Передача имущества

Что такое «Консолидируемые расчеты»

Чтобы разобраться, как те или иные операции передачи имущества следует отражать в отчетности, надо четко понимать, что такое «консолидация», что такое «консолидируемые расчеты».

Формирование отчетности на уровне главных распорядителей бюджетных средств, имеющих подведомственные учреждения, на уровне финансовых органов, состоит из двух шагов:

1. Формирование сводной отчетности, которая представляет собой арифметическую сумму соответствующих показателей входящих отчетов.

2. Консолидация отчетности, то есть исключение внутренних оборотов.

Согласно нормам пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), бюджетная отчетность составляется на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.

То есть исходя из представленной отчетности главный распорядитель бюджетных средств со всеми его подведомственными учреждениями должен выглядеть как одно учреждение. Когда внутри учреждения происходит передача имущества от одного материально ответственного лица другому, в отчете эта операция не отражается никак. Точно так же, когда происходит передача имущества между учреждениями внутри одного главного распорядителя бюджетных средств (ГРБС), в его отчетности эта операция не отражается.

Аналогично ­— исходя из представленной отчетности — публично-правовое образование (ППО) со всеми входящими в него учреждениями должно выглядеть как одно учреждение. Когда происходит передача имущества между учреждениями внутри ППО ГРБС, в отчетности ППО эта операция также должна быть не видна.

Покажем консолидацию на примерах. Рассмотрим для простоты передачу материальных запасов из казенного учреждения в казенное учреждение.

В рамках одного ГРБС (РБС)

В учете передающей стороны (учреждение А)

Дебет 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов 
— иного движимого имущества учреждения»
 переданы учреждению Б (в рамках одного ГРБС (РБС)) материальные запасы на сумму 10 000 рублей.

В учете принимающей стороны

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по 
приобретению материальных запасов»
 поступили от учреждения А (в рамках одного ГРБС (РБС)) материальные запасы на сумму 10 000 рублей.

Отражение передачи материальных запасов между учреждениями в рамках одного ГРБС (РБС) в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) (далее — Отчет (ф. 0503121)), в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168) (далее — Справка (ф. 0503168)) представлено на рисунке 1.

В Отчете (ф. 0503121) у передающей стороны: 

Наименование показателяКод строки Код по КОСГУБюджетная деятельность
1234
Чистое поступление материальных запасов, в том числе:360— 10 000
увеличение стоимости материальных запасов 3613400
уменьшение стоимости материальных запасов 362 440 10 00036244010 000


В Отчете (ф. 0503121) у принимающей стороны:

Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ Бюджетная деятельность
1234
Чистое поступление материальных запасов, в том числе360 10 000
увеличение стоимости материальных запасов 361 340 10 000
уменьшение стоимости материальных запасов 362 440  0


В сводном Отчете (ф. 0503121) до консолидации:

Наименование показателя Код строкиКод по КОСГУБюджетная деятельность
1234
Чистое поступление материальных запасов, в том числе:360
увеличение стоимости материальных запасов36134010 000
уменьшение стоимости материальных запасов362440 10 000

 

В Справке (ф. 0503168) у передающей стороны:

Счет аналитического учета Код строки Наличие на начало года Поступление (увеличение) Выбытие (уменьшение) Наличие на конец года
Наименование Код
4. Движение материальных запасов
4.1. Материальные запасы 10500000 190 10 000 0 10 000 0


В Справке (ф. 0503168) у принимающей стороны:

Счет аналитического учета Код строки Наличие на начало года Поступление (увеличение) Выбытие (уменьшение) Наличие на конец года
Наименование Код
4. Движение материальных запасов
4.1. Материальные запасы 10500000 190 0 10 000 0 10 000


В сводной Справке (ф. 0503168) до консолидации:

Счет аналитического учета Код строки Наличие на начало года Поступление (увеличение) Выбытие (уменьшение) Наличие на конец года
Наименование Код
4. Движение материальных запасов
4.1. Материальные запасы 10500000 190 10 000 10 000 10 000 10 000

Но на самом деле никакого прибавления или уменьшения количества материальных запасов по ГРБС (РБС) в целом не произошло. Значит, следует исключить из сводных отчетов показатели и по выбытию, и по поступлению материальных запасов. Данных об оборотах в Отчете (ф. 0503121) быть не должно, а в Справке (ф. 0503168) должен быть только начальный и конечный остаток без изменения. Для этого ГРБС (РБС) использует данные из Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), представленных учреждениями (далее — Справка (ф. 0503125)).


