Вопросы по бухгалтерскому и бюджетному учету
Вопрос Просим разъяснить порядок учета транспортных карт.
Ответ Под транспортной картой понимается микропроцессорная бесконтактная карта, предназначенная для проезда пассажиров транспортом общего пользования, оснащенным оборудованием автоматизированной системы контроля оплаты проезда.
Транспортная карта является собственностью компании, которая ее выпустила, и служит носителем информации о произведенных авансовых платежах в оплату получаемых услуг, при этом не является средством платежа.
Согласно статье 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются активы. При этом указанная транспортная карта не относится к активам учреждения и не может учитываться на его балансовых счетах.
Вместе с тем в целях организации порядка использования транспортных карт, а также внутреннего контроля за осуществлением расходов на проезд, по нашему мнению, целесообразно учитывать транспортные карты (их движение между ответственными лицами) на забалансовом счете.
В соответствии с пунктом 332 Инструкции об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), учреждения вправе вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета. При этом учет на забалансовых счетах ведется по простой системе (увеличение (уменьшение) забалансового счета).
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог
Вопрос Подскажите, пожалуйста, какой порядок отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете мониторов, системных блоков, а также оборудования столовой, включенного в смету стройки?
Ответ Согласно пункту 2 статьи 264.1. Бюджетного кодекса бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
В соответствии со статьей 5 № 402-ФЗ активы, к которым, в частности, относятся объекты нефинансовых активов, являются объектами бухгалтерского учета.
Согласно пункту 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Комплексом конструктивно сочлененных предметов являются один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный комплекс учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В то же время инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам.
При этом согласно ОКОФ в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты.
Согласно пункту 37 Инструкции № 157н объекты нефинансовых активов (здания и оборудование) учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по разным аналитическим группам синтетического счета объекта учета:
— 10 «Недвижимое имущество учреждения»;
— 30 «Иное движимое имущество учреждения».
Оборудование, выполняющее определенные самостоятельные функции (плиты, кипятильники, микроволновая печь, столы рабочие, столовые, стулья и т. д.), кроме того, имеющее в соответствии с классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1, сроки полезного использования, отличные от срока полезного использования здания, учитывается в качестве самостоятельных объектов. При этом принятие к учету указанного оборудования, включенного в смету стройки здания, осуществляется по результатам проведенной инвентаризации.
При выявлении объектов, подлежащих принятию к учету по решению комиссии учреждения, они отражаются на балансовых счетах.
Решение в отношении учета мониторов, системных блоков в составе объектов основных средств или материальных запасов принимается комиссией учреждения исходя из функционального применения указанных материальных ценностей и вышеуказанных критериев.
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог
Вопрос Просим разъяснить порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств (смонтированной дизельной электростанции, асфальтовой площадки, тротуара, молниеприемной мачты).
Ответ В соответствии со статьей 5 Закона № 402-ФЗ активы, в частности, относящиеся к материальным ценностям, являются объектами бухгалтерского учета.
Согласно пункту 23 Инструкции № 157н первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).
При этом порядок формирования первоначальной стоимости определен пунктом 47 Инструкции № 157н.
Согласно пункту 127 Инструкции № 157н фактические затраты учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, в том числе затраты на проектно-сметную документацию (далее — ПСД), в части объектов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, признаются капитальными вложениями в объекты нефинансовых активов и учитываются на счете 0 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».
В то же время, обратите внимание, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, до момента его установки учитывается в составе материальных запасов на счете 0 105 34 000 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения» (п. 118 Инструкции № 157н).
К оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.
Решение о принятии объекта к учету принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов (п. 34 Инструкции № 157н).
Принятие к бухгалтерскому учету указанных объектов основных средств осуществляется на основании первичных учетных документов (Акт о приеме-передаче (ф. 0306001), Акт о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030)).
При этом согласно пункту 41 Инструкции № 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Комплексом конструктивно сочлененных предметов являются один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
В то же время инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ к группировке объектов основных фондов по подразделам.
Таким образом, отнесение объектов основных средств (в том числе смонтированной дизельной электростанции, а также асфальтовой площадки, тротуара, молниеприемной мачты) к самостоятельным объектам бухгалтерского учета производится с учетом вышеперечисленных критериев.
