Отчетность под контролем
Сдача годовой отчетности — один из самых непростых этапов в работе бухгалтеров всех участников бюджетного процесса. Насколько они справились с этой задачей в 2014 году, расскажет Наталия Михайловна ГОРИНА, заместитель руководителя Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, член экспертного совета журнала «Бюджетный учет».
— Наталия Михайловна, как прошла сдача годовой отчетности?
— Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) осуществляет прием отчетности от следующих субъектов бюджетной отчетности: территориальных органов Федерального казначейства (далее — ТОФК), главных администраторов средств федерального бюджета (далее — ГРБС), финансовых органов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов (далее — ФО).
Объективно наименьшие трудности годовая отчетность вызывает у ТОФК, и это легко объяснимо: комплект форм годовой отчетности полностью идентичен ежемесячному комплекту (единственное исключение — Справка по заключению счетов (ф. 0503110)). В результате механизм составления документов четко отработан, показатели выверены по всем операциям до 1 декабря включительно. Единственной трудностью является необходимость переформирования отчетности в случае обнаружения ГРБС и ФО критических ошибок, связанных с необходимостью внесения изменений (принятие Уведомлений об уточнении вида и принадлежности платежа) в последний операционный день отчетного года. Таким образом, можно сказать, что основной причиной исправлений и замены отчетности органов казначейства являются так называемые ошибки внешней среды.
Сложнее дело обстоит у ФО и особенно у ГРБС: больше объектов бюджетного учета, несопоставимо большее количество форм годовой отчетности по сравнению с ежемесячной (примерно в 15 раз у ГРБС и в 8 раз у ФО), изменения в самой отчетности и требований к ее проверке по сравнению с прошлым годом, сложность составления этих отчетов. В результате отсутствия ежемесячной практики составления форм годовой отчетности возникают проблемы внутреннего характера: неравномерность нагрузки на бухгалтеров в течение года, сложность воспроизведения того, как это делали в прошлом году, и, конечно, настройка многочисленных программных продуктов, которые используют ГРБС и ФО.
Поэтому, отвечая на вопрос, как прошла сдача годовой отчетности за 2013 год, можно констатировать два основных факта. Первый: сохранилось традиционное ранжирование субъектов бюджетной отчетности по качеству представляемой отчетности (от лучшего к худшему): ТОФК — ФО — ГРБС. (Еще раз повторюсь, на это есть объективные причины.) Второй: в целом можно отметить значительное по сравнению с прошлым годом улучшение качества отчетности, представленной ФО и ГРБС за 2013 год.
— Вы сказали, что были улучшения по сравнению с прошлым годом? Учли ошибки прошлых лет?
— Говоря об улучшениях, я, прежде всего, имею в виду значительное сокращение представленных коррекций по результатам протоколов обработки отчетности, направленных Межрегиональным операционным УФК, и сокращение срока, в течение которого ГРБС и ФО исправляли ошибки. Для информации: общий коэффициент замены годовой отчетности самых сложных субъектов бюджетной отчетности — ГРБС — за 2013 год составил 2,26, в то время как аналогичный показатель за 2012 год — 3,96.
Учли ли ошибки прошлых лет? Безусловно. После окончания сдачи отчетности за 2012 год мы провели детальный анализ всех ошибок, допускаемых ГРБС и ФО, и сделали вывод, что помимо индивидуальных исключительных ошибок, допускаемых отдельными ГРБС и ФО, предвидеть и предсказать которые невозможно, существуют системные ошибки, присущие всем. Наиболее сложными и трудоемкими в исправлении являются следующие группы системных ошибок:
- расхождения консолидированных данных отчетности ГРБС и ФО по операциям доведения и возврата остатков межбюджетных трансфертов;
- расхождения данных отчетности ГРБС, ФО по приемке-передаче имущества;
- ошибки несоответствия отчетных форм форматному контролю ППО Федерального казначейства.
Именно на предотвращение этих групп ошибок в годовой отчетности за 2013 год была направлена огромная организационно-подготовительная работа Федерального казначейства и МОУ ФК. И я с гордостью могу сказать, что эта работа увенчалась успехом.
