Вопросы по бухгалтерскому и бюджетному учету

Вопрос Обязательно ли включать в инвентаризационную комиссию работников бухгалтерии?

Ответ Согласно статье 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета

Согласно пункту 6 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. 
  При этом в рамках формирования учетной политики актом организации государственного сектора утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, и в том числе могут быть установлены требования к составу постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий. Персональный состав указанных комиссий утверждает руководитель организации. 
  В случае включения в состав инвентаризационной комиссии специалиста бухгалтерской службы его функционал в указанной комиссии (участие в процессе проведения инвентаризации), по нашему мнению, должен соответствовать функционалу, связанному с ведением бухгалтерского учета при формировании документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных законом о бухгалтерском учете. Например, проверка соответствия данных о наличии имущества по результатам инвентаризации остаткам имущества в регистрах бухгалтерского учета на дату проведения инвентаризации (что учтено, а что не учтено в регистрах бухгалтерского учета), а также проверка обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета по расчетам с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. 
  Кроме того, в соответствии со своими функциональными обязанностями работники бухгалтерии предоставляют в инвентаризационную комиссию данные бухгалтерского учета по проверяемым объектам, а также сличают данные, предоставленные инвентаризационной комиссией с данными бухгалтерского учета, дают необходимые пояснения по выявленным отклонениям, независимо от того, включены они в состав инвентаризационной комиссии или нет. 
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог


Вопрос Подлежат ли оплате дополнительные услуги по питанию, предоставленные военнослужащим транспортной организацией и включенные в стоимость проездного билета?

Ответ В соответствии с пунктами 118 и 119 приказа Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы). 
Дополнительно к расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, включая проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу, относятся:

а) страховые взносы на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте;

б) оплата услуг по оформлению проездных документов;

в) расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями.

При этом возмещение дополнительных расходов на питание, при следовании военнослужащих в командировку на железнодорожном транспорте, законодательством Российской Федерации не пре­дусмотрено. 
В то же время согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. 
В случае если из стоимости перевозки, оформленной железнодорожным билетом, не выделена отдельно стоимость питания (в первичном учетном документе указанные услуги не отражены), то стоимость проезда, указанная в железнодорожном билете, подлежит возмещению в полном объеме. 
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог


Вопрос Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском учете возврата средств, определенных актом реэкспертизы, в доход ТФОМС медицинской организацией.

Ответ Порядок возвратов средств, определенных актом реэкспертизы, определен приказом ФФОМС от 1 декабря 2010 г. № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее — Порядок). 
Согласно пункту 49 Порядка средства в сумме, определенной актом реэкспертизы, возвращаются медицинской организацией в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. 
 В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации указанные поступления территориального фонда обязательного медицинского страхования, по нашему мнению, необходимо отражать в учете по коду бюджетной классификации 000 1 13 02999 09 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования». 
  При этом перечисление возвратов средств, определенных актом реэкспертизы, бюджетными (автономными) медицинскими учреждениям следует отражать как уменьшение доходов, полученных от страховых медицинских организаций, вне зависимости от периода их поступления. 
  В то же время возврат указанных средств федеральными казенными медицинскими учреждениями отражается как расходы по КОСГУ
290 «Прочие расходы»
  Порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета ТФОМС государственными (муниципальными) медицинскими учреждениями установлен:

  • Инструкцией № 157н;
  • Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н);
  • Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н);
  • Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

  При этом обратите внимание, что с 1 января 2014 года, согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых получателями средств федерального бюджета застрахованным лицам в системе медицинского страхования, отражаются по КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)». 
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог


Вопрос К какому коду ОКОФ и к какой амортизационной группе относятся слайсер, миксер, овощерезка, кипятильник с регулятором WB-35?

Ответ Согласно «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359) миксеру соответствует код ОКОФ 16 2930308 «Электровзбивалки, миксеры». Слайсер и овощерезка, а также иные приборы, прямо не поименованные в Постановлении № 359, могут быть отнесены к группировке 16 2930309 «Приборы с электродвигателями бытовые прочие». 
 Отнесение объектов основных средств регулируется постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Постановление № 1). Слайсер, миксер, овощерезка относятся к классу 16 2930000 «Приборы бытовые», который Постановлением № 1 включен в третью амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно). 
  Исходя из того что кипятильник с регулятором WB-35 (кипятильник наливного типа емкостью 35 литров) предназначен для установки на линиях раздачи в кафе, барах, ресторанах, закусочных, на предприятиях общественного питания, в детских садах, школах, офисах, гостиницах и в медицинских учреждениях, его можно отнести к группировке 14 2945114 «Оборудование для буфетов и баров». Эта группировка входит в класс 14 2945000 «Оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного питания», который в соответствии с нормами Постановления № 1 включен в четвертую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно). 
  В Постановлении № 359 указано наименование группировки «Оборудование для кипячения и подогрева жидкостей» с кодом 14 2925526. Указанная группировка входит в раздел 14 2925000 «Машины и оборудование для пищевой и табачной промышленности», поэтому если кипятильник используется не в промышленном масштабе, а в рамках общественного питания, логичнее отнести его к группировке 14 2945114 «Оборудование для буфетов и баров». 
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Вопрос Можно ли бухгалтерии бюджетного учреждения (например, школы или садика) принимать чеки ККМ, на которых указано время покупки 17 часов 10 минут, если у сотрудника рабочий день с 8-00 до 17-00?

Ответ Нормативные документы не содержат указаний о временных ограничениях в документах, подтверждающих произведенные расходы. Несовпадение времени покупки и рабочего времени сотрудника не является причиной для отказа в принятии документов к учету бухгалтерией. 
Отвечала Е. М. Шахова, аудитор


Вопрос Какими документами необходимо оформить установку двери? Дверь приобретена отдельно. Работы по установке будут осуществляться сотрудниками самостоятельно.