В Отчете (ф. 0503121) у передающей стороны:

Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ Бюджетная деятельность
                         1         2           3                     4
 Прочие доходы       100          180
 Безвозмездные перечисления организациям       210          240                   10 000
 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям        211         241                   10 000
 Чистое поступление материальных запасов, в том числе:       360                −10 000  
 увеличение стоимости материальных запасов           361         340                           0
 уменьшение стоимости материальных запасов          362         440                  10 000


В Отчете (ф. 0503121) у принимающей стороны:

Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ Бюджетная деятельность
                         1         2           3                     4
 Прочие доходы       100          180                  10 000
 Безвозмездные перечисления организациям       210          240                           0
 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям        211         241                           0
 Чистое поступление материальных запасов, в том числе:       360                  10 000  
 увеличение стоимости материальных запасов           361         340                   10 000
 уменьшение стоимости материальных запасов          362         440                          0


В сводном Отчете (ф. 0504121):

Наименование показателя Код строки Код по КОСГУ Бюджетная деятельность
                         1         2           3                     4
 Прочие доходы       100          180                  10 000
 Безвозмездные перечисления организациям       210          240                   10 000
 Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям        211         241                           0
 Чистое поступление материальных запасов, в том числе:       360                          0  
 увеличение стоимости материальных запасов           361         340                   10 000
 уменьшение стоимости материальных запасов          362         440                   10 000


В рамках одного бюджета

В учете передающей стороны (учреждение C)

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов 
— иного движимого имущества учреждения»
 переданы учреждению D (в рамках одного бюджета) материальные запасы на сумму 10 000 рублей.

В учете принимающей стороны (учреждение D)

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 поступили от учреждения C (в рамках одного бюджета) материальные запасы на сумму 10 000 рублей.


Отражение передачи материальных запасов между учреждениями в рамках одного бюджета в Отчете (ф. 0503121) представлено на рисунке 2.

Справки (ф. 0503168) будут выглядеть аналогично предыдущему примеру. Кроме того, операция передачи оставит след в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110) (далее — Справка (ф. 0503110)).

На самом деле никакого прибавления или уменьшения количества материальных запасов в публично-правовом образовании не произошло. Значит, следует исключить из сводных отчетов показатели и по выбытию, и по поступлению материальных запасов, а также по доходам по статье КОСГУ 180 «Прочие доходы» и по расходам по подстатье КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». Для этого финансовый орган использует данные из Справок (ф. 0503125), представленных учреждениями.

Между бюджетами

В учете передающей стороны (учреждение F)

Дебет 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов 
— иного движимого имущества учреждения»
 переданы учреждению S (в рамках разных бюджетов) материальные запасы на сумму 10 000 рублей.

В учете принимающей стороны (учреждение S)

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 151
«Доходы от поступлений от 
других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
 поступили от учреждения F (в рамках разных бюджетов) материальные запасы на сумму 10 000 рублей.

При передаче между бюджетами разных уровней заполнение форм отчетности будет похожим на предыдущий пример, за исключением того, что вместо статьи КОСГУ 180 «Прочие доходы» будет подстатья КОСГУ 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», а вместо подстатьи КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» будет подстатья КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации». Смысл процедуры консолидации, которую будет выполнять финансовый орган более высокого уровня бюджета, тот же самый.


Внимание
Консолидация расчетов при формировании отчетности производится только между участниками бюджетного процесса, так как затрагивает две стороны бухгалтерской записи. Только отчетность участников бюджетного процесса суммируется и консолидируется.


