Капитан бухгалтерии Кубани

Краснодарская финансовая система всегда являлась одним из передовиков в совершенствовании бюджетного учета. Более 17 лет бухгалтерский штурвал Кубани — в руках Таисии Константиновны ШУБИНОЙ, начальника Управления по бюджетному учету, отчетности и информатизации Министерства финансов Краснодарского края, члена экспертного совета журнала «Бюджетный учет».

— Таисия Константиновна, какова статистика изменения статуса государственных (муниципальных) учреждений в вашем регионе?

— В Краснодарском крае реализация Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в части изменения типа учреждений начата главными распорядителями средств краевого бюджета и практически всеми муниципальными образованиями края без переходного периода, то есть с 1 января 2011 года. Вместе с тем в рамках оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов процесс изменения типов учреждений в крае продолжается и сейчас. Так, в краевом бюджете за период с 2011 по 2014 год изменили свой тип 15 учреждений.

По состоянию на 1 апреля 2014 года в крае работают 1125 казенных учреждений, 1005 органов власти и органов местного самоуправления, 4527 бюджетных и 403 автономных учреждения, получающих субсидии на выполнение государственного и муниципального заданий. Из общего количества государственных и муниципальных учреждений из краевого бюджета финансируются 839 государственных учреждений, из них 518 получают субсидию на выполнение государственного задания.

— Как прошла сдача отчетности за 2013 год? На какие моменты следует обратить внимание?

— Финансисты всех уровней бюджетов к составлению отчетности всегда подходят ответственно. Главной составляющей в этой работе является четкая организация процедур составления и приема отчетности на всех уровнях каждым субъектом и пользователем отчетности. Непосредственно перед составлением годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности Министерством финансов Краснодарского края проводятся совещания со специалистами бухгалтерских служб финансовых органов края, главных распорядителей средств краевого бюджета и направляются письма об особенностях ее формирования. Кроме того, приказами Министерства финансов Краснодарского края о составлении и сроках представления форм отчетности специалисты Министерства финансов Краснодарского края персонально закреплены за каждой формой отчетности. Для оказания методической помощи назначены кураторы по муниципальным образованиям из числа специалистов отдела бюджетного учета и отчетности.

Сведения об изменении валюты баланса на начало года и справки по консолидируемым расчетам от муниципальных образований и ГРБС краевого бюджета принимаются и анализируются до наступления сроков сдачи годовой отчетности.

При этом финансовые органы местных бюджетов и главные распорядители средств краевого бюджета самостоятельно в программном комплексе по своду отчетности с помощью онлайн-технологий сверяют между собой суммы межбюджетных расчетов внутри края. Благодаря слаженной работе специалистов, соблюдению сроков представления отчетности и своевременному принятию методических и организационно-технологических решений годовая отчетность за 2013 год об исполнении консолидированного бюджета Краснодарского края и ТФОМС представлена досрочно и надлежащего качества в МОУ Федерального казначейства.

В текущем году Министерство финансов Краснодарского края приступило к созданию единой базы отчетных данных бюджетной и бухгалтерской отчетности с уровня государственных, муниципальных учреждений. В результате бюджетная и бухгалтерская отчетность учреждений, ГРБС, финансовых органов как субъектов и пользователей отчетности будет проверяться по единым правилам и контрольным соотношениям. В случае необходимости пользователь отчетности любого уровня сможет анализировать показатели отчетности вплоть до каждого государственного и муниципального учреждения. Из единого информационного пространства возможна дальнейшая интеграция и публикация отчетности в любое информационное пространство, в том числе на официальный портал (www.bus.gov.ru).

— Обращаетесь ли вы за разъяснениями в федеральные министерства и ведомства?

— В текущей работе постоянно возникают вопросы, требующие определенных обсуждений, прежде всего с методологами федерального уровня, специалистами Минфина России и Федерального казначейства. Мы обращаемся к ним за получением профессиональных советов и официальных ответов. Безусловно, мы взаимодействуем с федеральными органами власти при проведении сверки расчетов по межбюджетным трансфертам. В работе нам всегда помогает общение на Всероссийских совместных семинарах-совещаниях, ежегодно организуемых Федеральным казначейством и Минфином России для финансовых органов субъектов РФ и территориальных органов Федерального казначейства. Живое обсуждение предстоящих изменений в бюджетном законодательстве, решение текущих вопросов по учету, отчетности, исполнению бюджетов всегда способствуют наилучшему пониманию, а обмен мнениями со специалистами федерального уровня, с коллегами из других регионов России позволяет в повседневной работе принимать профессиональные решения.

