Бюджетное послание Президента РФ

Согласно Бюджетному кодексу Бюджетное послание президента Федеральному собранию — неотъемлемый элемент процедуры подготовки федерального бюджета. Этот документ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.

На сайте www.kremlin.ru опубликовано «Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах», представленное 28 июня 2012 года. В нем президент РФ Владимир Путин дал оценку основным результатам целенаправленных действий в сфере бюджетной политики, основной целью которых являлось, в частности, восстановление экономики страны после мирового кризиса, выполнение принятых государством социальных обязательств, а также обозначил ряд нерешенных задач. Названо семь нерешенных проблем в российской бюджетной политике:

  • сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Высокая степень зависимости бюджетной системы России от ситуации на мировых сырьевых рынках ограничивает возможность для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны;
  • не оптимальная для стимулирования экономического развития структура бюджетных расходов. Недостаточность средств, направляемых из бюджета на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики;
  • низкий уровень финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам. Недостаточно качественная оценка долгосрочных последствий принятия новых обязательств для социально-экономического развития Российской Федерации, как оно будет связано с другими направлениями политики государства и какое влияние окажет на объем длящихся обязательств;
  • зачастую низкая эффективность осуществляемых бюджетных расходов. Получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств;
  • межбюджетные отношения пока не в полной мере настроены на стимулирование органов государственной власти субъектов России и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, которые объективно являются необходимой основой для увеличения доходов бюджетов всех уровней. Высокая зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • неясность бюджетной политики для общества;
  • практика постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства.

В Бюджетном послании определены основные цели бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу. В частности указано, что сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.

С этой целью сообщается о необходимости предусмотреть в пределах утвержденных в соответствии с бюджетными правилами параметров бюджета механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы и по социальному обеспечению населения.

Особое внимание в послании уделено дальнейшему развитию пенсионной системы, которое должно обеспечить ее надежность и долгосрочную сбалансированность с учетом демографических изменений в структуре населения.

Налоговая политика государства должна быть направлена на улучшение в том числе качества инвестиционного климата, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 года.

Кроме того, ключевой задачей в среднесрочной перспективе будет являться также расширение самостоятельности и ответственности регионов. Наряду с этим в послании отмечено, что возросшая волатильность рынков диктует необходимость перехода к методам активного управления государственным долгом и постоянного профессионального присутствия на финансовом рынке, к более разнообразным стратегиям инвестирования средств суверенных фондов.

Решить эту задачу позволит учреждение Российского финансового агентства — принципиально новой структуры, призванной реализовывать на финансовых рынках политику государства в сфере управления суверенными фондами и долговыми обязательствами.


Реклама