Вопросы по бухгалтерскому и бюджетному учету

Вопрос Каков перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти для согласования решения о списании объектов недвижимого имущества — квартир, приватизированных проживающими в них физическими лицами на основании решения судов (в наличии — копии решений судов и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество)?

Ответ Согласно пункту 34 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется, если иное не установлено указанной Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России. Таким актом, руководствуясь Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н, является Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) (далее — Акт).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), операции по выбытию жилых помещений, передаваемых в собственность физическим лицам, при условии их отражения на балансе казенного учреждения в составе основных средств, отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 1 104 11 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 1 101 11 410
«Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения»
— списание амортизации, фактически начисленной на стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность физическим лицам (на сумму начисленной амортизации);

Дебет 1 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 1 101 11 410
«Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения»
— списание объектов основных средств при передаче их физическим лицам (на сумму остаточной стоимости основного средства).

Указанные записи могут отражаться в том числе по результатам инвентаризации. Отражение в учете операций по выбытию основных средств по результатам инвентаризации, при наличии решения инвентаризационной комиссии и документов, подтверждающих прекращение права собственности Российской Федерации на данные приватизированные жилые помещения, оформляется Справкой (ф. 0504833) и (или) Актом, оформленным в одностороннем порядке, с указанием правовых оснований по приватизации жилого помещения.

Отвечала А. А. Андреева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Вопрос Какие значения строк Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) и Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) следует применять при заполнении Плана финансово-хозяйственной деятельности (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах) на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления, в соответствии с приказом Минфина от 28 июля 2010 г. № 81н, если учредитель не установил своим распоряжением правила заполнения табличной части Плана ФХД?

Ответ В соответствии с разделом II Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, показатели финансового состояния учреждения на отчетные даты (на начало и конец отчетного года) отражаются в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)). При этом в Балансе (ф. 0503730) отражается:

1) стоимость нефинансовых активов:

— первоначальная — как сумма строк 010, 040, 070, 080, 090, 100, 140;

— балансовая (остаточная) — по строке 150;

2) стоимость финансовых активов — по строке 400.

Следует обратить внимание, что показатель по указанной строке включает в себя показатель расчетов с учредителем (в размере остаточной стоимости особо ценного движимого и недвижимого имущества, право распоряжения которым ограничено положениями действующего законодательства), величина которого отражена по строке 336 (счет 210 06 000) со знаком «минус»;

3) сумма обязательств — в строке 600.

Вместе с тем информация о просроченной кредиторской задолженности раскрывается в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) Пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760) (в графах 3 и 5).

Отвечала А. А. Андреева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Вопрос Подлежит ли отражению в бюджетной отчетности кредиторская задолженность, образовавшаяся в результате невыплаты пособий по государственной программе?

Ответ Согласно статье 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и статье 264.1 Бюджетного кодекса бухгалтерскому (бюджетному) учету подлежат все обязательства и факты хозяйственной жизни экономического субъекта, их изменяющие.

Таким образом, в случае возникновения в силу законодательства бюджетных обязательств по осуществлению выплат пособий перед их получателями указанные обязательства подлежат отражению в бюджетном учете и соответственно в бюджетной отчетности.

Отвечала А. А. Андреева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Вопрос Просим разъяснить порядок отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете вновь построенных объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и не закрепленного за государственными учреждениями (предприятиями).

Ответ Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, к которым относится и имущество казны, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы, в том числе имущество казны и обязательства.

В то же время в соответствии со статьей 5 Закона № 402-ФЗ активы, к которым, в частности, относятся объекты имущества казны, являются объектами бухгалтерского учета.

Принимая во внимание изложенное, вновь созданные объекты федерального имущества и не закрепленные за государственными учреждениями (предприятиями), право собственности Российской Федерации на которые подтверждено государственной регистрацией в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, являются имуществом казны Российской Федерации и подлежат учету федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника, в соответствии с пунктом 141 Инструкции № 157н на счете 0 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны».

Передача произведенных объемов капитального вложения при создании (возведении) объекта осуществляется на основании Извещения (ф. 0504805) с приложением соответствующих документов.