Кроме того, учитывая, что контрольные соотношения, требования, форматы отчетности за 2013 год были изменены, МОУ ФК впервые активно проводило тестирование нашего ППО на корректность проверки отчетов с привлечением ГРБС и ФО. И здесь я хочу выразить огромную признательность бухгалтерам Росимущества, Росрыболовства, финансовых органов Республики Чувашии и Томской области. Благодаря их участию в тестировании мы смогли на ранних этапах получить информацию о работоспособности прикладного программного обеспечения и устранить имеющиеся ошибки; заблаговременно получить информацию о возникающих вопросах методологического характера, связанных с исполнением соответствующих нормативно-правовых актов, и оперативно решить эти вопросы.
— Наталия Михайловна, была ли урегулирована ситуация по уточнению межбюджетных трансфертов?
— Да. Мы использовали то преимущество, что ведение лицевых счетов ГРБС осуществляется в МОУ ФК, и это позволило нам в режиме онлайн проводить анализ данных по межбюджетным трансфертам, направляемым ГРБС в адрес субъектов РФ. В течение второй половины 2013 года МОУ ФК активно проводило работу с управлениями Федерального казначейства и с финансовыми органами по субъектам РФ по оперативному уточнению трансфертов в случае их зачисления на коды невыясненных поступлений.
Кроме того, 16 декабря 2013 и 9 января 2014 года в целях осуществления контроля за зачислением сумм межбюджетных трансфертов МОУ ФК в адрес УФК по субъектам Российской Федерации были направлены информационные письма о перечислении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в разрезе расчетных документов, чтобы буквально в первые рабочие дни 2014 года были уточнены все трансферты, зачисленные на невыясненные поступления, и таким образом предотвращены ошибки, связанные с расхождениями.
Итогом проведенной работы явилось следующее. Если год назад в ходе приема месячной отчетности по состоянию на 1 января 2013 года было выявлено 20 расхождений по межбюджетным трансфертам и 132 расхождения по возвратам остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, то в месячной отчетности по состоянию на 1 января 2014 года выявлено одно расхождение по межбюджетным трансфертам и четыре расхождения по возвратам остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет, то есть данных ошибок стало меньше в 30 раз. При этом в годовом отчете за 2012 год осталось двенадцать расхождений с комментариями, за 2013 год — одно.
Кстати, уже с июня 2014 года мы возобновили деятельность по работе, связанной с выверкой межбюджетных трансфертов, поэтому можно сказать, что уже приступили к подготовке сдачи отчетности за 2014 год.
— Решили ли проблемы расхождения по переданному и полученному имуществу?
— Здесь мы также добились положительных результатов. Дело в том, что многочисленные расхождения между ГРБС, ФО в части отражения переданного и полученного имущества при проведении выверки данных Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) всегда являлись огромной проблемой. Исправление таких отклонений весьма затруднительно, поскольку влечет за собой изменение других отчетных форм, входящих в комплект годовой отчетности, а самое главное — приводит к длительным разбирательствам ГРБС между собой и с ФО. А во время сдачи отчетности на подобные эксцессы времени как раз не хватает.
Учитывая изложенное, МОУ ФК, Министерство обороны, Министерство здравоохранения выступили с инициативным предложением к Федеральному казначейству о проведении предварительной сверки между ГРБС и ФО по переданному и полученному имуществу до сдачи годовой отчетности. Инициатива была поддержана, и, в соответствии с письмом Минфина России от 20 сентября 2013 г. № 02-06-07/39161, в период с 12 по 18 ноября 2013 года МОУ ФК была проведена промежуточная сверка взаимосвязанных расчетов по переданному и полученному имуществу между ГРБС, ФО и государственными внебюджетными фондами по состоянию на 1 октября 2013 года с направлением протоколов внешнего контроля.
При проведении данной сверки было выявлено расхождений между ГРБС и ГРБС — у 37 ГРБС, между ГРБС и ФО — у 17 ГРБС и 62 ФО.
В результате активной работы ГРБС и ФО к началу приема основных форм годовой отчетности за 2013 год расхождений осталось гораздо меньше: у одного ГРБС и семи ФО (для сравнения: в начале срока приема отчетности за 2012 год было выявлено расхождений между ГРБС и ГРБС — у 50 ГРБС, между ГРБС и ФО — у 12 ГРБС и 48 ФО).
Пользуясь случаем, хотелось бы выразить признательность бухгалтерам ГРБС и ФО, которые приняли участие в этой предварительной работе по сверке имущества, за своевременность и оперативность представления данной отчетной формы. Они сделали все возможное и невозможное, чтобы выйти к сдаче годового отчета без подобного рода расхождений. Это позволило получить предварительную информацию для своевременного и эффективного принятия управленческих решений субъектами бюджетной отчетности.