Ответ Согласно пункту 114 Инструкции № 157н операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном инструкциями по применению планов счетов в зависимости от типа учреждения. 
Списание с учета двери после установки производится на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Основанием при составлении акта о списании материальных запасов служат акты выполненных работ с отражением показателей объемов выполненных работ. 
Отвечала Ю. Л. Анохина,консультант


Вопрос ОФК или Финансовое управление санкционирует расходы муниципальных бюджетных (автономных) учреждений, если лицевые счета данных учреждений открыты и в ОФК, и в Финуправлении?

Ответ Процедуры санкционирования расходов бюджета проводятся для того, чтобы исключить принятие к финансированию (оплате) расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете на соответствующий год или плановый период. Данную процедуру бюджетных и автономных учреждений осуществляет орган Федерального казначейства (ОФК) на лицевых счетах, которые открыты в ОФК, источником финансового обеспечения являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (субсидии на иные цели), утвержденные приказом Минфина от 16 июля 2010 г. № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В Федеральное казначейство учредитель ежегодно представляет перечень целевых субсидий, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям. Уполномоченный руководителем Федерального казначейства работник проверяет перечень целевых субсидий на соответствие установленной форме, на наличие в сводной бюджетной росписи федерального бюджета бюджетных ассигнований, предусмотренных органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, как главному распорядителю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов, указанным им в перечне целевых субсидий, а также на соответствие наименования субсидии ее наименованию, указанному в нормативном правовом акте, устанавливающем порядок предоставления целевой субсидии. 
Отвечала Л. А. Лаптева,редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Вопрос Собственными силами промышленное предприятие изготовило кабину для курения. Какой код ОКОФ определить, так как кабины будут устанавливаться в помещении?

Ответ Так как кабина для курения является самостоятельным сооружением и учреждение планирует использовать ее более 12 месяцев, данное сооружение необходимо учитывать как основное средство.
 В Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 № 359, кабина для курения не указана. Но данное основное средство можно учитывать по коду 19 00090007 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках». Также следует сказать, что в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», по коду 19 00090007 не указана амортизационная группа. 
  В этом случае согласно пункту 44 приказа Минфина от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» при отсутствии информации в законодательстве о сроке полезного использования его можно определить на основании документов производителя. Если нет необходимой информации и в документации производителя, то решение об установлении срока полезного использования вправе принять комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов. Она должна учесть:

  • ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовые и другие ограничения использования этого объекта;
  • гарантийный срок использования объекта;
  • сроки фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации — для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.

Отвечала Л. А. Емельянова, консультант


Вопрос Правомерно ли доплачивать за расширенный объем работы главному врачу ГУЗ «Детская больница восстановительного лечения»? Можно ли устанавливать доплату за классность водителям машины скорой медицинской помощи и за работу в зимних условиях труда?

Ответ На основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях» и приказа Минздравсоцразвития от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях» в учреждении здравоохранения можно установить доплаты всем категориям работников, если данная выплата установлена региональным постановлением, коллективным договором, положением об оплате труда и прописана в трудовом договоре работника с работодателем данного учреждения. 
Отвечала Л. А. Лаптева,редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»


Вопрос К какому разряду согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих относится должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания, если в его обязанности входит ремонт сантехники, электрооборудования, чтобы правильно определить должностной оклад?

Ответ Согласно постановлению Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту здания необходимо отнести к 3 разряду.
К данному разряду относятся работы:

  • периодический осмотр технического состояния обслуживаемых зданий, сооружений, оборудования и механизмов, их техническое обслуживание и текущий ремонт с выполнением всех видов ремонтно-строительных работ (штукатурных, малярных, обойных, бетонных, плотничных, столярных и др.) с применением подмостей, люлек, подвесных и других страховочных и подъемных приспособлений;
  • текущий ремонт и техническое обслуживание систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения, водостоков, теплоснабжения, вентиляции, кондиционирования воздуха и другого оборудования, механизмов и конструкций с выполнением слесарных, паяльных и сварочных работ;
  • монтаж, демонтаж и текущий ремонт электрических сетей и электрооборудования с выполнением электротехнических работ.

Отвечала Л. А. Емельянова,консультант


Вопрос Казенное учреждение оплатило ущерб, причиненный водителем учреждения, по судебному иску пострадавшим и в свою очередь предъявило иск на возмещение убытков к виновному лицу в порядке регресса. Является ли это недостачей или нет? На каком счете отразить ущерб? Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции?

Ответ В соответствии с Инструкцией № 162н казенному учреждению в учете необходимо сделать следующие записи:


Дебет 1 401 20 290 
«Прочие расходы» 
Кредит 1 302 91 730 
«Увеличение кредиторской задолженности по 
прочим расходам» 
 начислена задолженность по судебному иску, предъявленному учреждению;


Дебет 1 302 91 830 
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» 
Кредит 1 304 05 290 
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по 
прочим расходам» 
 погашена задолженность перед пострадавшими по предъявленному судебному иску;


Дебет 0 209 82 560 
«Увеличение дебиторской задолженности по недостачам иных финансовых активов»
Кредит 1 401 10 172 
«Доходы от операций с 
активами» 
 отнесена сумма ущерба на виновное лицо (водителя). 
Отвечала С. Н. Иванцова, консультант


Вопрос На каком счете в бюджетном учете следует учитывать полотенца, приобретенные для использования сотрудниками учреждения в гигиенических целях?

Ответ Если полотенца тканевые, то в соответствии с Инструкцией № 162н их следует учитывать на счете 0 105 35 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения». Если полотенца бумажные, то их следует учитывать на счете 0 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения». 
  Обращаем внимание, что согласно пункту 8 статьи 254 Налогового кодекса при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор



Реклама