В бухгалтерском учете указанная передача осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

у дирекции

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 106 11 410
«Уменьшение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— передача в территориальное управление Росимущества произведенных объемов капитальных вложений при создании (возведении) объекта (документ-основание: Извещение (ф. 0504805), Свидетельство о государственной регистрации);

у территориального управления Росимущества

Дебет 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— поступление произведенных объемов капитальных вложений при создании (возведении) объекта федеральной собственности; 

Дебет 1 108 51 310
«Увеличение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну»
Кредит 1 106 11 310
«Увеличение вложений в основные средства — недвижимое имущество учреждения»
— принятие к учету объектов имущества в составе казны Российской Федерации.

Отвечала Т. А. Фетисова,
методолог

Вопрос В нашем районе имеется МБУ «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» (далее — МБУ «УГЖКХ»),которое согласно Уставу выполняет функции службы единого заказчика, то есть осуществляет капитальный и текущий ремонт, работы по реконструкции объектов муниципальной собственности, которые выполняются за счет субсидий на иные цели. Имеет ли право МБУ «УГЖКХ» списывать затраты на текущий и капитальный ремонт зданий бюджетных учреждений на счет 5 401 20 225, если оно не является балансодержателем этих основных средств, не получило их в аренду, безвозмездное пользование, имущество не закреплено за ним на праве оперативного управления, не входит в состав имущества казны муниципального района? Расходы по модернизации, реконструкции и дооборудованию основных средств МБУ «УГЖКХ» передает балансодержателям основных средств. Заранее спасибо за помощь.

Ответ Пункт 27 Инструкции № 157н гласит: «Фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта». Таким образом, если фактические расходы на модернизацию (реконструкцию) объекта основных средств осуществляются не балансодержателем данного объекта, а сторонним учреждением, осуществляющим функции получателя бюджетных средств, данное учреждение не вправе списывать эти расходы на собственные затраты, а обязано передать их балансодержателю для включения в первоначальную стоимость соответствующего объекта недвижимого имущества.

Отвечала Л. А. Лаптева,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Вопрос Просим разъяснить порядок списания затрат по ремонту основных средств.
Ситуация: Специализированное муниципальное бюджетное учреждение проводит текущий ремонт зданий образовательных учреждений по КОСГУ 225 (не реконструкция, модернизация). Данные здания состоят на балансе другого бюджетного учреждения. Оба бюджетных учреждения подведомственны одному ГРБС. Вправе ли списывать затраты первое БУ, производящее ремонт (противоречит содержанию КОСГУ 225 в части принадлежности имущества), либо оно должно передать их балансодержателю — второму БУ?

Ответ Текущий ремонт не увеличивает первоначальную стоимость здания, поэтому согласно приказу Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Указания № 65н) расходы относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», по которой производится оплата договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием, обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования. Реализация положений Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привела к изменению способов финансирования деятельности бюджетных учреждений и привычного порядка отражения в учете перемещения нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями разных типов и учреждениями — получателями субсидий. Любая передача финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными, отражается с применением счетов 0 401 20 241 (при выбытии) и 0 401 10 180 (при поступлении), при этом независимо от того, что амортизация по нефинансовому активу начислена полностью, передается балансовая стоимость объекта и сумма накопленной по нему амортизации. Оформленные правоустанавливающие документы на здание дают возможность списывать расходы на текущий ремонт.

Отвечала Л. А. Емельянова,
консультант

Вопрос Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании решения органа исполнительной власти субъекта РФ, исполняющего функции по управлению и распоряжению государственной собственностью, в рамках межведомственных отношений по Акту о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030) в 2013 году передало нежилое помещение другому органу исполнительной власти субъекта РФ. Передающая сторона списание в бюджетном учете отра­зила в 2013 году (по дате, указанной в акте).
В какой момент орган государственной власти отражает недвижимое имущество по Дебету 1 101 12 310, если Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления оформлено в феврале 2014 года?

Ответ На основании пункта 12в приказах Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н) и от 23 декабря 2010 г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» передача объекта основных средств осуществляется с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030).

Отвечала Л. А. Емельянова,
консультант

Вопрос На основании пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса налоговые органы в одностороннем порядке принимают решения о зачете платежей по налогам в счет уплаты пени и наоборот. Уплата налогов осуществляется по КОСГУ (130, 213), а пени соответственно по 290. Просим разъяснить порядок отражения операций по таким решениям в бухгалтерском учете и финансовой отчетности (ф. 0503737), если бюджетное учреждение уведомляют о принятом решении в одном отчетном периоде и разных, когда учреждение уже не является плательщиком налога.

