Передача имущества

Продолжаем рассматривать вопросы отражения в учете и отчетности различных операций передачи имущества между государственными (муниципальными) учреждениями и организациями, касающиеся учреждений все трех типов: казенных, бюджетных, автономных.

Д. В. ЖУКОВСКИЙ, начальник отдела автоматизации бюджетного учета

Передаем от ГУП (МУП), ГКП (МКП) и обратно

Указанные виды юридических лиц в общем случае не являются участниками бюджетного процесса. Операции движения НФА между государственными (муниципальными) учреждениями и этими видами юридических лиц не относятся к консолидируемым расчетам. Следовательно:

операции движения НФА не подлежат отражению в Справке (ф. 0503125);

государственному (муниципальному) учреждению следует принимать полученные НФА в соответствии с требованиями Инструкции № 157н и своей учетной политики, независимо от того, как эти НФА были учтены передающей стороной;

при приеме основных средств, на которые передающей стороной начислена амортизация, сумма амортизации также передается и принимается.

Передаем из казны или в казну

Операция передачи имущества между учреждениями из казны публично-правового образования или в казну может производиться между казенными учреждениями. Но эту операцию не следует относить к консолидируемым расчетам. Обе участвующие стороны операции являются участниками бюджетного процесса, с одной стороны операции — имущество казны и задействован счет 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны», а с другой стороны — имущество в оперативном управлении (счета 0 101 00 000 «Основные средства», 0 105 00 000 «Материальные запасы»). И вычеркнуть из консолидированного отчета эту операцию никак нельзя.

Мы уже приводили аналогию. С внешней точки зрения консолидированный отчет ГРБС или ППО подобен отчету единичного учреждения. Так вот, если перевод имущества между казной и оперативным управлением производится в рамках одного учреждения, никакой свертки проводок не производится. В отчетности фигурируют цифры со всех четырех счетов, участвующих в операции: 1 401 10 180 «Прочие доходы», 1 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», 1 108 51 310 (410) «Увеличение (уменьшение) стоимости недвижимого имущества, составляющего казну», 1 101 00 410 (310) «Увеличение (уменьшение) стоимости основных средств». Следовательно, и в консолидированном отчете преобразование имущества казны в имущество в оперативном управлении или наоборот должно быть отражено без какого-либо «сворачивания» проводок.

Как уже упоминалось выше, получая из казны имущество, на которое не начислялась амортизация, учреждение должно начислить ее за весь период, пока имущество находилось в казне. Понятно, что принимающее учреждение не обязано само догадываться об этом. Уполномоченный орган по учету имущества казны должен уведомить принимающее учреждение в письменном виде о необходимости доначислить амортизацию, а также сообщить необходимые для этого показатели:

фактический срок эксплуатации объекта до момента его поступления в казну;

фактический срок эксплуатации объекта в период нахождения его в составе имущества казны.

Передача между бюджетным (автономным) учреждением и учредителем

В Инструкциях № 174н и 183н можно встретить такой термин, как «закрепление имущества за бюджетным (автономным) учреждением в оперативное управление». Создается ложное впечатление, что это какая-то специфическая операция, как-то отличающаяся от другого варианта получения имущества от учредителя.

На самом деле согласно пункту 9 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» абсолютно все имущество бюджетного учреждения «закрепляется за ним на праве оперативного управления». Даже то, которое учреждение само покупает или получает в дар. Никакого иного вида права на имущество у бюджетного учреждения быть не может. Независимо от того, каким образом и с какой целью учредитель передает имущество бюджетному учреждению, оно «закрепляется на праве оперативного управления». Аналогичную норму и с аналогичными последствиями содержит пункт 1 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Инструкции № 174н и 183н содержат указания на отражение операций по движению имущества от учредителя к бюджетному (автономному) учреждению и обратно в корреспонденции со счетом 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем». В соответствии с указаниями, приведенными в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798 (далее — Письмо № 02-06-07/3798), счет 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не должен корреспондировать со счетами учета нефинансовых активов вообще, а все передачи имущества следует отражать в корреспонденции со счетами 0 401 10 180 «Прочие доходы» и 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». Хотя юридически письма не являются нормативно-правовыми актами, фактически с момента выхода этого письма все бюджетные и автономные учреждения, а также их учредители и финансовые органы руководствуются положениями этого письма, а не Инструкциями № 174н и 183н.