Не суммируется отчетность бюджетных и автономных учреждений. Унитарные предприятия (государственные и муниципальные), казенные предприятия (государственные и муниципальные) не ведут учет по приказу Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н). Следовательно, перемещения имущества с участием этих категорий юридических лиц к процедуре консолидации отношения не имеют.

Больше всего вопросов возникает при передаче имущества внутри одного бюджета между разными ГРБС. Причина в том, что не всякий оборот по дебету счета 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» является консолидируемым, то есть передачей имущества между казенными учреждениями. Кроме этого, по счету 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» отражается:

  • передача имущества бюджетным, автономным учреждениям;
  • передача имущества ГУП (МУП), ГКП (МКП);
  • прекращение права оперативного управления и перевод в состав имущества казны.

Тем более далеко не всякий оборот по счету 0 401 10 180 «Прочие доходы» относится к передаче имущества между казенными учреждениями:

  • получение имущества от бюджетных, автономных учреждений;
  • получение имущества от ГУП (МУП), ГКП (МКП);
  • получение имущества из казны (наделение правом оперативного управления);
  • оприходование излишков;
  • оприходование НФА в результате ликвидации НФА;
  • исправление ошибок в учете, совершенных в прошлые годы.

Тем не менее нередко финансовые органы необоснованно требуют, чтобы данные по статье 180 «Прочие доходы» и подстатье 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» КОСГУ в Отчете (ф. 0503121) и Справке (ф. 0503110) совпадали с данными Справок (ф. 0503125), представленных учреждением.

На практике нередко Справки (ф. 0503125) применяются в качестве акта сверки расчетов при передачах имущества между учреждениями, что не соответствует назначению указанной Справки.

У бюджетных и автономных учреждений могут быть консолидируемые расчеты в одном-единственном случае — между учреждением и его филиалами, уполномоченными на ведение бухгалтерского учета. Никакой другой консолидации в бюджетных и автономных учреждениях не бывает.


Внимание
В пункте 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, упоминаются «филиалы, имеющие статус юридического лица». Согласно пункту 3 статьи 55 Гражданского кодекса филиалы юридическими лицами не являются.


Кроме того, нередко можно встретить требование, чтобы при передаче имущества между учреждениями оформлялось Извещение (ф. 0504805). Насколько такое требование законно? На самом деле согласно приказам Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н) — в отношении получателей бюджетных средств; от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 174н); от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 183н) Извещение (ф. 0504805) является обязательным только при операциях движения НФА между учреждениями (филиалами), отражаемых с использованием счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты».

Согласно приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н) Извещение (ф. 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, обязательств между учреждением и созданными им обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета, в том числе при реорганизации.

Но ничто не мешает финансовым органам, главным распорядителям бюджетных средств, в рамках их компетенции устанавливать дополнительные требования к документальному оформлению тех или иных фактов хозяйственной жизни.

Передаем и принимаем с ошибками

Как быть учреждению, которое получает имущество и обнаруживает, что передающая сторона отражала имущество в своем учете неправильно, например:

  • в составе основных средств передаются предметы, которые в соответствии с требованиями Инструкции № 157н или учетной политики учреждения должны быть учтены в составе материальных запасов;
  • в составе материальных запасов передаются предметы, которые в соответствии с требованиями Инструкции № 157н или учетной политики учреждения должны быть учтены в составе основных средств;
  • в составе основных средств передаются основные средства, для которых счет учета выбран с нарушением классификации ОКОФ;
  • в составе материальных запасов передаются предметы, счет учета для которых выбран с нарушением норм пункта 118 Инструкции № 157н?

Для решения этой проблемы следует применять два принципа:

1. В результате всех операций имущество в учете принимающего учреждения должно быть отражено в соответствии с требованиями законодательства.

В статье рассмотрен ряд вопросов отражения в учете и отчетности различных операций передачи имущества между государственными (муниципальными) учреждениями и организациями, касающихся учреждений все трех типов: казенных, бюджетных, автономных.