Кроме того, необходимо отметить, что порядок применения классификации операций сектора государственного управления определен Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н).
В соответствии с Указаниями № 65н расходы на разработку ПСД по установке ДЭС, а также на осуществление работ по монтажу оборудования, не предусмотренных договором поставки данного оборудования (обособленный договор на проведение монтажных и пусконаладочных работ), отражаются по статье 226 «Прочие работы, услуги».
Отвечала Т. А. Фетисова, методолог
Вопрос Возможно ли отнесение произвольно выросших (не приобретенных и высаженных в грунт) насаждений (многолетних) к объектам нефинансовых активов (многолетних насаждений)?
Ответ Согласно ОКОФ к многолетним насаждениям относятся все виды искусственных многолетних насаждений — плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники), озеленительные и декоративные насаждения каждого парка, сада, сквера, улицы, бульвара, двора, территории предприятия и т. п. в целом, независимо от количества, возраста и породы насаждений; зеленые насаждения вдоль улицы, дороги (в границах закрепленного участка), включая индивидуальные ограждения каждого насаждения; насаждения каждого участка (района) полезащитных полос.
Согласно ОКОФ многолетние насаждения относятся к материальным основным фондам (основным средствам).
В соответствии с пунктом 38 Инструкции № 157н к учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществлении государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации.
Согласно пункту 43 Инструкции № 157н многолетние насаждения как самостоятельные объекты учета нефинансовых активов принимаются к учету в составе основных средств с применением счета 0 101 38 000 «Прочие основные средства — иное недвижимое имущество учреждения».
По нашему мнению, отнесение произвольно выросших (не приобретенных и высаженных в грунт) насаждений (многолетних) к объектам нефинансовых активов (многолетним насаждениям) Инструкцией № 157н не предусматривается.
Вместе с тем указанные объекты могут быть отнесены к объектам нефинансовых активов согласно сформированной учетной политике учреждения при условии, что принимаемые объекты (многолетние насаждения) обладают характеристиками актива (если существует вероятность поступления будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими активами, и можно надежно оценить стоимость этих активов).
Вместе с тем следует отметить, что согласно Лесному кодексу порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины (ст. 16). При этом доходы от платы за использование лесов, расположенных на землях, не относящихся к лесному фонду и находящихся в федеральной собственности, подлежат перечислению в доход федерального бюджета и в соответствии с Указаниями № 65н отражаются по коду бюджетной классификации 000 1 12 04021 01 0000 120 «Плата за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, в части платы по договору купли-продажи лесных насаждений».
Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет», действительный государственный советник 2 класса
Вопрос Муниципальному казенному учреждению переданы на баланс капитальные вложения незавершенного строительства, при этом право собственности на объект незавершенного строительства зарегистрировано за муниципальным образованием. Кто в данном случае несет ответственность за сохранность объекта и отвечает за охрану объекта от проникновения посторонних лиц, учитывая, что объект не закреплен за МКУ на праве оперативного управления?
Ответ В соответствии с нормами статей 214, 215 Гражданского кодекса государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за предприятиями на праве хозяйственного ведения и за учреждениями на праве оперативного управления, относится к имуществу казны публично-правового образования.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. То есть, если государственное (муниципальное) имущество не передано в хозяйственное ведение или в оперативное управление отдельным предприятиям и учреждениям, то право владения, пользования и распоряжения имуществом собственник имущества реализует самостоятельно. В частности, управление объектами муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления, они же, как правило, осуществляют и права собственника в отношении муниципального имущества.
Таким образом, ответственность за сохранность объекта имущества (нефинансовых активов), составляющего муниципальную казну, осуществляет администрация муниципального образования.
Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Вопрос На балансе учреждения числится автомобиль, и в штатное расписание включена должность водителя. Можно ли штатную единицу (ставку водителя) передать во вновь созданное учреждение, а автомобиль оставить в прежнем учреждении?
Ответ Штатное расписание — это документ, определяющий структуру учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.
При формировании штатного расписания следует исходить из принципа достаточности и обоснованности численного состава работников учреждения для гарантированного выполнения ими соответствующих уставным целям функций, задач и объемов работ.
Основанием для включения в штатное расписание должности водителя служит наличие автотранспорта. Наличие автотранспорта с постановкой на балансовый учет возможно путем приобретения, получения учреждением в рамках централизованного снабжения, по договорам дарения, лизинга, а также с постановкой на забалансовый учет арендованных автомобилей.