Ответ Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налоговые органы принимают решение о зачете переплаты самостоятельно или по заявлению налогоплательщика.

Если зачет переплаты налога в счет уплаты пеней произошел в текущем периоде, в бухгалтерском учете будут сделаны следующие операции (п. 131 Инструкции № 174н): 

Дебет 0 401 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 303 ХХ 000
«Расчеты по платежам в бюджеты»

— уменьшены начисления по налогу (методом «красное сторно»), например, в случае зачета по начислению на выплаты по оплате труда; 

Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 303 ХХ 000
«Расчеты по платежам в бюджеты»
— начисление пеней.

Оплата и восстановление кассовых расходов будут отражаться в соответствии с пунктами 72, 133 Инструкции № 174н следующим образом:

Дебет 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
Кредит 0 303 ХХ 000
«Расчеты по платежам в бюджеты»
— восстановлен кассовый расход на основании уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа; 

Дебет 0 303 ХХ 000
«Расчеты по платежам в бюджеты»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— уплачен налог.

Если зачет переплаты налога в счет уплаты пеней произошел в предыдущем периоде, в бухгалтерском учете бюджетное учреждение начисление, оплату и восстановление кассовых расходов отразит, как и в текущем периоде, не предоставляя уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

Согласно приказу Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» отчет об исполнении бюджетным учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) составляется за финансовый год.

Ошибки, найденные в бухгалтерской отчетности (п. 18 Инструкции № 157н): 

  • до момента представления и не требующие внесения изменения данных в регистры бухгалтерского учета, исправляются путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и написания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно в регистре бухгалтерского учета, в котором производится исправление ошибки, на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается надпись: «Исправлено»; 

после представления в установленном порядке оформляется Справка, содержащая информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета, его номер, а также период, за который он составлен, оформленная по способу «красное сторно» с дополнительной бухгалтерской записью по исправлению ошибок.

Отвечала Л. А. Лаптева,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Вопрос Департамент муниципального имущества является уполномоченным органом муниципального самоуправления, осуществляющим функции по управлению муниципальным имуществом. 
Департамент муниципального имущества (казенное учреждение) в целях оздоровления финансового состояния перечислил в 2013 году взнос в уставный капитал муниципального унитарного предприятия.
По состоянию на 1 января 2014 года в департаменте числятся остатки по счету 0 204 32 000 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий» в сумме перечисленного взноса.
В конце 2013 года муниципальное унитарное предприятие реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение. При этом остатки по уставному фонду отнесены на нераспределенную прибыль.
Какие бухгалтерские записи должен произвести департамент по счету 0 204 32 000?

Ответ Департамент муниципального имущества передачу остатков по счету 0 204 32 00 согласно пункту 74 Инструкции № 162н в бухгалтерском учете оформит записью:

Дебет 1 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 204 32 630
«Уменьшение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий». 

Отвечала Л. А. Емельянова,
консультант

Вопрос Каков порядок списания в казенном учреждении автомобиля балансовой стоимостью менее 500 тысяч рублей с нулевой остаточной стоимостью?

Ответ Согласно пункту 51 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется в случаях:

  • хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;
  • в результате морального и физического износа, нецелесо­образности его дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления;
  • передачи в порядке, предусмотренном законодательством, объекта имущества другому государственному (муниципальному) учреждению, органу государственной власти (государственному органу), органу местного самоуправления (муниципальному органу), государственному (муниципальному) предприятию;
  • в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством;
  • возврата объекта, являющегося предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю;
  • включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации или Национального библиотечного фонда. 

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств вследствие их выбытия подлежит списанию с балансового учета сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам.

Выбытие инвентарных объектов основных средств, в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 рублей включительно, учитываемых на забалансовом учете, отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (Актом).

В казенном учреждении списание автомобиля оформляется следующими первичными документами: 

  • Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004);
  • Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (п. 9 Инструкции № 162н). 

Учет операций по выбытию и перемещению автотранспортных средств ведется в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 55 Инструкции № 157н).

На основании Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), оформленного в установленном порядке, производится отметка о выбытии автомобиля в инвентарной карточке по учету основных средств (ф. 0504031).

Так как остаточная стоимость автомобиля равна нулю, то есть размер начисленной амортизации равен величине балансовой стоимости, списание отражается следующей записью:

Дебет 0 104 15 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана начисленная амортизация автомобиля, равная его балансовой стоимости.