Нормы Инструкций № 174н и 183н также предписывают, что имущество, полученное от учредителя, следует отражать по коду финансового обеспечения «4» — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Обратно может быть передано имущество также и с кода финансового обеспечения «2» — приносящая доход деятельность.

Поскольку учредитель никак не суммирует отчетность созданных им бюджетных (автономных) учреждений со своей отчетностью, эти операции передачи имущества не относятся к консолидируемым расчетам, не подлежат отражению в Справках (ф. 0503125 и 0503725). Следовательно, при передаче имущества между учредителем и его бюджетным (автономным) учреждением нет никакой необходимости повторять ошибки передающей стороны. Принимающему учреждению следует отражать имущество в своем учете в соответствии с Инструкцией № 157н и своей учетной политикой, независимо от того, как классифицировано имущество у передающей стороны

Если в соответствии с нормами Инструкции № 157н и учетной политикой принимающего учреждения предмет следует классифицировать как основное средство, следует принять балансовую стоимость и сумму амортизации.

Если в соответствии с нормами Инструкции № 157н и учетной политикой принимающего учреждения предмет следует классифицировать как материальные запасы, следует принять только балансовую стоимость.

Когда в соответствии с нормами Инструкции № 157н и учетной политикой принимающего учреждения предмет следует учитывать на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации», следует принять балансовую стоимость, если в соответствии с учетной политикой принимающего учреждения предусмотрен учет на счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации» по фактическим ценам.

Пример 1

Учредитель бюджетного учреждения (министерство в субъекте Федерации) приобрел противопролежневые матрацы балансовой стоимостью 20 000 рублей за единицу и передал их своим бюджетным учреждениям. Указания об отнесении матрацев к категории особо ценного движимого имущества не было. Как следует правильно отразить эту операцию в учете?

Поскольку отчетность бюджетных учреждений не консолидируется с отчетностью их учредителя, бюджетным учреждениям нет необходимости повторять ошибки своего учредителя. При принятии к учету полученных предметов следует руководствоваться нормами пунктов 99 и 118 Инструкции № 157н, согласно которым матрацы относятся к категории мягкого инвентаря независимо от срока полезного использования и независимо от того, как они классифицированы передающей стороной. Бюджетному учреждению следует правильно вести свой учет.

Дебет 4 105 35 340

«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 4 401 10 180

«Прочие доходы»

— оприходованы противопролежневые матрацы, безвозмездно полученные от учредителя.

Инструкция № 33н предписывает учредителям и финансовым органам сверять данные с отчетностью созданных ими бюджетных (автономных) учреждений. О какой сверке идет речь? Может быть, тут и надо делать какую-то консолидацию? Нет, в этом указании имеется в виду сверка данных об объеме особо ценного имущества. То, о чем подробно описано в Письме № 02-06-07/3798. Чтобы данные о сумме финансовых вложений в учете учредителя совпадали с общей балансовой стоимостью всего особо ценного имущества всех созданных этим учредителем бюджетных и автономных учреждений.

Передача между

бюджетными (автоном-

ными) учреждениями

Согласно Инструкциям № 174н и 183н в отношении передачи имущества сторонние юридические и физические лица для бюджетного (автономного) учреждения делятся на три большие категории, для каждой из которых установлен соответствующий порядок отражения в учете операций безвозмездного получения имущества.

Учредитель

Имущество приходуется с кредита 4 401 10 180 «Прочие доходы» по балансовой стоимости. Если есть амортизация, приходуется амортизация.

Нерезиденты

Имущество приходуется с кредита 2 401 10 153 «Доходы от поступления от международных финансовых организаций».