2. При консолидируемых расчетах у принимающей стороны должно быть то же самое, что и у передающей.

Таким образом, возникают следующие варианты:

  • если передача имущества не относится к консолидируемым расчетам, то есть нет необходимости исключать внутренние обороты при формировании отчетности вышестоящим учреждением, принимающему учреждению следует сразу принять к бухгалтерскому (бюджетному) учету имущество в своем учете правильно, независимо от того, как его учитывала передающая сторона;
  • если передача имущества происходит в рамках консолидируемых расчетов, следует первоначально отразить в своем учете имущество так, как оно было передано, а затем сразу же исправить и отразить имущество в соответствии с нормами Инструкции № 157н и учетной политики учреждения. Также рекомендуется подробно описать ситуацию в служебной записке, прилагаемой к соответствующим журналам операций, а также учесть при формировании Пояснительной записки (ф. 0503160) в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Рассмотрим на практических примерах, как применить эти принципы. Поскольку речь идет об исправлении ошибок в учете, следует руководствоваться нормами пункта 18 Инструкции № 157н: ошибки исправляются методом «красное сторно» и дополнительными исправительными записями (если необходимо). Исправление ошибок оформляется Справками (ф. 0504833).

Пример 1
Казенное учреждение получило имущество в результате ликвидации другого казенного учреждения того же уровня бюджета. При этом в учете ликвидируемого учреждения на счете учета материальных запасов 1 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» ошибочно числились телефонные аппараты.

В этой ситуации следует сначала принять имущество так, как оно передано, а затем исправить ошибку.

У ликвидируемого учреждения

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
|Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов 
— иного движимого имущества учреждения»
 списаны материальные запасы, переданные правопреемнику при ликвидации учреждения.

Операция подлежит отражению в Справке (ф. 0503125).

У принимающего учреждения

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 оприходованы материальные запасы, полученные от ликвидируемого учреждения.
Операция подлежит отражению в Справке (ф. 0503125).

У принимающего учреждения — исправление учетной ошибки

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 методом «красное сторно» отмена ошибочного оприходования материальных запасов. 
Операция не подлежит отражению в Справке (ф. 0503125), так как не затрагивает никакого другого казенного учреждения.

Дебет 1 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 приняты к учету основные средства.

Операция не подлежит отражению в Справке (ф. 0503125), так как не затрагивает никакого другого казенного учреждения.

Пример 2
Казенное учреждение получило противогазы от бюджетного учреждения того же уровня бюджета (казенное учреждение не является учредителем указанного бюджетного учреждения). При этом в учете бюджетного учреждения передаваемые противогазы ошибочно числились на счете основных средств.

В этом случае операция передачи не относится к консолидируемым расчетам, так как только одна сторона операции проводится казенным учреждением. Следовательно, принимающая сторона может сразу же принять имущество на баланс правильно (на счет мягкого инвентаря, п. 99, 118 Инструкции № 157н).

У передающего бюджетного учреждения

Дебет 4 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 4 101 36 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря 
— иного движимого имущества учреждения»
 списаны основные средства (противогазы), переданные казенному учреждению.

Операция не подлежит отражению в Справке (ф. 0503725).

У принимающего казенного учреждения

Дебет 1 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 оприходованы материальные запасы, полученные от бюджетного учреждения.

Операция не подлежит отражению в Справке (ф. 0503125), так как передающая сторона не является участником бюджетного процесса.

Ошибки в амортизации

Возникают ситуации, когда, принимая к учету переданные основные средства, принимающая сторона обнаруживает, что передающей стороной неправильно начислялась амортизация. Одной из причин может быть неверный выбор кода ОКОФ и как следствие неправильное определение срока использования. Нередко при этом бухгалтер принимающего учреждения берется пересчитывать сумму амортизации, доначислять ее или даже сторнировать. Но надо ли это на самом деле делать? Инструкция № 157н не требует от бухгалтера принимающего учреждения исправлять ошибки предыдущего учреждения в начислении амортизации. И не требует следовать тем нормам расчета амортизации, которые были установлены передающей стороной. Тем не менее в своем учреждении необходимо вести учет правильно, в соответствии с нормами Инструкции № 157н.

