса, можно сделать следующий вывод.
За рамками льгот, предусмотренных подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, остается достаточно много ситуаций, в которых органы государственной власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения (в пессимистичном варианте) должны уплачивать налог на прибыль. Статья 250 Налогового кодекса РФ содержит большой перечень внереализационных доходов. Некоторые из них вполне могут встретиться в практике органа государственной власти, органа местного самоуправления, казенного учреждения. В таком случае у этих организаций возникнет налогооблагаемая база по налогу на прибыль, обязанность начислять и уплачивать в бюджет этот налог.За рамками льгот
Пункт 3 статьи 250 Налогового кодекса РФ
В состав внереализационных доходов включаются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба. Примеры таких ситуаций привести несложно.
Пример 1
Согласно муниципальному контракту, расходы по которому отражены по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», подрядчик в случае нарушения сроков исполнения контракта уплачивает пеню. Уплата пени происходит путем уменьшения цены контракта. Администрация муниципального образования (заказчик) самостоятельно перечисляет сумму пени в доход бюджета.
В учете такая операция должна быть отражена следующим образом:
(1) Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражена задолженность администрации муниципального образования по контракту в размере 300 000 рублей;
(2) Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— уменьшена задолженность администрации за счет пени подрядчику за несвоевременное исполнение контракта методом «красное сторно» на 10 000 рублей;
(3) Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена задолженность администрации по перечислению доходов в доход бюджета в размере 10 000 рублей;
(4) Дебет 1 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислена задолженность по возмещению ущерба в размере 10 000 рублей;
(5) Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— оплачена задолженность за исполнение муниципального контракта в размере 290 000 рублей;
(6) Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— перечислена сумма пени, удержанной с подрядчика, в доход бюджета в размере 10 000 рублей;
(7) Дебет 1 210 02 140
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступили в бюджет доходы от возмещения ущерба в размере 10 000 рублей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Налогового кодекса операция (4) или операция (5), в зависимости от принятой методики определения налогооблагаемой базы, является внереализационным доходом администрации муниципального образования и подлежит налогообложению налогом на прибыль.
(8) Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль в размере 2000 рублей.
Также на основании пункта 3 статьи 250 Налогового кодекса к категории внереализационных доходов, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль, следует относить следующие доходы:
— от возмещения ущерба, причиненного учреждению сотрудниками и иными лицами
Дебет 1 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 1 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»;
— от возмещения недостач
Дебет 1 209 7Х 560
«Расчеты по ущербу нефинансовым активам»
Кредит 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»;
Дебет 1 209 8Х 560
«Расчеты по прочему ущербу»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы».
Пункт 13 статьи 250 Налогового кодекса
В состав внереализационных доходов включаются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. Исключение, предусмотренное подпунктом 18 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса (в состав внереализационных доходов не включается стоимость материалов и иного имущества, которые получены при демонтаже, разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации объектов, уничтожаемых в соответствии со статьей 5 Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и с частью 5 приложения по проверке к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении), в практике встречается крайне редко. Примеры ситуаций, подпадающих под действие пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса, долго искать не приходится.
Пример 2
Департамент труда и социальной защиты населения субъекта Федерации произвел списание по причине неисправности 11 компьютерных рабочих мест. Поскольку в каждом из рабочих мест вышли из строя не все компоненты одновременно (где-то неисправен монитор, но исправен системный блок, где-то наоборот), то исправные компоненты — 11 единиц необходимо оприходовать по рыночной цене.
(1) Дебет 1 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 34 410
«Уменьшение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
— списана начисленная амортизация при списании компьютерных рабочих мест по причине неисправности в размере 362 000 рублей;
(2) Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— оприходованы компьютерные составные части, выделенные в результате демонтажа компьютерных автоматизированных рабочих мест, на сумму 11 000 рублей.
В соответствии с пунктом 13 статьи 250 Налогового кодекса операция (2) является внереализационным доходом департамента и подлежит налогообложению налогом на прибыль.
(3) Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль в размере 2200 рублей.
Пункт 18 статьи 250 Налогового кодекса
В состав внереализационных доходов включаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса (кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации).
Случаев списания просроченной кредиторской задолженности также может быть немало.
Пример 3
Администрация городского округа списала по истечении срока исковой давности кредиторскую задолженность по депонированной заработной плате бывшего мэра города, скрывающегося от уголовного преследования:
Дебет 1 304 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами»
Кредит 1 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами».
Пример 4
Комитет по управлению имуществом муниципального района списал по истечении срока исковой давности кредиторскую задолженность арендатора муниципального имущества, возникшую в результате авансовой оплаты и не востребованную кредитором:
Дебет 1 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Кредит 1 401 10 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами».
В соответствии с пунктом 18 статьи 250 Налогового кодекса все эти и подобные им операции (кроме списания кредиторской задолженности по платежам в бюджет) являются внереализационным доходом и подлежат налогообложению налогом на прибыль.
Пункт 20 статьи 250 Налогового кодекса
В состав внереализационных доходов включаются доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации. При этом Налоговый кодекс никак не регламентирует, о какой именно инвентаризации и о каком именно имуществе идет речь.
Пример 5
В результате проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в территориальном Управлении федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков было выявлено здание учебного центра, расположенное на учебном полигоне, не принятое своевременно к бюджетному учету. Была произведена оценка указанного здания, и после проведения соответствующих мероприятий оно было оформлено в федеральную собственность и закреплено за Управлением на праве оперативного управления. Операции отражаются записями в соответствии с Инструкцией № 162н:
Дебет 1 101 12 310
«Увеличение стоимости нежилых помещений — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— принято к учету здание, выявленное при проведении инвентаризации как излишки, стоимостью 12 000 000 рублей.
В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса эта операция является внереализационным доходом Управления и подлежит налогообложению налогом на прибыль:
Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль в размере 240 000 рублей.
Пример 6
При проведении контрольно-ревизионного мероприятия в территориальном Управлении федеральной службы судебных приставов было сделано предписание: расходы, произведенные по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ на ремонт асфальтового покрытия во внутреннем дворе здания Управления в размере 250 000 рублей, принять к учету как объект основных средств — благоустроенную территорию и отразить в учете как излишки, выявленные при инвентаризации:
Дебет 1 101 33 310
«Увеличение стоимости сооружений — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— принята к учету благоустроенная территория, выявленная при проведении инвентаризации как излишки, стоимостью 250 000 рублей.
В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса эта операция является внереализационным доходом Управления и подлежит налогообложению налогом на прибыль:
Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций»
— начислен налог на прибыль в размере 50 000 рублей. •