Все остальные

Имущество приходуется с кредита 2 401 10 180 «Прочие доходы». Если передающая сторона является государственным (муниципальным) учреждением, то имущество приходуется по балансовой стоимости, если есть амортизация — приходуется также амортизация.

Как видно из этого перечня, для бюджетного (автономного) учреждения все юридические лица, кроме своего учредителя, являются посторонними. Ни с кем, кроме своего учредителя, нет никаких особых отношений. Даже если это бюджетное (автономное) учреждение, относящееся к тому же учредителю, или казенное учреждение того же бюджета.

Как следствие, на каком бы коде финансового обеспечения имущество ни числилось у передающей стороны, принять его бюджетное (автономное) учреждение имеет право только на код финансового обеспечения «2» — приносящая доход деятельность.

Рассмотрим пример из практики.

Пример 2

Управление ветеринарии субъекта Федерации является учредителем трех десятков бюджетных учреждений — станций по борьбе с болезнями животных. Управление закупает препараты для вакцинации животных и передает их бюджетным учреждениям. Если в каком-то одном районе обнаруживается дефицит препарата, а в другом есть неиспользованный излишек, Управление дает распоряжение о передаче препарата из одного бюджетного учреждения в другое. Как правильно отразить эту операцию в учете?

Операция отражается следующими записями:

в учете учредителя

Дебет 1 401 20 241

«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит 1 105 36 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

— передана вакцина бюджетному учреждению;

в учете бюджетного учреждения

Дебет 4 105 36 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 4 401 10 180

«Прочие доходы»

— принята вакцина.

Далее идет передача между бюджетными учреждениями:

в учете передающего бюджетного учреждения

Дебет 4 401 20 241

«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит 4 105 36 440

«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

— передана вакцина другому бюджетному учреждению;

в учете принимающего бюджетного учреждения

Дебет 2 105 36 340

«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 2 401 10 180

«Прочие доходы»

— принята вакцина от другого бюджетного учреждения.

Последняя операция отражена по коду финансового обеспечения «2» — приносящая доход деятельность, потому что бюджетное учреждение для другого бюджетного учреждения является сторонней организацией. А для этого случая Инструкциями № 174н и 183н предусмотрено использование только этого кода вида финансового обеспечения. И никакой проблемы с консолидацией отчетности здесь не будет, потому что отчетность бюджетных учреждений не суммируется и не консолидируется. Следовательно, эту передачу нет необходимости отражать в Справке (ф. 0503725).

Бухгалтер может задать вопрос: «Но ведь передача была произведена по распоряжению учредителя»? Давайте разберемся. Каким имуществом для первого бюджетного учреждения была вакцина? Иным движимым. Кто имеет право распоряжаться иным движимым имуществом бюджетного учреждения? Только само бюджетное учреждение. Следовательно, учредитель не имеет права давать никаких распоряжений в отношении этого имущества.

Можно провести аналогию со средствами субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Допустим, учредитель выяснил, что одному из его бюджетных учреждений к концу года не хватает денежных средств, а у другого есть неиспользованный остаток. Может ли учредитель потребовать, чтобы одно из его бюджетных учреждений поделилось деньгами с другим? Нет, не может, не имеет такого права. Даже остаток средств субсидий на госзадание, не использованных на конец года, остается в распоряжении бюджетного учреждения. Следовательно, бюджетное учреждение может передать иное движимое имущество другому бюджетному учреждению только добровольно.

Как уже отмечалось ранее, в случае движения имущества между бюджетными (автономными) учреждениями принимающая сторона должна отражать в своем учете имущество правильно, не оглядываясь на то, как имущество было учтено передающей стороной. Следует только принять балансовую стоимость, учесть амортизацию, если передается основное средство, и учесть фактический срок эксплуатации до передачи. Более никаких требований не предъявляется на основании инструкций по учету и отчетности в бюджетных и автономных учреждениях.


Реклама