— Завершился ли процесс перехода на СУФД-онлайн?
— Да, мы перевели всех ГРБС и ФО на СУФД, что также благоприятно отразилось на качестве представляемой отчетности.
До 2014 года возникали существенные проблемы, связанные с выгрузкой отчетных форм из программных продуктов ГРБС и ФО и, соответственно, с загрузкой в ППО Федерального казначейства (так называемые ошибки форматного контроля). Из общего количества форм отчетности, направленных за 2012 год, практически каждый четвертый документ был отклонен по причине несоответствия требованиям, установленным форматами сдачи отчетности. Благодаря использованию СУФД-онлайн уже на этапе отправки отчеты проходят автоматический контроль на соответствие требованиям к форматам файлов, установленным Федеральным казначейством. В результате мы избавились от подобных ошибок.
— Все ли пользователи соблюли сроки, установленные приказами Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 20н, 21н?
— С формальной точки зрения сроки соблюли все ГРБС и ФО, то есть в назначенный день (неделю — для ФО) были выгружены все комплекты отчетности. Кураторы МОУ ФК также честно выполняли свои обязанности: поступившая отчетность немедленно запускалась на проверку и протоколы проверки направлялись своевременно в день поступления отчетности. Но вот дальше как раз и начиналась основная проблема: длительное исправление ошибок. К сожалению, у некоторых ГРБС и ФО это длилось практически до середины апреля 2014 года. И все же, несмотря на это, по сравнению с прошлым годом положительная динамика в процессе сдачи годовой отчетности за 2013 год очевидна. В идеале нужно добиться ситуации, когда в установленный срок все субъекты бюджетной отчетности будут сразу представлять правильную отчетность.
— Наталия Михайловна, какие трудности возникают в Управлении, как Вы их решаете?
— Я думаю, что, как и во всех других организациях, наибольшие трудности вызывает постоянное изменение нормативно-правовой базы и неразрывно с ним связанный процесс внедрения новых технологий. Финансовая и бюджетная система находятся в постоянном развитии, и мы, находясь практически в центре этой системы, принимаем в этом активное участие. Поэтому это, конечно, трудно, но это и есть наша работа. И мы сами ее выбрали.
К так называемым трудностям можно отнести и огромную нагрузку на сотрудников в течение года. Пиковая нагрузка на бухгалтеров, как мы уже говорили, приходится на период сдачи годового отчета с января по апрель включительно; для отделов, осуществляющих кассовое обслуживание бюджетов, это конец финансового года — ноябрь и особенно декабрь, когда ГРБС проводят значительное количество платежей, а также начало года с января по март, когда, как правило, внедряются новые технологии.
Кроме того, ввиду особых функций Межрегионального операционного УФК в системе территориальных органов Федерального казначейства нам постоянно поступают нестандартные срочные задания от Федерального казначейства, Минфина России, выполнение которых в связи с их новизной требует оптимальных решений в короткое время и, соответственно, дополнительных усилий. В общем, даже если нам и бывает трудно, то скучно — точно никогда!
— Кто может вас проверить, как часто, как это отражается на работе?
— Прежде всего, это система внутреннего контроля: каждый из наших отделов ежегодно проверяет отдел внутреннего контроля и аудита Межрегионального операционного УФК; не реже одного раза в три года — Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства.
В рамках внешней проверки, осуществляемой Счетной палатой Российской Федерации в отношении деятельности Федерального казначейства, с нас также запрашиваются определенные документы.
Учитывая, что на МОУ ФК возложены функции уполномоченного органа Российской Федерации по исполнению Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, у нас уже два раза проходила совместная проверка Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Республики Казахстан и Счетной палаты Российской Федерации.
Как и любого получателя бюджетных средств, нас проверяют соответствующие контрольно-надзорные органы, в частности Росфиннадзор.
Специально к проверкам мы не готовимся, просто ежедневно стараемся правильно и эффективно выполнять свою работу, строго следуя законам и положениям других нормативно-правовых актов. Но тот факт, что нас проверят, безусловно, является дополнительным стимулом к качественному выполнению сотрудниками своих обязанностей. В случае обнаружения нарушений проводим мини-расследование, выискиваем причины, позволившие их допустить, в целях предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем.