Мониторинг исполнения  учреждением обязательств текущего года по данным бюджетного учета

Сегодня государственным (муниципальным) учреждениям всех типов (казенным, бюджетным, автономным) при принятии управленческих решений необходимо обладать оперативной информацией о состоянии исполнения принятых обязательств текущего года, например:

— при заключении очередного контракта (договора),

— при рассмотрении направлений расходования средств учреждения,

— при оплате за те или иные полученные услуги и товары,

— при расчете оплаты труда, налогов и взносов,

— при необходимости внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности, в смету, в лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования, т.д.

Для этого мониторинг ситуации по принятию и исполнению принятых обязательств должен осуществляться:

— в разрезе показателей бюджетной классификации,

— по программам и целевым средствам,

— по источникам финансирования,

— за различный период (на текущую дату, за месяц, за квартал, за год),

— по договорам (контрактам) и контрагентам.

Всю необходимую информацию для качественного и оперативного мониторинга исполнения учреждением обязательств текущего года можно получить из анализа данных бухгалтерского бюджетного учета на счетах VI раздела Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Санкционирование расходов экономического субъекта» (далее — Инструкция № 157н).

Согласно п.308 Инструкции № 157н на счетах раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» учреждениями учитываются следующие показатели текущего года:

— бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств,

-суммы утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности показателей по доходам и расходам (далее — плановые назначения по доходам и расходам),

— принятые учреждениями на текущий финансовый год обязательства, в том числе денежные.

С использование этих же данных формируется отчетность казенных, бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Приказами Минфина РФ от 25 марта 2011 г. N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» и № 191н от 28 декабря 2010 г.
«Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В целях осуществления учета принятых учреждением обязательств используются следующие термины и понятия:

обязательства участника бюджетного процесса — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени учреждения, предоставить в соответствующем финансовом году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;

обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;

денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Рассмотрим на конкретном примере решение управленческой задачи бюджетного учреждения с использованием анализа данных на счетах по санкционированию, на которых отражается информация, необходимая для организации контроля исполнения принятых обязательств.

Бюджетное учреждение руководствуется при организации и ведении бухгалтерского учета Приказом Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н.
«Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

Задача. Проанализировать исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения в части сметных назначений по предпринимательской деятельности и определить, вправе ли бюджетное учреждение заключить в апреле 2014 года договор на изготовление бланков строгой отчетности на сумму 20 000 руб. за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, при следующих условиях:

1) Планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на 2014 год предусмотрено поступление доходов от предпринимательской деятельности в размере 540 000 руб. Это отражено в учете бухгалтерской проводкой:

Дебет 2 507 10 130 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»

Кредит 2 504 10 130 «Сметные (плановые) назначения по доходам текущего финансового года»

2) Фактически поступило доходов от предпринимательской деятельности бюджетного учреждения с начала года на текущий момент 123 тыс.руб.:

Дебет 2 508 10 130 «Получено финансового обеспечения текущего финансового года»

Кредит 2 507 10 130 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»

3) Расходы на изготовление бланков строгой отчетности отражаются по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги». Планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения на 2014 год предусмотрено расходование средств по данной подстатье в сумме 65 000 руб.:

Дебет 2 504 10 226 «Сметные (плановые) назначения по расходам текущего финансового года»

Кредит 2 506 10 226 «Право на принятие обязательств по расходам текущего финансового года»

4) Бюджетным учреждением подписан договор на 2014 год на оказание услуг по сопровождению программных продуктов по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» в сумме 42 000 руб. с ежемесячной оплатой по факту на основании актов выполненных работ за счет доходов от предпринимательской деятельности, датой вступления в силу договора приняты обязательства:

Дебет 2 506 10 226 «Право на принятие обязательств по расходам текущего финансового года»

Кредит 2 502 11 226 «Принятые обязательства»

5) За январь-март 2014 года на основании актов выполненных работ согласно договора приняты денежные обязательства на сумму 10 500 руб.:

Дебет 2 502 11 226 «Принятые обязательства»

Кредит 2 502 12 226 «Принятые денежные обязательства»

6) Учетные данные для анализа приведены в таблице:

Счет

Название счета

Обороты с начала года

Остаток

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

1

2 502 11 226

Принятые обязательства

10 500

42 000

31 500

2

2 502 12 226

Принятые денежные обязательства

10 500

10 500

3

2 504 10 130

Сметные (плановые) назначения по доходам текущего финансового года

540 000

540 000

4

2 504 10 226

Сметные (плановые) назначения по расходам текущего финансового года

65 000

65 000

5

2 506 10 226

Право на принятие обязательств по расходам текущего финансового года«

42 000

65 000

23 000

6

2 507 10 130

Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год

540 000

123 000

417 000

7

2 508 10 130

Получено финансового обеспечения текущего финансового года

123 000

123 000

ИТОГО

780 500

780 500

605 000

605 000

Из анализа учетных данных, полученных после отражения в бухгалтерском учете перечисленных выше операций, можно сделать следующие выводы.

Объем неисполненных принятых бюджетным учреждением обязательств, принятых за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» составляет на текущий момент 31 500 руб. (кредитовый остаток по счету 2 502 11 226 «Принятые обязательства»).

Сумма неисполненных сметных (плановых) назначений по доходам учреждения от предпринимательской деятельности на текущий момент составляет 417 000 руб. (дебетовый остаток по счету 2 507 10 130 «Утвержденный объем финансового обеспечения на текущий финансовый год»).

Свободный объем прав на принятие обязательств по расходам по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, на текущий момент составляет 23 000 руб. (кредитовый остаток по счету 2 506 10 226 «Право на принятие обязательств по расходам текущего финансового года»). Следовательно, бюджетное учреждение вправе заключить в апреле 2014 года договор на изготовление бланков строгой отчетности на сумму 20 000 руб. и оплатить услуги по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности.

Своевременное и достоверное отражение в бухгалтерском бюджетном учете операций на счетах раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта» в соответствии с требованиями нормативных документов государственными (муниципальными) учреждениями обеспечивает получение оперативной информации для мониторинга исполнения бюджета и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений в целях:

— принятия эффективных управленческих решений;

— оптимизации использования бюджетных и целевых средств учреждений, а так же средств, полученных для выполнения государственного (муниципального) задания, и доходов от приносящей доход деятельности;

— исключения нецелевого использования средств;

— формирования достоверной бюджетной и бухгалтерской отчетности об исполнении бюджета, сметы доходов и расходов, об обязательствах и выполнении целевых программ в разрезе источников финансирования и показателей бюджетной классификации.


Реклама