В соответствии с пунктом 44 Инструкции № 157н оставшийся срок полезного использования полученного основного средства, которое раньше было в эксплуатации, определяется так:

Оси = Нс — Фс,

где:
Оси — оставшийся срок полезного использования основного средства;

Нс — нормативный срок полезного использования (определенный самим учреждением по правилам п. 44 Инструкции № 157н);

Фс — фактический срок эксплуатации.

В соответствии с пунктом 85 Инструкции № 157н месячная норма амортизации для основного средства, которое получено учреждением с уже начисленной амортизацией, определяется так:

Нам = Ос : Оси,

где:
Нам — месячная норма амортизации;

Ос — остаточная стоимость;

Оси — оставшийся срок полезного использования (в месяцах).

Когда учреждение получает основное средство с не полностью начисленной амортизацией, необходимо:

  • определить самостоятельно нормативный срок полезного использования;
  • определить оставшийся срок полезного использования;
  • установить такую месячную норму амортизации, чтобы амортизировать всю остаточную стоимость за оставшийся срок использования.

Возможны только три ситуации, когда при принятии к учету полученного основного средства принимающей стороне необходимо единовременно доначислить амортизацию:

  • когда в соответствии с определенным в принимающем учреждении сроком полезного использования этот срок полезного использования превышен, но амортизация по данным передающей стороны не достигла 100 процентов;
  • когда учреждение получает основное средство стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно, амортизация которого больше нуля, но меньше 100 процентов;
  • когда учреждение получает имущество из казны, а также получает предписание единовременно начислить амортизацию за период, когда основное средство находилось в составе имущества казны (п. 94 Инструкции № 157н).

Примеры различных вариантов коллизий с амортизацией при получении основных средств приведены на рисунке 3. В приведенных примерах имущество принимается в феврале 2014 года.

Возможна и ситуация, когда учреждение получает основное средство стоимостью менее или равной 40 000 рублей, на которое передающая сторона начисляла амортизацию линейным способом. Такая ситуация не обязательно является результатом ошибки передающей стороны. С 2011 года в связи с введением Инструкции № 157н предел 100 процентов начисления амортизации при вводе в эксплуатацию был увеличен с 20 000 до 40 000 рублей. Но при этом не было указания о том, чтобы доначислять амортизацию на основные средства от 20 000 до 40 000 рублей, которые по состоянию на 1 января 2011 года находились в эксплуатации. Их следовало продолжать амортизировать линейным способом. Как же быть тому учреждению, которое получит такие основные средства при передаче? Тот же самый принцип: вести свой учет в соответствии с Инструкцией № 157н. В пункте 92 Инструкции № 157н указано, что на объекты основных средств стоимостью от 3000 до 40 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100 процентов балансовой стоимости при выдаче объекта в эксплуатацию, значит, так и надо поступать, независимо от того, какова предыдущая история этого объекта.


У передающей стороны У принимающей стороны Примечание
балансовая стоимость (руб.) амортизация введено в эксплуатацию срок полезного использования (мес.) оставшийся срок (мес.) норма амортизации (мес.)
1 000 000,00 750 000,00 Февраль 1984 г. 960 600 416,67 У передающей стороны применялась завышенная норма амортизации, необходимо «растянуть» амортизацию на весь оставшийся срок
100 000,00 60 000,00 Декабрь 2007 г. 60 0 40 000,00 У передающей стороны был установлен завышенный срок полезного использования, по данным принимающей стороны объект свой срок уже выработал, следует единовременно доначислить амортизацию до 100 процентов
50 000,00 20 000,00 Февраль 2012 г. 36 12 2 500,00 У передающей стороны применялась заниженная норма амортизации, необходимо «добрать» всю амортизацию за оставшийся срок

