Контроль расходов учреждений

В настоящее время наблюдается излишняя регламентация деятельности бюджетных и автономных учреждений в осуществлении их расходов, в том числе субсидий на выполнение государственных и муниципальных заданий. Избыточное влияние управленческих структур на деятельность бюджетных и автономных учреждений подчас чревато коррупцией.

Конечно, для бюджетных учреждений с самого начала реформы были установлены определенные ограничения (счета в казначействе либо в финансовых органах, совершение сделок с предварительного согласия учредителя, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, депозиты запрещены, скоро и кредиты будут запрещены, согласование плана ФХД, изменений в него, контроль целевых субсидий), и в то же время учреждения были наделены дополнительными правами и целым рядом преимуществ в отличие от казенных учреждений (например, возможность сохранения на следующий год неизрасходованных остатков субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, возможность более свободного использования субсидии, полученной в течение финансового года, в части самостоятельного определения направлений расходов, а также возможность самостоятельного распоряжения движимым имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления, не относящимся к особо ценному).

Контроль по формированию плана ФХД

Вместе с тем при подготовке федеральными органами исполнительной власти правовых актов в соответствии с требованиями Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) с излишней степенью детализации регулируется финансовая деятельность учреждений. Ничто не мешает сегодня органу-учредителю в своем порядке по формированию плана ФХД установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг или работ, то есть связать доходы и соответствующие им расходы.

Хотя в требованиях Минфина России доходы и расходы, за исключением целевых субсидий, не связаны между собой. Не устанавливая таких требований, мы предполагали, что эта свобода будет сопровождаться требованиями обеспечения публичности и открытости информации о деятельности учреждения. К тому же основная стоящая перед учреждением задача — выполнить государственное задание, поэтому детально координировать распределение учреждением субсидии между услугами никогда не планировалось.

Законодательство Российской Федерации дает нам ясные и однозначные требования к порядку осуществления контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений.

При осуществлении данного контроля необходимо руководствоваться следующими положениями законодательства Российской Федерации.

В связи с принятием Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения, выступающие в гражданском обороте от собственного имени, не являются получателями бюджетных средств и не вправе принимать обязательства от имени публично-правового образования.

Кроме того, субсидии, получаемые бюджетным учреждением из бюджета в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса, являются доходами бюджетного учреждения и с момента нахождения на счете учреждения не относятся к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Документом, определяющим направления расходов бюджетного учреждения, источником которых являются в том числе субсидии из бюджета, является план финансово-хозяйственной деятельности, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим полномочия учредителя, в соответствии с требованиями, определенными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Приказ № 81н).

При этом указанным приказом не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности, должны соответствовать по объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в том числе не установлен запрет на увеличение отдельных расходов бюджетного учреждения за счет экономии средств, образовавшейся в результате осуществления его деятельности, на иные выплаты в зависимости от потребности учреждения. Санкционирование расходов федеральных бюджетных учреждений органами Федерального казначейства на основании части 16 статьи 30 Закона № 83-ФЗ предусматривается исключительно в отношении субсидий, полученных в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (целевых субсидий), а также субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса.

Ответственность

На основании вышеизложенного, с учетом положений статей 15.15.5 и 15.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих административную ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания и нарушение условий предоставления субсидий, орган, осуществляющий полномочия учредителя, должен осуществлять контроль за: 

  • выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных заданий (показателей, характеризующих качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);

  • соблюдением целей и условий, определенных при предоставлении целевых субсидий в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьи 78.2 Бюджетного кодекса. 

При этом данный контроль может осуществляться в следующих формах: 

  • камерально (на основании представляемых с установленной периодичностью отчетов);

  • путем выездной проверки;

  • путем сбора дополнительной информации (опросы, исследования, материалы, представленные самими учреждениями). •

 


Реклама