В случае необходимости обеспечения учреждения автотранспортом учреждение вправе заключить договор (государственный контракт) согласно действующему законодательству РФ на предоставление транспортных услуг.
Расходы учреждения по оплате договоров (госконтрактов) на приобретение транспортных услуг для государственных (муниципальных) нужд относятся на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Отвечала Е. М. Шахова,аудитор
Вопрос Работникам выплачивается компенсация на лечение и оздоровление, расходы на которую отражаются по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ. Надо ли на эту сумму начислять страховые взносы в ПФ РФ, если она не учитывается при расчете отпускных и временной нетрудоспособности?
Ответ Согласно части 1 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности в рамках трудовых отношений.
В статье 9 Закона № 212-ФЗ указаны выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Компенсация (выплата) на лечение и оздоровление в их числе не поименована.
Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант
Вопрос Между министерством субъекта и поставщиком был заключен один государственный контракт на централизованную поставку оргтехники по всем районам области. Грузополучателем в данном случае являлся комитет по образованию, но оргтехника предназначалась муниципальным образовательным учреждениям, подведомственным комитету по образованию. Согласно госконтракту в товарных накладных и акте приема-передачи грузополучатель — комитет по образованию. Указанное имущество (в комитете) необходимо отразить на счете 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». Спустя некоторое время данное имущество передается из государственной собственности области в муниципальную собственность муниципального образования. Далее, согласно постановлению администрации муниципального образования и акту приема-передачи имущество передается на баланс муниципальным образовательным учреждениям.
На основании каких документов произойдет выбытие оргтехники со счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» у комитета по образованию при последующей постановке на баланс муниципальными образовательными учреждениями?
Ответ Поставка материальных ценностей по централизованному снабжению осуществляется в соответствии с нормами Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В процессе централизованных поставок участвуют:
- государственный заказчик — вышестоящее учреждение либо иное уполномоченное лицо, которое принимает решение о централизованной закупке, собирает заявки подведомственных учреждений, осуществляет конкурсный отбор поставщиков, заключает государственный контракт на поставку имущества, осуществляет непосредственные расчеты с поставщиками, производит оплату (министерство субъекта);
- грузополучатель — учреждение, которому в конечном итоге поступают материальные ценности (комитет);
- поставщик — лицо, поставляющее оргтехнику.
Отражение в бухгалтерском учете операций с имуществом, полученным от поставщика, осуществляется согласно установленному правовому акту, условиям государственного контракта:
- посредством поставки поставщиком, минуя склад заказчика, непосредственно получателю;
- посредством поставки поставщиком на склад заказчика с последующей отправкой заказчиком имущества получателю (потребителю).
Операции, связанные с движением имущества по централизованным поставкам, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете на забалансовых счетах (п. 341, 375 Инструкции № 157н):
— 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»;
— 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению».
Одновременно с передачей имущества заказчик высылает грузополучателям Извещения формы 0504805, которые формируются в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждого учреждения (обособленного подразделения, филиала), с обязательным приложением акта приема-передачи осуществленных вложений в материальные ценности или копий документов, представленных поставщиком (абз. 7 п. 156 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н)).
Учреждение, получившее Извещение (ф. 0504805) с прилагаемыми к нему документами, подтверждающими факт приема-передачи объектов учета (актами о приеме-передаче, описями, реестрами, оправдательными документами поставщиков по централизованному снабжению, актами о недостаче и порче ценностей или некомплектности предметов, выявленных при принятии ценностей, и т. п.), заполняет извещение в своей части реквизитов и направляет его второй экземпляр стороне, участвующей в расчетах (абз. 3 п. 155 Инструкции № 162н).
Заполненное Извещение (ф. 0504805) принимается к учету с отражением выбытия имущества с забалансового счета 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» в регистрах бухгалтерского учета и принимается к балансовому учету. Учет по забалансовому счету 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» ведется по простой системе, то есть без применения метода двойной записи (абз. 2 п. 332 Инструкции № 157н).
Далее в рамках внутриведомственной передачи комитет осуществляет безвозмездную передачу оргтехники муниципальным образовательным учреждениям на основании Извещения (ф. 0504805).
Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»