Временной разрыв

Наиболее распространена следующая ситуация: в мае 2013 года казенное учреждение передает основное средство балансовой стоимостью 300 000 рублей другому казенному учреждению того же бюджета, готовит Акт о приеме-передаче, где указана амортизация 225 000 рублей. Акт направляется на согласование в уполномоченный орган по управлению имуществом и застревает там на три месяца. В августе 2013 года, когда учреждение получает согласованный акт, амортизация по данным учета составляет уже 240 000 рублей. А в акте — все еще 225 000 рублей. И ведь принимающая сторона примет к учету объект в соответствии с актом. Что же делать передающей стороне? Приостанавливать амортизацию на три месяца? Норма Инструкции № 157н этого не допускает. Оставлять «лишние» 15 000 рублей амортизации себе, не передавая их, а потом сторнировать? Это по сути то же самое, что приостановление амортизации. Тоже не допускается.

В таком случае производится корректировка начисленной суммы амортизации на дату передачи объекта. Возможно приложить к Акту о приеме-передаче дополнительную справку о том, что на момент передачи амортизация составляла уже 240 000 рублей.

Передача с забалансового счета 21

Операции передачи основных средств, которые у передающего учреждения числятся на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», консолидации не подлежат. Потому что показатели этого счета отражаются в единственной отчетной форме — Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130). Но в нем есть только показатели остатков и нет показателей оборотов. А как мы помним, консолидируются только показатели оборотов. Из этого есть два следствия:

  • операции движения забалансовых основных средств не подлежат отражению в Справке (ф. 0503125);
  • государственному (муниципальному) учреждению следует принимать основные средства, которые передающей стороной учитывались на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», в соответствии с требованиями Инструкции № 157н и своей учетной политики, независимо от того, как эти основные средства были учтены передающей стороной.

В отношении основных средств, учитываемых на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», в практике встречаются различные расхождения в методологии учета между передающей и принимающей стороной:

  • в составе основных средств, числящихся на балансовых счетах, передаются основные средства стоимостью 3000 рублей и менее, бывшие в эксплуатации;
  • в составе основных средств, числящихся на забалансовых счетах 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», передаются предметы стоимостью свыше 3000 рублей;
  • у передающей и у принимающей стороны установлена различная учетная политика в отношении оценки основных средств на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

Пример 3
Казенное учреждение получило имущество в результате ликвидации другого казенного учреждения того же уровня бюджета. При этом в учете ликвидируемого учреждения на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» ошибочно числились 10 кресел балансовой стоимостью 3200 рублей каждое.

Поскольку операции движения забалансовых основных средств не подлежат консолидации, принимающая сторона может сразу принять к учету полученные кресла правильно. При этом операцию следует обозначить не как «безвозмездное получение в рамках одного уровня бюджета», а как «исправление ошибки». Бухгалтеру рекомендуется сразу описать в служебной записке ситуацию с ошибочным отражением основных средств в учете передающей стороны и приложить служебную записку к соответствующему регистру учета.

У передающей стороны

Списание с забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации».

Операция не подлежит отражению в Справке (ф. 0503125).

У принимающей стороны

Дебет 1 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
 исправление ошибки.

Операция не подлежит отражению в Справке (ф. 0503125), так как исправление ошибки — внутренняя учетная операция, не затрагивающая другие казенные учреждения.

Пример 4
Казенное учреждение получило несколько предметов мебели стоимостью до 3000 рублей включительно от другого казенного учреждения того же уровня бюджета. При этом согласно учетной политике передающего учреждения учет на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» ведется по фактической цене, а в учете принимающего учреждения — по условной цене 1 рубль (это допускается нормами п. 373 Инструкции № 157н).

Поскольку операции движения забалансовых основных средств не подлежат консолидации, нет никакой необходимости, чтобы у передающей и принимающей стороны суммы полученных/переданных основных средств по забалансовому счету 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» совпадали. Совпадать должны количество и номенклатура. Принимающей стороне следует принять полученные основные средства в соответствии со своей учетной политикой по цене 1 рубль.

Продолжение в следующем номере.


Реклама