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет»

Вопрос Бюджетным учреждением заключен договор о перечислении сумм операций, совершенных с использованием платежных карт (эквайринг). Каков порядок отражения операций в бухгалтерском учете по расчетам с кредитной организацией с учетом того, что перечисления осуществляются банком в течение трех банковских дней?

Ответ Вознаграждение банку за осуществление эквайринговых услуг перечисляется бюджетным учреждением после поступления на его лицевой счет денежных средств за оказанные им услуги населению. При этом принятие и исполнение обязательства по оплате вознаграждения осуществляется учреждением на основании первичного учетного документа (документа-основания), выставленного кредитной организацией за оказанные услуги по переводу денежных средств, и в рамках плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД).

В учете бюджетного учреждения указанные операции отражают следующими записями:

Дебет 2 201 13 510
«Поступления денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
Кредит 2 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— проведена оплата оказанных услуг с использованием платежной карты получателя услуг через POS-терминал с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 201 13 610
«Выбытия денежных средств учреждения в органе казначейства в пути»
— поступление денежных средств на лицевой счет учреждения (выписка из лицевого счета казначейства) с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (счет 2 201 11 510) и с одновременным уменьшением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» (счет 2 201 13 610)

Дебет 2 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 2 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— начисление вознаграждения кредитной организации (эквайеру) за оказанные услуги учреждению; 

Дебет 2 303 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— исполнение принятого обязательства с одновременным увеличением забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Отвечала Л. Ю. Симонова,
редактор-эксперт журнала
«Бюджетный учет» 

Вопрос Здание общежития введено в эксплуатацию в 1978 году. Объект отнесен к десятой амортизационной группе, а срок полезного использования выбран 1740 месяцев. Как правильно внести исправления?

Ответ В соответствии с нормами пункта 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным согласно постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. № 1072. В документе указаны нормы амортизационных отчислений в зависимости от типа здания, этажности, материалов, назначения.

Согласно пункту 18 Инструкции № 157н ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета, — Справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Таким образом, учреждению следует в месяце обнаружения ошибки установить правильный срок полезного использования и пересчитать амортизацию.

Если срок полезного использования был завышен, то следует доначислить сумму амортизации. Если занижен — нужно на сумму переплаты амортизации сделать проводку способом «красное сторно».

Изменения в учете при неправильном отнесении основного средства, в рассматриваемом случае жилого здания, к амортизационной группе отражают следующими записями: 

Дебет 0 401 10 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 0 104 11 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения»
— исправительная запись в части ошибочно начисленной амортизации 
(в зависимости от смысла операции (увеличение или уменьшение суммы начисленной амортизации) запись производится методом «красное сторно» или обычным способом).

Так как сумма амортизации влияет на начисленную сумму налога на имущество, необходимо произвести и корректировку начисления по данному налогу — уменьшение или доначисление:

Дебет 0 401 10 290
«Прочие расходы»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— исправительная запись в части уменьшения суммы начисленного налога на имущество методом «красное сторно», если сумма амортизации была занижена.

Если сумма амортизации была завышена, то требуется доначислить налог на имущество. Кроме того, необходимо подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на имущество.

Следует обратить внимание: если учреждение является плательщиком налога на прибыль, в этом случае также необходимо подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на прибыль.

По итогам финансового года указанную операцию необходимо отразить в составе годовой финансовой отчетности Пояснительной записки (ф. 0503160).

Отвечала Е. М. Шахова,
аудитор 

Вопрос Какой бухгалтерской записью в учете учредителя (бюджетное учреждение) отразить уменьшение уставного капитала?

Ответ В учете бюджетного учреждения, являющегося учредителем, в соответствии с Инструкцией № 174н уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале отражается записями:

Дебет 2 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 2 204 31 630, 2 204 32 630, 2 204 33 630, 2 204 34 630, 2 215 31 630, 2 215 32 630, 2 215 33 630, 2 215 34 630
«Уменьшение стоимости акций», «Уменьшение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий», «Уменьшение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях», «Уменьшение стоимости иных форм участия в капитале», «Уменьшение вложений в акции», «Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия», «Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) учреждения», «Уменьшение вложений в иные формы участия в капитале».

Отвечала Ю. Л. Анохина,
консультант



Реклама