— Какие возникают трудности в работе?

— Безусловно, важным фактором в обеспечении высокого качества и достоверности показателей отчетности является прежде всего профессионализм бухгалтерских служб. Квалификация бухгалтера должна быть таковой, чтобы он мог разбираться не только в финансовом учете, но и в налогообложении, в юридических вопросах, работать в современных вычислительных программах. Возможно, этим можно объяснить и определенную текучесть кадров в бюджетной сфере. Дефицит бухгалтерских кадров в первую очередь ощущается в учреждениях местных бюджетов, особенно в сельских и городских поселениях, у учреждений, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно. В этой связи централизация бюджетного учета смогла бы решить ряд проблем с дефицитом кадров. На территории Краснодарского края работает 360 централизованных бухгалтерий (казенных учреждений), которые обеспечивают ведение бюджетного и бухгалтерского учета по 4585 государственным, муниципальным учреждениям, органам власти и органам местного самоуправления. Из 2475 учреждений, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно, больше половины составляют учреждения муниципальных районов, городских и сельских поселений.

Усложняют работу бухгалтерских служб часто вносимые изменения в федеральное законодательство (трудовое, налоговое), особенно если изменения вводятся в действие не с начала финансового года. Реформирование бюджетного законодательства, начатое в Российской Федерации с 2004 года, продолжается. Впереди нас ждет переход на международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора.

Поэтому специалистам приходится постоянно заниматься самообразованием, вдумчиво изучать изменения нормативных актов, в том числе требующих внесения исправлений в учетные операции и регистры, а для этого нужны дополнительные ресурсы времени, физические силы, терпение и выдержка.

Поэтому наряду с возрастающей ролью и ответственностью бухгалтерских служб в реализации государственной экономической политики, как мне кажется, должна быть соответствующая мотивация труда и повышение статуса главных бухгалтеров в организациях государственного (муниципального) сектора.

— Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав Российской Федерации. Как это событие отразилось на вашей работе?

— Краснодарский край расположен ближе всех субъектов РФ к территории Республики Крым. Для оказания практической помощи Министерству финансов Республики Крым создана рабочая группа из числа специалистов Министерства финансов Краснодарского края. В мае текущего года по инициативе Министерства финансов Республики Крым в городе Симферополе проведено рабочее совещание, на котором специалисты рабочей группы рассказали о бюджетном процессе и подготовке нормативно-правовых актов по формированию и исполнению бюджета Краснодарского края. В настоящий момент бюджетный процесс Республики Крым находится на стыке двух разных бюджетных законодательств. По вопросам, с которыми к нам обращаются наши коллеги, мы стараемся оказать помощь в пределах нашей компетенции и накопленного опыта. Кроме того, нами оказывается методическая помощь Ленинскому району.

— Расскажите о коллективе, в котором вы работаете.

— Управление по бюджетному учету, отчетности и информатизации Министерства финансов Краснодарского края состоит из двух отделов: отдела бюджетного учета и отчетности и отдела информатизации и автоматизированных систем управления. Абсолютно разные по функциям отделы неразрывно связаны друг с другом. Выполняют единые задачи, поставленные министром финансов Краснодарского края на расширенной коллегии в начале года. Для достижения конечного результата в вопросах автоматизации процесса обеспечивается:

  • ведение бюджетного учета по исполнению сметы расходов на содержание Министерства финансов Краснодарского края;
  • ведение учета по кассовым поступлениям и выбытиям на единый счет бюджета;
  • кассовое обслуживание бюджетных и автономных учреждений;
  • формирование бюджетной и сводной бухгалтерской отчетности и другие вопросы автоматизации бюджетного процесса.

В управлении работает команда профессионалов, неравнодушных к результату своей работы, отдела и управления и в целом Министерства финансов. Высокая требовательность в работе к себе и коллегам, а также заданная планка ответственности, безусловно, способствуют результативности в вопросах ведения учета, автоматизации бюджетного процесса и, конечно, по составлению отчетности. Моим коллегам всегда приятно, что наша работа неоднократно отмечалась на федеральном уровне.

 


Реклама